Произвольное внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Один из центральных вопросов умственного воспитания – вопрос о развитии внимания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
I. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОСОБЕННОСТИ, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМА…………………………...5
1.1 Проблема произвольного внимания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………….5
1.2 Особенности формирования произвольного внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………….16
1.3 Вывод по главе I…………………………………………………….16
II. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ………………………………….18
2.1 Рекомендации по развитию произвольного внимания у детей дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе……19
2.2 Методы и приемы развития произвольного внимания у дошкольников…………………………………………………………………....22
2.3 Вывод по главе II…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 294.67 Кб (Скачать файл)

[4] Гальперин  П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия  по вниманию. -М., 1976

[5] Эльконин  Б.Д. Введение в психологию  развития. М.: Тривола, 1994. -С. 157

[6] Эльконин  Б.Д. Введение в психологию  развития. М.: Тривола, 1994. -С. 95

[7] Люблинская  А.А. Детская психология. Уч. пособие  для студентов пед ин-тов. М., «Просвещение», 1971. -С. 213

[8] Обухова  Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф.  Обухова. М.: Юрайт, 2009. -С. 345

[9] Максимова,  А. Гиперактивность и дефицит  внимания у детей [Текст]/А.Максимова.? Ростов н/Д.: Феникс, 2006. -С. 123

[10] Выготский,  Л.С. Вклад отечественных ученых  в изучение проблемы развития  внимания в целом и развития  внимания у детей дошкольного  возраста [Текст]/Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин.- М.:Просвещение, 2001. -С. 312

[11] Выготский  Л.С. Развитие высших форм внимания  в детском возрасте // Хрестоматия  по вниманию. -М., 1976

[12] Выготский  Л.С. Развитие высших форм внимания  в детском возрасте. // Хрестоматия  по вниманию. -М., 1976.? С. 205

[13] Палагина, Н.Н. Психология развития и  возрастная психология: учебное  пособие для вузов [Текст]/Н.Н.Палагина.- М.: Московский психолого- социальный  институт, 2005. -С. 86

 

Приложения

Тестовое  задание в этой методике предназначено  для оценки переключения и распределения  внимания ребенка.

Инструкция  к тексту:

Перед началом  выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с  ним работать. Эта работа заключается  в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан  вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это  задание в течение двух минут.

Оценка  проводится по следующим параметрам: 1) высший, 2) средний и 3) низший уровни.

Высший  уровень: знаки расставлены правильно, задание выполнено верно.

Средний уровень: задание выполнено с  одной ошибкой (например знаки перепутаны между собой в треугольнике и  ромбе).

Низший  уровень: задание выполнено с  двумя ошибками, либо полностью неправильно.

[15] Методика  №2 «Найди и вычеркни» (П.Я. Кеэса)

Назначение  теста:

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено  для определения концентрации и  устойчивости внимания.

Описание  текста:

Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном  порядке даны изображения простых  фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом  исследования получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую  игру: я покажу тебе картинку, на которой  нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу  слово «начинай», ты по строчкам этого  рисунка начнешь искать и зачеркивать  те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время  ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое  ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание  искать и разными способами зачеркивать  какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик - горизонтальной. Экспериментатор  сам отмечает на рисунке ребенка  те места, где даются соответствующие  команды.

Оценка  проводится следующим образом:

Концентрация  и устойчивость высокая: длительно  удерживает внимание на объекте;

Концентрация  и устойчивость средняя: внимание удерживает на несколько секунд, быстро отвлекается;

Концентрация  и устойчивость низкая: внимание рассеянное, не задерживается на одном объекте;

 

Методика  №1 «Проставь значки»

Методика  №2 «Найди и вычеркни»


Информация о работе Произвольное внимания