Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 06:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка рекомендаций социальному педагогу в СОШ по применению принципа толерантности для начальной школы.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Описать теоретические аспекты понятия толерантности как принципа социально педагогической деятельности.
2. Определить содержание социально-педагогической деятельности в СОШ.
3. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников.
4. Выявить сущность принципа толерантности в начальной школе.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности
1.1 Толерантность как социально педагогическое понятие
1.2 Содержание социально-педагогической деятельности в условиях СОШ
1.3 Формы методы и приемы принципа толерантности, применяемые в социально-педагогической деятельности
2. Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста
2.1 Возрастные особенности младшего школьника
2.2 Содержание педагогической деятельности с младшими школьниками
2.3 Рекомендации социальному педагогу по применению принципа толерантности
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 47.04 Кб (Скачать файл)

 

Воображение, каким бы фантастическим оно ни было в своей сюжетной линии, опирается на нормативы реального  социального пространства. Пережив  в своем воображении добрые или  агрессивные побуждения, ребенок  тем самым может подготовить  для себя мотивацию будущих поступков.

 

Воображение при всей его  пользе для подготовки к творческой деятельности может увести ребенка  от реального мира, придав болезненность  его душевной жизни.

 

Воображение в жизни ребенка  играет большую роль, чем в жизни  взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной  реальности. Неустанная работа воображения - важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического  опыта, важнейшая психологическая  предпосылка развития способности  к творчеству и способ освоения нормативности  социального пространства, последнее  принуждает работать воображение непосредственно  на развитие личностных качеств.

 

Эмоциональная сфера. Первой особенностью эмоциональной сферы  младшего школьника, особенно первоклассника, является свойство бурно реагировать  на отдельные и задевающие его  явления.

 

В этом отношении младший-школьник мало отличается от дошкольника. Маленький  школьник вообще реагирует бурно  на многое, что его окружает. Он с  волнением глядит, как собака играет со щенком, с криком он бежит к  позвавшим его товарищам, начинает громко смеяться при чем-нибудь смешном  и т.д. Каждое явление, в какой-то мере затронувшее его, вызывает резко  выраженный эмоциональный отклик. Чрезвычайно  эмоционально поведение маленьких  школьников при просмотре ими  театрального спектакля: очень резки  переходы от сочувствия герою к негодованию  на его противников, от печали по поводу его неудач к бурному выражению радости при его успехе. Большая подвижность, многочисленные жесты, ерзание на стуле, переходы от страха к восторгу, резкие изменения в мимике свидетельствуют о том, что все, затронувшее младшего школьника во время спектакля приводит к ярко выраженному эмоциональному отклику.

 

Второй особенностью эмоциональной  сферы становится большая сдержанность в выражении своих эмоций - недовольство, раздражение, зависть, когда находится  в коллективе класса, так как несдержанность в проявлении чувств вызывает тут  же замечание, подвергается обсуждению и осуждению. Это не значит, что  младший школьник уже хорошо владеет  своим поведением - подавляет выражение  тех или других неодобряемых окружающими  чувств. Нет, он достаточно ярко проявляет  страх, недовольство, обиду, гнев, хотя и старается их подавить. Все эти  эмоции отчетливо проявляются в  его поведении во время столкновений со сверстниками.

 

Способность владеть своими чувствами становится лучше год  от года. Свой гнев и раздражение  младший школьник проявляет не столько  в моторной форме - лезет драться, вырывает из рук и т.д., сколько  в словесной форме ругается, дразнит, грубит.

 

Так на протяжении младшего школьного возраста нарастает организованность в эмоциональном поведении ребенка.

 

Третья особенность - это  развитие выразительности эмоций младшего школьника (большее богатство оттенков интонаций в речи, развитие мимики).

 

Четвертая особенность связана  с ростом понимания младшим школьником чувств других людей и способности  сопереживания с эмоциональными состояниями сверстников и взрослых. Однако в уровне такого эмоционального понимания наблюдается отчетливая разница между первоклассниками и третьеклассниками и особенно четвероклассниками.

 

Пятой особенностью эмоциональной  сферы детей младшего школьного  возраста является их впечатлительность, их эмоциональная отзывчивость на все  яркое, крупное, красочное. Монотонные, скучные уроки быстро снижают  познавательный интерес первоклассника, ведут к появлению отрицательного эмоционального отношения к учению.

 

Шестая особенность связана  с интенсивно формирующимися моральными чувствами у ребенка: чувство  товарищества, ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих, негодование  при несправедливости и т.д. При  этом они формируются под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера  и собственного действия при выполнении поручения, впечатления от слов учителя. Но важно помнить о том, что  когда младший школьник узнает о  нормах поведения, то он воспринимает слова воспитателя лишь тогда, когда  они эмоционально его задевают, когда  он непосредственно чувствует необходимость  поступить так, а не иначе.

 

Младший школьник может совершить  хороший поступок, проявить сочувствие при чьем-то горе, испытать жалость  к больному животному, проявить готовность отдать другому что-то для него дорогое. Он может при обиде, причиненной  его товарищу, броситься на помощь, несмотря на угрозу более старших  детей. И вместе с тем в сходных  ситуациях он может и не проявить этих чувств, а, наоборот, посмеяться над  неудачей товарища, не испытывать чувства  жалости, отнестись с равнодушием  к несчастью и т.д. Конечно, услышав  осуждение взрослых, возможно, он быстро изменит свое отношение и при  этом не формально, а по существу и  вновь окажется хорошим.

 

В младшем школьном возрасте нравственные чувства характеризуются  тем, что ребенок не всегда достаточно отчетливо осознает и понимает нравственный принцип, по которому следует действовать, но вместе с тем его непосредственное переживание подсказывает ему, что  является хорошим, а что плохим. Поэтому-то, совершая недозволенные поступки, он испытывает обычно переживания стыда, раскаяния и иногда страха. То есть за период младшего школьного возраста происходят серьезные сдвиги в интересах  ребенка, в его доминирующих чувствах, в объектах, которые его занимают и волнуют.

 

Волевая сфера. В учебной  деятельности и в коллективе сверстников  у младшего школьника в первую очередь формируются такие волевые  черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка.

 

Важное волевое качество младшего школьника - сдержанность. Проявляется  эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. Многие учащиеся уже могут самостоятельно готовить уроки сдерживая желания  погулять, поиграть, почитать, не отвлекаясь, не занимаясь посторонними делами.

 

У младшего школьника наблюдается  противоположная сдержанности отрицательная  черта характера - импульсивность. Импульсивность как результат повышенной эмоциональности  в этом возрасте проявляется в  быстром отвлечении внимания на яркие  неожиданные раздражители, на все, что  своей новизной захватывает ребенка.

 

У младших школьников нередко  наблюдается отсутствие уверенности  в своих действиях. Неуверенными и робкими младшие школьники  бывают в новой, незнакомой для них  обстановке, при отсутствии твердых  знаний, в результате часто повторяющихся  неудач.

 

Настойчивость, как важнейшая  черта характера, особенно обнаруживается, в III классе. Благодаря ей учащиеся добиваются значительных успехов.

 

В младшем школьном возрасте в волевых поступках большую  роль играют чувства, которые нередко  становятся мотивами поведения. Развитие воли и чувств на этом этапе проходит в постоянном взаимодействии. В одних  случаях чувства способствуют развитию воли, в других - тормозят. Так, например, бурное развитие нравственных чувств под влиянием школьного коллектива (чувства долга, товарищества и др.) становится к III классу мотивом волевых  поступков учащихся. Сначала эти  эмоциональные побуждения определяются личными мотивами. Ученик I--II класса на вопрос, почему он не пошел гулять, отвечает так: «Мама будет ругаться», «Боюсь, завтра «двойку» получу», «Интересный  рассказ читал» и т. д. К III классу чувства становятся более социальными: «Надо выучить урок, а то схвачу «двойку», звено подведу».

 

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного  поведения, происходит усвоение моральных  норм и правил поведения, начинает формироваться  общественная направленность личности.

 

Нравственная сфера личности (единство сознания, поведения, чувств и привычек) наиболее успешно формируется  в специально организованной системе  воспитания, где не только сочетаются нравственное просвещение и практическая деятельность школьников, но где в  этой деятельности специально проецируются, координируются нравственные отношения  детей друг с другом, с коллективом, с обществом. В этих условиях дети не просто усваивают сумму приведенных  правил и норм, но и накапливают  личный опыт нравственного поведения, нравственных привычек, превращающихся в мотивы поведения, в нравственные убеждения.

 

Вывод: В младшем школьном возрасте относительно спокойное и  равномерное физическое развитие, но активно развиваются психические  процессы, появляется новый вид ведущей  деятельности – учение. закладывается  фундамент нравственного поведения.

 

толерантность школьник социальный педагог

 

2.2 Содержание педагогической  деятельности с младшими школьниками

 

Формирование толерантности  должно начинаться с первых классов  школы, так как в настоящее  время для многих детей школа  становится первым местом, где они  могут и должны быть членами стабильного  коллектива сверстников. Об этом говорил  президент Европейского еврейского конгресса, сопредседатель Европейского совета по толерантности и взаимоуважению Вячеслав Кантор «Для нас принципиально  важно, чтобы обучение толерантности  носило бы своего рода сквозной характер - от детского сада до высшего учебного заведения. Именно в этом случае мы можем быть уверены, что для граждан  страны толерантность, действительно, станет неотъемлемой частью поведения». В.В. Путин заявил, что «толерантность лежит в основе российской государственности», поскольку «Россия на всем протяжении своей тысячелетней истории складывалась как многоконфессиональное и  многонациональное государство». Проблема толерантности, по мнению Путина, - «одна  из ключевых проблем развития человечества». Президент РФ Дмитрий Медведев одобрил  предложение о проведении 1 сентября уроков толерантности. "Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений в стране... Мы должны работать над тем, что бы в конечном счете  все национальные отношения в  стране стали гармоничными. Это очень  сложная, большая задача на десятилетия  вперед, но она абсолютно по силам  нашему обществу».[14]

 

Толерантность являет собой  новую основу педагогического общения  учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные  условия для формирования у обучающихся  культуры достоинства, самовыражения  личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

 

Толерантность в новом  тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений  в обществе. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых  первых дней обучения.

 

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна  сама по себе. На этом жизненном этапе  начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным  опытом и с несформированностью  коммуникативной деятельности. Для  плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой  общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений  в классе, воспитание толерантности  способствуют развитию сотрудничества.

 

На мой взгляд, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения  «учитель — ученик». Поэтому одним  из условий воспитания толерантности  является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации  учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить  ребенка, с одной стороны, принимать  другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным  взглядам.

 

Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков  детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят  задачи понимания ребенка.

 

Воспитание культуры толерантности  должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".

 

Мероприятия, в которых  принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни  ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому  многообразию.

 

Путь к толерантности  – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое  напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих  стереотипов, своего сознания.

 

В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл  и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно  апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) – М.М. Бахтин, к пониманию  через сомышление – В.Ф. Гумбольдт, что ведет к содействию.

 

Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся  в роли наставника.

 

Воспитание толерантности - воспитание терпимости к иному  образу жизни, мнению, поведению, ценностям.

 

Воспитание культуры толерантности  у детей младшего школьного возраста предусматривает следующие направления  обучения толерантности:

 

- знакомство детей с  принципом уважения человеческого  достоинства всех без исключения  людей;

 

- понимание того, что каждый  человек - уникальная личность, и  уважение различий между людьми;

 

- понимание принципа взаимодополняемости  как основной черты различий.

Информация о работе Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста