Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 00:42, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия представителей юношества. Задачи:
Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.
Эмпирически изучить ценностные ориентации юношей.
Эмпирически изучить уровень субъективного благополучия юношей.
Выявить наличие взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии
1.1 Личность и ее отношения
1.2 Ценностные ориентации и установки личности
1.3 Структура и факторы субъективного благополучия личности
Выводы
Глава 2. Эмпирическое изучение ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности
2.1 Методы и методики исследования
2.2 Изучение ценностных ориентаций юношей
2.3 Анализ субъективного благополучия юношей
2.4 Анализ взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия юношей
Выводы
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 100.40 Кб (Скачать файл)

 

Выводы

 

Таким образом, наиболее значимой терминальной  ценностью для обследованных  нами юношей является здоровье (46%). 15% юношей на первое место поставили ценность счастливой семейной жизни. 12% в качестве главной ценности выделили активную деятельную жизнь, по 6% - жизнерадостность и продуктивную жизнь, а по 3% - красоту  природы, наличие друзей, познание, развитие и счастье других.

В свою очередь, наиболее значимой инструментальной ценностью для  обследованных нами юношей является жизнерадостность (22%). 15% юношей на первое место поставили воспитанность. По 12% юношей в качестве главной ценности выделили независимость и образованность, по 6% - чуткость, широту взглядов и самоконтроль, а по 3% - аккуратность, рационализм, терпимость и эффективность в  делах.

У большинства испытуемых был выявлен умеренный эмоциональный комфорт. Обследованные нами юноши не испытывают серьезных эмоциональных проблем, достаточно уверены в себе, активны, успешно взаимодействуют с окружающими, адекватно управляют своим поведением.

Анализ взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности показал, что существует статистически  значимая слабая, прямая зависимость  меду субъективным благополучием юношей и такими жизненными ценностями, как  здоровье (R=0,4 при р<0,05), счастливая семейная жизнь (R=0,3 при р=0,05), жизнерадостность (R=0,3 при р=0,05) и независимость (R=0,3 при р=0,05).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ литературы показал, что проблема субъективного благополучия остается мало изученной. Родственными понятиями, употребляемыми в современных работах, являются понятия «счастье», «удовлетворённость жизнью», «эмоциональное благополучие», «психологическое благополучие» «оптимизм». Однако понятие «субъективное благополучие», как отмечает М.В.Соколова «представляется психологически более точным». Именно субъективное благополучие является тем психологическим феноменом, которое олицетворяет стремление человека к внутреннему равновесию, комфорту, ощущению удовлетворенности и счастья.

Ценностные ориентации —  отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих  ориентиров. Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями  до сих пор отсутствует.

Система ценностей личности развивается на протяжении всей жизни. Предпосылки для начала реального выполнения системой ценностных ориентаций всех своих регулятивных функций окончательно складывается лишь в юношеском возрасте. В основе приобретения ценностной системой реально действующего характера лежит осознание человеком личностного смысла своей жизни. Именно в юношеском возрасте вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны. Появление потребности в определении своих жизненных целей, нахождении своего места в жизни становится отличительной особенностью именно этого возраста. Тем самым в юношеском возрасте складывается собственное мировоззрение человека, создающее возможность формирования внутренней, автономной системы ценностей. Юношеский возраст, таким образом, является решающим в плане формирования ценностной системы личности

Наиболее значимой терминальной  ценностью для обследованных  нами юношей является здоровье, а среди  инструментальных – жизнерадостность. Большинству испытуемых присущ умеренный эмоциональный комфорт. Они не испытывают серьезных эмоциональных проблем, достаточно уверены в себе, активны, успешно взаимодействуют с окружающими, адекватно управляют своим поведением.

В исследовании было установлено, что чем больше юноши стремятся быть независимыми и жизнерадостными, тем в большей степени они обладают позитивной самооценкой, тем менее не склонны высказывать жалобы на различные недомогания, тем более они оптимистичны, общительны, уверены в своих способностях, эффективно действует в условиях стресса и не склонны к тревогам.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М., 2008. - 360с.
  2. Алмакаева, А.М. Субъективное качество жизни: основные проблемы исследования / А.М. Алмакаева // Вестник СамГУ, №5/1 (45), 2006
  3. Ананьев, Б.Г.Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л.: ЛГУ, 1968. 457 с.
  4. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл; Под ред. М.В. Кларина; Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2007. - 403с.
  5. Бонивелл, И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология / Пер. с англ.М. Бабичевой. - М.: Время, 2009. - 192 с.
  6. Бочарова, Е.Е. Соотношение эмоциональных компонентов и когнитивных компонентов субъективного благополучия в разных условиях социализации / Е.Е. Бочарова // Проблемы социальной психологии личности, 2008. - С.32-56.
  7. Гуревич, П.С.Человек и его ценности. Ч. 1 / П.С. Гуревич. – М., 1988. С. 43—65.
  8. Джидарьян, И.А. Проблема общей удовлетворенностью жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование / И.А. Джидарьян, Е.В. Антонова // Сознание личности в кризисном обществе, 2009.
  9. Джидарьян, И.А. Счастье и его типологические характеристики / И.А. Джидарьян // Психология личности: новые исследования, 2009. - С.48-54.
  10. Здравомыслов, А.Г.Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. – М.: Поли-тиздат, 1986. 221 с.
  11. Куликов, Л.В. Субъективное благополучие личности / Л.В. Куликов // Ананьевские чтения. - СПб., 2007. - С.162-164.
  12. Куликов, Л.В. Факторы психологического благополучия личности / Л.В. Куликов, М.С. Дмитриева, М.Ю. Долина, О.В. Иванов, М.А. Розанова, Т.Г. Тимошенко // Теоретические и прикладные вопросы психологии: Матер. Юбилейной конф. “Ананьевские чтения - 97”. Вып.3. Ч.1. Изд-во СПбГУ - СПб., 2007. - С.342-350.
  13. Леонтьев, Д.А.Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. – № 4. – С. 36—42.
  14. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И. Титаренко, В.О. Николаичева. М.: Изд-во МГУ, 1994. – 176 с.
  15. Мясищев, В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности / В.Н. Мясищев // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – С. 35–38.
  16. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М.; Воронеж, 2008. - 453с.
  17. Никандров, Н.Д. Ценности как основа целей воспитания / Н.Д. Никандров // Педа-гогика. – 1998. – № 3. – С. 3—10.
  18. Риккерт, Г.О системе ценностей / Г.О. Риккерт. М.: Логос, 1994. –182 с.
  19. Рогова, Р.М.Развитие гуманистического мировоззрения и ценнос-тных ориентаций личности / Р.М. Рогова. – М.: РАО ИРЛ, 1996. 144 с.
  20. Рокич, М.Природа человеческих ценностей / М. Рокич. – М.; Нью-Йорк, 1973. – 276 с.
  21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - В 2 т., Т.1.М., 2009.
  22. Савельева, О.С. Субъективное благополучие как проблема социальной психологии личности / О.С. Савельева. - Москва, 2008.
  23. Созонов, А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия / А.Е. Созонов // Вопросы психологии, - 2006. № 4. - С.105-114
  24. Соколова, М.В. Шкала субъективного благополучия / М.В. Соколова. - Ярославль, 2006.
  25. Шамионов, Р.М. Психология субъективного благополучия личности / Р.М. Шамионов. - Саратов, 2007.
  26. Ширяева, О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности / О.С. Ширяева. - Хабаровск, 2008/
  27. Ядов, В.А. Ценности в кризисном социуме / В.А. Ядов й Психологически журнал. −1991. – №6. – С. 154–167.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Методика М. Рокича

Инструкция:

 

"Сейчас Вам будет  предъявлен набор из 18 карточек  с обозначением ценностей. Ваша  задача - разложить их по порядку  значимости для Вас как принципов,  которыми Вы руководствуетесь  в Вашей жизни.

 

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно  изучите карточки и, выбрав ту, которая  для Вас наиболее значима, поместите  ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите  ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней  и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

Список А (терминальные ценности):

    1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
    2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
    3. здоровье (физическое и психическое);
    4. интересная работа;
    5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
    6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
    7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
    8. наличие хороших и верных друзей;
    9. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
    10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
    11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
    12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
    13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
    14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);
    15. счастливая семейная жизнь;
    16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
    17. творчество (возможность творческой деятельности);
    18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

    1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
    2. воспитанность (хорошие манеры);
    3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
    4. жизнерадостность (чувство юмора);
    5. исполнительность (дисциплинированность);
    6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
    7. непримиримость к недостаткам в себе и других;
    8. образованность (широта знаний, высокая общая культура);
    9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
    10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
    11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
    12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
    13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
    14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
    15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
    16. честность (правдивость, искренность);
    17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
    18. чуткость (заботливость).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Шкала субъективного благополучия» (шкала СБ) Perrudet –Badoux, Mendelssohn и Chiche в адаптации В.М.Соколовой.

 

Инструкция к тесту: Укажите, пожалуйста, в какой мере в согласны или не согласны с приведенными ниже высказываниями, используя для этого следующую шкалу:

• 1 – полностью согласен;

• 2 – согласен;

• 3 – более или менее  согласен;

• 4 – затрудняюсь ответить;

• 5 – более или менее  не согласен;

• 6 – не согласен;

• 7 – полностью не согласен.

Тест

1. В последнее время  я был в хорошем настроении.

2. Моя работа давит  на меня.

3. Если у меня есть  проблемы, я могу обратиться к  кому-нибудь.

4. В последнее время  я хорошо сплю.

5. Я редко скучаю в  процессе своей повседневной  деятельности.

6. Я часто чувствую  себя одиноким.

7. Я чувствую себя здоровым  и бодрым.

8. Я испытываю большое  удовольствие, находясь вместе с  семьей или друзьями.

9. Иногда я становлюсь  беспокойным по неизвестной причине. 

10. Утром мне трудно  вставать и работать.

11. Я смотрю в будущее  с оптимизмом.

12. Я охотно меньше просил  бы других о чем-либо.

13. Мне нравится моя  повседневная деятельность.

14. В последнее время  я чрезмерно реагирую на незначительные  препятствия и неудачи. 

15. В последнее время  я чувствую себя в прекрасной  форме. 

16. Я все больше ощущаю  потребность в уединении. 

17. В последнее время  я был очень рассеян. 

Обработка и интерпретация  результатов теста.

Ключ к тесту

«Прямые» пункты (номер  выбранного ответа прямо соответствует  получаемому баллу) – № 1, 3, 4, 5, 7, 8, 11, 13, 15.

Оценивание «прямых» пунктов

Номер ответа испытуемого  на пункт    1    2    3    4    5    6    7

Присваиваемый номеру балл                    1    2    3    4    5    6    7

Оценивание «обратных» пунктов

Номер ответа испытуемого  на пункт    1    2    3    4    5    6    7

Присваиваемый номеру балл                    7    6    5    4    3    2    1

«Обратные» пункты (приписывание баллов номерам ответов носит  обратный характер) – № 2, 6, 9, 10, 12, 14, 16, 17.

Итоговый балл испытуемого  по тесту равен сумме баллов по «прямым» и «обратным» пунктам.

Обработка и интерпретация  результатов теста.

Шкала состоит из 17 пунктов, содержание которых связано с  эмоциональным состоянием, социальным положением и некоторыми физическими  симптомами. В соответствии с содержанием  пункты делятся на шесть кластеров:

1.    Напряженность и чувствительность (2, 12, 16).

2.    Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику (9, 14, 17).

3.    Изменения настроения (1, 11).

4.    Значимость социального окружения (3, 6, 8).

5.    Самооценка здоровья (7, 15).

6.    Степень удовлетворенности повседневной деятельностью (5, 10, 13).

Информация о работе Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии