Педагогические основы дидактической игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:09, контрольная работа

Краткое описание

Игра и учеба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К. Крупской, что "школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организаторскую роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы".

Содержание

Введение

Глава I Педагогические основы дидактической игры

1.1 Значение, структура, функции и виды дидактических игр

1.2 Методика руководства дидактическими играми в разных возрастных группах

1.3 Характеристика познавательных интересов и способы их развития у старших дошкольников

Заключение

Библиографический список

Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 130.14 Кб (Скачать файл)

Ната 

 

Шишканова 30 10 9 49 10 10 37 7 9 63 99 122 

Сергей 

 

Иванов 30 10 10 50 9 10 40 10 10 70 114 129 

10 

Олег

 

Юрков 25 9 9 43 10 9 39 9 7 64 94 117 

11 

Ольга

 

Семенкова 22 9 10 41 7 8 35 8 9 60 80 108 

12 

Андрей 

 

Горин 27 8 8 43 9 10 37 9 10 66 92 118 

 

 

Следует напомнить, что для удобства подсчета качества выполнения заданий  при исследовании состояния словаря  и грамматического строя речи были объединены результаты заданий, которые  были представлены двумя-тремя пунктами, но выявляли один показатель. Так, например, задание 1а, 2 б, 3в – направлены на обследование лексической стороны  речи (словаря); задания 1а, 2б, 3в, 4г –  на изучение состояния грамматического  оформления речи.

 

 

 

Следует остановиться, как и в  констатирующем эксперименте на анализе  выполнения заданий по каждому из изученных компонентов речи: лексический  уровень речи - состояние словаря, грамматическое оформление речи - состояние  грамматического строя речи и  состояния связной речи. Таким  образом, 

Уровень выполнения

 

высокий 

средний 

низкий

 

Обследование лексической стороны  речи (словарь) 25% 75% -

 

Обследование связной речи - 100% -

 

Обследование грамматического  оформления речи (грамматика) 16% 84% -

 

 

 

 

 

 

Исходя из результатов контрольного эксперимента можно отметить, что  изменились качественные и количественные характеристики речевого развития детей. Значительно улучшились результаты в плане сформированности и развитости речевых компонентов: словарь, связная  речь, грамматическое оформление речи..

 

Следует сказать, что несколько  детей (2-3 человека) еще недостаточно хорошо справились с некоторыми заданиями, что говорит о незаконченности  коррекционного воздействия.

 

Следует отметить, что фактически коррекционное воздействие осуществлялось всего 2,5 месяца (с середины апреля по середину июня 2003-04уч. года, а продолжилось с первых чисел сентября про середину сентября 2004-05 уч. года). Если рассматривать  этот небольшой временной промежуток для формирования и развития определенных сторон развития ребенка, то следует  сказать, что фактор времени –  важный момент в данном виде работы с детьми. Поэтому результат, положительная  динамика в развитии имеет место, но полученные показатели кардинально  не изменились.

 

Сравнительный анализ двух экспериментов  позволяет отметить небольшую, но положительную  динамику (см. приложение Сравнительные  диаграммы):

 

1.         В контрольном  эксперименте появился высокий  уровень речевого развития (25% - 3 чел.), низкий уровень отсутствует,  что также свидетельствует об  эффективности проводимой работы.

 

2.         В плане  развитости компонентов речи: словаря,  грамматики и состояния связной  речи, т.е. по качеству выполнения  заданий каждым ребенком.

 

 

 

Контрольный эксперимент проводился в середине сентября, до конца мая  месяца (до конца 2004-05 учебного года) еще  есть время для формирования и  развития необходимых компонентов  речи .

 

Следует продолжать работу над:

 

q   Лексической стороной речи: классификацией понятий, подбором  синонимов, подбором определений  к заданному слову

 

q   Грамматическим оформление  речи: конструированием предложения  из заданных слов, склонением  и спряжением различных частей  речи в необходимом роде, числе,  падеже.

 

q   Связной речью: формулированием  основной мысли, последовательностью  и точностью построения и воспроизведения  литературного произведения, плавностью  речи, в целом, самостоятельным  использованием при составлении  рассказов и пересказе текстов  выразительными средствами языка  и т.д.

 

Таким образом, выдвинутая гипотеза экспериментальной  работы подтвердилось не только в  теоретических положениях, но и на практике работы с дошкольниками. Так, в ходе систематической, планомерной  и целенаправленной работы произошли  качественные и количественные изменения  в речевом развитии (в частности, обогащение и пополнение словаря) у  выделенной группы дошкольников посредством  использования системы дидактических  игр как одного из способов руководства  познавательной деятельностью, а также  при использовании всех средств  коррекционного педагогического воздействия  и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ образования и развития, предполагающими изучение каждого  ребенка.

 

 

Заключение

 

 

Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, поэтому дошкольное образовательное  учреждение можно рассматривать  как часть этой системы. Являясь  государственным институтом, дошкольное учреждение создается обществом  для решения конкретных целей, отраженных в Законе Российской Федерации «Об образовании», и поэтому выполняет его социальный заказ, направленный развитие и образование грамотного, социально активного, умелого, трудолюбивого, интеллектуально зрелого человека. Так, одной из задач работы дошкольного образовательного учреждения является умственное воспитание подрастающего поколения.

 

Умственное воспитание предполагает формирование у дошкольников познавательных интересов, накопление разнообразных  знаний и умений, овладение речью. Следует помнить, что умственное воспитание ребенка, как справедливо  подчеркивал А.Н. Леонтьев, нельзя рассматривать  в разрыве от психического развития, от богатства интересов, чувства  других черт, образующих его духовный облик. Познавательные процессы (восприятие, память, мышление и речь, воображение) - составная часть любой человеческой деятельности, они позволяют человеку намечать заранее цели, планы и  содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Согласно положениям Л.С. Выготского, существует тесная взаимосвязь , взаимообусловленность  двух процессов: мышления и речи. Отсюда следует, что уровень развития мыслительных процессов напрямую зависит от уровня речевого развития, и поэтому развитие познавательной деятельности должно быть неотрывно связано с речевым  развитием, а так как слово  выполняет не только номинативную функцию, то чем обширнее словарь дошкольника, тем он успешнее будет в учении, тем у него становится выше уровень  обучаемости.

 

Так, в период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей  гуманизации воспитательно-образовательной  работы с детьми и построения новых  моделей взаимодействия взрослого  и ребенка, внимание ученых и практиков  обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры как  ведущего вида деятельности заключается  в том, что дети отражают в ней  различные стороны жизни, особенности  взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Эльконин ДБ подчеркивал, что игра - это сложное психологическое  явление, которое дает эффект общего психического развития. Психологи и  педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного  воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что  по сути является дидактической игрой.

 

В свою очередь, методологическо-теоретические  основы дидактической игры, ее роль, место в системе педагогического  воздействия рассмотрены известными педагогами прошлого и настоящего. Над проблемой использования  дидактической игры как средства формирования и развития познавательной активности работали Тихеева Е.И., Леонтьев АН, Эльконин Д.Б., Крупская Н.К., Венгер Л.А., Богуславская З.М., Дьяченко О.М.,.Веракса  Н.Е., Смирнова Е.О., Бондаренко А.К., Михаленко-Короткова  Н.С. и др. Каждый из названных представителей науки внес свой неоценимый вклад  в вопросы теории и практики дидактической  игры, каждый из них рекомендовал её использование для достижения разных целей, для решения разных дидактических задач, но взгляды на сущность дидактической игры остаются одинаковыми и обозначено её явное влияние на развитие личности ребенка-дошкольника, в целом.

 

В настоящей курсовой работе рассмотрена  проблема использования дидактической  игры как способа руководства  познавательной деятельностью детей  старшего дошкольного возраста с  этой целью осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, сформулирована гипотеза исследования, сделан отбор  диагностического инструментария, проведен анализ речевого развития старших дошкольников (экспериментальная группа), осуществлен  отбор содержания дидактических  игр с целью простроения системы  работы по применению дидактических  игр как способа руководства  познавательным развитием дошкольника, проведен собственно формирующий эксперимент  и получены результаты, которые смогли подтвердить выдвинутую гипотезу исследования. Также, согласно задачам данной курсовой работы, была самостоятельно разработана  дидактическая игра, в соответствии с рекомендациями Н.С. Михайленко, Н.А. Коротковой; разработаны методические рекомендации по использованию дидактической  игры, для развития познавательной деятельности старших дошкольников.

 

Считаю, что результаты и материалы  настоящей курсовой работы можно  применять в практике работы детьми старшего дошкольного возраста при  использовании дидактических игр  как способа руководства познавательной деятельностью.

 

 

Библиография

 

1.          Афонькина  Ю.А., Урунтаева Г.А. Помоги принцу  найти Золушку». М,1999

 

2.          Бондаренко  А.К. Дидактические игры в детском  саду. Пособие для воспитателей  детского сада. – М .,1985

 

3.          Венгер  Л.А. Программа «Развитие»/ Методические  рекомендации для воспитателей. М., 1997

 

4.          Венгер  Л.А., О.М. Дъяченко. Игры и упражнения  по развитию умственных способностей  у детей дошкольного возрасте.М.,1989.

 

5.          Выготский  Л.С. Мышление и речь. М., 1999

 

6.          Дьяченко  О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете  небывает? М.,1991

 

7.          Детство:  Программа развития и воспитания  детей в детском саду /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева,.2000.

 

8.          Каличенко  А.В., Микляева Ю.В Развитие игровой  деятельности дошкольников.,2004

 

9.          Логинова  В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная  педагогика. Ч.1., М., 1988

 

10.       Максакова А.И.  Учите детей играя: Игры и  упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателей детского  сада. М.,1979.

 

11.       Программа воспитания  и обучения в детском саду / Васильева М.А, М., 1987

 

12.       Программа «Развитие». Основные положения. / Венгер Л.А.  М., 1994

 

13.       Программа «Радуга» / Доронова Т.Н., М., 2003.

 

14.       Развитие речи  детей дошкольного возраста: пособие  для воспитателя детского сада./В.И.  Логинова, - М.:1984.

 

15.       Столяр А.А.  Давайте поиграем. М., 1991

 

16.       СорокинаА.И., Батурина  Е.Г. Игры с правилами в детском  саду: сборник дидактических и  подвижных игр.М., -1962.

 

17.       Урунтаева А.Г.  Диагностика психологических особенностей  дошкольника.М, 1996.

 

18.       Урунтаева А.Г.  Дошкольная психология. – М.,1999.

 

19.       Удальцова. Дидактические  игры. М. 1963. Пособие для студентов  заочников дошкольных факультетов  педагогического института.

 

20.       Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А, Практикум по  дошкольной психологии. М,1998.

 

21.       Швайко Г.С.  Игры и игровые упражнения  для развития речи,/Под ред.  В.В. Гербовой, М. 1988.

 

22.       Ярошевский  М.Г. Петровский А.В., Психология. Словарь. М., 1990

 

 

 

 

Оценить/Добавить комментарий:Имя:

 

Оценка:

Неудовлетворительно

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

 

 Комментарии:Очень очень и  очень хорошая курсовая, большое  спасибо)

Маргарита 16:49:54 14 мая 2013 Оценка: 5 - Отлично

 

 

 

 

Работы, похожие на Курсовая работа: Дидактическая игра как способ руководства  познавательной деятельностью детей  старшего дошкольного возрастаПедагогическая антропология

 Г .М. Коджаспирова ПEДАГОГИЧECКАЯ  AHTPOПOЛOГИЯ Рекомендовано УМО по  специальностям педагогического  образования в качестве учебного  пособия для ...

 Педагог конструирует, грамотно  оснащает развивающую дидактическую  среду, поддерживает познавательную  активность детей, наблюдает за  ходом их самостоятельной работы  и в случае ...

 Таким образом, знания, которые  ребенок приобретает в этот  период, являются как бы "побочным  продуктом" разнообразных видов  его игровой и практической  деятельности, а процесс их ...   Раздел: Рефераты по педагогике

 Тип: книга Просмотров: 7432 Комментариев: 0 Похожие работы

 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать 

 

Психологический словарь

 Борис Гурьевич Мещеряков,  Владимир Петрович Зинченко Большой  психологический словарь Оглавление  Предисловие Персоналии Список  авторов Список ...

 Для дошкольника такими специальными  качествами служат те, которые  обеспечивают ему большие возможности  для участия в игровой деятельности, для школьника - возможности более  точного ...

 Появляются зачатки связной,  контекстной речи, однако речь  дошкольника, как правило, ситуативна, изобилует указательными местоимениями,  в речи много нарушений связности.  Раздел: Рефераты по психологии

 Тип: книга Просмотров: 3714 Комментариев: 0 Похожие работы

 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать 

 

Особенности развития словаря детей  старшего дошкольного возраста с ...

 Государственное Образовательное  Учреждение Высшего Профессионального  Образования "Орловский Государственный  Университет" Факультет педагогики  и ...

3) подобрать дидактические игры, направленные на развитие активного  словаря детей старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи.

 По методике Филичевой Т.  Б., Чавелевой Н. А., Чиркиной Г.  В. дети, принимавшие участие в  эксперименте, показали следующие  результаты (Высшая оценка - 45 баллов - соответствует ...   Раздел: Рефераты по педагогике

 Тип: дипломная работа Просмотров: 4759 Комментариев: 0 Похожие работы

 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать 

 

Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках ...

Информация о работе Педагогические основы дидактической игры