Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:53, курсовая работа
Цель нашего исследования – установить отношение студентов к интерактивным технологиям обучения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования выдвинуты следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме отношения студентов к интерактивным технологиям обучения.
2. Изучить отношение студентов к интерактивным технологиям обучения.
3. Разработать психолого-педагогические рекомендации.
Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. [50] Интерактивная деятельность в процессе обучения предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.[51]
Образовательную технологию можно рассматривать в широком смысле как часть дидактики и в узком смысле как конкретный инструментарий преподавателя, объект дидактических исследований и прикладных разработок. Определим образовательную технологию в узком смысле как систему, включающую некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий. Здесь модель обучения — система, со стоящая из дидактической основы и педагогической техники, используемых в данном учебном периоде. Дидактическая основа модели обучения состоит из метода обучения и организационной формы, в которой он реализован, а педагогическая техника объединяет средства и приёмы, непосредственно используемые в учебном процессе. «Эффективность процесса образования находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которую мы применяем для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей» (Беспалько В.П.) . [20,7]
Главный смысл образовательной технологии — возможность её воспроизводить для получения сходных результатов. Ясно, что «нетехнологизированные образовательные новшества не могут стать достоянием педагогов, так как копировать уникальные особенности личности и её работы затруднительно, передаваться могут лишь инструментализованные компоненты» (Штейнберг В.Э.) [31]
Однако столь же ясно должно быть, что полная алгоритмизация образовательной технологии маловероятна в силу неопределённости, свойственной гуманитарным системам. Эта неопределённость проявляется обычно на уровне педагогической техники и предоставляет поле творчества для педагогов. Это значит, что мерилом ценности образовательной технологии будет не только операционально фиксируемый результат, но и сам процесс, проектирование которого должно учитывать «…непроектируемые аффект, интеллект и воля - сердцевина образования» (Зинченко В.П.) [32]
Назначение образовательной технологии – гарантировать некоторый нижний порог вероятности успеха для обучаемых. Чем выше этот порог, тем выше качество технологии. Любой результат, полученный за счёт применения технологии, может быть улучшен благодаря индивидуальному мастерству педагога. Именно для этого проектировщики сознательно оставляют в хороших технологиях зону неопределённости.
По мнению Якиманской И.С.
образовательная технология должна способствовать:
• Раскрытию субъектного опыта студента;
• Формированию личностно значимых для него способов учебной работы;
• Овладению умениями самообразования, независимо от конкретно-предметного его содержания;
• Воспитанию нравственных идеалов, их воплощению в личной жизни».[33]
Савельев А.Я. рассматривает традиционные и инновационные технологии обучения, обусловленные основополагающей концептуальной основой, образовательной парадигмой. Он выделяет технологии:
- индивидуальные
- коллективные
- смешанные
- аудиовизуальная
- видеотехническая
- компьютерная
- видеокомпьютерная
- масс-медиа[35]
Наиболее полной классификацией педагогических технологий, на мой взгляд, является классификация Г.К.Селевко, который выделяет следующие педагогические технологии:
Гузеев В.В. предлагает интегральную технологию, в которой выделяет пять методов обучения:
• Объяснительно-
• Эвристический;
• Проблемный;
• Программированный;
• Модельный.
Все методические инновации в личностно ориентированной технологии связаны с использованием интерактивных методов обучения, которые обеспечивают возможность каждому студенту достигать такого уровня успехов, который для него адекватен и желателен. (В.В.Гузеев) [41,43]
Современная личность в разных ситуациях, на разных этапах жизни видит себя активным социальным субъектом, человеком, осмысливающим свою жизнь, созерцающим, интенсивно познающим мир, человеком, самосовершенствующимся и передающим свой опыт другим. И поэтому в настоящее время возросла потребность в активном педагоге, решающем тактические задачи, выступающем на уроке в роли организатора, помощника, корректора, консультанта, побуждающего к самостоятельному поиску знаний.
Студент, выполняя творческие задания, вступает в диалог с преподавателем, расширяет свою познавательную активность и выступает «субъектом» обучения, что позволяет ему осуществлять саморазвитие, самопознание, самореализацию.[48]
Использование интерактивных методов обучения:
В педагогике успешно сосуществуют несколько моделей обучения: пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания); интерактивная - взаимодействие. Значимое место приобретает принципиально иная по организации познавательной деятельности студента и технологии интерактивная технология, которая подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. [52]
Задачами интерактивных технологий обучения являются:
Для решения воспитательных
и учебных задач используются
следующие интерактивные технол
Интерактивное обучение:
• развивает коммуникативные умения;
• помогает становлению эмоционального контакта между студентами;
• обеспечивает работу в команде, взаимоуважение;
• снимает нервное напряжение у студентов, дает возможность сменить деятельность, переключить внимание.[52]
Таким образом, внедрение интерактивных технологий обучения – одно из важнейших направлений совершенствования организации обучения студентов в современном вузе. Авторы рассматривающие особенности интерактивных технологий обучения: В.В.Гузеев, Г.К.Селевко, Савельев А.Я., Якиманская И.С., Беспалько В.П., Штейнберг В.Э., Зинченко В.П.,
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К
2.1. Методика и организация эмпирического исследования
Эмперическое исследование проводилось среди студентов ФПП, в 2-х группах:
ПС-31(эксперементальная группа)
ПС-32(контрольная группа)
Цель нашего исследования – установить отношение студентов к интерактивным технологиям обучения.
Объект нашего исследования - индивидуальная учебная деятельность студентов.
Предмет исследования – индивидуальное отношение студентов к интерактивным технологиям обучения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что студенты положительно относятся к интерактивным технологиям обучения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования выдвинуты следующие задачи:
Задачи исследования:
Для исследования были выбраны следующие методики:
«Ваши конспекты по дисциплинам?»
А. «очень аккуратные, а самые важные места подчёркнуты гелевыми ручками»
Б. «разные, некоторые из них трудно разобрать: на паре ты не был, вот и пришлось переписывать у одногруппников»
В. «а у тебя их нет, перед зачётом или экзаменом одолжишь у одногруппников»
«Реферат и контрольная назначены на один день. Ты?»
А. «подготовишь реферат заранее, чтобы успеть подготовиться к контрольной работе»
Б. «просишь перенести сдачу реферата»
В. «постараешься разжалобить преподавателей, рассказывая, как много тебе пришлось заниматься»
«Вечером перед экзаменом: Ты?»
А. «перед сном ещё раз просматриваешь свои конспекты»
Б.«организовал вечер учёбы у подруги/друга»
В.«гуляешь, подучить можешь и утром»
«Во время контрольной работы, ты? »
А.«обычно ты хорошо справляешься, хотя можешь ошибаться в некоторых мелочах»
Б. «зацикливаешься на подробностях и не успеваешь закончить до звонка»
В. «сходишь с ума от страха»
«Преподаватель поставил тебе плохую оценку. Ты?»
А.«спрашиваешь преподавателя, когда можно пересдать, и попросишь кого-нибудь помочь тебе подготовиться»
Б.«это тебя убивает»
В.«ты думаешь этот предмет тебе не нужен»
«Ваше отношение к интерактивным технологиям? »
«Хотели бы вы, чтобы интерактивные технологии использовались в обучении, а именно на факультете педагогики и психологии? »
«На ваш взгляд, какое обучение лучше, традиционное или интерактивное?»
«По многим ли дисциплинам используется интерактивные технологии? »
«Напишите« +» и « –» интерактивного обучения? »
Информация о работе Отношение студентов к интерактивным технологиям