Проблемное обучение, как способ активации мыслительной деятельности школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

Содержание

Глава I Проблемное обучение, как способ активации мыслительной деятельности школьника………………………………………………………….5
1.1. Сущность проблемного обучения………………………………………….5
1.2. Организация проблемного обучения в средней школе…………………..21
Глава ΙΙ. Исследования и их анализ…………………………………………29
2.1. Методики исследования интеллектуальных умений школьников и анализ опытной работы……………………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………...33
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

УО (Автосохраненный).docx

— 73.09 Кб (Скачать файл)

УО «Мозырский  государственный  педагогический университет

им. И. П.  Шамякина.»

 

 

 

Биологический факультет

Кафедра природопользования

 

 

 

Курсовая работа:

«Проблемное обучение, как  способ активации 

мыслительной деятельности школьника.»

 

 

 

 

 

                                                 Выполнила:

                                                                                  Студентка 4 курса, 3 группы  

                                                                            Биологического факультета,

                                                                        Заочной формы обучения 

                                                                                Германович Елена Ивановна 

 

 

 

 

                                                  Проверила:

 

                                                                                   Научный руководитель  

                                                                          Беляева Наталья Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мозырь, 2012 г.

Реферат.

 

Курсовая работа изложена на 35 страницах. Включает 20 наименований источников литературы.

Ключевые слова: интеллект, интеллектуальное развитие, мышление, мотивация, проблемное обучение, проблема.

Опытная работа были проведены  в Бережновской средней школе Столинского района Брестской области.

Цель проблемного обучения : усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной деятельности ученика, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков). Здесь акцент делается на развитие мышления.

Учитель должен владеть как  объяснительным, так и исследовательским  методами обучения. Выступая в роли организатора обучения на проблемной основе, учитель призван действовать  скорее как руководитель и партнер, чем как источник готовых знаний и директив для учащихся. В процессе подготовки учитель должен приобрести опыт, который позволит ему:

1. Тонко чувствовать проблемность  ситуации с которыми сталкиваются  учащиеся и уметь ставить перед  классом реальные учебные задачи  в понятной для детей форме?

2. Выполнять функцию координатора  и партнера. В ходе исследования  различных аспектов проблемы  помогать отдельным учащимся  и группам, избегая директивных  приемов

3. Стараться увлечь учащихся  проблемой и процессом ее глубокого  исследования, стимулировать творческое  мышление при помощи умело  поставленных вопросов.

4. Проявлять терпимость  к ошибкам учеников, допускаемых  или в попытках найти собственное  решение, предлагая свою помощь  или адресовать к нужным источникам  информации только в тех случаях,  когда учащийся начинает чувствовать  безнадежность своего поиска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

 

Глава I Проблемное обучение, как способ активации мыслительной деятельности школьника………………………………………………………….5

1.1. Сущность проблемного обучения………………………………………….5

1.2. Организация проблемного обучения в средней школе…………………..21

Глава ΙΙ. Исследования и их анализ…………………………………………29

2.1. Методики исследования  интеллектуальных умений школьников  и анализ опытной работы……………………………………………………………………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………...33

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Введение.

 

Вся жизнь человека постоянно  ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение  таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас  действительности есть еще много  неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых  и новых процессов, свойств и  взаимоотношений людей и вещей. Поэтому какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной  из основных общеобразовательных и  воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона  подготовки подрастающих поколений.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

Творческие способности  реализуются через мыслительную деятельность.

Психологической основой  концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного  процесса, выдвинутая С.Л.Рубинштейном. Мышление занимает ведущую роль в  интеллектуальном развитии человека.

Значительный вклад в  раскрытие проблемы интеллектуального  развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В.Кудрявцев, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, И.С.Якиманская и др.

Цель курсовой работы: изучить  факторы интеллектуального развития школьников.

Объектом работы является процесс обучения школьников.

Предметом – проблемное обучение как фактор интеллектуального  развития школьников.

Задачи: раскрыть сущность интеллектуального развития и проблемного обучения; организовать исследовательскую работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Глава I.

1.1. Сущность проблемного обучения.

Проблемное обучение это  не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических  беседах Сократа, в разработках  уроков для Эмилля у Ж.Ж.Руссо. Особенно близко подходил к этой идеи К.Д.Ушинский. История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в буржуазной педагогике были разработаны Джоном Дьюи.

Глубокие исследования в  области проблемного обучения начались в 60-х годах. Идея и принципы проблемного  обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С.Л.Рубинштейном, Д.Н.Богоявленским, Н.А.Менчинской, А.М.Матюшкиным, а в  применении к школьному обучению такими дидактами, как М.А.Данилов, М.Н.Скаткин. Много этими вопросами занимались Т.В.Кудрявцев, Д.В.Вилькеев, Ю.К.Бабанский, М.И.Махмутов и И.Я.Лернер. Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки.

Задачей школы является формирование гармонически развитой личности. В  современной педагогике исследуются  вопросы общего развития детей в  процессе обучения. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей.

Развивающим обучением, то есть ведущим к общему и специальному развитию можно считать только такое  обучение, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими  средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук. Такое  обучение и является проблемным.

Проблемное обучение возникло как результат достижений передовой  практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом  обучения является эффективным средством  общего и интеллектуального развития учащихся.

В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение  этому явлению.

Сущность проблемного  обучения И.Я.Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в  решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям школы» [12].

Т.В.Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в  выдвижении перед учащимися дидактических  проблем, в их решении и овладении  учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач [11]. Такое понимание имеется и в работах Ю.К.Бабанского [2].

Сущность «активизации учения»

Каково соотношение между  активизацией познавательной деятельности

5

учащихся и проблемным обучением?

Некоторые педагоги отождествляют  эти два понятия, предлагая ликвидировать  и сам термин «проблемное обучение». Проблемное обучение является одним  из наиболее эффективных средств  активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что  ученик должен анализировать фактический  материал и оперировать им так, чтобы  самому получить из него новую информацию. Другими словами это расширение, углубление знаний при помощи ранее  усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится  учеником, поставленным в соответствующую  ситуацию. Это и есть поисковый  метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя (хотя последний метод тоже вызывает определённую активность ученика).

Умственный поиск –  сложный процесс. Не всякий поиск  связан с возникновением проблемы. Если учитель даёт задание ученикам и указывает, как его выполнять, то даже их самостоятельный поиск  не будет решением проблемы. Ученики  могут принимать активное участие  в научно-исследовательской работе, собирая эмпирический материал, но не решая никаких проблем. Подлинная  активизация учащихся характеризуется  самостоятельным поиском решения  проблем.

Цель активизации учащихся посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять  уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным  операциям в случайности, стихийно складывающемся порядке, а системе  умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности.

Суть активизации учения школьника посредством проблемного  обучения состоит в активизации  его мышления путём создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного  интереса и моделирования умственных процессов.

Проблемная ситуация и  учебная проблема являются основными  понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как  механическое сложение деятельности преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей.

Проблемное преподавание определяется как деятельность учителя  по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с  его (полным или частичным) объяснением  и управлению деятельностью учащихся, направленной на освоение новых знаний – как традиционным путем, так  и путем самостоятельной подготовки учебных проблем и их решения.

Проблемное учение – это  учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя  в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа  проблемных ситуаций, формулировки проблем  и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования  и 

6

доказательства, а также  путем проверки правильности решения.

Проблемные ситуации можно  подразделять по нескольким основаниям: по области научных знаний или  учебной дисциплине (физике, математике и т.п.); по направленности на поиск  недостающего нового (новых знаний, способов действия, выявления возможности  применения известных знаний и способов в новых условиях); по уровню проблемности (очень острые противоречия, средней  остроты, слабо или неявно выраженные противоречия); по типу и характеру  содержательной стороны противоречий (например, между житейскими представлениями  и научными знаниями, неожиданным  фактом и неумением его объяснить  и т.п.).

Дидактически и методически  основанные способы создания проблемных ситуаций могут быть найдены только в том случае, если учителю известны общие закономерности их возникновения. В литературе по проблемному обучению встречаются попытки сформулировать эти закономерности в виде типов  проблемных ситуаций.

Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные  для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общее для всех предметов.

1. Его следует считать  наиболее общим и распространенным: проблемная ситуация возникает  при условии, если учащийся  не знает способа решения поставленной  задачи, не могут ответить на  проблемный вопрос, дать объяснение  новому факту в учебной или  жизненной ситуации, то есть в  случае осознания учащимися недостаточности  прежних знаний для объяснения  нового факта.

Информация о работе Проблемное обучение, как способ активации мыслительной деятельности школьника