Отчет о психолого-педагогической практике на базе МДОУ Детский сад № 240
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 21:27, отчет по практике
Краткое описание
Цель практики – знакомство с основным содержанием работы МДОУ Детский сад № 240 комбинированного вида "Ручеек", с созданиями условий для формирования психического, социально-личностного здоровья воспитанников и обеспечением эффективного развития способностей, а также с особенностями профессиональной деятельности педагога-психолога в данном учреждении. Задачи практики: 1. Познакомиться с учреждением: -выявить общие сведения об учреждении и его структуре -основные задачи и направления деятельности учреждения -о составе специалистов и их обязанностях -о проблемах учреждения
Содержание
Введение 3 1.Ориентировочный этап психолого –педагогической практики 5 1.1. Характеристика учреждения 5 1.2.Основные направления деятельности ДОУ 7 1.3 Специфика деятельности педагога-психолога в МДОУ Детский сад № 240 комбинированного вида "Ручеек". 13 2. Основной этап психолого-педагогической практики 32 2.1 План беседы с родителями 35 2.2 Посещение, групповых и индивидуальных занятий для ознакомления. Отчет о консультациях 39 2.3 Организация и проведение индивидуальных обследований 40 Заключение 50 Список литературы 52
Этика психолога в работе с
родителями и воспитателями предполагает
неразглашение полученных сведений; заключения
и рекомендации, даваемые родителям или
конкретному воспитателю по их запросу,
никому больше не передаются.
1. Общие сведения о
ребенке
Фамилия Имя ребенка: Артем
К.
Дата рождения и возраст. 11.01.2006.
5 полных лет.
Диагноз: здоров
Медицинский анамнез: Вес 4кг..
рост 53см. Патологии беременности – не
отмечено. Патологии родов- не отмечено.
Патологии периода новорожденное не отмечено.
В грудном возрасте присутствовало
расстройство желудка и работы кишечника.
В раннем детстве присутствовала
моторная неловкость.
Перенесенные заболевания до
1 года- ОРЗ.
Перенесенные заболевания от
1 года до 3-х лет- кишечные расстройства.
Медицинские диагнозы к настоящему
времени – гиперактивность.
Семья не полная. Воспитывает
мать. Образование матери высшее медицинское(врач-онколог).
Жилищные условия соответствуют нормам.
Уровень среднемесячного дохода
семьи на среднем уровне. Проведение досуга
семьи- оздоровительные мероприятия, культурно-зрелищные
мероприятия, дружеские и родственные
контакты.
Воспитание ребенка гибкое.
Раннее психомоторное развитие.
Указать возраст, в котором
ребенок: начал держать голову-2мес., садиться-4мес,
вставать-5мес, ходить-1,3год.
Начальное эмоциональное развитие
Указать возраст, в котором
ребенок: начал улыбаться-1-2мес., появился
комплекс оживления – после 4х мес., начал
узнавать мать -4мес., дифференцировать
своих и чужих- 8мес. Указать преобладающие
эмоции- улыбается.
6. Результаты анализа
медицинской и педагогической
документации, бесед с родителями
и воспитателями: В настоящее
время ребенок проявляет повышенное
беспокойство и тревожность. Периодически
отмечается частая смена настроения.
Ребенок комфортно чувствует
себя в семье, но наблюдаються
проблемы в общении со сверстниками.
7. Наблюдение велось в
период- 4-5 лет.
1. Познавательный уровень
– нормальный.
2. Деятельность. Способ: неспецифические
манипуляции; хаотическая проба; целенаправленная
проба; примеривание.
Отмечена установка на результат.
Перенос осуществляет
3. Любит сюжетные и
ролевые игры. Неадекватное использование
игрушек не наблюдалось. Предметные
заменители в основном не использует.
Любимые игрушки: машинки и пирамидки
и барабан.
Аутиспгические игры не наблюдались.
4. Речь без патологии.
Имеются нарушения при произношении
"р". Рекомендуется работа с
логопедом.
5. Произвольная двигательная
деятельность – без патологии.
6. Память: не отмечены
затруднения при запоминании.
7. Внимание: Высокая концентрация
внимания.
8. Мышление – без патологии.
Ребенок четко решает поставленные
задачи.
9. Особенности эмоционально-волевой
сферы – повышенная активность
и подвижность. Ребенок не склонен
к перепадам наст роения. Очень
хорошо идёт на контакт со
сверстниками.
10. Личностные и характерологические
черты: Ребенок часто иногда нервничает.
Не отмечено стремление к одиночеству.
11. Особенности поведения:
Ребенок в целом не конфликтен,
однако может дать сдачи. Если
конфликт начат- легко в него
оказывается вовлечённым.
12. Виды помощи ребенку:
Ребенку рекомендуется игровая
терапия и занятия с логопедом.
Заключение
Во время практики я пришла
к выводу, что деятельность психолога
в детском саду можно условно подразделить
на два больших раздела. Первый из них
– участие в осуществлении воспитательного
процесса в целом, его психологизация.
Второй раздел – индивидуальная работа
с детьми и содействие учету их индивидуально-психологических
особенностей.
К первому разделу относится
психологическое просвещение персонала
детского сада и родителей (лекции и беседы,
проводящиеся на методических совещаниях
или родительских собраниях, групповые
и индивидуальные консультации, подготовка
памяток, подбор и распространение психологической
и психолого-педагогической литературы),
передача им знаний о психологии детей,
их возрастных особенностях, оптимальных
путях общения с детьми, организации детских
групп, совместной деятельности, общения
детей разного возраста между собой и
т.п. Конечно, я считаю, что психологическое
просвещение не может ограничиваться
передачей общих сведений по детской психологии.
Оно требует изучения конкретных условий
данного детского сада, учета квалификации
персонала и индивидуального стиля работы
каждого его члена, национальных традиций,
контингента детей и родителей, местных
условий и т.п.
Второй раздел значительно
более трудоемок и многообразен. Он требует
длительного изучения при помощи наблюдения
и соответствующих диагностических методик
каждой группы детского сада, определение
особенностей взаимоотношений воспитателя
с детьми и детей между собой, оценки уровня
умственного развития и индивидуально-психологических
качеств отдельных детей и определения
на этой основе дифференциации обучения
и воспитания, выработки рекомендаций
для воспитателей и родителей, а в отдельных
случаях – и разработки приемов коррекционной
работы с детьми. Следует, однако, иметь
в виду, что психолог не может и не должен
выполнять функции, относящиеся к компетенции
медицины и специальной педагогики. Когда
это требуется, он лишь рекомендует обратиться
к соответствующему специалисту – педиатру,
детскому психоневрологу, дефектологу,
логопеду, или сам привлекает их для консультации
и принятия нужных решений.
Таким образом, в детском саду
педагог-психолог присутствует в первую
очередь для того, чтобы всеми сторонами
"соблюдались интересы ребенка".
Его труд, как правило, не всегда очевиден
родителю, но малышу он, поверьте, необходим.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Введение
в практическую психологию. –
М.: Международ пед. академия, 2007.- 237
с.
2. Карабанова О.А. Игра
в коррекции психического развития
ребенка. – М.:РПАД, 2009.-191с.
3. Козлова С.А.,Катаева
Л.И. Мой мир. Коррекционно-развивающие
занятия с дошкольниками.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,
2000. – 224с.
4. Кряжева Н.Л. Мир детских
эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия
развития, 2000. – 160с.
5. Лещинский В.И., Кульневич
С.В. Учимся управлять собой и
детьми. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2005.
– 240 с.
6. Лютова Е.К., Монина Г.Б.
Тренинг эффективного взаимодействия
с детьми.-СПб: Речь, 2001.-157 с.
7. Марцинковская Т.Д. Диагностика
психического развития детей. –
М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. -176 с.
8. Немов Р.С. Психология. В
Зх кн. – М.: Просвещение, ВЛАДОС,
2009.-233с.
9. Овчарова Р.В. Технологии
практического психолога образования.
Учебное пособие для студентов
высших и спец. учеб, заведений. –
М.: ТЦ Сфера, 2000.-448с.
Приложение 1
Должностная инструкция педагога-психолога
I. Общие положения
Педагог – психолог относится
к категории специалистов, принимается
и освобождается от должности приказом
На должность педагога-психолога
без категории назначается лицо, имеющее
высшее педагогическое образование с
дополнительной специальностью "Психология"
без предъявления требований к стажу работы,
2 категории – стаж работы по специальности
не менее 3 лет, 1 категории – стаж работы
по специальности не менее 5 лет, высшей
категории -стаж работы по специальности
не менее 10 лет.
II. Педагог – психолог
должен знать:
Конституцию РФ.
Законы РФ, постановления и
решения Правительства РФ и федеральных
органов управления образованием по вопросам
образования.
Декларацию прав и свобод человека.
Конвенцию о правах ребенка.
Нормативные документы, регулирующие
вопросы охраны труда, здравоохранения,
профориентации и социальной защиты детей.
Общую и педагогическую психологию,
общую педагогику, психологию личности
и дифференциальную психологию, детскую
и возрастную психологию, социальную психологию,
детскую нейропсихологию, патопсихологию,
психосоматику.
Основы дефектологии, психотерапии,
психогигиены, психодиагностику.
Методы активного обучения,
социально-психологического тренинга
общения.
Современные методы индивидуальной
и групповой профконсультации, диагностики
и коррекции нормального и аномального
ребенка.
2.10. Правила и нормы
охраны труда, техники безопасности
и противопожарной защиты.
2.11. Правила внутреннего
трудового распорядка ДОУ.
2.12. Производственные инструкции
и инструкции по охране труда
согласно Перечню на допуск
к самостоятельной работе.
Характеристики обслуживаемого
оборудования (ПК, аудио-, видеоаппаратура
и др.), опасные и вредные факторы по своему
рабочему месту, способы защиты от их воздействия.
Правила оказания первой доврачебной
помощи пострадавшему и порядок обращения
за помощью при получении травмы.
Федеральный закон "Об основах
охраны труда в РФ", "Трудовой кодекс
РФ" в объеме, достаточном для выполнения
своих должностных обязанностей.
Стандарты безопасности труда,
правила, нормы, положения, инструкции
и другие нормативные документы по охране
труда.
"Положение об особенностях
расследования несчастных случаев
на производстве в отдельных
отраслях и организациях".
Настоящую инструкцию и трудовой
договор.
2.19. На время отсутствия
педагога-психолога (отпуск, болезнь
и др.) его обязанности исполняет
лицо, назначенное приказом начальника
ОДОУ. Данное лицо приобретает
соответствующие права и несет
ответственность за качественное
и своевременное исполнение возложенных
на него обязанностей.
III. Должностные обязанности
Педагог-психолог:
Осуществляет профессиональную
деятельность, направленную на сохранение
психического, соматического и социального
благополучия детей в процессе воспитания
и обучения.
Содействует охране прав личности
в соответствии с Конвенцией по охране
прав ребенка.
Определяет факторы, препятствующие
развитию личности детей и принимает меры
по оказанию различного вида психологической
помощи (психокоррекционной, реабилитационной
и консультативной).
Оказывает помощь детям, родителям
(или лицам, их заменяющим), педагогическому
коллективу в решении конкретных проблем.
Составляет психолого-педагогйческие
заключения по материалам исследовательских
работ с целью ориентации педагогического
коллектива, родителей в проблемах личностного
и социального развития детей.
Ведет документацию по установленной
форме и использует ее по назначению.
Участвует в планировании и
разработке развивающих и коррекционных
программ образовательной деятельности
с учетом индивидуальных особенностей
личности детей.
Осуществляет педагогическую
поддержку одаренных детей, содействует
их развитию и поиску.
Определяет степень отклонений
(умственных, физических, эмоциональных)
в развитии детей, а также различного вида
нарушений социального развития и проводит
их психолого-педагогическую коррекцию.
Формирует психологическую
культуру детей, педагогических работников
и родителей.
Консультирует работников ДОУ
по вопросам практического применения
психологии.
Ежедневно перед началом работы
осуществляет самоконтроль за соответствием
рабочего места или порученной работы
требованиям охраны труда и своевременно
принимает меры по устранению выявленных
отклонений от них.
3.13. Выполняет только ту
работу, которая входит в должностные
обязанности, не приступает к
работе, если не известны безопасные
способы ее выполнения.