Половые и гендерные различия в понимании и взаимопонимании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить взаимосвязь между половыми и гендерными различиями во взаимопонимании и эмпатии.
Объект исследования: юноши и девушки в возрасте от 19 до 24 лет.
Предмет исследования: половые и гендерные различия во взаимопонимании.
Задачи исследования:
1. проанализировать научную литературу по теме исследования и рассмотреть различные точки зрения на данный вопрос;
2. провести эмпирическое исследование с подбором необходимых методик;
3. осуществить сравнительно-сопоставительный анализ результатов эмпирического исследования.

Содержание

Введение.…...………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическое исследование половых и гендерных различий в понимании и взаимопонимании...………………………….6
1.1. Определение понятий «понимание», «взаимопонимание»....………………..6
1.2. Сущность понятий «гендер», «пол», «гендерные отношения», «гендерные проблемы». Характеристика половых и гендерных отношений в психологических теориях………………………………………………………….12
1.3. Характеристика половых и гендерных различий во взаимопонимании…...19
1.4. Гендерные различия в эмпатии...……………………………………………..29

Глава 2. Эмпирическое исследование половых и гендерных различий во взаимопонимании……………………………………………35
2.1. Программа и методики исследования.……………………………………….35
2.2. Анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования....………36
2.2.1. Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности - фемининности (мужественность - женственность)………………………………………………..36
2.2.2. Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В...42

Заключение………………………………………………………………………56
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

выпускная квалификационная работа.doc

— 2.16 Мб (Скачать файл)

Выводы:

  1. В исследуемой выборке наиболее представленной оказалась гендерная характеристика андрогинность. В группе мужчин выражены маскулинность и андрогинность; в группе женщин представлены фемининность и андрогинность.
  2. Были выявлены статистически значимые половые различия в уровне эмпатических способностей. Мужчины менее склонны проявлять эмпатию, женщины оказались более эмпатичны.
  3. С помощью корреляционного анализа были выявлены значимая зависимость в гендерной идентичности и проявлении способности к эмпатии. Фемининный тип личности более склонен к проявлению эмпатии, чем маскулинный.
  4. Были выявлены значимые корреляции по шкалам эмоциональный канал эмпатии, установки, способствующие эмпатии, проникающая способность к эмпатии, идентификация в эмпатии. Данные способности зависят от гендерной идентичности. Чем выше уровень фемининности, тем более выражены данные способности. Таким образом, была выявлена прямая взаимосвязь по данным шкалам и гендерной идентичности.
  5. По шкалам рациональный и интуитивный каналы эмпатии существенных различий выявлено не было. Одинаково проявляют данные способности и маскулинный, и андрогинный, и фемининный типы личности.

 

Заключение

 

Подводя итоги  проведенного теоретического исследования, мы смогли выявить, взаимопонимание является необходимыми компонентами познания человека человеком. Взаимопонимание — это учет интересов другого, умение относиться к  другому как к самому себе. Взаимопонимание в тематически направленном общении или совместной деятельности включает в себя две тесно переплетающиеся и взаимообусловленные его формы: взаимопонимание как согласование индивидуальных пониманий объекта труда (предмета общения) и как понимание личностных особенностей партнеров. Эмпатия является важным компонентом взаимопонимания Эмпатия как эффективный инструмент общения была в распоряжении у человека с момента выделения его из мира животных. Эмпатию можно определить как осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Мы дали определение понятиям «пол» и «гендер» и выяснили, что существуют половые и гендерные различия во взаимопонимании, в частности в проявлении эмпатических способностей.

Таким образом, оптимизировав опыт исследователей, занимавшихся рассмотрением проблемы взаимопонимания в гендерном аспекте, мы смогли дать характеристику понятиям понимания и взаимопонимания, представленных в современной науке, рассмотреть различные точки зрения на данный вопрос; определить характеристику половых и гендерных различий. Тем самым, были решены теоретические задачи исследования. 

 

Для проверки теоретических  выводов в рамках достижения цели работы нами организовано и проведено  эмпирическое исследование половых  и гендерных различий в способностях к эмпатии. В исследовании приняли участие 80 человек – 40 парней и 40 девушек – студентов ВУЗов г.Владикавказа в возрасте от 19 до 24 лет. Измеряемыми параметрами стали маскулинность-фемининность (опросник С.Бем) и уровень способностей к эмпатии (методика Бойко В.В.).

В результате проведенного исследования выявлены статистически достоверные половые и гендерные различия в проявлении эмпатии, были выявлены значимые зависимости между гендерной идентификацией и способностями к эмпатии с помощью метода корреляционного анализа.

Эмпирическое  исследование позволило выявить зависимость уровня эмпатии и половой принадлежности, а также зависимость от гендерной идентичности по отдельным шкалам – эмоциональный канал, установки, способствующие эмпатии, проникающая способность и идентификация в эмпатии. Женщины более склонны проявлять эмпатию. Фемининный тип личности также обладает более выраженными способностями к эмпатии. Хотелось бы отметить тот факт, что различий в рациональной и интуитивной составляющих эмпатии выявлено не было.

Таким образом, поставленная в работе цель достигнута, гипотеза о наличии половых и гендерных различий в способностях к эмпатии подтверждена.

 

 

Список литературы

 

1.Авдулова Т.П.  Гендерная социализация и структура  общения в отрочестве [Электронный  ресурс] // Психол. исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 5

2.Агеев B.C. Психологические  и социальные функции полоролевых  стереотипов // Вопросы психологии. - 1987. - № 2..

3.Алешина Ю.  Е., Волович А. С. Проблемы усвоения  ролей мужчины и женщины // Вопросы  психологии. - 1991. - № 4..

4.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2000.

5.Антология  гендерной теории. Сб. пер. / Сост. и  комментарии Е.И. Гаповой и  А.Р. Усмановой. - Минск: Пропилеи, 2000.

6.Багрова Е.В.  Феномен межчеловеческого взаимопонимания   (в условиях социокультурного многообразия  современного Севера). дис. канд. филос. наук : 24.00.01 Тюмень, 2007. .

7.Багрова   Е.В.  Проблемы  взаимопонимания   в  системе  отношений   «учитель-ученик»./Багрова  Е.В.//  Вестник  Тюменского  гос.  университета,  №1.Тюмень:  Изд-во Тюменского государственного университета,  2007.

8.Бендас Т.В.  Гендерная психология. Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005.

9.Берн Ш. Гендерная  психология. – М, 2001

10.Бодалев А.А:  Восприятие и понимание человека  человеком. - М.: МГУ, 1982.

11.Блонский П.П.. Избранные педагогические произведения. М., 1961.

12.Варданян Е.  Введение в гендерные исследования. Междисциплинарный курс. - Ереван: АСОГИК, 2002.

13.Введение в  гендерные исследования: Учеб. пособие  / Под общ. ред. И.В. Костиковой. - М.: Аспект Пресс, 2005.

14.Гаврилова  Е.В., Лузаков А.А. Особенности  межличностного восприятия и  оценивания у мужчин и женщин (психосем. исследование) // Человек.  Сообщество. Управление: Научно-информационный  журнал. - Краснодар, 1999. - №1.

15.Гендерная специфика понимания в общении// amt-training.ru/articles/index.php?ELEMENT_ID=35562

16.Желтонова   Ю.А.  Ценностно-смысловые  детерминанты  межличностного  взаимопонимания.  Автореф. канд. дисс. Ростов - на -Дону, 2000

17.Здравомыслова  Е.А., Темкина А.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии//Социол. Исслед. -2000. - № 11

18.Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.

19.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб., 2002.

20. Клёцина И.С.  Гендерная психология и направления  ее развития // Практикум по генд. психологии / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб, 2003.

22.Кон И.С.  «Психология половых различий»  // Вопросы психологии. 1981г., №2.

23.Кон И. С. Пол и гендер. Заметки о терминах //Андрология и генитальная хирургия – 2003.

24.Кошенова М.И.  Влияние гендерных стереотипов  на качество межличностного общения  // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб, 2003.

25. Курс: Понимание  в познании и мышлении - Проблема межличностного понимания в исследованиях познания человека человеком// www.madrace.ru/ponimanie-v-poznanii-i-mishlenii/

26.Материалы  V конференции, посвящённой теории  и истории женского движения /Сост. и отв. ред. Г.А. Тишкин. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.249-255

27.Словарь гендерных  терминов / под ред. А. А. Денисовой  / региональная общественная организация "восток-запад: женские инновационные проекты". М.: информация XXI век, 2002.

28.Чернова И.И.  Основы гендерных знаний: Учеб. пособие. - Н.Новгород, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Методика "Маскулинность-фемининность" Бем

Текст опросника

 

1. Верящий в себя

2. Умеющий уступать

3. Способный помочь

4. Склонный защищать свои взгляды

5. Жизнерадостный

6. Угрюмый

7. Независимый

8. Застенчивый

9. Совестливый

10. Атлетический

11. Нежный

12. Театральный

13. Напористый

14. Падкий на лесть

15. Удачливый

16. Сильная личность

17. Преданный

18. Непредсказуемый

19. Сильный

20. Женственный

21. Надежный

22. Аналитичный

23. Умеющий сочувствовать

24. Ревнивый

25. Способный к лидерству

26. Заботящийся о людях

27. Прямой, правдивый

28. Склонный к риску

29. Понимающий других

30. Скрытный

31. Быстрый в принятии решений

32. Сострадающий

33. Искренний

34. Полагающийся только на себя (самодостаточный)

35. Способный утешить

36. Тщеславный

37. Властный

38. Имеющий тихий голос

39. Привлекательный

40. Мужественный

41. Теплый, сердечный

42. Торжественный, важный

43. Имеющий собственную позицию

44. Мягкий

45. Умеющий дружить

46. Агрессивный

47. Доверчивый

48. Малорезультативный

49. Склонный вести за собой

50. Инфантильный

51. Адаптивный, приспособляющийся

52. Индивидуалист

53. Не любящий ругательств

54. Не систематичный

55. Имеющий дух соревнования

56. Любящий детей

57. Тактичный

58. Амбициозный, честолюбивый

59. Спокойный

60. Традиционный, подверженный условностям

 

Методика  диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В. В.

Текст опросника

 Оцените, свойственны ли вам следующие особенности, согласны ли вы с утверждениями.

1. У меня есть  привычка внимательно изучать  лица и поведение людей, чтобы  понять их характер, наклонности,  способности.

2. Если окружающие  проявляют признаки нервозности,  я обычно остаюсь спокойным.

3. Я больше  доверяю доводам своего рассудка, чем интуиции.

4. Я считаю  вполне уместным для себя интересоваться  домашними проблемами сослуживцев.

5. Я могу легко  войта в доверие к человеку, если потребуется.

6. Обычно я  с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.

7. Я из любопытства  обычно завожу разговор о жизни,  работе, политике со случайными  попутчиками в поезде.

8. Я теряю  душевное равновесие, если окружающие  чем-то угнетены.

9. Моя интуиция  – более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.

10. Проявлять  любопытство к внутреннему миру  другого человека — бестактно.

11. Часто своими  словами я обижаю близких мне  людей, не замечая этого.

12. Я легко  могу представить себя каким-то  животным, ощутить его повадки и состояния.

13. Я редко  рассуждаю о причинах поступков  людей, которые имеют ко мне  непосредственное отношение.

14. Я редко  принимаю близко к сердцу проблемы  своих друзей.

15. Обычно за  несколько дней я чувствую: что-то  должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.

16. В общении  с деловыми партнерами обычно  стараюсь избегать разговоров  о личном.

17. Иногда близкие  упрекают меня в черствости, невнимании  к ним.

18. Мне легко  удается копировать интонацию,  мимику людей, подражая людям.

19. Мой любопытный  взгляд часто смущает новых  партнеров.

20. Чужой смех  обычно заражает меня.

21. Часто, действуя  наугад, я тем не менее нахожу  правильный подход к человеку.

22. Плакать от  счастья глупо.

23. Я способен  полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.

24. Мне редко  встречались люди, которых я бы  понимал с полуслова, без лишних  слов.

25. Я невольно  или из-за любопытства часто  подслушиваю разговоры посторонних  людей.

26. Я могу  оставаться спокойным, даже если  все вокруг меня волнуются.

27. Мне проще  подсознательно почувствовать сущность  человека, чем понять его, “разложив  по полочкам”.

28. Я спокойно  отношусь к мелким неприятностям,  которые случаются у кого-либо  из членов семьи.

Информация о работе Половые и гендерные различия в понимании и взаимопонимании