Проблемное обучение, как способ активации мыслительной деятельности школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

Содержание

Глава I Проблемное обучение, как способ активации мыслительной деятельности школьника………………………………………………………….5
1.1. Сущность проблемного обучения………………………………………….5
1.2. Организация проблемного обучения в средней школе…………………..21
Глава ΙΙ. Исследования и их анализ…………………………………………29
2.1. Методики исследования интеллектуальных умений школьников и анализ опытной работы……………………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………...33
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

УО (Автосохраненный).docx

— 73.09 Кб (Скачать файл)

7.Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе./ Богоявленский, Д.Н., Менчинская Н.А. -М.,1959.

8.Воспитание ученика. Сборник программно-методических материалов. Сост.В.М.Коротов, Н.А.Лошкарева, В.Н.Зайцев..-М., 1990.

9.Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка.-М.:Изд-во МГУ, 1985.

10. Доровской, А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям.-М., Роспедагентство, 1997.

11. Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.-М.:Знание, 1991.

12.Лернер, И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях.//Советская педагогика.- 1968.-№ 7.

13.Лернер, И.Я. Система методов обучения.-М.:Знание, 1976.

14.Лоповок, Л.М. Тысяча проблемных задач по математике: Кн. для учащихся.-М.:Просвещение, 1995.

15.Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.:Педагогика, 1972.

16. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.-М.:Просвещение, 1977.

17. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника.-М, 1989.

18.Оконь, В. Основы проблемного обучения.-М.:Просвещение, 1968.

19. Супрун, В.П. Избранные задачи повышенной сложности по математике:-Мн:Полымя, 1998.

20. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. для учителей и родителей.-М.:Просвещение, 1996.

 

 

33

Приложение.

Методика 1. Скорость протекания мыслительного процесса.

Ход выполнения задания.

Учащимся предъявляется  написанная на плакате или доске  таблица слов с пропущенными буквами. Ученики по команде начинают писать те полные слова, которые они сумели образовать, вставив пропущенные  буквы. Учитель фиксирует время  завершения работы каждым учеником.

Необходимый материал: секундомер, список слов с пропущенными буквами.

Список слов:

п – ро д – р –  во п – л – а

г – ра з – м –  к о – р – г

п – ле к – м –  нь к – р – он

к – са с – р –  й з – р – о

т – ло п – в –  д в – с – ок

п – ля х – л –  д с – г – об

в – ра п – с –  к в – т – а

с – ла к – з –  л п – д – ак

д – ма з – л –  нь п – р – а

р - ка т – л – га б – л – он

з – о – ок с –  я – о – ть

к – н – а к –  с – а – ник 

с – е – ло у –  и – е – ль

к – ы – а а –  е – ь – ин

т – а - а с – а  – ц – я 

к – у – ка ч –  р – и – а 

с – а – ка к –  п – с – а 

т – у – а с –  а – о – ть

с – а – а с –  е – о – а 

п – е – а к –  н – о - а 

 

Методика 2. Способность к классификации. Найди лишнее слово.

Ход выполнения задания.

Учащимся предъявляется 10 рядов слов по 5 слов в каждом ряду. Их модно классифицировать различным  образом. При правильном «раскладе» остается лишнее слово, которое не подходит к остальным четырем. Существует один, наиболее верный способ, все остальные  варианты менее очевидны. Имеется  качество или характеристика, которому удовлетворяют 4 слова, но не удовлетворяет  одно, которое и должно быть изъято из ряда. Учащимся предлагается подчеркнуть  это слово.

Необходимый материал: листок с рядами слов:

1. Птица, самолет, пчела,  машина, бабочка.

2. Смотреть, таращится, глядишь,  наблюдаешь, моргать.

3. Дождь, снег, молния, град, изморозь.

34

4. Хлопок, шерсть, нейлон, лен,  шелк.

5. Безжизненный, апатичный,  вялый, оцепенелый, чувствительный.

6. Бук, ясень, ель, ива,  клен.

7. Превосходный, поэтичный,  величавый, грациозный, величественный.

8. Канатоходец, акробат,  клоун, шут, жонглер.

9. Растирать, нарезать, толочь, измельчать, дробить.

10. Нарцисс, гладиолус,  подснежник, хризантема, тюльпан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35


Информация о работе Проблемное обучение, как способ активации мыслительной деятельности школьника