Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:25, отчет по практике
Цель научно-педагогической практики – изучение основ педагогической и учебно-методической работы в Нижневартовском государственном гуманитарном университете, овладение педагогическими навыками проведения отдельных видов учебных занятий по детской психологии, формирование и развитие профессиональных навыков преподавателя высших (педагогических) учебных заведений; овладение основами педагогического мастерства, умениями и навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной и преподавательской работы.
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
5.1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
п/п |
Название |
Автор |
Вид издания (учебник, учебное пособие) |
Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц |
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА | ||||
Практикум по конфликтологии |
Емельянов С. |
М. – СПб.: Питер, 2001. – 400 с. | ||
Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения |
Леонов Н. И. |
Учебное пособие |
СПб.: Питер, 2005. – 240 с. | |
Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации поведения человека |
Лурия А. Р. |
М.: Когнито-Центр, 2002. – 527 с. | ||
Психология конфликта |
Сост. и общ. ред. Н. Гришиной |
Хрестоматия |
СПб.: Питер, 2001. – 448с | |
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования |
Под ред. Е. Г. Силяевой. |
Учебное пособие для студентов вузов |
М., 2002. | |
Социальная конфликтология |
Под ред. А.В. Морозова |
Учебное пособие
для студентов факультетов |
М., 2002 | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА | ||||
Конфликтология в схемах и комментариях |
Анцупов А.Я., Баклановский С. В. |
Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальностям психологии |
СПб.: Питер, 2005. – 288 с. | |
Словарь конфликтолога |
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. |
Словарь |
СПб.: Питер, 2006. – 528 с. | |
Внимание: конфликт! |
Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. |
Новосибирск: Наука, 1989. – 189 с. | ||
Тренинг разрешения конфликтов для начальной школы |
Валкер Д. |
Практич. руководство |
СПб., – 2001. | |
Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации поведения человека |
Лурия А. Р. |
М.: Когнито-Центр, 2002. – 527 с. |
5.2.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Электронные ресурсы научно-педагогической библиотеки ОУ, Internet–ресурсы.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
Технические средства: мультимедийные компьютеры с подключением в сеть Internet; аудиосистемы; диктофоны; копировальная техника.
Аудиовизуальный фонд: лазерные диски с мультимедийными программами (аудио- и видео материалами по темам курса).
Учебно-наглядные пособия: схемы, таблицы, диаграммы, графики, презентации по темам курса.
7. СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО И
7.1. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:
В качестве текущего контроля студентам предоставляется возможность подготовить доклад / реферат и выступить с ним на одном из семинарских занятий.
Примерная тематика рефератов
7.2. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ:
а) конфликтов между руководителем и подчиненными;
б) конфликтов между «различными поколениями».
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности …….
ЛЕКЦИЯ № 1
Тема: Научный статус и уровни конфликтологического знания
1. Конфликтология как наука о социальных конфликтах:
-актуальность
знаний способов регулирования
конфликтов в современном
2. Уровни конфликтологического знания, его связь с другими социальными науками:
- многоуровневость Конфликтологии;
- междисциплинарность и научная автономность Конфликтологии.
ЛЕКЦИЯ № 2
Тема: Становление и развитие конфликтологии как науки
1. Зарубежная конфликтология ХIХ – ХХ вв:
- Г. Спенсер
– основоположник
- социал-дарвинистское понимание конфликтов;
- диалектические концепции конфликтов;
- конфликтологический функционализм.
2. Отечественная конфликтология об управлении конфликтами:
- П.А. Сорокин;
- В.М. Бехтерев;
- А.С. Звоницкая.
3. Развитие теоретической, прикладной, эмпирической конфликтологии в ХХ- начале ХХI века.
ЛЕКЦИЯ № 3
Тема: Социальный конфликт
1. Определение социального конфликта.
2. Выявление участников и их ролей в социальном конфликте:
- субъект конфликта;
- прямые и косвенные участники конфликта.
3. Определение объекта и предмета конфликта.
ЛЕКЦИЯ № 4
1. Причины и типология социального конфликта.
2. Стадии конфликта.
3. Модели поведения конфликтующих в социальном конфликте:
- стратегия и тактика конфликтующих;
- классификация
стратегий, их зависимость от
базовых психологических
- стили поведения
в конфликте: конкуренция,
4. Функции и последствия социального конфликта.
ЛЕКЦИЯ № 5
Тема: Анализ и диагностика конфликта
1. Анализ ситуации конфликта: динамика конфликта, его движущих сил.
2. Выяснение участников конфликта, их ролей в конфликте и социальных статусов; степени соответствия цели и интересам; причин и повода конфликта.
3. Этапы развития социального конфликта:
- предконфликтный,
зарождение конфликтной
- наращивание эскалации;
- переход в открытое противоборство;
- «шлейф конфликта», уроки его.
ЛЕКЦИЯ № 6
Тема: Анализ и диагностика конфликта
1. Диагностика социального конфликта. Карта социального конфликта:
- определение сторон конфликта;
- определение объекта конфликта;
- определение видов социального конфликта;
- функции конфликта;
- способы управления социальным конфликтом.
2. Сущность конфликтологического посредничества. Формы посредничества и его особенности в деятельности менеджера:
- консультативное посредничество;
- арбитраж как форма посредничества;
- переговоры и посредничество.
ЛЕКЦИЯ № 7
Тема: Способы предупреждения и модели разрешения конфликтов
1. Предупреждение социального конфликта. Изменение позиций участников. Влияние прогнозирования конфликта на конфликтное поведение участников.
2. Недопущение конфликта. Устранение причин и мотивов конфликтного поведения.
3. Стимулирование конфликта.
ЛЕКЦИЯ № 8
Тема: Способы предупреждения и модели разрешения конфликтов
1. Понятие «модель решения конфликта». Зависимость выбора модели решения конфликта от его диагноза.
2. Взаимосвязь моделей разрешения конфликтов со стратегией и тактикой поведения конфликтёров и посредников конфликта:
- «силовая модель», условия её применения, возможности и ограничения;
- компромисс как модель решения конфликта и условия его применения;
- интегративная
модель, нё универсальность,
- консенсус – форма разрешения конфликта.
3. Исходы конфликта: примирение, выигрыш одной из сторон, обоюдный выигрыш, перерастание одного конфликта в другой, затухание конфликта.
4. Переговоры в конфликте: стратегии и концепции переговоров. Деловая беседа: правила, процедуры, фазы.
ЛЕКЦИЯ № 9
Тема: Внутриличностные конфликты
1. Социальная сущность внутриличностного конфликта. Его отличие от других критических ситуаций в жизни человека.
2. Специфика и многообразие причин внутриличностных конфликтов.
3.Принципы самооценки, самоуважения и самоутверждения. Методика самоанализа и правила самооценки.
4.Симптомы и следствия внутриличностных конфликтов:
- профилактика деструктивных конфликтов личности. Требования к целям личности и средствам их достижения.
ЛЕКЦИЯ № 10
Тема: Внутриличностные конфликты
1. Стратегия и тактика преодоления внутриличностного конфликта.
2. Конфликтные типы личностей. Типы как причина внутриличностных конфликтов:
- демонстративный тип;
- ригидный тип;
- неуправляемый тип;
- бесконфликтный тип;
- сверхточный тип.
3. Специфика посредничества во внутриличностном конфликте.
4. Механизмы психологической защиты при общении с конфликтными людьми.
ЛЕКЦИЯ № 11
Тема: Межличностные конфликты
1. Сущность и специфика управления межличностными конфликтами.
2. Причины межличностных конфликтов: психологическая несовместимость людей. Методики определения несовместимости.
3. Межличностный конфликт как результат несоблюдения дистанции в процессе общения.
4. Типология межличностных конфликтов:
- конфликты на невербальном уровне;
- конфликты на вербальном уровне.
ЛЕКЦИЯ № 12