Цели. Развитие наблюдательности, памяти,
коммуникативных и организаторских
способностей, формирование чувства
доверия и ответственности.
Из группы выбираются «разведчик»
и «командир». Остальные — «отряд».
В зале стулья расставлены хаотично.
«Разведчик» проходит между стульями
с разных сторон. «Командир» наблюдает
за действиями «разведчика». Затем
он проводит «отряд» по тому пути, который
был ему показан «разведчиком».
Потом уже второй «разведчик» прокладывает
новый путь и другой «командир» повторяет
его и т.д.
6.«Кошки-мышки»
Цели. Снятие эмоционального и мышечного
напряжения, преодоление страхов.
Выбираются «кошка» и «мышка».
Все остальные образуют круг, взявшись
за руки, — это «домик мышки». Задача
«кошки» — поймать «мышку». Стоящие
в кругу защищают, прячут «мышку»
от «кошки».
7. «Ежик»
Цели. Эмоциональная поддержка, установление
доверительных отношений между
родителями и детьми, принятие друг
друга, тактильный контакт.
Упражнение проводится в парах
(родитель и ребенок). Один из пары «сворачивается»
в клубочек и сохраняет положение.
Задача второго — развернуть его,
найти подход, создать условия, при
которых «ежик» захочет сам раскрутиться,
установить взаимопонимание. Запрещаются
силовые приемы, щекотка, уговаривание
словами. После чего участники меняются
ролями. Упражнение заканчивается обсуждением.
• Как вы себя чувствуете?
• Какая роль понравилась больше и почему?
• Где можно использовать такие прикосновения?
8. «Колокол»
Цель. Сплочение группы, эмоциональное
и мышечное расслабление, создание
атмосферы единства.
Дети и взрослые становятся в
круг, поднимают поочередно правую
и левую руки вверх, соединяя руки
в центре круга в виде «колокола».
Произносят «Бом!» и синхронно, с
силой бросают руки вниз.
На вдохе поднимают руки, на выдохе
произносят «Бом!» и бросают руки.
Ведущий задает ритм. Повторить несколько
раз. Может быть вариант двух «колоколов»:
большого — из родителей и маленького
— из детей. Маленький внутри большого.
9. Рефлексия
Участники по кругу: характеризуют
настроение, обмениваются мнениями и
чувствами о проведенном занятии
(понравилось — не понравилось, что
показалось самым важным, полезным,
что чувствовали, какие мысли
приходили в голову и т.д.).
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
Методика
Рене Жиля.
Шкалы: отношение к матери, отношение
к отцу, отношение к родителям,
отношение к братьям и сестрам,
отношение к близким родственникам,
отношение к другу, отношение
к учителю, любознательность, общительность,
стремление к лидерству, агрессивность,
реакция на фрустрацию, стремление
к уединению
Назначение теста
Исследование социальной приспособленности
ребенка, сферы его межличностных
отношений и их особенностей, его
восприятия внутрисемейных отношений,
некоторых характеристик его
поведения.
Методика позволяет выявить
конфликтные зоны в системе межличностных
отношений ребенка, давая тем
самым возможность, воздействуя
на эти отношения, влиять на дальнейшее
развитие личности ребенка.
Описание теста
Проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля состоит
из 42 заданий, среди которых 25 картинок
с изображением детей или детей и взрослых,
кратким текстом, поясняющим изображенную
ситуацию и вопросом к испытуемому, а также
17 текстовых заданий.
Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает
на поставленные к ним вопросы, показывает
выбранное им для себя место на
изображенной картинке, рассказывает,
как он повел бы себя в той или
иной ситуации или выбирает один из
перечисленных вариантов поведения.
Экспериментатору можно рекомендовать
сопровождать, обследование беседой
с ребенком, в ходе которой можно
уточнить тот или иной ответы, узнать
подробности осуществления ребенком
его выборов, выяснить, может быть,
какие-то особые, «щекотливые» моменты
в его жизни, узнать о реальном
составе семьи, а также поинтересоваться,
кто те люди, которые нарисованы,
но не обозначены на картинках (например,
картинка. № 1, при этом важно записать
порядок, в котором они названы).
В целом можно использовать те
возможности, которые дают проективные
методики.
Методика может быть использована
при обследовании детей от 4 до 12 лет,
а в случае выраженного инфантилизма и
задержки психического развития - и более
старшего возраста.
Психологический материал, характеризующий
систему личностных отношений ребёнка,
получаемый с помощью методики, можно
условно разделить на две большие
группы переменных:
Переменные, характеризующие конкретно-личностные
отношения ребенка с другими людьми:
- отношение к матери;
- отношение к отцу;
- отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);
- отношение к братьям и сестрам;
- отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;
- отношение к другу (подруге);
- отношение к учителю (воспитателю).
Переменные, характеризующие особенности
самого ребенка:
- любознательность;
- стремление к общению в больших группах детей;
- стремление к доминированию, лидерству в группах детей;
- конфликтность, агрессивность;
- реакция на фрустрацию;
- стремление к уединению
И, как общее заключение, степень социальной
адекватности поведения ребенка,
а также факторы (психологические и социальные),
нарушающие эту адекватность.
Тестовый материал
- Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
- Обозначь крестиком, где ты сядешь.
- Обозначь крестиком, где ты сядешь.
- А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).
- Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?
- Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.
- Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.
- Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.
- Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.
- Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.
- Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.
- У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.
- Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.
- Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.
- Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.
- Где ты на этот раз?
- Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.
- Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.
- Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.
- Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.
- С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста; младше тебя; старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.
- Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.
- Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.
- Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.
- Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать; пожалуешься учителю; ударишь его; сделаешь ему замечание; не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.
- Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.
- Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.
- Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.
- Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.
- Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.
- Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.
- Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.
- Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.
- Один из товарищей смеется над твоим другом. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.
- Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: плакать; жаловаться; кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.
- Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать: плакать; продолжать играть дальше; ничего не скажешь; начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.
- Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
- Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
- Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.
- Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?
- В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
- Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?
Ключ к тесту
Каждая из 13 переменных образует самостоятельную
шкалу. В таблице, где представлены
все шкалы, также указано количество
заданий методики, относящихся к
той или иной шкале (например, в
шкале № 1 - «отношение к матери»-
их 20) и номера этих заданий.