Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 00:42, контрольная работа
Цель исследования: изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия представителей юношества. Задачи:
Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.
Эмпирически изучить ценностные ориентации юношей.
Эмпирически изучить уровень субъективного благополучия юношей.
Выявить наличие взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.
Введение
Глава 1. Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии
1.1 Личность и ее отношения
1.2 Ценностные ориентации и установки личности
1.3 Структура и факторы субъективного благополучия личности
Выводы
Глава 2. Эмпирическое изучение ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности
2.1 Методы и методики исследования
2.2 Изучение ценностных ориентаций юношей
2.3 Анализ субъективного благополучия юношей
2.4 Анализ взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия юношей
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Инструментальные ценности – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это ценности-средства, ценные в качестве средств, инструментов для достижения обычных целей.
Анализ данных, представленных
в таблице 2.2, позволяет заключить,
что наиболее значимой ценностью
для обследованных нами юношей является
жизнерадостность (22%). 15% юношей на первое
место поставили воспитанность.
По 12% юношей в качестве главной ценности
выделили независимость и
Полученные результаты можно представить графически в виде следующей диаграммы (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Преобладающие инструментальные ценности
Проанализируем средние арифметические по каждой ценности.
- здоровье (физическое и психическое), ср. ар. = 4,24. Сама по себе та высокая значимость, которую имеет для юношей и девушек их здоровье, является нетипичной для этого возраста.
Дело в том, что молодежи, не обладающей в целом физическими недостатками, всегда было свойственно относиться к своему здоровью скорее легкомысленно, чем серьезно. Не испытывая проблем с физическим состоянием, юноши и девушки, казалось бы, и задумываться не должны об опасностях в этой области. Но полученная картина резко отличается от описанной выше: юноши и девушки действительно ценят свое здоровье.
Можно, конечно, предположить,
что современное поколение
- наличие друзей (хороших и верных), ср. ар. = 5,91. Одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровестников, более или менее равных по положению. У юношей и девушек возникает потребность довериться друзьям-сверстникам, которым должны быть ближе их переживания. Словом, естественно было ожидать высокий рейтинг такой жизненной сферы, как "наличие хороших друзей.
- счастливая семейная жизнь, ср. ар. = 6,45.
- активная, деятельная жизнь, ср. ар. = 7,6.
- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), ср. ар. = 7,82.
- уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений), ср. ар. = 7,97.
- свобода (самостоятельность, независимость в поступках и суждениях), ср. ар. = 8,76.
- материально обеспеченная
жизнь (отсутствие
- интересная работа, ср. ар. = 9,0.
- развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование), ср. ар. = 9,73.
- продуктивная жизнь (
- счастье других (близких людей, всего народа), ср. ар. = 10,33.
- жизненная мудрость (зрелость
суждений и здравый смысл,
- познание (возможность расширения
своего образования, кругозора,
- развлечения (приятное,
необременительное
- красота природы и
искусства (переживание
- общественное признание (уважение окружающих, коллектива), ср. ар. = 13,15.
Очевидно, это утверждение вызывало скорее негативную оценку, поскольку не относится к жизненно необходимым, а является результатом взаимодействия ценностей-лидеров, своеобразным итогом продолжительной деятельности. Традиционно считалось: чтобы добиться "успеха необходимо трудиться не разгибая спины", а учитывая невысокий рейтинг познания, лишь немногие ориентированы в жизни на эту ценность. Кроме того, возможно, юношами и девушками выше ценится материальное, а не духовное удовлетворение от деятельности.
- творчество (возможность творческой деятельности), ср. ар. = 15,09.
Понятие творчества для современных старшеклассников размыто, оно утратило свое значение, как создание чего-то нового, нестереотипного, поскольку в общетве резко упал престиж науки, искусств и культуры. В то же время пребывание в школе, в которой частое употребление из уст взрослых таких слов как «творчество», «творческий подход» и пр. в совокупности со столь же часто встречаемым осуждением и неприятием всякого нестереотипного поведения, отклонения от «нормы», создает у старшеклассников своеобразную глухоту к самому этому понятию, вызывает раздраженную и негативную реакцию на него.
- образованность (широта знаний, высокая общая культура), ср. ар. = 6, 39. Как известно, профессиональная ориентация - часть социального самоопределения личности в юношеском возрасте. А процесс профессионального самоопределения (в частности, удачного поступления в вуз, в колледж и т. д. ) напрямую зависит от уровня, объема и широты знаний старшеклассника. Словом, образованность понимается большинством юношей и девушек, как надежное и проверенное средство достижения целей в профессиональной сфере.
Характерно, что немаловажную роль в безусловном лидерстве «образованности» среди других ценностей-средств играет давление на старшеклассников со стороны взрослых (родителей и учителей, прежде всего). Общий смысл разговоров о будущем зачастую сводится к формуле «Учиться, учиться и учиться», поскольку взрослые в большинстве случаев считают, что единственная цель юношей и девушек - это поступление в институт.
Все это заставляет старшеклассников серьезно относиться к образованию и скорые выпускные и вступительные экзамены стимулируют к учебе.
- честность (правдивсть, искренность), ср. ар. = 6,79.
Вероятно, прежде всего - это искренность в чувствах - важная составляющая естественности поведения, основа доверительного общения. Особое значение это качество принимает в современных социальных условиях, когда процветают обман и мошенничество, когда люди становятся предельно осторожными и мнительными. К сожалению, четность в широком смысле, абсолютная правдивость, искренность во всем очень редко встречается. Наверное, потому так и ценится.
Важность честности для юношей и девушек говорит об относительно взрослой оценке мира и людей, в нем живущих.
- жизнерадостность (чувство юмора), ср. ар. = 7,12.
- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), ср. ар. = 7, 67.
- воспитанность (хорошие манеры), ср. ар. = 8,06.
- ответственность (чувство долга, умение держать слово), ср. ар. =8,69.
- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки), ср. ар. = 8,76.
- терпимость (к взглядам
и мнениям других, умение прощать
другим их ошибки и
- аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), ср. ар. = 9,12.
- рационализм (умение здраво и логично мыслить , принимать обдуманные решения), ср. ар. = 9,21.
- чуткость, ср. ар. = 9,79.
- твердая воля (умение
настоять на своем, не
- смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов, ср. ар. =10,15.
- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина), ср. ар. = 10,18.
- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе), ср. ар. = 10,5.
- исполнительность (дисциплинированность), ср. ар. = 11,12.
- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), ср. ар. = 12,48.
Возможно, высокие запросы
большинством школьников воспринимаются,
как нечто негативное, как отрицательная
характеристика личности. Высокие притязания
для юношей и девушек могут
означать, что человек оценивает
себя и свою деятельность выше, чем
остальные, считает себя лучше в
чем-то (неисключено, что объективно).
Однако, для большинства
- нетерпимость к недостаткам в себе и других, ср. ар. = 15,12.
Нетерпимость к недостаткам имеет ряд внешних проявлений, которые не каждому приходятся по вкусу. Во-первых, если нетерпимость к недостаткам в себе способствует глубокому самоанализу (а, значит, и самопознанию, что очень важно в юношеском возрасте) и, соответственно, самосовершенствованию, то нетерпимость к недостаткам в других иногда может проявляться в виде бесконечных придирок и одергиваний, в стремлении переделать всех окружающих в соответствии с собственными убеждениями, которые, кстати, не всегда разделяют окружающие. А во-вторых, гиперразвитие этой черты может привести к заниженной самооценке и далее - к нервозности, нерешительности и т. д.
Задачей данного этапа исследования являлось изучение субъективного благополучия. Для этого использовалась «Шкала субъективного благополучия» (шкала СБ) Perrudet –Badoux, Mendelssohn и Chiche. Автор русскоязычной адаптации В.М.Соколова. В исследовании на данном этапе принимали участие 30 юношей.
На основании полученных данных была построена следующая таблица (табл. 2.3).
Признаки субъективного благополучия |
Среднее арифмет. |
Напряженность и чувствительность |
9,23 |
Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику |
10,6 |
Изменения настроения |
3,83 |
Значимость социального окружения |
5,07 |
Самооценка здоровья |
4,66 |
Степень удовлетворенности повседневной деятельностью |
8,48 |
Индекс СБ |
42,26 |
Полученные результаты можно представить графически в виде следующей гистограммы (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – Признаки субъективного благополучия
Результаты, полученные по методике, и представленные в таблице 2.3 и на рисунке 2.3, позволяют заключить, что наиболее выраженные переживания у юношей по поводу состояния их здоровья, а в наименьшей степени – признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику. В целом, полученные результаты свидетельствуют об умеренном эмоциональном комфорте испытуемого. Обследованные нами юноши не испытывают серьезных эмоциональных проблем, достаточно уверены в себе, активны, успешно взаимодействуют с окружающими, адекватно управляют своим поведением.
С целью установления взаимосвязи между изучаемыми признаками, данные, полученные по методикам, были подвергнуты статистическому анализу с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Статистически значимые результаты проведенного анализа представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – результаты расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена
Переменные |
Коэффициент корреляции, R |
Уровень значимости, р |
Сила связи |
Направление связи |
Здоровье – СБ |
0,4 |
0,02 |
слабая |
прямая |
Счастливая семейная жизнь
– СБ |
0,3 |
0,05 |
слабая |
прямая |
Жизнерадостность – СБ |
0,3 |
0,05 |
слабая |
прямая |
Независимость – СБ |
0,3 |
0,05 |
слабая |
прямая |
Анализ данных, представленных в таблице 2.4, позволяет заключить, что существует статистически значимая слабая, прямая зависимость меду субъективным благополучием юношей и такими жизненными ценностями, как здоровье (R=0,4 при р<0,05), счастливая семейная жизнь (R=0,3 при р=0,05), жизнерадостность (R=0,3 при р=0,05) и независимость (R=0,3 при р=0,05). Так, чем более ценными в жизни для юношей являются их здоровье и семейное благополучие, чем больше они стремятся быть независимыми и жизнерадостными, тем в большей степени они обладают позитивной самооценкой, тем менее не склонны высказывать жалобы на различные недомогания, тем более они оптимистичны, общительны, уверены в своих способностях, эффективно действует в условиях стресса и не склонны к тревогам.
Информация о работе Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии