q обогащению чувственного
опыта ребенка, развивая при
этом его умственные способности
(умения сравнивать, обогащать, классифицировать
предметы и явления окружающего
мира, высказывать свои суждения,
делать умозаключения). Дидактическая
игра – незаменимое средство
преодоления различных затруднений
в умственной деятельности у
отдельных детей.
q развитию речи детей:
пополняется и активизируется
словарь, формируется правильное
звукопроизношение, развивается
связная речь; ряд игр с успехом
используется для развития фонематической
стороны языка: так, увлекательное
игровое действие побуждает детей
к многократному повторению одного
и того же звукосочетания, такое
повторение звуков не утомляет
детей, потому что они заинтересованы
самой игрой, то они выполняют
роль птицы, то роль движущего
автомобиля, и чем больше увлечен
ребенок, тем активнее он воспроизводит
нужные звуки, тем полнее педагогический
эффект.
q социально-нравственному развитию
ребенка-дошкольника: в такой
игре происходит познание взаимоотношений
между детьми, взрослыми, в ней
ребенка проявляет чуткое отношение
к товариществу, учится быть справедливым,
уступать в случае необходимости,
помогать в беде и т.д.
q художественному воспитанию
– совершая какое-либо действие
ребенок думает, насколько оно
красиво, элегантно, насколько
оно вообще уместно в данной
конкретной ситуации, следит за
выразительностью своей речи
и речи окружающих речи, происходит
развитие творческой фантазии
при яркой проникновенной передаче
художественного образа.
Рассмотрев роль дидактической
игры, следует остановиться на структуре
этих игр, обозначить своеобразие и
особенностей руководства ими.
Итак, структуру (структура дидактической
игры по А.К Бондаренко) дидактической
игры образуют основные и дополнительные
компоненты.
К основным компонентам относятся:
дидактическая задача, игровые действия,
игровые правила, результат и
дидактический материал. К дополнительным
компонентам: сюжет и роль. Главная
цель любой дидактической игры обучающая,
именно поэтому основным компонентом
в ней является дидактическая
задача, которая скрыта от дошкольника
игровой. Ребенок просто играет, но
по внутреннему психологическому значению
- это процесс непосредственного
обучения.
q Дидактическая задача - определяется
целью обучения и воспитания
детей в соответствии с образовательной
программой, где для каждой возрастной
группе определен объем знаний,
умений, и навыков, которыми должны
овладеть дети. Так, для выбора
дидактических игр необходимо
знать уровень подготовленности
воспитанников, так как в играх
они должны оперировать уже
имеющиеся знания и представлениями.
Определяя дидактическую задачу,
надо прежде всего иметь ввиду,
какие знания, представления (о
природе, об окружающих предметах,
о социальных явлениях) должны
усваиваться, а какие закрепляться
детьми, какие умственные операции
в связи с этим должны у
них развиваться.
q Игровые действия Игровая
и дидактическая задача реализуется
в игровых действиях. Дидактическая
игра отличается от игровых
упражнений тем, что выполнение
в ней игровых правил направляется,
контролируется игровыми действиями.
q Игровые правила. Основная
цель правил – организовывать
действия, поведение детей. Правила
могут запрещать, разрешать, предписывать
что-то детям в игре, делать
игру занимательной, напряженной.
«Чем правила жестче, тем игра
становиться напряженнее, острее.
Факт создания мнимой ситуации
с точки зрения развития игры,
можно рассматривать как путь
к развитию отвлеченного мышления,
связанное же с этим правило,
ведет к развитию действий
ребенка, на основе которых
вообще становится возможным
то разделение игры и труда,
с которым мы встречаемся в
школьном возрасте как с основным
фактором. Соблюдение правил выступает
непременным условием решения
игровой и дидактической задачи.
Дидактическая игра может состояться
не только при условии, когда
правила становятся внутренним
регулятором детской деятельности,
а не выступают лишь как
внешние требования взрослого.
Условия, обеспечивающие соблюдения
правил в дидактической игре:
во-первых, это коллективная организация
деятельности, когда играющие согласуют
свои действия и контролируют
выполнения правил своими сверстниками,
во-вторых, создание разновозрастных
объединений, когда старшие передают
свой игровой опыт малышам.
Старшие дети встают в позицию
обучающего, что помогает им осознать
правила как нормативное средство
построения совместной деятельности.
Ошибочно было бы думать, что
в дидактической игре нет места
детскому творчеству. В играх
с фиксированными правилами дети
проявляют творчество, придумывая
новые варианты, используя новый
игровой материал, соединяя несколько
игр в одну и т. п. Таким образом, без правил
дидактическая игра развивалась бы стихийно.
Дидактическая задача не решалась.
q Дидактический материал
и результат: средством решения
дидактической задачи выступает
дидактический материал; результатом
дидактической игры является
решение игровых и дидактических
задач, решение обеих задач
– показатель эффективности игры,
так, младшие дошкольники уже
осознают игровой результат, а
старшие - начинают вспоминать
результат, связанный с решением
дидактической задачи: научился, догадался,
решил.
q Дополнительные компоненты
дидактической игры – сюжет
и роль не обязательны и
могут отсутствовать.
Своеобразие дидактической игры:
1. определяется
рациональным сочетанием двух
задач дидактической и игровой.
Если преобладает обучающая задача,
то игра превращается в упражнение,
а если игровая, то деятельность
теряет свое обучающее значение.
Обучение в форме дидактической
игры основано на стремление
ребенка, входить в воображаемую
ситуацию и действовать по
ее законам, то есть отвечает
возрастным особенностям дошкольника.
Старшие дошкольники начинают
осознавать познавательную задачу
таких игр, которая опосредуется
игровым мотивом, придающий ей
смысл.
2. определяется
вид игровой деятельности и
форма организации взаимодействия
взрослого с ребенком. Дидактические
игры социальны по своему происхождению,
социальные отношения менее выражены,
чем, например, в сюжетно-ролевой
игре, в дидактической игре –
сама дидактическая задача, предполагает
формирование средств и способов
познания.
В дошкольной педагогике все многообразие
дидактических игр объединяется
в три основных вида: игры с предметами
(игрушками), природным материалом,
настольно-печатные и словесные
игры.
q Игры с предметами в
играх с предметами используются
игрушки и реальные предметы.
Играя с ними, дети учатся сравнивать,
устанавливать сходство и различия
предметов. Ценность этих игр
в том, с их помощью дети
знакомятся со свойствами предметов,
величиной, качеством, цветом. В
играх решаются задачи на сравнение,
классификацию, установление последовательности.
По мере овладения детьми новыми
знаниями о предметной среде
задания в играх усложняются
: дети упражняются в определении
предмета по какому – либо
одному качеству, объединяют предметы
по этому признаку (цвету, форме
назначению качеству), что очень
важно для развития отвлеченного
логического мышления.
q Игры с природным материалом
всегда вызывают у детей желание
живой интерес, желание играть.
Семена растений, листья, камушки,
разнообразные цветы, - все это
используется в работе с детьми
при организации и проведении
дидактических игр. Такие игры
позволяют воспитателю проводить
их во время прогулки, непосредственно
соприкасаясь с природой при
этом закрепляются знания детей
об окружающей их природной
среде, формируются мыслительные
процессы и операции (анализ, синтез,
классификация) и наряду с этим
воспитывается любовь к природе
бережное отношение к ней.
q Настольно-печатные игры
– интересное занятие для детей.
Они разнообразны по видам: «лото», «домино»,
парные картинки» Самое простое
задание в такой игре – нахождение
среди различных картинок двух совершенно
одинаковых. Затем задания усложняются:
ребенок объединяет картинки не только
по внешнем признакам, но и по смыслу.
Составление различных картинок
и кубиков. Задача этого вида игр
- учить детей логическому мышлению,
развивать у них умение из отдельных
частей составлять целый предмет. Усложнением
в этих играх может быть увеличение
количества частей, а также установление
содержания, сюжетных картинок. Описание,
рассказ о картинке с показом
действий, движений. В таких играх
ставиться обучающая задача: развивать
не только речь детей, но и воображение,
творчество. В таких играх формируются
такие ценные качества личности ребенка,
как способность к перевоплощению,
к творческому поиску в создании
необходимого образа.
q Словесные игры. Они построены
на словах и действиях играющих,
В таких играх дети учатся,
опираясь на имеющиеся представления
о предметах, углубляясь знании
о них, т.к. здесь требуется
использование приобретенных ранее
знаний в новых связях, в новых
обстоятельствах. Дети должны
самостоятельно решать разнообразные
мыслительные задачи: описывать
предметы, выделяя характерные их
признаки, отгадывать по описанию,
находить сходства и различия
алогизмы и суждения. В старшем
дошкольном возрасте, когда у
детей начинает активно формироваться
логическое мышление, словесные
игры чаще используют в целях
формирования мыслительной деятельности,
самостоятельности решения задач.
Эти дидактические игры проводятся
во всех возрастных группах.
Но особенно они важны в
воспитании и обучении детей
старшего дошкольного возраста,
т. к способствуют подготовке
ребят к обучению в школе:
развивают умение внимательно
слушать педагога, быстро находить
ответ на поставленный вопрос,
применять знания в соответствии
поставленной задачей. С помощью
словесных игр у детей воспитывают
желание заниматься умственным
трудом. В игре сам процесс
мышления протекает активнее, трудности
умственной работы ребенок преодолевает
легко, не замечая, что его
учат. Для удобства использования
словесных игр в педагогическом
процессе их удобно можно объединить
в четыре основные группы.
1. Первую очередь из них входят
игры, с помощью которых формируют
умение выделять существенные (главные)
признаки предметов, явлений:
«Отгадай-ка», «Радио», Магазин»,
«Да - нет». 2. Вторую группу составляют
игры, используемые для развития у детей
умения сравнивать, сопоставлять, заменять
алогизм делать правильное умозаключение:
«Похож - не похож», «Кто больше заметит
небылиц». 3. В третьей группе игры, с помощью
которых развивается умение обобщать
и классифицировать предметы по различным
признакам, объединены: «Кому, что нужно»,
«Назови три предмета».4. В особую четвертую
группу выделены игры на развитие внимания,
сообразительность, быстроты мышления,
выдержки, чувства юмора: «Испорченный
телефон», «Краски», «Летает -не летает».
Словарные игры проводятся с игрушками,
предметами, картинками и на вербальной
основе (словесные). Игровые действия в
словарных играх дают возможность активизировать
имеющий запас слов. Такие игры способствуют
развитию как видовых, так и родовых понятий,
освоению слов в их обобщенных значениях.
В этих играх ребенок попадает в ситуации,
когда он вынужден использовать приобретенные
знания и словарь в новых условиях. Одним
из условий четкого руководства играми
является определения перечня слов, подлежащий
усвоению.
Руководство дидактическими играми осуществляется
в трех направлениях: подготовка дидактических
игр, ее проведение и анализ.
q В подготовку к дидактической
игре входит: отбор игры в соответствии
с задачами воспитания и обучения;
установление соответствия отобранной
игры программным требованиям
воспитания и обучения детей
определенной возрастной группе;
определение удобного времени
проведения дидактической игры (процессе
организованного обучения на
занятиях или в свободное от
занятий и других режимных
процессов время); выбор места
для игры, где дети могут спокойно
играть, не мешая другим такое
место, как правило, отводят
групповой или на участке; определение
качества играющих; подготовка необходимого
дидактического материала для
выбранной игры; подготовка к
игре самого воспитателя: он
должен изучить и осмыслить
весь ход игры, свое место в
игре, методы руководства игрой;
подготовка к игре детей: обогащение
их знаниями о предметах и
явлениях окружающей жизни, необходимыми
для решения игровой задачи.
q Проведение дидактических
игры включает: ознакомление детей
с содержанием игры, с дидактическим
материалом, который будет использован
в игре(показ предметов, картин,
краткая беседа, в ходе которой
уточняются знания и представления
детей о них); объяснения хода
игры и правил игры. При этом
воспитатель обращает внимание
на поведение детей в соответствии
с правилами игры, на четкое
выполнение правил (что они запрещают,
разрешают, предписывают); показ
игровых действий, в процессе
которого воспитатель учит детей
правильно выполнять действия, доказывал,
что иначе не приведет к
нужному результату; определение
роли воспитателя в игре, его
участие в качестве играющего,
болельщика или арбитра. Мера
непосредственного участия воспитателя
в игре определяется возрастом
детей, уровнем их подготовки,
сложностью дидактической и задачи,
игровых правил. Участвуя в игре,
педагог направляет действия
играющих (советом, вопросом, напоминанием);
подведение итогов игры – это
ответственный момент в руководстве
ею, так по результатам, которых
дети добиваются в игре, можно
судить по ее эффективности,
о том, будет ли она с интересом
использоваться в самостоятельной
деятельности.
q Анализ проведенной игры
направлен на выявление приемов
ее подготовки и проведения: какие
приемы оказались эффективными
в достижении поставленной цели
- это поможет совершенствовать
как подготовку, так и сам процесс
проведения игры. Анализ позволит
выявить индивидуальные особенности
в поведении и характере детей.