Отчёт по учебно-исследовательской практике в МБДОУ д/с№50

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 21:01, отчет по практике

Краткое описание

Цели практики:

Знакомство с профессиональной деятельностью специального психолога,
Закрепление и углубление профессиональных знаний, полученных при изучении специальных дисциплин,
Формирование умений и навыков профессиональной деятельности

Содержание

Введение стр.3
Глава 1. Знакомство с учреждением
Характеристика учреждения стр.4
Основные направления деятельности ДОУ стр.6
Глава 2. Специфика деятельности педагога – психолога
2.1. Знакомство со специалистом стр.7
2.2. План работы педагога – психолога на 2014-2015 год стр.9
Глава 3. Основной этап психолого – педагогической практики
3.1. Конспект группового психокоррекционного занятия эмоциональной сферы стр.10
3.2. Конспект индивидуального психокоррекционного занятия с воспитанником 4-5
лет стр.12
3.3. Проведение индивидуального психологического исследования стр.15

3.4. Консультация для воспитателей стр.17

3.5. Консультация для родителей стр.18

3.6. Индивидуальный план работы с ребёнком по результатам проведённых диагностик (ЗПР) стр.20
Психолого – педагогическая характеристика стр.21
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

практика психолого-педагогич.docx

— 114.06 Кб (Скачать файл)

в) Почему выбрал эти цвета?

Часть 3. Экспрессивная пауза

Ребёнку предлагается изобразить страхи пантомимическими и мимическими средствами

Заключительная часть (рефлексия, проверка экологичности коррекционной работы)

Итоги проведённого занятия

Воробьёв А.К. проявил интерес к поставленному заданию, среднее усвоение программного материала, рекомендуется проведение комплекса занятий данного направления

 

Занятие № 2.

Тема: Несуществующее доброе животное

Направленность: личностно-эмоциональные особенности

Коррекционная задача: дифференциация тревожности и не уверенности, их дальнейшая стабилизация

Средства: изобретательные, экспрессивные, вербально коммуникативные

Форма: индивидуальная

Материал: цветные карандаши, бумага, музыкальное сопровождение

Ход занятия

Часть 1. Рисунок

Ребёнку предлагается отправиться в сказочный лес, где обитают много добрых существ, а так же нарисовать доброе животное, которое обитает в этом лесу.

Инструкция задаётся в свободной форме

Часть 2.Беседа

Когда рисунок закончен, ребенку предлагается рассказать об изображённом образе в процессе рисования.

Стимулирующие вопросы

  1. Кто / что это? Почему он / оно доброе? Как его зовут? Какое у него поведение? С кем он / оно дружит?
  2. Что ты чувствовал когда  рисовал? Что вспомнил? О чём думал, когда рисовал?
  3. Почему выбрал эти цвета, линии?

Часть 3. Экспрессивная пауза

«Волшебный сон»

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем

Напряжение улетело

И расслаблено всё тело

Буд то мы лежим на травке

Греет солнышко сейчас

Руки тёплые у нас

Дышится легко…ровно… глубоко…

Нам понятно, что такое

Состояние покоя.

Хорошо нам отдыхать

Но пора уже вставать

Потянуться, улыбнуться

Всё открыть глаза и встать.

Заключительная часть

Рефлексия, проверка экологичности коррекционной работы

Итог проведённого занятия

Воробьёв А.К. проявил интерес к поставленному заданию, усвоение программного материала среднее, ребёнок лучше стал усваивать материал, чем на предыдущем занятии. Рекомендуется дальнейшее проведение комплекса занятий данного направления.

 

Проверил и протоколировал педагог-психолог

____________________Укрюкова.Д.В

 

 

 

3.3. Проведение индивидуального психологического исследования

Педагог-психолог: Укрюкова Д.В.

Сроки проведения исследования:

Объект исследования (Ф.И. ребенка, группа): Воробьёв Алексей Константинович, группа компенсирующей направленности «Гнёздышко»

Причина исследования: диагностика ВПФ

План исследования: провидение диагностики развития психологических процессов

Внешний вид и поведение в ситуации обследования: Ребёнок выглядит опрятно. Многословен. Расторможен. Поведение демонстративное (может положить голову на стол,  уйти в сторону и начать играть). К предлагаемым заданиям приступает после неоднократного приглашения. Работает 5 - 6 минут без признаков утомления. Не на каждом задании сосредотачивается, целенаправленные действия не осуществляет, выполнить задание в соответствии с инструкцией не стремится. Критичное отношение к результатам деятельности выборочное. Эмоционально реагирует на успех (шумная радость, увеличение количества движений) и неудачу (обида, отказ от продолжения деятельности).  Мотивация внешняя.

Темп работы и работоспособность: Работоспособность выше средней в продуктивной деятельности (может рисовать и лепить по замыслу 20 – 30 минут), при выполнении заданий интеллектуального характера – низкая (2 – 3 минуты под контролем взрослого, затем - внимание рассеивается).

Применяемые методики: Е.А.Стреблева, Психолого- педагогическая диагностика развития детей 4-5 лет

Оценочные шкалы, значимые в данном исследовании: оценка в баллах по группам от 1 до 4

Результат исследования

Количественные данные

Задание

Результаты выполнения диагностического обследования

Заключение

Поиграй

2

Ребенок проявляет эмоциональные реакции на некоторые игрушки, но сам не может выполнить ряд последовательных предметно-игровых действий. В процессе обучения отмечаются манипуляции и процессуальные действия с игрушками

Коробка форм

2

Ребенок принимает задание, но выполняя задание не однократно приглашался за стол и у него чётко сформированы представлении о формах и правильно скалывал фигуры в прорези. В процессе обучения ввел себя демонстративно, но действовал адекватно и после обучения не хотел переходить к другому способу задания

Разбери и сложи матрёшку

2

Ребёнок понимает и принимает задание, в процессе выполнения задания пользовался методами перебора вариантов или проб. Заинтересованность в конечном результате.

Дом животного

2

Ребёнок принимает задание, но в своих действиях не ориентировался на образец, расставлял фишки непоследовательно, пропускал углубление, нет целенаправленности в действиях.

Сложи разрезную картинку

2

Ребёнок принимает задание, но при самостоятельном выполнении кладёт одну часть картинки на другую, либо соединяет эти части без учёта целостности изображения предмета. После обучения не переходит на самостоятельное выполнение задания.

Угадай, чего нет

2

Ребенок принимает задание, но не понимает условие. При самостоятельном выполнении перечисляет все переставленные игрушки, которые видит перед собой.

Посчитай

2

Ребёнок понимает и принимает условие задания, но по словестной инструкции не мог выделить заданное количество грибочков. В процессе обучения отказывался считать и из 10 грибочков выделял только 4 и счётные операции только в приделах 4,а потом путает цифры( после 4,7…)

Построй из палочек

2

Ребёнок принимает задание, но ни в процессе обучения ни самостоятельно не мог, по образцу, выполнить

Нарисуй человечка

2

Ребёнок принимает и понимает задание, во время процесса выполнения был сосредоточен, хорошо нарисовал образного человечка.

Расскажи

2

Ребёнок понимает и принимает задание, в процессе делал ошибки. Меньше всего трудностей вызывает бытовая тематика (определяет инструменты, посуду, фрукты и овощи). Ошибки связаны с обобщением понятий по несущественным признакам


 

 

Анализ полученных данных: результаты психологического исследования ребёнка свидетельствует в пользу задержки психического развития.

Рекомендации: рекомендуема консультация с родителями и дальнейшее обследование специалистами.

Проверил и протоколировал педагог-психолог

____________________Укрюкова.Д.В.

 

 

3.4. Консультация для воспитателей

Были даны рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития.

  1. Воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории.
  2. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи.
  3. Воспитатель должен обращать свое внимание на коррекцию имеющихся отклонений в мыслительном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем мире, а также на дальнейшее развитие и совершенствование сохранных анализаторов детей.
  4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
  5. Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
  6. 6.Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
  7. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
  8. Вся работа воспитателя строится в зависимости от запланированной лексической темы. Если же дети с ЗПР не усвоили данную тему, то работу над ней можно продлить на две недели (под руководством учителя – дефектолога и учителя – логопеда).
  9. Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине.
  10. При изучении каждой темы намечается, совместно с учителем – логопедом, тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи.
  11. Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также уточняются грамматические категории, типы синтаксических конструкций, которые необходимо закреплять воспитателю по следам коррекционных занятий учителя – логопеда (дефектолога).
  12. Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия. памяти, Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам и т.д.
  13. Вся коррекционно – развивающая работа воспитателя строится в соответствии с планами и рекомендациями учителя – дефектолога и учителя – логопеда группы.
  14. В коррекционной работе с детьми с ЗПР воспитатель должен как можно шире использовать дидактические игры и упражнения, так как при их воздействии достигается лучшее усвоение изучаемого материала.
  15. Индивидуальная коррекционная работа с детьми проводится воспитателем преимущественно во второй половине дня. Особое место уделяется закреплению результатов , достигнутых учителем – дефектологом на фронтальных и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях.
  16. В первые две – три недели сентября воспитатель, параллельно с учителем – дефектологом (логопедом), проводит обследование детей для выявления уровня знаний и умений ребенка по каждому виду деятельности.
  17. Обследование должно проводиться в интересной, занимательной форме, с использованием специальных игровых приемов, доступных детям данного возраста.
  18. Важным направлением в работе воспитателя является компенсация психических процессов ребенка с ЗПР, преодоление речевого недоразвития, его социальная адаптация – все это способствует подготовке к дальнейшему обучению в школе.
  19. В задачу воспитателя входит создание доброжелательной , комфортной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма.

 

 

3.5. Консультация для родителей

Часть 1.Анкета для родителей по выявлению уровня знаний о ребенке

    1. Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)
    1. Насколько самостоятелен Ваш ребёнок?

    1. Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?

    1. Насколько контактен с окружающими ваш ребёнок?

    1. Является ли Ваш ребёнок “кумиром семьи”?

    1. Что в Вашем ребёнка вас раздражает; как вы с этим справляетесь?

    1. Как ведёте диалог с ребёнком? Отвечаете ли на бесконечные “Почему”?

    1. Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?

    1. Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?

    1. Решаете ли вы с ним его проблемы?

 

Часть 2. Советы и рекомендации, касающиеся развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

 

          Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желания серьезно занятся этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент. Дети, идя в школу, часто не умеют держать ручку и завязывать шнурки. Так как же правильно расставить приоритеты в педагогическом процессе?

          Что такое мелкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти рук. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка развита хорошо, то писать он будет красиво, чётко и легко. Но, к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми.

            Мелкая моторика влияет на  многие важные процессы в развитии  ребёнка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память ( зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями.

            Для родителей особенно важно  знать, как развивать точные и  достаточно сильные движение  пальцев, активизировать работу  мышц кисти. Существует ряд простых  занятий, которые способствуют развитие  мелкой моторики:

  1. Лепка из пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина, но и из глины, например. А если во дворе зима – что может лучше снежной бабы или игр в снежки. А если вы летом на море, то можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, что бы улучшать мелкую моторику рук вашего ребёнка.
  2. Рисование или раскрашивание картинок. Это вообще самое любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машинки самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.
  3. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы можете оценить своего ребёнка, а именно на сколько развита мелкая моторика рук и движение пальчиков малыша. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребёнка.
  4. Конструирование. В каждой семье есть конструктор, даже Лего подойдёт. Занимаясь этим занятием у ребёнка по мимо развития мелкой моторики рук у него так же развивается образное мышление, фантазия, воображение.
  5. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.  Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствует ловкость и развитие мелкой моторики рук.
  6. Завязывание и развязывания лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое занятие оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
  7. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т.д. также улучшает развитие мелкой моторики рук и ловкость пальчиков.
  8. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т.д. Интересное занятие для развитие воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
  9. Переборка круп. Плетение косичек из ниток, венков из цветов. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой и много ещё чего.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия. Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребёнка, а так же малыш будет хорошо подготовлен к школе, движение его рук будет более уверенные, школьные задания для него будут  не столь утомительными. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

Информация о работе Отчёт по учебно-исследовательской практике в МБДОУ д/с№50