Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:53, курсовая работа
Цель нашего исследования – установить отношение студентов к интерактивным технологиям обучения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования выдвинуты следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме отношения студентов к интерактивным технологиям обучения.
2. Изучить отношение студентов к интерактивным технологиям обучения.
3. Разработать психолого-педагогические рекомендации.
Отношение, в основном, рассматривается как компонент внутреннего мира личности, выражающийся в избирательности восприятия и оценке различных объектов, векторности психического акта, предрасположенности к определенным действиям.
Описывать отношения можно в предметах, на которые они направлены. Однако, даже если классифицировать предметы и выделять соответствующие виды, то оказывается потерянным нечто, несводимое к предмету. Отношение можно обозначить через предмет и его оценку субъектом, но отношение не сводится к своему предмету и оценке.
Д.А.Леонтьев считает, что потребность необходимо
рассматривать не как нужду в предмете, но потребность в определенном действии с предметами (Леонтьев Д.А., 1992).[9]
Характеристика того, что происходит в реальном взаимодействии, в реализации практического отношения, представляется, дает возможность понять само отношение без "уплощения" до предмета. Что для человека реализация данного отношения, какие действия он осуществляет, трудности преодолевает - это можно понять в реконструкции базовых измерений отношений. Понять смысл -найти его контекст. Потребность или мотив могут "объяснить" что происходит в действии, на что направлен двигательный акт.
Осмысление отношений возможно в определении их основных измерений. Каждое измерение позволяет понять и "безличностную" активность, и личностное решение проблемы. Каждое измерение - проблема, решаемая личностью.[16]
Представления об измерениях контроля, присоединения,
открытости разработаны В.Шутцем в русле принципов Движения Человеческого потенциала, среди которых - принцип холизма.
Измерения контроля, присоединения, открытости приложим к
описанию поведения, но, представляется, могут применяться и к
описанию внутренних отношений личности, поскольку последние не
замкнуты во внутреннем пространстве. Личность существует в
жизненном мире (Василюк Ф.Е.,1984; Леонтьев Д. А., 1992),[17]
личностные отношения находятся внутри реальных жизненных
отношений, а не выступают их оценкой, поэтому должно быть соответствие принципов, средств изучения поведения человека и его внутреннего мира.[18]
По К.А. Абульхановой-Славской, "механизмы оценки и контроля, выделение принципа действия, принятия решений - эти моменты раскрывают характер активности субъекта" (Абульханова-Славская К.А., 1991, с. 157).[61]
Контроль отражает как отношения значимости (желание контролировать), так и инструментальное отношение (контроль выступает средством реализации ценностей).[62]
Развитие социальных отношений личность проходит путь от непосредственной значимости другого к пониманию другого в его сакральной значимости (Братусь Б.С, 1999), так и присоединение идет от социального, явного приближения к приобщению, имеющему иной смысл, чем тот, который связан с социальными установками. [29]
Можно выделить три основных типа деятельности и поведения студентов в сфере обучения и познания:
Первый тип личности отличается комплексным подходом к целям и задачам обучения в вузе. Интересы студентов сосредоточиваются на области знаний более широкой, чем предусмотрено программой, социальная активность студентов проявляется во всем многообразии форм жизни вуза. Этот тип деятельности ориентирован на широкую специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.
Второй тип личности отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. И здесь познавательная деятельность студентов выходит за рамки учебной программы. Однако если первому типу поведения присуще преодоление рамок программы, так сказать, вширь, то в данном случае этот выход осуществляется вглубь. Система духовных запросов студентов сужена рамками "околопрофессиональных интересов".
Третий тип познавательной деятельности студентов предполагает усвоение знаний и приобретение навыков лишь в границах учебной программы. Этот тип деятельности - наименее творческий, наименее активный - характерен для 26,8% опрошенных студентов. Таким образом, уже в результате самого общего подхода к анализу учебно-познавательной деятельности студентов выделяются три типологические группы, каждая из которых имеет свои модели поведения.[30]
По отношению к учебе ряд исследователей выделяют пять групп.
К первой группе относятся студенты, которые стремятся овладеть знаниями, методами самостоятельной работы, приобрести профессиональные умения и навыки, ищут способы рационализации учебной деятельности. Учебная деятельность для них - необходимый путь к хорошему овладению избранной профессией. Они отлично учатся по всем предметам учебного цикла. Интересы этих студентов затрагивают широкий круг знаний, более широкий, чем предусмотрено программой. Они активны во всех сферах учебной деятельности. Студенты этой группы сами активно ищут аргументы, дополнительные обоснования, сравнивают, сопоставляют, находят истину, активно обмениваются мнениями с товарищами, проверяют достоверность своих знаний.
Ко второй группе относятся студенты, которые стремятся приобрести знания во всех сферах учебной деятельности. Для этой группы характерно увлечение многими видами деятельности, но им быстро надоедает глубоко вникать в суть тех или иных 12* предметов и учебных дисциплин. Вот почему они нередко ограничиваются поверхностными знаниями. Основной принцип их деятельности - лучше всего понемногу. Они не затрачивают много усилий на конкретные дела. Как правило, хорошо учатся, но получают порой неудовлетворительные оценки по предметам, которые их не интересуют.
К третьей группе относятся студенты, которые проявляют интерес только к своей профессии. Приобретение знаний и вся их деятельность ограничиваются узкопрофессиональными рамками. Для этой группы студентов характерно целенаправленное, избирательное приобретение знаний, и только необходимых (по их мнению) для будущей профессиональной деятельности. Они много читают дополнительной литературы, глубоко изучают специальную литературу, эти студенты хорошо и отлично учатся по предметам, связанным со своей специальностью; в то же время не проявляют должного интереса к смежным наукам и дисциплинам учебного плана.
К четвертой группе относятся студенты, которые неплохо учатся, но к учебной программе относятся избирательно, проявляют интерес только к тем предметам, которые им нравятся. Они несистематически посещают учебные занятия, часто пропускают лекции, семинарские и практические занятия, не проявляют интереса к каким-либо видам учебной деятельности и дисциплинам учебного плана, так как их профессиональные интересы еще не сформированы.
К пятой группе относятся лодыри и лентяи. В вуз они пришли по настоянию родителей или "за компанию" с товарищем, или для того, чтобы не идти работать и не попасть в армию. К учебе относятся равнодушно, постоянно пропускают занятия, имеют "хвосты", им помогают товарищи, и зачастую они дотягивают до диплома.[34]
Взяв за отправную точку анализа практическую деятельность, были выбраны 4 группы качеств, которые должны наиболее полно, по мнению В. Т. Лисовского [35], характеризовать студента, а именно ориентацию на:
1) учебу, науку, профессию;
2) общественно-политическую деятельность (активную жизненную позицию);
3) культуру (высокую духовность);
4) коллектив (общение в коллективе).
Разработанная В. Т. Лисовским типология студентов выглядит следующим образом:
"Гармоничный". Выбрал
свою специальность осознанно.
Учится очень хорошо, активно
участвует в научной и
"Профессионал". Выбрал свою специальность осознанно. Учится, как правило, хорошо. В научно-исследовательской работе участвует редко, так как ориентирован на послевузовскую практическую деятельность. Принимает участие в общественной работе, добросовестно выполняя поручения. По мере возможности занимается спортом, интересуется литературой и искусством, главное для него - хорошая учеба. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется уважением в коллективе.
"Академик". Выбрал
свою специальность осознанно.
Учится только на "отлично".
Ориентирован на учебу в
"Общественник". Ему
свойственна ярко выраженная
склонность к общественной
"Любитель искусств". Учится, как правило, хорошо, однако в научной работе участвует редко, так как его интересы направлены в основном в сферу литературы и искусства. Ему свойственны развитый эстетический вкус, широкий кругозор, глубоко художественная эрудиция.
"Старательный". Выбрал
специальность не совсем
"Середняк". Учится
"как получится", не прилагая
особых усилий. И даже гордится
этим. Его принцип: "Получу диплом
и буду работать не хуже
других". Выбирая профессию, особенно
не задумывался. Однако
"Разочарованный". Человек,
как правило, способный, но
избранная специальность
"Лентяй". Учится, как правило, слабо, по принципу "наименьшей затраты сил". Но вполне доволен собой. О своем профессиональном признании не задумывается всерьез. В научно-исследовательской и общественной работе участия не принимает. В коллективе студенческой группы к нему относятся как к "балласту". Иногда норовит словчить, воспользоваться шпаргалкой, приспособиться. Круг интересов в основном в сфере досуга.
"Творческий". Ему
свойствен творческий подход
к любому делу - будь то учеба
или общественная работа, или
сфера досуга. Зато те занятия,
где необходимы усидчивость,
"Богемный". Как правило,
успешно учится на так
Таким образом, отношение к учебному процессу зависти и от самого студента, от того, насколько упорно он будет овладевать знаниями, от его психологическим возможностей, сформированности потребностно-мотивационной сферы, которые во многом обеспечивают эффективность процесса овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с профилем деятельности. Можно выделить авторов, которые занимались изучением по проблеме отношения студентов к процессу обучения, таких как В. Т. Лисовский, В.Шутц, Абульханова-Славская К.А., Братусь Б.С, Леонтьев Д.А., Шадриков В.Д..
1.3.Особенности
интерактивных технологий
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.[44]
Каковы основные характеристики “интерактива”? Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Сегодня в обществе менее затребован педагог практик, который изо дня в день производит одни и те же шаблонные педагогические операции, относясь к типу преподавателей, которого принято называть «урокодателем». Студент выступает в роли «объекта» обучения и обязан усвоить материал, подготовленный преподавателем или прочитанный в учебнике, не выполняя никакой творческой работы. Педагог , используя такие методы обучения, как лекция - монолог, чтение, объяснение, опрос студентов делает обучение пассивным!
Информация о работе Отношение студентов к интерактивным технологиям