Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 17:52, реферат
Не менее важным условием взаимопонимания является принятие способов понимания партнёрами друг друга, их согласие во взглядах на их отношение друг к другу. Без выполнения названных условий вряд ли взаимопонимание будет достаточно глубоким и устойчивым. На то обстоятельство обращает внимание А.А. Бодалев: «Построив образ познаваемого человека на основе фиксирования характеристик его внешности, взаимодействующий с этим человеком субъект обычно не ограничивается таким знанием, он немедленно создаёт систему заключений об этом человеке, содержанием которых является констатация качеств, свидетельствующих о способностях человека или выражающих его отношение к различным сторонам действительности, а также говорящих об его определённой социально-групповой принадлежности».
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Предмет теории межличностного общения…………………………5
1.1 Определение межличностного общения………………………………………5
1.2 Виды, уровни, функции межличностного общения…………………………..6
1.3 Структурный анализ общения………………………………………………….7
Глава 2. Факторы и механизмы межличностного восприятия……………..9
2.1. Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия…………….9
2.2. Механизмы взаимопонимания в общении…………………………………..11
2.2.1. Рефлексия, идентификация, эмпатия……………………………………….11
2.2.2. Аттракция и стереотипизация ………………………………………………13
2.2.3. Каузальная атрибуция ………………………………………………………14
Глава 3 Психология общения……………………………………………………16
Глава 4. Формирование первого впечатления………………………………..26
Заключение…………………………………………………………….…………..30
Список литературы……………………………………………………………….31
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Ростовский технологический институт сервиса и туризма
ЮЖНО-РОССИЙСКОГО
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
Реферат по психодиагностике
Тема: «Приемы изучения личности потребителя: первое впечатление экспектация, эмпатия и др.»
Студентки 2 курса
специальности СКС (сокр)
заочного отделения
Иванова Наталья Викторовна
Преподаватель: Николенко О.Ф
Отметка:_______________
Ростов – на – Дону
2013г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Предмет теории межличностного общения…………………………5
1.1 Определение межличностного общения………………………………………5
1.2 Виды, уровни, функции межличностного общения…………………………..6
1.3 Структурный анализ общения…………
Глава 2. Факторы и механизмы межличностного восприятия……………..9
2.1. Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия…………….9
2.2. Механизмы взаимопонимания в общении…………………………………..11
2.2.1. Рефлексия, идентификация, эмпатия……………………………………….11
2.2.2. Аттракция и стереотипизация ……………………………………
2.2.3. Каузальная атрибуция ………………………
Глава 3 Психология общения……………………………………………………16
Введение
Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими и совсем незнакомыми людьми. Необходимость и потребность в общении определены совместной жизнедеятельностью людей. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека.
Развитие человека, его социализация начинается именно с общения. Благодаря общению личность усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свои убеждения, принципы, идеалы. Проблема в том, что в настоящее время построения системы межличностного взаимопонимания затруднена из-за разрушения традиционных ценностных основ общества, смешением представлений о добре и зле, утратой нравственности и искажением ее роли в современном обществе. Неограниченный рост материальных ценностей общества приводит к обесцениванию духовных ценностей, уменьшению их роли в общественно-историческом процессе, а соответственно и к примитивизации межличностного общения, что нарушает внутреннюю духовную взаимосвязь индивидов, препятствуя возникновению глубокого взаимопонимания, что порождает бесчисленные конфликты во всех сферах общества. В связи с этим можно говорить о высокой значимости общения в жизни современного человека. При этом качество межличностного общения напрямую зависит от уровня достигнутого взаимопонимания. Примитивизация межличностного общения, сведение его к простой передаче информации ведет к обеднению духовного мира человека, к его обесцениванию как личности. Отсутствие взаимопонимания в процессе общении приводит к усложнению, а часто и разрушению взаимоотношений между людьми, или даже к глубокому нравственному конфликту внутри самой личности. Именно поэтому в настоящее время проблема взаимопонимания в межличностном общении является актуальной.
О взаимопонимании людьми друг друга можно говорить в различных смыслах, имея в виду совпадение, сходство или просто созвучие их взглядов на мир, их ценностных ориентаций, понимание индивидуальных особенностей друг друга, понимание или даже угадывание мотивов поведения и возможности вести себя так или иначе в какой-то конкретной ситуации, взаимопонимание как принятие исполняемых по отношению друг к другу ролей и т.д. Этим не исчерпывается всё многообразие смысловых значений, характеризующих сам термин «взаимопонимание». Если исходить из этимологического значения самого понятия взаимопонимания, то можно утверждать, что взаимопонимание – это такой случай понимания одного человека другим, когда оно носит взаимный, обоюдный характер.
Условием же такого взаимопонимания, видимо, является не только понимание другого человека, но и понимание его отношения к себе или к другим людям как к партнёрам по общению и, наконец, понимание самих отношений, складывающихся и развивающихся между общающимися людьми.
Не менее важным условием взаимопонимания является принятие способов понимания партнёрами друг друга, их согласие во взглядах на их отношение друг к другу. Без выполнения названных условий вряд ли взаимопонимание будет достаточно глубоким и устойчивым. На то обстоятельство обращает внимание А.А. Бодалев: «Построив образ познаваемого человека на основе фиксирования характеристик его внешности, взаимодействующий с этим человеком субъект обычно не ограничивается таким знанием, он немедленно создаёт систему заключений об этом человеке, содержанием которых является констатация качеств, свидетельствующих о способностях человека или выражающих его отношение к различным сторонам действительности, а также говорящих об его определённой социально-групповой принадлежности».
Глава 1. Предмет теории межличностного общения
1.1 Определение межличностного общения
Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.
Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано, как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям:
в нём участвует небольшое количество людей, чаще всего группа из 2–3 человек;
это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в непосредственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь;
это так называемое личностное ориентированное общение; предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнёра, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик.
Основной структурной единицей анализа межличностного общения является не отдельный человек, а взаимосвязь, взаимодействие вступивших в общение людей. Это означает, что каждый из участников общения существенным образом влияет на поведение другого, между их высказываниями и поступками возникают причинные зависимости. Обмениваясь сообщениями, собеседники приспосабливают их к конкретной ситуации общения; содержание полученной информации в значительной мере перерабатывается, деструктурируется в зависимости от неизбежно возникающей оценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки.
Определить предметную область межличностного общения помогает семантика слова «общение». Как показывают исследования [Бессонова, Доценко, 1999], в обыденном сознании с этим словом связываются три группы значений:
1) объединение, создание общности, целостности («хорошая компания, друзья»);
2) передача сообщений,
обмен информацией («
3) встречное движение,
взаимопроникновение, нередко
Фиксация выделенных значений посредством особых терминов (например, «межличностный контакт», «межличностная коммуникация», «межличностное взаимодействие», «межличностные отношения») задает систему базовых понятий теории межличностного общения.
Так, понятие «межличностный контакт» – становится одним из инструментов исследования проблемы возникновения условий общения, поскольку обозначает то, что люди находятся в пределах доступности для восприятия друг друга, при этом направлены (физически и психологически) друг на друга. Тем самым они не только признают сам факт существования друг друга, но и вступают во взаимодействие, создавая условия для передачи информации по каналам связи. В соответствии с видом контакта (деловой, душевный) складываются отношения между людьми.
Понятие «межличностная коммуникация» направлено на анализ способов обмена сообщениями между партнерами, их приема и переработки.
Понятие «межличностное взаимодействие» подчеркивает активность общающихся, позволяя более пристально исследовать формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.
Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают интимная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга и взаимная ответственность за сохранение сложившихся отношений. Легко заметить, что за каждым из выделенных понятий обнаруживается относительно самостоятельное проблемное поле, отражающее разнообразие целей и задач, которые стоят перед людьми в процессе общения. Для упорядочения этого разнообразия полезными оказываются различные виды классификации.
1.2 Виды, уровни, функции межличностного общения
Характер цели и, как
следствие, возникающая между партнерами
психологическая дистанция
• ритуальный, или социально-ролевой уровень; целью общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер, независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми;
• деловой, или манипулятивный, уровень; целью такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества. Соответственно, общение является психологически отстраненным – доминирует Я - Вы контакт;
• интимно-личностный уровень; цель – удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Для общения на этом уровне характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность – доминирует Я - Ты контакт.
Общение различается по видам:
– Опосредованное общение – предполагает не полный психологический контакт – по телефону, через Интернет, в письменной форме и т.д.
– Непосредственное – общение «лицом к лицу», при контакте визуальном. Формальное общение – деловое, ролевое, функциональное. Это общение всегда предполагает исполнение определенной социальной роли, например, общение по типу «эксперт – аттестуемый»,
– Неформальное общение – доверительное, товарищеское, интимное.
– Диалогическое общение – общение между двумя людьми.
– Групповое – общение в группе людей
– Массовое общение.
В соответствии с целями можно выделить функции межличностного общения. Приведем одну из наиболее полных классификаций функций общения, выделяемых по критерию цели:
1) контактная функция – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
2) информационная функция – обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;
3) побудительная функция – стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;
4) координационная функция – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
5) функция понимания – адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание – намерений, установок, переживаний, состояний;
6) эмотивная функция – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
7) функция установления отношений – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;
8) функция оказания влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.
1.3 Структурный анализ общения
Получившая широкое
признание аналитическая
Перцептивная сторона – процесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного познания как основа для взаимопонимания. Перцептивные навыки проявляются в умениях определять контекст встречи; понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению; учитывать «психологические эффекты» восприятия при анализе коммуникативной ситуации.
Коммуникативная сторона – использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные.
Интерактивная сторона – взаимодействие людей, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или конкуренция, конфликт). Среди возможных позиций, которые занимают партнеры при организации и осуществлении общения, можно отметить «пристройку» к партнеру «свысока», «на равных», «снизу» либо отстраненную позицию. Ни одна из них не является однозначно хорошей или плохой. О продуктивности пристройки можно судить лишь в контексте конкретной ситуации. Так, «пристройка снизу», уместная в некоторых случаях (например, при необходимости извиниться перед партнером), может трансформироваться в неискреннюю угодливость; отстраненная позиция, невмешательство, может в крайнем своем выражении стать отчуждением. Умение человека использовать всю палитру возможных позиций в общении – один из возможных показателей психологической зрелости личности.