Привязанность в раннем детстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Изучение потребности привязанности – одно из ведущих направлений зарубежной экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий. В русле этологического подхода связь мать — дитя трактовалась как форма запечатления, были получены доказательства того, что взаимодействие матери и новорожденного в первые часы после рождения оказывают влияние на последующее общение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая аспекты привязанности в раннем детстве…………..6
1.1 Характеристика психического развития ребенка раннего возраста………6
1.2 Общая характеристика потребности в привязанности……………………..8
1.3 Развитие потребности привязанности как основная
проблема раннего возраста……………………………………………………..24
2. Исследование привязанности ребенка в раннем возрасте………………....30
2.1 Организация исследования………………………………………………….30
2.2 Анализ результатов эксперимента………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………46

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Microsoft Office Word.docx

— 79.89 Кб (Скачать файл)

Ключевыми являются эпизоды  № 2, 3, 6 и 7 (табл. 1), когда воспитатель  оставляет ребенка с незнакомым взрослым, незнакомым взрослым и пугающей игрушкой, а затем возвращается. В качестве показателей привязанности  ребенка к педагогу используется степень огорчения малыша после  ухода воспитателя и особенности  поведения ребенка после ее возвращения.

 

Таблица 2 Эпизоды непривычной ситуации

Начало  эпизода

Присутствующие  во время эпизода

1.

К воспитателю  и ребенку, находящимся в комнате, присоединяется незнакомый взрослый

Воспитатель, ребенок и незнакомый взрослый

2.

Воспитатель уходит из комнаты

Ребенок и незнакомый взрослый

3.

Воспитатель возвращается в комнату, незнакомый взрослый уходит

Ребенок и воспитатель

4.

Воспитатель уходит, возвращается незнакомый взрослый с яркой привлекательной новой  для ребенка игрушкой

Ребенок, незнакомый взрослый и привлекательная  игрушка

5.

Незнакомый  взрослый уходит, в комнату возвращается воспитатель

Ребенок, воспитатель и привлекательная  игрушка

6.

Воспитатель уходит, в комнату возвращается незнакомый взрослый с пугающей игрушкой

Ребенок, незнакомый взрослый и пугающая игрушка

7.

Незнакомый  взрослый уходит, приходит воспитатель

Ребенок, воспитатель и пугающая игрушка


 

Исследователя дети видели впервые, он им абсолютно не знаком.

2.2 Анализ результатов  эксперимента

 

Исследование проводилось на базе ясельной группы Яныльской МДОУ «детский сад «Бэлэкэч»   Кукморского муниципального района РТ.

Образ себя по отношению  к каждому ребенку выявлялся  у воспитателя с помощью стандартизированного интервью, включающего вопросы, касающиеся общей и конкретной самооценки, воспитательской  компетентности, удовлетворенности  внешним обликом.

Представление воспитателя  о каждом ребенке оценивалось  по данным анкетирования. Анкета содержала  вопросы, направленные на выявление  представлений воспитателя о  способностях, возможностях своего ребенка, чертах личности, характере, достоинствах и недостатках.

При экспериментальном изучении образа себя у ребенка в опытах с зеркальным отражением регистрировались различные психические проявления детей: характеристики взгляда (направление, длительность), эмоциональные проявления (количество, адресованность, длительность и интенсивность), вокализации (аналогичные  показатели), а также поведение  перед зеркалом (направленное на себя или на зеркало). Все количественные данные преобразовывались в условные единицы, полученные умножением количества на длительность и интенсивность, сложением  произведений, вычислением среднего арифметического по всем пробам. Аналогично оценивались поведенческие проявления детей в опытах, направленных на изучение привязанности ребенка  к матери.

Обработка данных стандартизированного интервью и анкетирования воспитателя  производилась посредством начисления баллов по заранее разработанным  шкалам с целью оценки показателей  образа себя воспитателя по отношению  к каждому ребенку и показателей  представления воспитателя о  каждом ребенке. Это позволило использовать метод корреляционного анализа  для установления парных корреляций между уровнем развития образа себя ребенка и уровнем развития образа себя воспитателя, ее представлением о ребенке, оценкой своей привязанности к ребенку и оценкой его привязанности к себе.

Суммарные количественные показатели образа себя ребенка, образа себя воспитателя  по отношению каждому ребенку, представления  воспитателя о каждом ребенке  представлены в табл. 3.

       Таблица 3 Суммарные показатели образа себя у ребенка, образа себя у воспитателя по отношению к каждому ребенку, представления воспитателя о каждом ребенке

№ пары

Образ себя у ребенка

Образ себя у воспитателя по отношению  к ребенку

Представления воспитателя о ребенке

1

121

30

18

2

63

19

12

3

125

36

21

4

94

23

16

5

96

34

18

6

86

18

15

7

34

21

12

8

20

16

9




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При анализе таблицы прежде все обращает на себя внимание разброс  показателей образа себя ребенка  от 121—125 баллов в верхнем пределе до 34 в нижнем, при минимальной выраженности образа себя в данной выборке.

Разброс показателей образа себя матери и представления матери о своем ребенке выражен не так ярко, но и здесь максимальные величины более чем в 2 раза превышают  минимальную выраженность показателей.

При анализе таблицы прежде все обращает на себя внимание разброс  показателей образа себя ребенка  от 121—125 баллов в верхнем пределе  до 34 — в нижнем, при минимальной  выраженности образа себя в данной выборке. Разброс показателей образа себя матери и представления матери о своем ребенке выражен не так ярко, но и здесь максимальные величины более чем в 2 раза превышают  минимальную выраженность показателей.

Качественный анализ поведения  ребенка перед зеркалом в различных  ситуациях свидетельствует о  противоположных типах поведения  для детей с высокими количественными  показателями образа себя и низкими, минимальными показателями.

Дети с развитым образом  себя удовольствием подолгу рассматривают  себя в зеркале, часто улыбаются  своему отражению, играют с ним, надевая  и снимая платочек и бусы, красуются  перед зеркалом.

Дети с несформированным образом себя, наоборот, не рассматривают  себя в зеркале, бросая на свое отражение  лишь короткие настороженные взгляды, улыбаются только в пробе, где  в зеркале видно отражение  воспитателя и ребенка, причем более  яркая улыбка адресована отражению  взрослого. Дети этой группы быстро снимают  с головы платочек, бросают его  на пол или отдают воспитателю, не примеряя снова и не подходя к  зеркалу. Бусы оказываются для них  привлекательными сами по себе, как  интересный предмет, с которым они  некоторое время играют, сняв с  шеи, размахивая и постукивая, отходят  от зеркала и больше к нему не возвращаются.

Качественная картина  представления воспитателя о  детях также содержит два разных типа для высоких и низких количественных показателей. Высоким показателям  соответствует ориентация на личностные качества ребенка, его достижения, особенно в социально-эмоциональной сфере, положительная оценка новых умений, способностей малыша. О таких детях  воспитатель говорит о том, что  с ребенком становится все интереснее по мере того, как он растет и развивается.

Наоборот, низким показателям  воспитательского представления о  ребенке соответствуют ориентация преимущественно на уход за ребенком, на первом месте в качестве позитивных изменений в развитии отмечают навыки, умения (пьет из чашки, умеет сам  надеть трусики и т.д.), а не личностные качества (любознательный, интересуется книжками, хорошо играет и сочувствует  мне, если я расстроена, и т.д.). Говоря о развитии ребенка из этой группы, воспитатель акцентирует внимание на возрастании трудностей во взаимодействиях с ребенком ("лучше было, когда был маленький и целый день спал в коляске, а сейчас везде лезет, мешает делать дела"), отмечают больше негативные, чем позитивные изменения в его личности, характере ("стал упрямый, настаивает на своем, кричит, требует").

Данные об уровне развития образа себя у ребенка показали корреляционную зависимость как от уровня развития образа себя воспитателя по отношению  к ребенку, так и от ее представления  о ребенке. Это свидетельствует  о том, что образ себя у ребенка  зависит в наибольшей степени  от представления воспитателя о  нем, а также и от образа себя у  воспитателя: чем выше образ себя у воспитателя по отношению к  ребенку и ее представления о  нем, тем выше показатели образа себя у ребенка.

Количественные показатели типа аффективной привязанности  ребенка к воспитателю представлены в табл. 4.

Таблица 4 Показатели аффективной привязанности ребенка к матери (в условных единицах) в эпизодах № 2, 3, 6, 7

№ пары

Эпизод  № 2

Эпизод  № 3

Эпизод  № 6

Эпизод  № 7

Эмоции

Вокализации

Действия

Эмоции

Вокализации

Действия

Эмоции

Вокализации

Действия

Эмоции

Вокализации

Действия

1

2

1

2

0

2

1,3

0

1

0,7

1

2

2,3

2

1

1

1

2

1

1,3

1

1

0,7

2

2

1,7

3

3

2

2,3

0

2

1,3

0

1

0,3

0

2

1,3

4

1

2

1,7

1

1

1,43

0

0

0

0

1

2

5

1

1

1,7

2

2

2

0

0

0

1

2

2,3

6

-3

0

0

1

1

1,7

-1

0

0

1

2

2,7

7

-3

0

0

1

1

1

-3

0

0

-1

1

1,3

8

0

0

1

1

1

1,3

0

0

0

-1

1

0,7

Примечание. Знаком "-" отмечены отрицательные эмоциональные проявления.


Начнем с сопоставления  поведения детей в эпизодах, когда  воспитатель уходит из комнаты и  ребенок остается наедине с незнакомым взрослым (№ 2), а затем незнакомый взрослый уходит и в комнату возвращается воспитатель (№ 3).

Анализ таблицы показывает, что в эпизоде № 3 по сравнению  с эпизодом № 2 снижается активность детей первой, третьей и четвертой  пар. При этом у первой и третьей  пар высокие показатели положительных  эмоциональных проявлений детей  в эпизодах с незнакомым взрослым снижаются до нуля, когда он покидает комнату, а воспитатель возвращается. Качественных анализ поведения детей  показывает, что в присутствии  матери pe6eнок начинает искать незнакомого  взрослого: бежит к двери, зовет  его, стучит по двери рукой.

Таким образом, дети первой группы в присутствии незнакомого  взрослого ведут себя более активно  и радостно, чем в присутствии  воспитателя. У всех остальных детей, наоборот, активность при возвращении  воспитателя выше, хотя и среди  них можно выделить разные группы. Так, дети из шестой и седьмой пар (вторая группа) проявляют ярко выраженные отрицательные эмоции в присутствии  незнакомого взрослого, а при  возвращении воспитателя — слабо  выраженные положительные эмоции и  невысокий уровень активности.

Качественный анализ поведения  детей свидетельствует о том, что в присутствии незнакомого  взрослого их активность полностью  затормаживается, они громко плачут, призывая воспитателя, а когда она  возвращается, большую часть времени  дети сидят, стоят, прижавшись к педагогу, забираются к ней на колени, пряча  лицо. После уговоров дети начинают играть в предлагаемые воспитателем игрушки, слабо улыбаются, лепечут. Однако их ориентировочно-исследовательские, инициативные и игровые действия в присутствии воспитателя не достигают даже среднего уровня (двух баллов).

В третью группу входят дети из второй, пятой и восьмой пар. Они существенно усиливают свою активность при возвращении воспитателя  и не проявляют отрицательных  эмоций, оставаясь с незнакомым взрослым. У всех трех детей этой группы в  присутствии воспитателя усиливаются  положительные эмоциональные проявления и показатели ориентировочно-исследовательских  инициативных и игровых действий.

Качественный анализ показывает, что эти дети достаточно доброжелательно  и активно ведут себя в присутствии  незнакомого взрослого: улыбаются, инициируют его к общению, обследуют  комнату, играют с предметами. Однако активность существенно увеличивается, когда в комнату возвращается воспитатель: ребенок подходит к  ней, инициирует ее к общению и  игре, ярко улыбается и лепечет. Ребенок  из восьмой пары в присутствии  незнакомого взрослого проявляет  минимальную активность, а при  возвращении воспитателя подбегает  к ней, прижимается, забирается на руки, через некоторое время начинает совершать исследовательские и  игровые действия, улыбается слабо, робко, стараясь держаться поближе  к педагогу.

Информация о работе Привязанность в раннем детстве