Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 06:57, курсовая работа
Целью исследования является разработка рекомендаций социальному педагогу в СОШ по применению принципа толерантности для начальной школы.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Описать теоретические аспекты понятия толерантности как принципа социально педагогической деятельности.
2. Определить содержание социально-педагогической деятельности в СОШ.
3. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников.
4. Выявить сущность принципа толерантности в начальной школе.
Введение
1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности
1.1 Толерантность как социально педагогическое понятие
1.2 Содержание социально-педагогической деятельности в условиях СОШ
1.3 Формы методы и приемы принципа толерантности, применяемые в социально-педагогической деятельности
2. Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста
2.1 Возрастные особенности младшего школьника
2.2 Содержание педагогической деятельности с младшими школьниками
2.3 Рекомендации социальному педагогу по применению принципа толерантности
Заключение
Список литературы
Воображение, каким бы фантастическим оно ни было в своей сюжетной линии, опирается на нормативы реального социального пространства. Пережив в своем воображении добрые или агрессивные побуждения, ребенок тем самым может подготовить для себя мотивацию будущих поступков.
Воображение при всей его пользе для подготовки к творческой деятельности может увести ребенка от реального мира, придав болезненность его душевной жизни.
Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения - важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства, последнее принуждает работать воображение непосредственно на развитие личностных качеств.
Эмоциональная сфера. Первой особенностью эмоциональной сферы младшего школьника, особенно первоклассника, является свойство бурно реагировать на отдельные и задевающие его явления.
В этом отношении младший-школьник мало отличается от дошкольника. Маленький школьник вообще реагирует бурно на многое, что его окружает. Он с волнением глядит, как собака играет со щенком, с криком он бежит к позвавшим его товарищам, начинает громко смеяться при чем-нибудь смешном и т.д. Каждое явление, в какой-то мере затронувшее его, вызывает резко выраженный эмоциональный отклик. Чрезвычайно эмоционально поведение маленьких школьников при просмотре ими театрального спектакля: очень резки переходы от сочувствия герою к негодованию на его противников, от печали по поводу его неудач к бурному выражению радости при его успехе. Большая подвижность, многочисленные жесты, ерзание на стуле, переходы от страха к восторгу, резкие изменения в мимике свидетельствуют о том, что все, затронувшее младшего школьника во время спектакля приводит к ярко выраженному эмоциональному отклику.
Второй особенностью эмоциональной сферы становится большая сдержанность в выражении своих эмоций - недовольство, раздражение, зависть, когда находится в коллективе класса, так как несдержанность в проявлении чувств вызывает тут же замечание, подвергается обсуждению и осуждению. Это не значит, что младший школьник уже хорошо владеет своим поведением - подавляет выражение тех или других неодобряемых окружающими чувств. Нет, он достаточно ярко проявляет страх, недовольство, обиду, гнев, хотя и старается их подавить. Все эти эмоции отчетливо проявляются в его поведении во время столкновений со сверстниками.
Способность владеть своими чувствами становится лучше год от года. Свой гнев и раздражение младший школьник проявляет не столько в моторной форме - лезет драться, вырывает из рук и т.д., сколько в словесной форме ругается, дразнит, грубит.
Так на протяжении младшего
школьного возраста нарастает организованность
в эмоциональном поведении
Третья особенность - это развитие выразительности эмоций младшего школьника (большее богатство оттенков интонаций в речи, развитие мимики).
Четвертая особенность связана
с ростом понимания младшим школьником
чувств других людей и способности
сопереживания с эмоциональными
состояниями сверстников и
Пятой особенностью эмоциональной
сферы детей младшего школьного
возраста является их впечатлительность,
их эмоциональная отзывчивость на все
яркое, крупное, красочное. Монотонные,
скучные уроки быстро снижают
познавательный интерес первоклассника,
ведут к появлению
Шестая особенность связана
с интенсивно формирующимися моральными
чувствами у ребенка: чувство
товарищества, ответственности за класс,
сочувствие к горю окружающих, негодование
при несправедливости и т.д. При
этом они формируются под влиянием
конкретных воздействий, увиденного примера
и собственного действия при выполнении
поручения, впечатления от слов учителя.
Но важно помнить о том, что
когда младший школьник узнает о
нормах поведения, то он воспринимает
слова воспитателя лишь тогда, когда
они эмоционально его задевают, когда
он непосредственно чувствует
Младший школьник может совершить хороший поступок, проявить сочувствие при чьем-то горе, испытать жалость к больному животному, проявить готовность отдать другому что-то для него дорогое. Он может при обиде, причиненной его товарищу, броситься на помощь, несмотря на угрозу более старших детей. И вместе с тем в сходных ситуациях он может и не проявить этих чувств, а, наоборот, посмеяться над неудачей товарища, не испытывать чувства жалости, отнестись с равнодушием к несчастью и т.д. Конечно, услышав осуждение взрослых, возможно, он быстро изменит свое отношение и при этом не формально, а по существу и вновь окажется хорошим.
В младшем школьном возрасте нравственные чувства характеризуются тем, что ребенок не всегда достаточно отчетливо осознает и понимает нравственный принцип, по которому следует действовать, но вместе с тем его непосредственное переживание подсказывает ему, что является хорошим, а что плохим. Поэтому-то, совершая недозволенные поступки, он испытывает обычно переживания стыда, раскаяния и иногда страха. То есть за период младшего школьного возраста происходят серьезные сдвиги в интересах ребенка, в его доминирующих чувствах, в объектах, которые его занимают и волнуют.
Волевая сфера. В учебной
деятельности и в коллективе сверстников
у младшего школьника в первую
очередь формируются такие
Важное волевое качество
младшего школьника - сдержанность. Проявляется
эта черта сначала в умении
подчиняться требованиям
У младшего школьника наблюдается противоположная сдержанности отрицательная черта характера - импульсивность. Импульсивность как результат повышенной эмоциональности в этом возрасте проявляется в быстром отвлечении внимания на яркие неожиданные раздражители, на все, что своей новизной захватывает ребенка.
У младших школьников нередко наблюдается отсутствие уверенности в своих действиях. Неуверенными и робкими младшие школьники бывают в новой, незнакомой для них обстановке, при отсутствии твердых знаний, в результате часто повторяющихся неудач.
Настойчивость, как важнейшая черта характера, особенно обнаруживается, в III классе. Благодаря ей учащиеся добиваются значительных успехов.
В младшем школьном возрасте в волевых поступках большую роль играют чувства, которые нередко становятся мотивами поведения. Развитие воли и чувств на этом этапе проходит в постоянном взаимодействии. В одних случаях чувства способствуют развитию воли, в других - тормозят. Так, например, бурное развитие нравственных чувств под влиянием школьного коллектива (чувства долга, товарищества и др.) становится к III классу мотивом волевых поступков учащихся. Сначала эти эмоциональные побуждения определяются личными мотивами. Ученик I--II класса на вопрос, почему он не пошел гулять, отвечает так: «Мама будет ругаться», «Боюсь, завтра «двойку» получу», «Интересный рассказ читал» и т. д. К III классу чувства становятся более социальными: «Надо выучить урок, а то схвачу «двойку», звено подведу».
В младшем школьном возрасте
закладывается фундамент
Нравственная сфера личности (единство сознания, поведения, чувств и привычек) наиболее успешно формируется в специально организованной системе воспитания, где не только сочетаются нравственное просвещение и практическая деятельность школьников, но где в этой деятельности специально проецируются, координируются нравственные отношения детей друг с другом, с коллективом, с обществом. В этих условиях дети не просто усваивают сумму приведенных правил и норм, но и накапливают личный опыт нравственного поведения, нравственных привычек, превращающихся в мотивы поведения, в нравственные убеждения.
Вывод: В младшем школьном
возрасте относительно спокойное и
равномерное физическое развитие, но
активно развиваются
толерантность школьник социальный педагог
2.2 Содержание педагогической
деятельности с младшими
Формирование толерантности
должно начинаться с первых классов
школы, так как в настоящее
время для многих детей школа
становится первым местом, где они
могут и должны быть членами стабильного
коллектива сверстников. Об этом говорил
президент Европейского еврейского
конгресса, сопредседатель Европейского
совета по толерантности и взаимоуважению
Вячеслав Кантор «Для нас принципиально
важно, чтобы обучение толерантности
носило бы своего рода сквозной характер
- от детского сада до высшего учебного
заведения. Именно в этом случае мы
можем быть уверены, что для граждан
страны толерантность, действительно,
станет неотъемлемой частью поведения».
В.В. Путин заявил, что «толерантность
лежит в основе российской государственности»,
поскольку «Россия на всем протяжении
своей тысячелетней истории складывалась
как многоконфессиональное и
многонациональное государство»
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.
Толерантность в новом
тысячелетии - способ выживания человечества,
условие гармоничных отношений
в обществе. На сегодняшний день
возникает необходимость
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
На мой взгляд, воспитание
толерантности невозможно в условиях
авторитарного стиля общения
«учитель — ученик». Поэтому одним
из условий воспитания толерантности
является освоение учителем определенных
демократических механизмов в организации
учебного процесса и общения учеников
друг с другом и с учителем. Именно
в начальной школе важно
Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.
Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия, в которых
принимают участие родители, служат
хорошим примером взаимодействия двух
самых важных факторов в жизни
ребенка школы и семьи, объединивших
свои усилия в учебном процессе,
направленном на воспитание открытого,
непредвзятого отношения к
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) – М.М. Бахтин, к пониманию через сомышление – В.Ф. Гумбольдт, что ведет к содействию.
Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.
Воспитание толерантности - воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.
Воспитание культуры толерантности
у детей младшего школьного возраста
предусматривает следующие
- знакомство детей с
принципом уважения
- понимание того, что каждый
человек - уникальная личность, и
уважение различий между
- понимание принципа
Информация о работе Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста