Особенности формирования самооценки в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 11:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: экспериментально проверить влияние отношений со сверстниками и взрослыми как фактора в формировании особенностей самооценки дошкольника.
Гипотеза: значимым фактором в формировании оценочных способностей дошкольника является характер отношений ребенка со свертниками и взрослыми.
Методики диагностики: социометрия для дошкольного возраста (?), методики на исследование уровня притязаний, самооценки («Лесенка» Г.Шур, «Нарисуй себя» А.М. Прихожан).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава1.Особенности формирования самооценки в дошкольном возрасте
1.1. Содержание понятий «самооценка» и «уровень притязаний»…………
1.2. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста…...
1.3. Факторы, определяющие особенности самооценки в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………
Глава 2. Исследование особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста …………………………………
2.1. Описание методик исследования.
2.2. Описание и анализ результатов исследования.
Глава 3. Выводы
Приложения
Использованная литература

Вложенные файлы: 1 файл

Пластун 2.docx

— 110.43 Кб (Скачать файл)

 В ходе выполнения  работы были решены следующие  задачи:

- Рассмотрены основные  подходы к изучению самооценки  в научной литературе.

- Определено понятие  самооценки;

- Выявлены особенности  развития самооценки детей (Зачем?).

В процессе решения задач, было выявлено, позитивная направленность общей самооценки у детей подготовительной к школе группы. В возрасте 6-7 лет  дети оценивают себя конкретно, подробно и адекватно. Критерием при оценке себя служит опора на собственный  опыт, полученный в разных видах  деятельности и осознание своих  возможностей, качеств. Развитие самосознания находится в тесной связи с  формированием познавательной и  мотивационной сферы ребенка. На основе их развития в конце дошкольного  периода появляется важное новообразование  — ребенок оказывается способным  в особой форме сознавать и  самого себя и то положение, которое  он в данное время занимает, т. е. у ребенка появляется «осознание своего социального «Я» и возникновение  на этой основе внутренней позиции». На протяжении дошкольного детства  сохраняется общая положительная  самооценка, основанная на бескорыстной любви, заботе близких взрослых. Пользуясь методическими разработками психологов отечественной и зарубежной литературы, я попыталась  разработать правила формирования  положительной самооценки  у детей дошкольного возраста для родителей.

 «Рекомендации  для родителей»  ?  (Это должны быть ваши рекомендации, основанные на результатах вашей исследовательской работы) СМ. Задача № 3

-Любите своих детей;

-Хвалите их больше  и меньше наказывайте;

-Развивайте у ребенка  способности данные природой, умейте  их увидеть

и развить;

-Предоставляйте самостоятельность;

-Воспитывайте уверенность  в своем ребенке;

-Не употребляйте фразы  – убийцы.

Соблюдение данных рекомендаций будет способствовать тому, что у детей дошкольного возраста   формируются здоровые представления о себе как личности на всю жизнью.

 

 

 

 

 

Приложение

Таблица 1. Данные по методике Лесенка Шур В.Г. (оценка детей, как, по их мнению, их оценивают взрослые (родители))

Имя ребёнка

Хороший

Ум

Здоровье

Красота

Доброта

Счастье

Смелость

Сила

Старание

1

Максим Ч.

2

2

1

3

3

3

2

1

1

2

Глеб К.

2

2

2

1

2

2

2

2

2

3

Данил А.

2

1

1

1

1

1

1

2

1

4

Никита Ш.

1

3

1

1

1

1

2

1

1

5

Катя Д.

1

2

1

1

1

1

1

2

1

6

Арина Л.

2

1

1

2

2

1

1

1

1

7

Кристина Ж

1

1

7

1

1

1

1

6

3

8

Вика З.

1

1

2

1

1

2

1

1

1

9

Вероника К.

1

1

6

1

1

1

3

1

1

10

Сережа Б.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

Алина Ш.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

София Ч.

1

2

1

1

1

1

4

2

2

13

Алёна П.

1

1

1

1

1

1

1

2

1

14

Полина Ф.

1

2

1

2

2

2

5

3

1

15

Ангелина Щ

2

1

1

2

1

2

3

2

1

16

Егор Г.

2

2

2

1

2

1

1

1

1

17

Настя Я.

5

1

5

1

2

2

1

3

1


Таблица 2. Данные по методике Лесенка Шур В.Г. (ребёнок оценивает сам себя)

Имя ребёнка

Хороший

Ум

Здоровье

Красота

Доброта

Счастье

Смелость

Сила

Старание

1

Максим Ч.

1

1

5

1

1

1

1

1

1

2

Глеб К.

2

2

3

1

2

3

2

3

2

3

Данил А.

1

2

1

1

1

1

1

1

1

4

Никита Ш.

2

1

3

1

1

2

1

1

1

5

Катя Д.

1

1

2

1

1

1

1

1

1

6

Арина Л.

1

1

1

1

1

2

2

3

2

7

Кристина Ж

2

2

5

1

1

1

1

6

1

8

Вика З.

1

1

2

1

2

1

3

1

2

9

Вероника К.

1

1

2

1

1

1

1

1

1

10

Сережа Б.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

Алина Ш.

1

2

2

1

2

2

2

1

1

12

София Ч.

2

1

1

1

1

1

1

1

1

13

Алёна П.

3

3

1

1

2

1

1

1

1

14

Полина Ф.

1

2

2

1

2

2

5

4

2

15

Ангелина Щ

2

1

2

1

2

1

1

3

1

16

Егор Г.

2

2

2

1

2

1

1

1

1

17

Настя Я.

2

1

1

1

2

1

5

1

1


Таблица 3 Данные по методике Лесенка Шур В.Г. (оценка детей  как, по их мнению, их оценивают сверстники  ( одногруппники )

Имя ребёнка

Хороший

Ум

Здоровье

Красота

Доброта

Счастье

Смелость

Сила

Старание

1

Максим Ч.

5

2

2

2

2

2

3

2

2

2

Глеб К.

2

2

2

1

2

2

2

2

2

3

Данил А.

2

2

1

2

1

2

1

1

2

4

Никита Ш.

3

3

5

2

1

1

1

2

2

5

Катя Д.

2

1

2

1

1

1

1

1

1

6

Арина Л.

3

2

2

5

5

3

5

3

6

7

Кристина Ж

2

3

1

2

2

2

5

6

2

8

Вика З.

2

1

2

1

2

2

1

2

1

9

Вероника К.

1

1

5

1

1

1

1

1

1

10

Сережа Б.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

Алина Ш.

2

1

2

2

2

2

2

2

2

12

София Ч.

2

1

1

2

2

2

2

2

2

13

Алёна П.

6

3

2

3

3

2

1

3

6

14

Полина Ф.

2

1

2

2

1

1

6

1

1

15

Ангелина Щ

2

2

5

1

1

2

1

2

2

16

Егор Г.

2

2

3

1

2

1

1

1

1

17

Настя Я.

2

2

3

2

1

1

5

5

2


 

Приложение Б

Таблица 4 Высказывания испытуемых по переменной «Хороший» по методике «Лесенка В.Г.Щур.

Имя

ребёнка

Высказывания детей

Ребёнок о самом себе

По мнению взрослого (родитель)

По мнению детей (сверстников)

Максим Ч.

Захотелось, я хороший

Не знаю, меня любят родители

Иногда я балуюсь

Глеб К.

Иногда хороший, иногда плохой

Делаю хорошие дела

Помогаю другим

Данил А.

Хорошее что-то делаю

Я такой умный, все делаю

Думаю, что все так считают

Никита Ш.

Бывает, что что-то не получается

Иногда меня хвалят

Считают обычным мальчиком

Катя Д.

Я хорошая

Помогаю родителям

В детском саду не балуюсь

Арина Л.

Я хочу быть хорошим, и я

Хорошо себя веду

Иногда веду себя плохо, могу не спать

Кристина Ж

Я очень хорошая

Помогаю маме, хорошо делаю

Иногда меня ругают, обижают

Вика З.

Хорошо себя веду, взрослым помогаю

Дома хорошо себя веду, но могу иногда папу нечаянно обидеть

Хорошо отвечаю на занятиях, помогаю всем

Вероника К.

Я маму не обижаю

Я спокойная и хорошая

Я делюсь, вчера вафли  дала

Сережа Б.

Занимаюсь дома, на все вопросы  отвечаю

Меня любят таким, какой  я есть

Помогаю детям, если им нужна  помощь

Алина Ш.

Мення мама хвалит, я ей дома помогаю

Иногда я сама убираюсь

Все заметили, что на занятиях я хорошо занималась

София Ч.

Дома слушаюсь маму и папу

Помогаю маме стирать, вытирать пыль

Помогаю ребятам убираться

Алёна П.

Помогаю маме постель стелить

Чашки дома мою

Помогаю игрушки убирать  в садике

Полина Ф.

Умею читать и писать

С мамой книжки читаем

Хорошо в детском саду занимаюсь

Ангелина Щ

Никого не обманываю

Иногда балуюсь, и у  мамы плохое настроение становится

Хорошо веду себя в детском  саду

Егор Г.

Иногда бываю хорошим, иногда меня ругают

Мам меня редко ругает

Я в детском саду плохо  себя веду

Настя Я.

Занимаюсь в детском саду хорошо

Дома родителям помогаю

В детском саду ем хорошо


Таблица 5 Высказывания испытуемых по переменной «Ум» по методике «Лесенка В.Г.Щур.

Имя

ребёнка

Высказывания детей

Ребёнок о самом себе

По мнению взрослого (родители)

По мнению детей (сверстников)

Максим Ч.

Я так хочу…

Я хорошо отвечаю, иногда…

Знаю что-то умное говорю

Глеб К.

Я все понимаю на занятиях

Занимаюсь хорошо

Говорят, что я много  знаю

Данил А.

На занятиях стараюсь отвечать правильно

Занимаюсь…

Иногда говорят, что я  обычный мальчик

Никита Ш.

Я все слушаю, что говорит

Я послушный, слушаю, что  мне говорят

Со мной все играют, всем

Катя Д.

На занятиях слушаю все

Я умная, так считают родители

Просто рассказываю что-то интересное

Арина Л.

Я дома хорошо занимаюсь

Я успокаиваю маму, когда  ей плохо

Другие могут больше меня знать

Кристина Ж

Я умная, помогаю маме

Буквы не все знаю

Рисую красиво, все это  знают

Вика З.

Я хожу в школу и отвечаю на все вопросы

Меня любят за то, что я оценки хорошие получаю, пятерки

Думаю, что я простая девочка

Вероника К.

Я все примеры решаю  на занятиях

Я все упражнения самостоятельно делаю

Меня могут похвалить

Сережа Б.

Обычный мальчик

Считаю лучше всех

Не знаю много всего

Алина Ш.

Я чуть-чуть умная

Мама говорит, что я  в школе хорошо занимаюсь, на все  вопросы отвечаю

Ребята видят, что отвечаю  на вопросы

София Ч.

Помогаю всем

Мама говорит, что я  самая хорошая

Помогаю ребятам

Алёна П.

Зарядкой хорошо занимаюсь, знаю, что это полезно

Знаю, что надо хорошо есть

Помогаю ребятам

Полина Ф.

Иногда забываю буквы

Решаю задачи и загадки  отгадываю

Хорошо отвечаю на занятиях

Ангелина Щ

Я очень хорошозанимаюсь, даже спрашивать не хотят

Бывает, что мама на меня сильно кричит

Меня в детском саду хвалят

Егор Г.

Я всегда знаю, что мама может  помочь

Иногда вещи за собой не убираю

На занятиях получаю хорошие  оценки

Настя Я.

На занятиях отвечаю

Меня мама вшколу отдала

Много знаю

Информация о работе Особенности формирования самооценки в дошкольном возрасте