Отцовство, как социокультурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе внимание будет уделено проблеме отцовства в обществе. Отцовство, как психологический и социокультурный феномен, роль отца в воспитании ребенка и модели его поведения, структура феномена отцовства и этапы его формирования, феномен отцовства в современном обществе.
Актуальность и значимость предлагаемой тематики связана с тем, что современное понятие отца в обществе не соответствует тому, что пишут и говорят о нём в средствах массовой информации и в обществе в целом. Основной целью данной работы является то, чтобы развеять все неправильные представления об отцах в нашем обществе.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..4-5 С.
Глава 1. НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К АНАЛИЗУ ОТЦОВСТВА, КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА ………………………………. 6 С.
1.1. Отцовство как психологический и социокультурный феномен ….. 6-9 С.
1.2. Роль отца в воспитании ребёнка, стили воспитания ребёнка …………………………………………… 10-14 С.
1.3. Структура феномена отцовства ……... 15-16 С.
1.4. Этапы формирования отцовства ……………………………………... 17-20 С.
Основные выводы по первой главе ………………………………………. 21-22 С.
Глава 2.ОТЦОВСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ……………………………………………………………………………… 23 С.
2.1. Феномен отцовства в современном обществе ………………………. 23-30 С.
Основные выводы по второй главе …………………………………....... 31 С.
3. Заключение ……………………………………………………………… 32-33 С.
4. Список использованных источников ………………………………….. 34-36 С.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Отцовство как социокультурный феномен.docx

— 90.33 Кб (Скачать файл)

Чтобы родился ребенок, отец должен передать свое семя матери, которая потом питает плод, вызревающий в ее чреве. Таким образом, можно сказать, что отец создает, а мать формирует ребенка. Семя содержит квинтэссенцию сущности отца, и в нем отражено не только настоящее, но и все то, что было испытано в прошлом, следовательно, качество семени зависит от того образа жизни, который ведет будущий отец.

Родительство требует  новых ролей обязанностей, как  со стороны матери, так и со стороны  отца. Кроме того, родительство наделяет их новым социальным статусом. Такое важное событие в жизни человека как рождение ребёнка, становится началом периода родительства. Это событие называют образованием собственной семьи или переходом к родительству. Переход к родительству сопровождают следующие изменения различных сфер личной и семейной жизни:

 

  1. Изменения в идентичности и внутренней жизни. Изменение чувства Я родителей и их предложений о собственной жизни.
  2. Перераспределение ролей и перемены в супружеских отношениях. Когда оба супруга измучены недосыпанием, невозможностью побыть вместе столько, сколько им хочется, в их жизни происходят перемены, связанные с разделением труда.
  3. Перемены в ролях и отношениях старшего поколения. Переход к родительству затрагивает не только родителей, но также бабушек и дедушек.
  4. Изменения ролей и отношений вне семьи. Внешние касаются, главным образом, матери, так как ей приходится на некоторое время оставить работу, чтобы посвятить себя заботе о ребёнке.
  5. Новые родительские роли и отношения. Супруги должны принять на себя новые обязанности, связанные с воспитанием ребёнка.

 

Однако появление ребёнка  – это скорее переход семьи  в новое состояние, чем кризис. Большинство супружеских пар сообщают, что они испытывают лишь незначительные трудности в приспособлении к новой ситуации. В ходе одного исследования обнаружилось, что от 20 до 30 % семейных пар после рождения ребёнка начинают получать даже большее удовлетворение от супружеской жизни.

На умение новоиспечённых родителей приспособиться к своим  ролям влияет множество факторов. Для матери решающее значение имеет  социальная поддержка, особенно со стороны  мужа.

 

    1. . Роль отца в воспитании ребенка, стили воспитания ребёнка

 

Роль отца в воспитании ребёнка продолжает эволюционировать по мере того, как всё больше матерей  работают вне дома. Однако продолжают оставаться в силе некоторые традиционные различия между отцами и матерями в стилях взаимодействия со своими младенцами. Например, матери с большей  вероятностью общаются с детьми, прежде всего в процессе ухода за ними, а отцы – в процессе игры. Кроме  того, отцы проявляют больше физической силы, активности и стихийности с  детьми. Игра между отцом и ребёнком носит циклически характер, за вспышками  возбуждения и проявления взаимного  внимания следует периоды минимальной  активности. Матери вовлекают детей  в нежные, спокойные, предсказуемые  игры или затевают такие традиционные, как «ладушки». Отцы склонны устраивать необычные, энергичные, непредсказуемые  игры, которые детям особенно нравятся. Однако это положение изменяется, когда отец является основным или  единственным взрослым, заботящимся  о ребёнке: в этом случае он с большей  вероятностью склонен действовать  так, как действует традиционная мать. Результаты проведённых недавно  исследований показывают, что пожилые  отцы с большей вероятностью склонны  в игре со своими детьми вести себя как традиционные матери, тогда как  молодые отцы – выступать в  роли традиционного «отца».

На втором году жизни  рассматриваются приёмы, влияющие на психосоциальное развитие ребёнка, в широком контексте подходов к воспитанию детей, характерных  для различных культур. Основное внимание будет сосредоточено на четырёх аспектах развития младенца:

 

    1. Развитие чувства доверия в связи с особенностями ухода за ним;
    2. Восприятие им от родителей сигналов, имеющих культурный подтекст, и сверка своего поведения с этими социальными эталонами;
    3. Реакции окружающих людей на его попытки проявить самостоятельность;
    4. Влияние методов воспитания на его растущее самосознание и развитие личности.

 

Когда ребёнок подрастает и требует меньше непосредственного  ухода, взаимодействие отца с ним  увеличивается. Отцы начинают чаще вовлекать  детей в различные импровизированные игры, связанные с вознёй и неразберихой, и больше общаются со своими малышами в общественных местах, таких как зоосад или парк отдыха.

Те из них, кто часто  общается со своими маленькими детьми, чутко реагирует на их сигналы  и становится значимой фигурой в  детском мире, чаще проявляют себя как действенный посредник социализации. Когда ребёнок становится старше, отец превращается для него в важную позитивную ролевую модель.  Напротив, у родителя, недосягаемого для его маленьких детей, могут возникнуть трудности в налаживании с ними прочных эмоциональных связей впоследствии, хотя даже те мужчины, которые не живут со своими семьями, могут сохранить отношения со своими детьми, посещая их, играя с ними и давая им эмоциональную поддержку. Возможно также, что недосягаемый отец будет оказывать негативное влияние на ребёнка, когда тот станет старше.

Отцы, занимающие важное место  в жизни своих маленьких детей, не только проводят с ними время, но и чутко отзываются на их желания, слёзы и потребности. Фактически, в наше время многие отцы уделяют  всё больше и больше времени воспитанию ребёнка, даже когда тот находится ещё в младенческом возрасте.

Существуют определённые социальные и психологические причины  того, почему отцы обычно не могут заботиться о младенцах так же, как матери. В одном исследовании велось наблюдение за матерями и отцами, посещавшими  курсы молодых родителей, на которых, по крайней мере, сначала мужья вели себя очень активно, и ожидалось, что они разделяют заботы, по уходу за ребёнком со своими жёнами. Но всё вышло несколько иначе. Вскоре после рождения ребёнка и женщины, и мужчины оценили отцовские навыки ухода за младенцем значительно ниже материнских. После чего отцам была отведена роль помощников матерей. Ни один из мужей, принимавших участие в этом исследовании, не говорил о том, что жена помогает ему в уходе за ребёнком. Более компетентный родитель – мать – обычно брал на себя основную ответственность по уходу за ребёнком и становился сведущим в удовлетворении его потребностей и интерпретации его сигналов. Второстепенную роль отцов можно связать с чувством некомпетентности в уходе за ребёнком.

В большинстве семей проблема ухода за ребёнком снимается тем, что отец и мать подбирают себе взаимодополняющие роли. Менее удачливые  пары могут бурно выяснять отношения, так как отец берёт на себя функцию  вынужденного и случайного помощника; он обычно играет с малышом, но оказывает  мало реальной помощи.

Косвенное влияние мужчины  на ребёнка и семью в целом  весьма значительно. Многочисленные исследования показывают, что эмоциональная поддержка  мужем жены в период беременности и первые месяцы после появления  ребёнка на свет очень важна для  установления позитивных начальных  отношений.  Отсутствие отца в период младенчества создаёт немалые трудности  для функционирования семейной системы. Хотя в нашей культуре отец часто  выполняет вспомогательную функцию  в уходе за ребёнком, он играет важную роль в сложной системе взаимодействий членов семьи.

Появление в семье ребёнка, особенно первого, затрагивает и  саму супружескую жизнь. Наблюдения свидетельствуют, что рождение первого  ребёнка может стать источником значительного напряжения в супружеских  отношениях. Новорождённый отнимает у обоих родителей массу времени и сил. Супруги должны прилагать взаимные усилия по уходу за ребёнком, распределяя между собой обязанности, а также принять решение относительно того, когда матери возвращаться на работу. Напряжение становится ещё большим, если ребёнок требует к себе повышенного внимания, часто болеет или родился с отклонениями. Подобный стресс может способствовать сближению супругов. Однако если супружеские отношения с самого начала были уязвимы, стресс может породить недовольство и разлад. В противоречие народной мудрости, гласящей, что ребёнок может воссоединить «треснувший» брак, его рождение зачастую может ещё более ухудшить положение.

Ранее было сказано о том, что отец представлен нам в  обществе как «злодей» и как «герой». В воспитании ребёнка главное  чтобы грубость, агрессивность, жёсткость  отца никак не отражалась на процессе воспитания ребёнка. В противном  случае если ребёнок страдает от игнорирования  и физического жёсткого обращения, появляются искажения и задержки формирования чувства Я, самоконтроля и социальных навыков. Став подростками  и взрослыми людьми, они более  подвержены психическим расстройствам  и алкоголизму, а также любым  другим видам зависимости от психоактивных  веществ и могут сами начать жестоко  обращаться со своими собственными детьми.

Развитие личности и поведении  ребёнка подвергаются значительному  влиянию эмоциональных и иных сигналов, которые мама и папа посылают ему, находясь в различных социальных ситуациях. Культурные ценности и значения также передаются посредством социальных эталонов. «Жестокий» отец может разрушить ожидания любви, доверия и привязанности, которые столь существенны для развития здоровой личности и социального развития ребёнка, если отец будет жестоко обращаться с ним. В результате чего возникают серьезные проблемы. В далёком прошлом дети рассматривались как форма имущества, родители имели законное право обращаться с ними так, как им заблагорассудится. Сегодня преднамеренное нанесение серьёзных травм ребёнку или выступление причиной его смерти являются серьёзными уголовными преступлениями, кара за которые варьируют от лишения родительских прав и заключения в тюрьму до высшей меры наказания. К сожалению, жестокое обращение с детьми всё ещё распространено.

 

Стили воспитания ребёнка

 

Каждая семья полная или  нет, уникальна так же, как и  уникален каждый отдельный вид. Родители пользуются определёнными приёмами воспитания в зависимости от ситуации самого ребёнка, его поведения в  данный момент, принадлежности к определённой культуре. В идеале они должны создавать  разумные ограничения автономии  ребёнка, настойчиво передавать ему  свои ценности, способствовать развитию самоконтроля, действую при этом очень  осторожно, чтобы не пересекать любопытство, инициативу и растущее чувство компетентности ребенка. Определяющими измерениями родительского поведения являются контроль и теплота.

Термином родительский контроль обозначают степень выраженности у родителей запретительных тенденций. Запрещающие родители ограничивают свободу своих детей; они активно насаждают правила и следят за тем, чтобы ребёнок им подчинялся и выполнял свои обязанности. Термином родительская теплота обозначается количество любви и одобрения, демонстрируемое родителями. Мать и отец, с теплотой и заботой относящиеся к своим детям, часто улыбаются им, хвалят их и поддерживают. Они стараются не критиковать и не наказывать детей, а также воздерживаются от демонстрации своего неодобрения. Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают и игнорируют своих детей, редко проявляя свою любовь или одобрение. Родительский контроль и родительская теплота влияют на проявление детьми агрессии и просоциального поведения, на формирование их Я – концепции, интернализацию нравственных ценностей, а также на развитие социальных навыков.

 

Существует четыре стиля  родительского поведения:

 

  • Авторитетный
  • Авторитарный
  • Либеральный
  • Индифферентный

 

Конкретное  описание и содержание стилей родительского поведения содержится в таблице 1.1.

 

ТАБЛИЦА 1.1Стили родительского поведения:

 

Авторитетный стиль

Умеренно высокий контроль.

Признают и поощряют растущую автономию  своих детей. Родители проявляют мало теплоты к своим детям. Они жестоко придерживаются правил.

Тёплые отношения.

Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения.

Авторитарный стиль

Высокий контроль.

Отдают приказания и ждут, что  они будут в точности выполнены.

Холодные отношения.

Закрыты для постоянного общения  с детьми; устанавливают жестокие ограничения и правила, не допускают никаких обсуждений; позволяют ребёнку лишь в незначительной степени быть независимым от них.

Либеральный стиль

Низкий контроль.

Слабо или совсем не регламентируют поведение ребёнка; безусловная  родительская любовь.

Тёплые отношения.

Открыты для общения, однако, преобладающее  направление коммуникации – от ребёнка  к родителям. Детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве со стороны родителей.

Индифферентный стиль

Низкий контроль.

Не устанавливают для детей  никаких ограничений; безразличны к собственным детям

Холодные отношения.

Закрыты для общения. Заняты собственными проблемами. У них не остаётся сил на воспитание детей.


 

Однако влияние родительских стилей на детей может существенно  различаться в разных культурах  и субкультурах, и мы не можем  сказать, что один какой-то стиль  является наилучшим.

 

1.3. Структура феномена отцовства

 

Феномен отцовства тесно  связан с такими понятиями, как эмоциональная, мотивационная и ценностно-смысловая  сферы, самооценка, самосознание, Я-концепция, удовлетворенность жизнью и стиль жизни. А также социальная роль отца, различающаяся в зависимости от общественной системы, социальной, экономической и политической сфер общества, статуса мужчины в данном социуме, социальных стереотипов, предписывающих определенные правила выполнения этой роли, в том числе и гендерных стереотипов.

С этих позиций определение  отцовства как врождённого чувства, которое побуждает мужчину поступать  в отношении своего ребёнка (или  своих детей) с сопереживающей ответственностью не является удовлетворительным. Предлагается рассматривать отцовство, как интегральную совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающую в себя все уровни жизнедеятельности человека, одной из важнейших характеристик которой является комплексность, а также социальная детерминированность.

В процессе теоретического анализа работ Ш. Барта, Э. Фтенакиса, Г. Г. Филипповой была разработана структурная  модель феномена отцовства. По предположению, в структуру отцовства входят следующие компоненты:

    1. Потребностно - эмоциональный, включающий биологические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания;
    2. Операциональный, как осведомленность и умения, операции по уходу за ребенком и общение с ним;
    3. Ценностно-смысловой, как отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные переживания.
    4. Оценочный, в который входят:
      • самооценка как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца и рациональная и эмоциональная оценка себя как отца и своего ребенка;
      • социальная оценка окружающих, базирующаяся на принятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу. Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки, так как через социальные стереотипы формирует образы Я-идеального. Оценочный компонент является интегральным, так как пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры.

Информация о работе Отцовство, как социокультурный феномен