Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 21:45, курсовая работа
Объект исследования: личности и социум.
Предмет исследования: взаимодействие личности и социума.
Целью исследования является изучение особенностей взаимодействия личности и социума.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования и представить определение понятий «личность» и «социум», рассмотреть научные подходы к анализу личности и социума.
2. Определить взаимодействие личности и социума.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 5
1.1Определение понятия «личность» и «социум». Научные подходы к анализу личности и социума 5
1.2 Взаимодействие личности и социума 8
Выводы по главе 1 11
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 12
2.1 Определение методов исследования и организация эксперимента 12
2.2 Проведение исследования и анализ полученных результатов 13
Выводы по главе 2 21
Заключение 23
Список литературы 25
Курганский государственный университет
Кафедра: общей и социальной психологии.
Тема (Вариант): Проблемы взаимодействия личности и социума.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: Психология личности.
2010 г.
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 5
1.1Определение понятия «личность» и «социум». Научные подходы к анализу личности и социума 5
1.2 Взаимодействие личности и социума 8
Выводы по главе 1 11
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 12
2.1 Определение методов исследования и организация эксперимента 12
2.2 Проведение исследования
и анализ полученных
Выводы по главе 2 21
Заключение 23
Список литературы 25
Приложения 26
Введение
Актуальность исследования. Проблема взаимодействия личности и общества, влияния социума на развитие личности была актуальной на протяжении всего ХХ века. Это способствовало появлению новых педагогических теорий и систем, проведению педагогических экспериментов.
Человек – существо социальное; в отличие от животных, которые объединяются в группы ради безопасности и охоты, современный представитель рода людского не может обойтись без социума по куда большему количеству причин. Именно в обществе мы в основном реализуем себя и совершенствуемся – и, баланса ради, именно с окружающими нас людьми связано абсолютное большинство личных проблем, в том числе и психологических.
Приобретённые в ходе взаимодействия с социумом качества и делают человека личностью, по мнению большинства современных учёных. Такая наука, как психология развития личности, изучает феномены, связанные со становлением личности, и само это понятие. И хотя этот вопрос издавна волнует философов и исследователей, точного и однозначного определения «личности» всё ещё не существует.
Однако, как уже было замечено выше,
в большинстве психологических
теорий подчёркивается, что ни генетические,
ни физиологические факторы не входят
в понятие «личность», и что
она формируется под влиянием
социума на человека и в какой-то
мере сама является выраженным вовне
влиянием индивида на своё окружение.
Немалое внимание психология развития
личности уделяет проблемам, с которыми
мы сталкиваемся в повседневной жизни,
с причинами этих проблем и
практическими способами
Актуальность исследования взаимодействия личности с социумом велика – до настоящего времени недостаточно систематизирован данный вопрос в научных исследования. Актуальность, недостаточная исследованность и социальная значимость определили выбор темы исследования.
Объект исследования: личности и социум.
Предмет исследования: взаимодействие личности и социума.
Целью исследования является изучение особенностей взаимодействия личности и социума.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную
литературу по теме
2. Определить взаимодействие личности и социума.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума (на примере личности ребенка дошкольного возраста и его ближайшего социума, социального окружения - родителей).
Эмпирическое исследование было решено проводить на примере взаимодействия личности детей дошкольного возраста с социумом, с социальным окружением. Учитывая, что социальное окружение в дошкольном детстве – это «ребенок — взрослый (обобщенный, общественный)», в исследовании я решила провести диагностику отношений ребенка дошкольного возраста с ближайшим социумом для него - со взрослым. Наиболее значимым взрослым на этапе дошкольного детства является родитель, исследование я проводила с детьми дошкольного возраста и их родителями.
Гипотеза исследования: в моём исследовании я опиралась на предположение о том, что создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции будет способствовать улучшению взаимодействия личности ребенка и социума (в рассматриваемом случае – с ближайшим социальным окружением – с родителем), улучшению социальной ситуации развития детей дошкольного возраста.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1) теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2) эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, проведение диагностических методик).
База исследования: МДОУ № 2 г. Петухово.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были рассмотрены понятия личности и социума и выявлены особенности взаимодействия данных понятий.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении взаимодействия понятий личности и социума, что было подтверждено в ходе эмпирического исследования на примере взаимодействия личности ребенка дошкольного возраста и его социума, ближайшего социального окружения – родителей. Данные теоретического анализа научной литературы и результаты эмпирического исследования могут быть использованы в ходе преподавания психологии в ВУЗах, в процессе работы с родителями и детьми дошкольников и школьников, в ходе повышения квалификации специалистов гуманитарных направлении и т.д.
Научная новизна заключается в проведении эмпирического исследования, результатом которого стало выявление подтверждение гипотезы о том, что создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции будет способствовать улучшению взаимодействия личности ребенка и социума (в рассматриваемом случае – с ближайшим социальным окружением – с родителями), улучшению социальной ситуации развития детей дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума.
1.1. Определение понятия «личность» и «социум». Научные подходы к анализу личности и социума.
Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или человеческой общности; динамичная, относительно устойчивая система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Развитие личности происходит в недрах общества на фоне определенной среды жизни человека. Личность одновременно продукт, объект и субъект эволюции и истории.
Структура личности: определенный уровень психического, умственного и культурного развития; умение воспринимать и переживать самого себя; наличие собственных взглядов, моральных требований и оценок; способность управлять своим поведением, деятельностью и развитием; активность и решительность в действиях; умение сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменяя ее в своих целях; соблюдение требований общей и профессиональной культуры [3, c.12].
Для первого ознакомления с феноменом личности отмечу, что еще с ХYIII в., т.е. после философских открытий И. Канта, личность начинают отличать от индивидуальности. Вместе с тем, в традиционной науке личность обозначается как социальное качество человека, которое по мере развития человекознания наполняется все более глубоким содержанием. В существующих определениях подчеркивается, что социальность проявляется в способностях личности быть участником исторического процесса, принадлежать к определенной социальной группе, разделяя ее ценности и убеждения, принимать на себя различные социальные роли, влиять на исторические события, преобразовывать общество, природу и самого себя и т.д. Деятельностная природа личности исследована достаточно хорошо. Со всей определенностью можно утверждать, что личность - это деятель, что социализация личности происходит в совместной деятельности с людьми.
Однако личностно-
Кроме социализации и культурной идентификации в становлении личности действует механизм персонализации. Личность - это персона, т.е. человек, осознающий себя личностью, и уважаемый людьми за свои индивидуально-личностные качества. Сущность личности, по К. Роджерсу, выражает ее “самость”, ее самосознание, субъектность, способность действовать сознательно и ответственно.
А.В. Петровский утверждает, что своей реальной предметной деятельностью и общением каждый человек производит существенные изменения не только в себе, но и в других людях, осуществляя определенные “вклады” себя, своих сил, способностей, ума, характера в других людей. И этими персональными “вкладами” в других измеряется личность [12].
Согласно этой теории, личность тем значительнее, чем большее влияние она оказывает на людей. Это, безусловно, правильно, но вопрос состоит в том, каково содержание тех “вкладов”, которые личность оставляет в душах, умах, сердцах людей? Этот вопрос снова обращает нас к ценностно-смысловому содержанию жизнедеятельности личности, к ее личностным смыслам как внутренним детерминантам ее саморазвития, самоопределения, саморегуляции.
У каждой личности есть свой жизненный путь, своя история (С.Л. Рубинштейн) [19, c.25-34]. Бывает, что одно какое-либо событие оказывается столь значительным для личности, что изменяет весь строй ее мыслей и отношений, по-иному определяет ее жизненный путь. Педагог должен улавливать эти “узловые” события, поворотные моменты жизненного пути личности и оказывать ненавязчивую помощь в осознании ею социальных последствий принимаемых решений, способов самореализации, путей самоопределения. Понять ребенка можно, только зная его жизненную историю. Поэтому основным методом изучения учащихся в системе личностно ориентированного образования является монографический анализ, предполагающий анализ особенностей развития личности в единстве с описанием ее жизненного пути.
Личность ребенка, равно как и студента, еще не завершена, многое в ней только намечено, а многое еще не успело проявиться, это еще не целостная духовная структура, она находится в состоянии самостроительства, поиска собственного “лика”. Ей удастся найти себя, обрести духовную устойчивость и целостность, личную независимость и свободу, если в этом поиске педагог сможет организовать ее встречу с ценностями культуры, которые станут личными смыслами ее жизни.
Обобщение многих определений,
где за основу берется человеческий,
а не общественный смысл бытия, позволяет
представить следующую
Вместе с тем, личностным традиционно принято считать достаточно безличностные, общие (типологические) характеристики поведения индивида. К ним относят способности (память, интуицию, талант), моральные качества (бескорыстие, принципиальность, надежность), деловые качества (практичность, дисциплинированность, бережливость), волевые качества (целеустремленность, требовательность, сосредоточенность) и т.п. Эти качества, безусловно, характеризуют личность с внешней стороны.
Социум - общество, когда его представляют безликой массой и противопоставляют конкретному человеку, индивиду и личности. Социум - это многоуровневая сфера существования отдельных индивидов и групп людей, людей, координирующих свои действия друг с другом по детально разработанным правилам, правилам, обязательствам взаимопомощи для удовлетворения фундаментальных желаний человека, его потребностей в безопасности и помощи в случае нужды.
Социум, представляет собой совокупность социальных явлений внутрииндивидного ((социальные потребности, социальные способности), интериндивидного ((социальная деятельность, социальные отношения)) и метаиндивидного ((социальные институты)) свойства [18].
Информация о работе Проблемы взаимодействия личности и социума