Произвольное внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Один из центральных вопросов умственного воспитания – вопрос о развитии внимания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
I. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОСОБЕННОСТИ, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМА…………………………...5
1.1 Проблема произвольного внимания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………….5
1.2 Особенности формирования произвольного внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………….16
1.3 Вывод по главе I…………………………………………………….16
II. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ………………………………….18
2.1 Рекомендации по развитию произвольного внимания у детей дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе……19
2.2 Методы и приемы развития произвольного внимания у дошкольников…………………………………………………………………....22
2.3 Вывод по главе II…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 294.67 Кб (Скачать файл)

Задача  констатирующего этапа эксперимента состояла в определении уровня развития внимания у дошкольников.

Для выявления уровня развития внимания использовались следующие критерии:

-уровень  развития устойчивости внимания;

- уровень объема внимания;

- уровень скорости переключения  внимания;

- уровень распределения внимания.

На  основе выделенных критериев, а также  для аналитической обработки  результатов исследования и получения  количественных показателей были выделены три уровня развития внимания у дошкольника: низкий, средний и высокий.

Во  время обследования психолог ведет  протокол и фиксирует:

- предлагаемые задания и уровень  их выполнения;

- оказываемую ребенку помощь и  степень его обучаемости;

- характер контакта со взрослыми;

- отношение к выполнению заданий;

- уровень активности при выполнении  заданий.

Так как уровень внимания определяется через диагностику его свойств, мы использовали следующие методики: «Проставь значки» (Методика Пьерона-Рузера), «Найди и вычеркни» (П.Я. Кеэса).

Методика  №1 «Проставь значки» (Методика Пьерона-Рузера)[14]

Назначение  теста:

Тестовое  задание в этой методике предназначено  для оценки переключения и распределения  внимания ребенка.

Инструкция  к тексту:

Перед началом  выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с  ним работать. Эта работа заключается  в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан  вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это  задание в течение двух минут.

Оценка  проводится по следующим параметрам: 1) высший, 2) средний и 3) низший уровни.

Высший  уровень: знаки расставлены правильно, задание выполнено верно.

Средний уровень: задание выполнено с  одной ошибкой (например знаки перепутаны между собой в треугольнике и  ромбе).

Низший  уровень: задание выполнено с  двумя ошибками, либо полностью неправильно.

Методика  №2 «Найди и вычеркни» (П.Я. Кеэса)[15]

Назначение  теста:

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено  для определения концентрации и  устойчивости внимания.

Описание  текста:

Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном  порядке даны изображения простых  фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом  исследования получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую  игру: я покажу тебе картинку, на которой  нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу  слово «начинай», ты по строчкам этого  рисунка начнешь искать и зачеркивать  те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время  ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое  ты увидел последним. После этого  я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу  слово «начинай». После этого  ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка  заданные предметы. Так будет несколько  раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание  искать и разными способами зачеркивать  какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик - горизонтальной. Экспериментатор  сам отмечает на рисунке ребенка  те места, где даются соответствующие  команды.

Оценка  проводится следующим образом:

Концентрация  и устойчивость высокая: длительно  удерживает внимание на объекте;

Концентрация  и устойчивость средняя: внимание удерживает на несколько секунд, быстро отвлекается;

Концентрация  и устойчивость низкая: внимание рассеянное, не задерживается на одном объекте.

Для изучения особенностей внимания у детей дошкольного  возраста были использованы следующие  методики: «Найди и вычеркни» (П.Я. Кеэса), «Проставь значки» (Методика Пьерона-Рузера), которые направлены на определение уровня развития внимания у детей дошкольного возраста. Результаты по данным методикам предложены в следующем параграфе.

2.2 Анализ  результатов исследования особенностей  развития внимания у детей  дошкольного возраста

Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Без  целенаправленного, достаточно устойчивого  внимания невозможны ни самостоятельная  деятельность ребенка, ни выполнение им заданий педагога.

Внимание  дошкольников, как правило, развито  очень слабо. Ребенка в равной степени может заинтересовать любой  предмет, его внимание легко перескакивает  с одного объекта на другой. В  результате ребенок может не слышать, что говорит воспитатель на занятии, или же уловить только начало задания, которое ему дается, не заметить происходящего вокруг него. Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следствием неумения управлять своим  вниманием и поведением. Сам ребенок  не сможет преодолеть эти недостатки. Ему необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием.

Следует отметить, что любое обучающее  занятие способствует развитию целенаправленного  внимания, ведь оно всегда содержит задачу и правила действия, которые  требуют сосредоточенности. Однако обычно этот аспект выступает как  вспомогательный, сопутствующий решению  других разнообразных задач. Для  того чтобы своевременно развивать  у дошкольников определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность  управлять им, нужны специальные  занятия - такие, где эта задача стоит  в центре деятельности ребенка.

Воспитатель является не только организатором и  руководителем, но и непосредственным участником занятий. Это необходимо для того, чтобы дети, подражая взрослому, постепенно овладевали необходимыми действиями и подготавливались к самостоятельному их выполнению.

Экспериментальной базой нашего исследования явилось  МДОУ № 50 г.Арзамаса. В исследовании приняли участие 20 детей средней  группы. Средний возраст испытуемых 4,2- 5,4 лет. Из них 7 девочек и 13 мальчиков. Семьи данных испытуемых являются благополучными.

Для исследования нами были проведены методики:

«Проставь значки», «Найди и вычеркни».

Испытуемые  адекватно отреагировали на поставленную перед ними задачу, но необходимо отметить, что в начале эксперимента у детей  наблюдалась напряженность, а далее  у них повышался интерес к  выполнению заданий, подключалось речевое  сопровождение.

Итак, подсчитаем результаты обследования.

По итогам проведенных методик дети показали следующие результаты.

 

Таблица 1

Результаты  методики «Проставь значки» (Методика Пьерона-Рузера)

 

Уровни

Количество детей,%

 

Высший уровень

15% - дети правильно расставили знаки,  задание выполнено верно.

 

Средний уровень

60% - задание выполнено с одной  ошибкой.

 

Низший уровень

25% - дети допускали более двух  ошибок.

 
     

Тестовое  задание в методике «Проставь  значки» предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка.

В исследовании 15 % детей показали высокий уровень  переключения и распределения внимания. Все знаки дети расставили правильно, задание было выполнено без ошибок. Дети были очень сосредоточены при  выполнении задания, внимательно слушали  экспериментатора.

60 % детей  показали средний уровень переключения  и распределения внимания. Задание  было выполнено с одной ошибкой.  Это указывает на то, что развитие  внимания детей, соответствует  их возрастному уровню.

25 % детей  показали низший уровень переключения  и распределения внимания. Дети  допускали более двух ошибок  или совсем не смогли выполнить  задание. Они были не внимательны  при объяснении задания экспериментатором,  отвлекались на посторонние действия. Это указывает на недостаточное  развитие внимания у детей.

Таким образом, можно сказать, что в основном дети обладают средним уровнем переключения и распределения внимания.

 

Таблица 2

Результаты  методики «Найди и вычеркни» (П.Я. Кеэса)

 

Уровни

Количество детей,%

 

Концентрация и устойчивость высокая

30% - дети длительно удерживают внимание  на объекте.

 

Концентрация и устойчивость средняя

55% - дети удерживают внимание на  несколько секунд, быстро отвлекается.

 

Концентрация и устойчивость низкая

15% - внимание у детей рассеянное, не задерживается на одном  объекте.

 
     

Задание, содержащееся в методике «Найди и  вычеркни», предназначено для определения  концентрации и устойчивости внимания.

При исследовании 30 % детей показали высокий уровень  концентрации и устойчивости внимания. Дети длительно удерживали внимание на объекте. Не отвлекались на посторонние  действия, внимательно слушали правила  задания.

55 % детей  показали средний уровень концентрации  и устойчивости внимания. Дети  удерживали внимание на несколько  секунд, быстро отвлекались на  посторонние действия.

15 % детей  показали низкий уровень концентрации  и устойчивости внимания. Внимание  у детей рассеяно, не задерживается  на одном объекте.

Обобщая результаты методик, можно сказать, что у большинства детей внимание развито на среднем уровне. Эти  данные показывают нам, что некоторые  дети нуждаются в дополнительных занятиях по развитию внимания. Поэтому  в следующем параграфе нами предложены рекомендации по развитию внимания детей  дошкольного возраста.

Внимание  ребёнка формируется в практической деятельности. Игра и есть та деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, является одним из могучих средств обучения и воспитания, в которой ребёнок осваивает  эмоционально, а затем интеллектуально  всю систему человеческих отношений. Она позволяет развивать внимание, мышление и другие психические процессы, поэтому в системе обучения и  воспитания детей, игры занимают не только значительное место, но и представлены во всём их многообразии: сюжетно-ролевые, дидактические, хороводные, подвижные  и т.д.

Психологи установили, чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность  обучения. Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших  классах. Ведь обучение в школе ставит перед учениками задачи, не похожие  на те, которые он привык решать в  детском саду во время игр.

Таким образом, нужно учить ребёнка быть “внимательным”. В 5 - 7 лет развивать у ребёнка  способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том  же объекте (или задаче), а также  быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

2.3 Рекомендации  для педагогов и родителей  по развитию внимания детей  дошкольного возраста

На протяжении дошкольного возраста внимание ребенка  становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это проявляется в формировании у ребенка произвольного действия.

Произвольное  внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи  с общим возрастанием роли в регуляции  поведения ребенка. Чем лучше  развита речь у ребенка, тем выше уровень развития восприятия и тем  раньше формируется произвольное внимание.

Исследования  показывают, что развитие произвольного  внимания в случае грамотного управления этим процессом в течение первого  года может происходить довольно интенсивно. Большое значение имеет  развитие у детей умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед ребенком ставит взрослый, оказывая помощь в ее достижении.

Ребенок еще не может управлять своим  вниманием и часто оказывается  во власти внешних впечатлений. Внимание старшего дошкольника тесно связано  с мышлением. Дети не могут сосредоточить  свое внимание на неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо не только делать трудное, непонятное доступным и понятным, но и развивать  волевые усилия, а вместе с ним  и произвольное внимание.

Даже  при сосредоточении внимания дети не в состоянии заметить главного, существенного. Это объясняется особенностями  их мышления: наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к  тому, что дети все свое внимание направляют на отдельные предметы или  их признаки.

Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить  его этому. Развитие произвольного  внимания в период дошкольного детства  предполагает формирование трех инструкций:

? принятие  постепенно усложняющихся инструкций;

? удержание  инструкций во внимании на  протяжении всего занятия;

? развитие  навыков самоконтроля;

Одна  из задач развития внимания - формирование контрольной функции, т.е. способности  контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности.

Организация материалов в коррекционно-развивающем  занятии позволяет:

? планировать  действия контроля;

? действовать  в соответствии с намеченным  планом;

? постоянно  производить операцию сличения  с имеющимся образом.

Такое построение работы дает возможность индивидуализировать  деятельность каждого ребенка соответственно его оптимальному темпу и степени  активности.

Произвольное  внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с возрастным развитием речи и ее роли в регуляции  поведения ребенка.

Информация о работе Произвольное внимания