Привязанность в раннем детстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Изучение потребности привязанности – одно из ведущих направлений зарубежной экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий. В русле этологического подхода связь мать — дитя трактовалась как форма запечатления, были получены доказательства того, что взаимодействие матери и новорожденного в первые часы после рождения оказывают влияние на последующее общение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая аспекты привязанности в раннем детстве…………..6
1.1 Характеристика психического развития ребенка раннего возраста………6
1.2 Общая характеристика потребности в привязанности……………………..8
1.3 Развитие потребности привязанности как основная
проблема раннего возраста……………………………………………………..24
2. Исследование привязанности ребенка в раннем возрасте………………....30
2.1 Организация исследования………………………………………………….30
2.2 Анализ результатов эксперимента………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………46

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Microsoft Office Word.docx

— 79.89 Кб (Скачать файл)

Показано, что избирательная привязанность  к отцу вне зависимости от качества детско-материнских отношений способствует предотвращению у ребенка невротических  расстройств. Реже встречаются протестные и примитивные истерические реакции [4, с144].

Причины нарушения привязанности

Отсутствующая или недостаточная  родительская поддержка в раннем возрасте может приводить к выраженному  нарушению психического и физического  созревания ребенка, дезинтеграции  привязанности как важнейшего условия  развития психики младенца, дезадаптации и психосоматическим расстройствам.

Расстройства детско-родительской привязанности характеризуются  отсутствием или искажением нормальных связей между ребенком и тем, кто  за ним ухаживает. Это происходит по ряду причин.

Нарушения привязанности наблюдаются  во всех случаях, когда родители неспособны понимать своих детей. Причиной этому  могут быть психические заболевания  родителей, которые серьезно осложняют  установление близкого эмоционального контакта с младенцами. Показано, в  частности, что если мать страдает послеродовой депрессией, то у ребенка существенно  задерживается развитие навыков  взаимодействия со взрослыми.

Варианты нарушения детско-материнской  привязанности зависят от разновидности  послеродовой материнской депрессии. У матерей, страдающих тревожной  депрессией, дети отличаются двойственной небезопасной привязанностью. При тоскливой  материнской депрессии у детей  отмечается избегающая небезопасная привязанность [25, с. 113].

Грубое искажение привязанности  отмечается также при различных  проявлениях к детям физического  насилия. Родители, использующие насилие  в качестве основного воспитательного  метода, всегда испытывают проблемы с  установлением надежной привязанности  к детям. Такие взрослые в присутствии посторонних обычно клянутся, что никогда не делают детям ничего плохого. Однако, когда их дети раздражены или слишком медлительны, эти родители не только не способны обуздать свои эмоции, но и становятся откровенно жестокими. Так, нарушению привязанности к родителям может способствовать, в частности, "насильное" кормление детей, страдающих инфантильной анорексией, когда процессы жевания и проглатывания пищи у детей сильно замедлены.

В настоящее время имеется большое  количество данных, свидетельствующих  об отсутствии или искажении развития привязанности к взрослым у детей, воспитывающихся в детских закрытых учреждениях. Однако и в условиях полной материнской депривации у ребенка может сформироваться своеобразный "суррогат" нормальной привязанности. Известно, что воспитанники детских учреждений иногда испытывают отдаленно напоминающее чувство любви к медперсоналу и воспитателям домов ребенка. Однако эта и без того хрупкая привязанность полностью разрушается под влиянием ряда факторов. К таковым относится, например, частая смена персонала детских закрытых учреждений, наличие возрастного ограничения для пребывания детей в одних и тех же группах [16, с. 122].

Дефицит общения и необходимых  для ребенка соответствующих  возрасту впечатлений также является предпосылкой неправильного развития привязанности у ребенка. Причем недостаток заботы и внимания со стороны  родителей дети часто отказываются компенсировать путем общения с  другим взрослым. Они не смотрят  людям в глаза и не проявляют  интереса к играм типа "дай-возьми", если предварительно не делали этого  с матерью или иными родственниками.

Процесс формирования привязанности  подвержен внешним факторам. Так, у детей в возрасте от 1 года до 1 года 9 мес., подвергшихся физическому насилию со стороны отцов, отмечается выраженная реакция страха в присутствии мужчин и, наоборот, спокойствие, и отсутствие тревоги при нахождении в женском обществе.

Влияние детско-материнской  привязанности на психическое развитие ребенка

Ранняя детско-родительская привязанность, формирующаяся по типу запечатления и имитации поведения родителей, существенно влияет на способность  ребенка в школьном и более  старшем возрасте адекватно социализироваться, приобретать правильные стереотипы поведения.

Различные варианты нарушения детско-родительской привязанности существенно влияют на все последующее развитие ребенка, сказываются на характере взаимоотношения  ребенка с окружающим миром, обусловливают  способность к формированию вторичной  привязанности к друзьям, лицам  противоположного пола, учителям и  др.

Уже в раннем возрасте у детей, подвергшихся длительной разлуке с родителями, может возникать отказ от общения  с ними, отрицательные эмоции при  попытке ухаживания [1, с. 210].

Имеется связь между ранней родительской депривацией в младенчестве и  отклоняющимся поведением в подростковом возрасте. В частности, мальчики, воспитывавшиеся  с раннего возраста без отца, не могут компенсировать свою агрессивность. Девочки, воспитывавшиеся в раннем возрасте асоциальной матерью, часто  не способны поддержать домашний очаг, создать уют и доброжелательность в семье. Дети, воспитывавшиеся в  закрытых учреждениях, несмотря на поддержку  государства, отвечают обществу агрессивностью и криминальностью.

Считается, что надежная привязанность  между ребенком и матерью в  первые годы жизни закладывает основы будущего чувства доверия и безопасности к окружающему миру.

Дети, имевшие надежную привязанность  к матери в возрасте 12—18 мес., в 2 года достаточно общительны, проявляют сообразительность в играх. В подростковом возрасте они более привлекательны как деловые партнеры, чем дети с ненадежной привязанностью. В то же время у детей, первичная привязанность которых характеризуется как "дезорганизованная" и "неориентированная", имеется риск возникновения враждебного и агрессивного поведения в дошкольном возрасте и отвержения их сверстниками.

Дети, надежно привязанные к  матери в 15-месячном возрасте, в 3,5 года среди группы сверстников демонстрируют  ярко выраженные черты лидерства. Они  легко инициируют игровую активность, достаточно отзывчивы в отношении  нужд и переживаний других детей  и, в целом, очень популярны среди  других детей. Они любознательны, самостоятельны и энергичны. Напротив, дети, которые  в 15 мес. имели ненадежную привязанность к матери, в детском саду проявляют социальную пассивность, нерешительность в привлечении других детей к игровой активности. Они менее любознательны и непоследовательны в достижении цели. В возрасте 4-5 лет дети с надежной привязанностью также более любознательны, чувствительны в отношениях со сверстниками, менее зависимы от взрослых, чем дети с ненадежной привязанностью. В предпубертатном возрасте надежно привязанные дети имеют ровные отношения с ровесниками и больше близких друзей, чем ненадежно привязанные дети [3, с. 45].

Известно, что ребенок может  полноценно развиваться даже в том  случае, если надежная привязанность  формируется у него не к родителями, а к другим людям. Имеются данные о позитивном влиянии надежной привязанности  детей к персоналу приютов, яслей  на их психическое развитие в дошкольном и раннем школьном возрасте. Обнаружено, что такие дети достаточно компетентны  в общении со сверстниками, часто  проводят время в контактах с  другими детьми и в социальных играх. Надежная привязанность к  опекунам проявлялась у них также  в отсутствии агрессивности, враждебности и позитивном отношении в целом  к играм и общению

Более того, было показано, что  в детском саду дети, надежно привязанные  к воспитателям, но ненадежно к  матери, проявляют большую игровую  активность, чем те, которые надежно  привязаны к матери и ненадежно  к воспитателям детского сада.

Таким образом, сформированная в первые годы жизни первичная  привязанность к окружающим в  дальнейшем достаточно устойчива и  постоянна во времени. Большинство  детей демонстрирует характерные  черты привязанности к другим людям, как в младенчестве, так и в школьном возрасте. Более того, во взрослом периоде люди часто проявляют те же самые качества в межличностных отношениях. Например, отношения, которые молодые люди устанавливают с лицами противоположного пола, так же как и отношения с родителями, можно разделить на надежные, двойственные и избегающие. Люди среднего возраста подобным же образом относятся к своим пожилым родителям. Это позволяет с определенной долей условности говорить об особой "взрослой" привязанности, которая также делится на три типа. При первом типе взрослые люди не вспоминают о своих престарелых родителях, что свидетельствует, по-видимому, о наличии избегающей привязанности в младенческом возрасте. При втором типе взрослые вспоминают о своих родителях только тогда, когда они заболевают. При этом не исключена двойственная привязанность в раннем детстве. При третьем типе взрослые люди имеют хорошие отношения с родителями и понимают их. При этом отмечается безопасная, надежная привязанность в младенчестве. Каким же образом привязанность влияет на поведение человека в будущем? В процессе формирования того или иного типа привязанности к родителям у ребенка развиваются так называемые "внешние рабочие мод ели себя и других люд ей". В дальнейшем они используются для интерпретации происходящих событий и выработки ответной реакции. Внимательное и чувствительное отношение к ребенку убеждает его, что другие люди являются надежными партнерами (позитивная рабочая модель окружающих). Неадекватный родительский уход приводит ребенка к мысли, что окружающие ненадежны, и он не доверяет им (отрицательная рабочая модель других). Кроме того, у ребенка формируется "рабочая модель себя". От ее "позитивности" или "негативности" зависит в будущем уровень самостоятельности ребенка и уважения к самому себе.

Как показано в табл. 1, у  младенцев, формирующих позитивную рабочую модель себя и своих родителей, вырабатывается надежная первичная  привязанность, уверенность в себе и самодостаточность. Это способствует установлению надежных, доверительных  отношений с друзьями и супругами  в дальнейшей жизни. Напротив, позитивная модель себя, соединяющаяся с негативной моделью других (возможный результат  того, что ребенок успешно привлекает внимание нечувствительного родителя), предрасполагает к формированию избегающей привязанности. Негативная модель себя и позитивная модель других (возможный вариант того, что младенцы не могут привлечь внимание к своим  нуждам) может быть связана с двойственной привязанностью и слабостью в  установлении надежных эмоциональных  связей. И, наконец, негативная рабочая  модель как себя, так и окружающих способствует возникновению неориентированной  привязанности и вызывает страх  близкого контакта (как физического, так и эмоционального) [11, с. 138].

Таблица 1 Внешние рабочие  модели себя и других людей

Варианты моделей

Модель себя

Позитивная

Негативная

Модель других

Позитивная

Надежная (надежная привязанность)

Слабая (двойственная привязанность)

Негативная

Отвергающая (избегающая привязанность)

С реакцией страха (неориентированная  привязанность)


 

Некоторые исследователи  привязанности на первое место ставят не отношения между матерью и  ребенком, а стратегии приспособления ребенка к материнскому поведению. Так, по мнению Р. Crittenden, чувствительность ребенка к тому или иному типу получаемой информации (интеллектуальной или эмоциональной) зависит от условий  взаимодействия ребенка с матерью. Конкретному типу привязанности  соответствуют определенные виды переработки  информации. В зависимости от адекватной или неадекватной реакции взрослого поведение ребенка подкрепляется или отрицается. При втором варианте ребенок приобретает навык скрывать свои переживания. Данные особенности характерны для детей с "избегающим" типом привязанности. В случае, когда мать внешне проявляет положительные эмоции, а внутренне не принимает ребенка, ребенку оказывается трудным предвидеть эмоциональную реакцию матери. Подобная ситуация возникает у детей, демонстрирующих двойственную привязанность [21, с. 54].

1.3 Развитие потребности  привязанности как основная проблема  раннего возраста

 

Эта проблема может проявляться  в двух своих крайностях, встречающихся  при разных вариантах развития: сверх  привязанности как на физическом, так и на эмоциональном уровне и не сформированности привязанности, ее отсутствии.

Проблема выраженной сверхпривязанности обычно возникает с детьми, развитие которых ближе ко второму или  четвертому вариантам аутистического развития. В первом случае, как мы уже говорили выше, ребенок не в  состоянии перенести даже непродолжительную  разлуку с матерью, она является для него непременным условием существования. Этот симбиотическая связь складывается в младенческом возрасте и в отличие  от благополучного аффективного развития не превращается в скором времени  в формирование эмоциональной привязанности, а фиксируется в своем неизменном виде на многие годы. Во втором случае она выражена не так жестко и скорее напоминает обостренный и затянувшийся тип привязанности, характерный  для ребенка второго полугодия  жизни. Здесь уже наблюдается  не только физическая зависимость от мамы (хотя присутствует и она), но и  эмоциональная, когда ребенок постоянно  нуждается в ее поддержке, одобрении, побуждении на какую-либо активность [12, с. 5].

Характерно, что когда  сверхпривязанность носит витальный  характер, она более покорно принимается  мамой и хотя, конечно, очень тревожит ее, редко заставляет принимать самостоятельно какие-то радикальные попытки ее преодоления, несмотря на то, что ребенок  становится старше. Вместе с тем, эта  ситуация становится реально мучительной  для нее, возникает чувство обреченности: ребенок может не отпускать ее ни на минуту, запрещать ей распределять свое внимание еще на кого-либо: не дает разговаривать с близкими, соседями, общаться с подругами, подходить  к телефону. Это может естественно, даже при огромном терпении, выливаться в моменты раздражения, расстройства, что усиливает в свою очередь  беспокойство и тревогу ребенка, и, конечно, только усложняет атмосферу  в семье и закрепляет еще больше его потребность быть с ней  рядом.

Во втором случае, часто  выглядящем как чрезмерная робость, боязливость ребенка, близкие пытаются найти возможность, желая уберечь  его от будущей нерешительности  и несамостоятельности, тренировать  малыша на ее постепенное ослабление. Например - отправить ребенка на время погостить к бабушке  или устроить его в детское  учреждение. Если там условия достаточно комфортные для него (прежде всего, мягкая, теплая, терпеливая воспитательница; дозированность пребывания), он может  прижиться, хотя часто наблюдаемая  у таких детей соматическая ослабленность  и легкость заболевания не дает обычно там долго удержаться. Если период попыток адаптации к новому месту  в отсутствии близкого вызывает стресс - возможен временный регресс психического развития, который, в частности проявляется  и в изменении характера привязанности, большем приближении ее к первому  варианту. Крайне тяжело переживается такими детьми госпитализация без мамы - ее последствием могут быть усиление страхов, потеря речи, углубление аутизма  и даже отсутствие длительное время  живой реакции на родных [15, с. 204].

Информация о работе Привязанность в раннем детстве