Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:38, курсовая работа
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.
Глава I Проблемное обучение, как способ активации мыслительной деятельности школьника………………………………………………………….5
1.1. Сущность проблемного обучения………………………………………….5
1.2. Организация проблемного обучения в средней школе…………………..21
Глава ΙΙ. Исследования и их анализ…………………………………………29
2.1. Методики исследования интеллектуальных умений школьников и анализ опытной работы……………………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………...33
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..34
УО «Мозырский государственный педагогический университет
им. И. П. Шамякина.»
Биологический факультет
Кафедра природопользования
Курсовая работа:
«Проблемное обучение, как способ активации
мыслительной деятельности школьника.»
Мозырь, 2012 г.
Реферат.
Курсовая работа изложена на 35 страницах. Включает 20 наименований источников литературы.
Ключевые слова: интеллект, интеллектуальное развитие, мышление, мотивация, проблемное обучение, проблема.
Опытная работа были проведены в Бережновской средней школе Столинского района Брестской области.
Цель проблемного обучения : усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной деятельности ученика, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков). Здесь акцент делается на развитие мышления.
Учитель должен владеть как объяснительным, так и исследовательским методами обучения. Выступая в роли организатора обучения на проблемной основе, учитель призван действовать скорее как руководитель и партнер, чем как источник готовых знаний и директив для учащихся. В процессе подготовки учитель должен приобрести опыт, который позволит ему:
1. Тонко чувствовать
2. Выполнять функцию
3. Стараться увлечь учащихся
проблемой и процессом ее
4. Проявлять терпимость
к ошибкам учеников, допускаемых
или в попытках найти
Содержание.
Глава I Проблемное
обучение, как способ активации мыслительной
деятельности школьника………………………………………………………
1.1. Сущность проблемного обучения………………………………………….5
1.2. Организация проблемного обучения в средней школе…………………..21
Глава ΙΙ. Исследования и их анализ…………………………………………29
2.1. Методики исследования
интеллектуальных умений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………...33
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
3
Введение.
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Творческие способности реализуются через мыслительную деятельность.
Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л.Рубинштейном. Мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.
Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В.Кудрявцев, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, И.С.Якиманская и др.
Цель курсовой работы: изучить
факторы интеллектуального
Объектом работы является процесс обучения школьников.
Предметом – проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников.
Задачи: раскрыть сущность интеллектуального развития и проблемного обучения; организовать исследовательскую работу.
4
Глава I.
1.1. Сущность проблемного обучения.
Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмилля у Ж.Ж.Руссо. Особенно близко подходил к этой идеи К.Д.Ушинский. История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в буржуазной педагогике были разработаны Джоном Дьюи.
Глубокие исследования в
области проблемного обучения начались
в 60-х годах. Идея и принципы проблемного
обучения в русле исследования психологии
мышления разрабатывались советскими
психологами С.Л.Рубинштейном, Д.Н.Богоявленским,
Н.А.Менчинской, А.М.Матюшкиным, а в
применении к школьному обучению
такими дидактами, как М.А.Данилов, М.Н.Скаткин.
Много этими вопросами
Задачей школы является формирование гармонически развитой личности. В современной педагогике исследуются вопросы общего развития детей в процессе обучения. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей.
Развивающим обучением, то есть ведущим к общему и специальному развитию можно считать только такое обучение, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук. Такое обучение и является проблемным.
Проблемное обучение возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся.
В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение этому явлению.
Сущность проблемного обучения И.Я.Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям школы» [12].
Т.В.Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач [11]. Такое понимание имеется и в работах Ю.К.Бабанского [2].
Сущность «активизации учения»
Каково соотношение между активизацией познавательной деятельности
5
учащихся и проблемным обучением?
Некоторые педагоги отождествляют
эти два понятия, предлагая ликвидировать
и сам термин «проблемное обучение».
Проблемное обучение является одним
из наиболее эффективных средств
активизации мышления ученика. Суть
активности, достигаемой при проблемном
обучении, заключается в том, что
ученик должен анализировать фактический
материал и оперировать им так, чтобы
самому получить из него новую информацию.
Другими словами это
Умственный поиск –
сложный процесс. Не всякий поиск
связан с возникновением проблемы.
Если учитель даёт задание ученикам
и указывает, как его выполнять,
то даже их самостоятельный поиск
не будет решением проблемы. Ученики
могут принимать активное участие
в научно-исследовательской
Цель активизации учащихся
посредством проблемного
Суть активизации учения
школьника посредством
Проблемная ситуация и
учебная проблема являются основными
понятиями проблемного
Проблемное преподавание
определяется как деятельность учителя
по созданию системы проблемных ситуаций,
изложению учебного материала с
его (полным или частичным) объяснением
и управлению деятельностью учащихся,
направленной на освоение новых знаний
– как традиционным путем, так
и путем самостоятельной
Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и
6
доказательства, а также путем проверки правильности решения.
Проблемные ситуации можно подразделять по нескольким основаниям: по области научных знаний или учебной дисциплине (физике, математике и т.п.); по направленности на поиск недостающего нового (новых знаний, способов действия, выявления возможности применения известных знаний и способов в новых условиях); по уровню проблемности (очень острые противоречия, средней остроты, слабо или неявно выраженные противоречия); по типу и характеру содержательной стороны противоречий (например, между житейскими представлениями и научными знаниями, неожиданным фактом и неумением его объяснить и т.п.).
Дидактически и методически
основанные способы создания проблемных
ситуаций могут быть найдены только
в том случае, если учителю известны
общие закономерности их возникновения.
В литературе по проблемному обучению
встречаются попытки
Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общее для всех предметов.
1. Его следует считать
наиболее общим и
Информация о работе Проблемное обучение, как способ активации мыслительной деятельности школьника