Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 21:45, курсовая работа
Объект исследования: личности и социум.
Предмет исследования: взаимодействие личности и социума.
Целью исследования является изучение особенностей взаимодействия личности и социума.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования и представить определение понятий «личность» и «социум», рассмотреть научные подходы к анализу личности и социума.
2. Определить взаимодействие личности и социума.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 5
1.1Определение понятия «личность» и «социум». Научные подходы к анализу личности и социума 5
1.2 Взаимодействие личности и социума 8
Выводы по главе 1 11
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 12
2.1 Определение методов исследования и организация эксперимента 12
2.2 Проведение исследования и анализ полученных результатов 13
Выводы по главе 2 21
Заключение 23
Список литературы 25
- выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.
Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:
1. Наличие беспокойства у детей по отношению к ним взрослых.
2. Эмоциональное напряжение и дистанция.
3. Дискомфорт.
4. Наличие враждебности по отношению к взрослым.
На основании этих показателей выявлены уровни влияния семейных отношений на ребёнка.
К высокому уровню детско-родительских отношений отношу рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка - сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка - улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.
Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).
Низкий уровень детско-
Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.
Анализ рисунков показал, что из 20 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 7 семей (30%).
К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 10 семей (50 %). К низкому уровню детско-родительских отношений я отнесла 3 семьи (20%).
В результате проведенной беседы с детьми после рисования было отмечено, что среди факторов, вызывающих тревогу у дошкольников выделяются: физическое наказание; отсутствие общения с родителями; неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей); общение с ребёнком на повышенных тонах.
Таким образом, я отметила, что в исследуемой группе - высокий уровень детско-родительских отношений определен у 30% обследуемых; средний уровень детско-родительских отношений выявлен у половины группы - 50%; низкий уровень детско-родительских отношений я определила у 20%.
По результатам этого теста я могу судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер. Я предположила, что детей экспериментальной группы не совсем устраивают взаимоотношения с родителями.
Методика "Неоконченные предложения (см. приложение 3)".
Цель: получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность у детей.
Результаты этого обследования помогли мне выявить отношения детей к родителям. Позитивные отношения наблюдаются у 6 детей (30 %).
Негативные отношения испытывают 4 детей (20 %).
В 50 % случаях дети иногда испытывают эмоциональный дискомфорт в семье. Хорошие взаимоотношения сложились в 9 семьях (30 %): Настя С., Денис П., Алёша К., Полина К., Света В., Серёжа А., Стас В., Катя П., Наташа Б.
В 10 семей (50%) детей не устраивают отношения с одним из родителей. По результатам моего исследования мной были выявлены причины, вызывающие тревожность у ребёнка:
- боязнь физического наказания;
- страх остаться дома одному;
- отсутствие родительской ласки;
- крики родителей за проступки.
Данные проявления наблюдались в ответах у 10 детей (50 %). Из них у 5 детей (50 %) - наблюдалось наличие некоторых причин, вызывающих тревожность. У 2 детей (20%) были отмечены все эти причины и лишь в 3 (30 %) случаях тревожность не наблюдалась.
По результатам данной методики можно сделать вывод, что во многих семьях дети испытывают тревожность в отношениях с родителями, между ними нет взаимопонимания.
Для выявления родительского
отношения к детям был
Цель: изучить выявление
родительского отношения к
На мой взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация - это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.
К нейтральному уровню можно
отнести отношения по типу "симбиоз"
и "маленький неудачник". Родитель
видит своего ребёнка младше по сравнению
с реальным возрастом, стремится
удовлетворить его потребности,
оградить от трудностей и неприятностей
жизни, не предоставляет ему
К отрицательному уровню родительских отношений я отнесла такой тип родительских отношений, как отвержение и "авторитарная гиперсоциализация". Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.
Проанализировав ответы родителей, я получила следующую картину родительского отношения к детям: Оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 7 семьях (30 %). К нейтральному уровню можно отнести 10 семей (50%). Родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в 3 семьях (20 %).
По результатам этой методики видно, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности у детей.
Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на обследование детей, я обнаружила, что нарушения в родительских отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на проявление тревожности. Таким образом, в результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, я выделила уровни детско-родительских отношений в семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений для меня явились:
- детские отношения к родителям;
- знания родителей о воспитании ребенка;
- родительские отношения к детям.
Высокий уровень сформированности социальной ситуации развития ребенка и детско-родительских отношений - характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.
Средний уровень сформированности социальной ситуации развития ребенка и детско-родительских отношений - характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.
Низкий уровень
Итоговые результаты обследований
на этапе констатирующего
Результаты проведенного мной исследования показали, что в исследуемых группах отмечается недостаточно высокие показатели влияния социума, ближайшего социального окружения на дошкольников - средний и низкий уровни в развитии детско-родительских отношений вызывают особое внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.
На мой взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у детей, является то, что:
- у родителей не сформировано
полное представление о
- ребенок не ощущает
себя уютно и комфортно в
семье (он не удовлетворен
- дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;
- в семье - неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.
Для преодоления нарушений влияния социума на дошкольников, социальной ситуации развития дошкольников, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях, мною была составлена программа, направленная на их коррекцию.
2. Формирующий этап.
Цель коррекционной программы:
- создание психолого-
- апробирование эффективных форм работы с родителями, направленных на повышение педагогической грамотности.
Задачи:
1. Формирование знаний
о психолого-педагогических
2. Формирование позитивных
взаимоотношений между
3. Коррекция тревожности
у детей в системе детско-
Коррекционная программа была направлена на работу с родителями и детьми. Содержание работы реализовывалось через ряд этапов:
- пропедевтический;
- вводный;
- развивающий;
- контрольно-оценочный.
На формирующем этапе в исследовании приняло участие 20 родителей и 20 детей (содержание коррекционной работы указано ниже).
В ходе формирующего эксперимента я подобрала несколько занятий, игры и упражнения, родительское собрание для классного руководителя, которые мы планировали апробировать в работе с родителями. Подобранные занятия проводились совместно с детьми и родителями. Занятия проводились один - два раза в неделю. [10].
Цель тренинга: коррекция отношений детей и родителей.
Задачи тренинга:
- формировать положительные
- сформировать доверительное и доброжелательное, уважительное отношение родителей к детям и детей к родителям;
- снять напряженность в отношениях детей и родителей;
- создать атмосферу единства, повышение позитивного настроя;
- развить умения выражать свое эмоциональное состояние и понимать свое эмоциональное состояние и эмоции окружающих людей;
- развивать познавательные и психические процессы детей;
- прививать умение работать в коллективе, развивать навык совместной деятельности, развивать эмпатию;
- познакомить родителей и детей с принципами групповой работы.
Общая структура занятия включает в себя следующие разделы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию прошедшего занятия, ритуал прощания.
Положительным результатом этих занятий можно было бы считать повышение посещаемости родительских собраний в старших классах не только мамами, но и папами, активность родителей на занятиях не только как слушателей, но и как соведущих этих занятий. Занятия помогают родителям овладеть эффективными приемами воспитания, лучшими способами общения, отрефлексировать собственные родительские позиции, лучше узнать особенности своих детей и регулировать уровень своих требований и ожиданий, лучше понять чувства своего ребенка и свои собственные, творчески строить свои отношения с членами семьи [10].
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
1.Пропедевтический этап.
Цель:
- снятие тревожности и напряженности в отношениях между родителями и детьми;
- повышение уверенности в собственных силах;
- устранение отрицательных эмоций (одно занятие).
2. Вводный этап.
Цель: повысить психолого-педагогическую грамотность родителей; развивать умения, направленные на общение детей с родителями (три занятия).
Совместные детско-родительские занятия.
1. Знакомство с родителями и детьми в круге:
Все участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает каждому назвать себя и рассказать о себе то, что считает важным, чтобы знали о нём другие (кем работает, чем любит заниматься и т.д.).
2. Психологические игры
и упражнения, направленные на
релаксацию.
("Комплименты", "Волшебный клубок")
Работа с родителями:
1. Изучение психолого-педагогической литературы.
2. Просмотр видеофильма: "Шестилетка, каков ты?".
3. Родительское собрание на тему: "Мы и наши родители. Семейные линии".
Работа с детьми:
1. Проведение этических бесед на темы: "Как быть вежливым".
Информация о работе Проблемы взаимодействия личности и социума