Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:41, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Один из центральных вопросов умственного воспитания – вопрос о развитии внимания.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
I. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОСОБЕННОСТИ, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМА…………………………...5
1.1 Проблема произвольного внимания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………….5
1.2 Особенности формирования произвольного внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………….16
1.3 Вывод по главе I…………………………………………………….16
II. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ………………………………….18
2.1 Рекомендации по развитию произвольного внимания у детей дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе……19
2.2 Методы и приемы развития произвольного внимания у дошкольников…………………………………………………………………....22
2.3 Вывод по главе II…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………
Материал работы может быть использован в методических объединениях, на родительских собраниях, на курсах повышения квалификации.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, списка литературы, приложений.
Глава I. Теоретические основы проблемы развития внимания у детей дошкольного возраста в психолого? педагогических исследованиях
1.1
Проблема развития внимания в
психолого? педагогической
внимание ребенок дошкольник
Внимание ? это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком? то реальном или идеальном объекте.
Внимание помогает лучше осознать себя, свои мысли и переживания, так как его целью является улучшение протекания всех познавательных процессов. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. Указывалось, в частности, на роль ретикулярной формации и обеспечении внимания, на ориентировочный рефлекс как его возможный врожденный механизм и, наконец, на доминанту, исследованную и описанную в связи с вниманием А. Ухтомским.
Действительно,
в системе психологических
Правильное решение обсуждаемой проблемы состоит в том, чтобы попытаться соединить и учесть обе точки зрения, т.е. увидеть во внимании и сторону процессов и явлений, и нечто самостоятельное, независимое от них. Это значит встать на точку зрения, согласно которой внимание как отдельный, психический процесс не существует, но представляет собой вполне особенное состояние, характеризующее все эти процессы в целом. Данная позиция подтверждается известными анатомо? физиологическими данными, основные из которых следующие:
1.
Механизм доминанты как
2.
Ретикулярная формация, работа которой
связывается с явлениями
3.
Нейроны внимания? клетки-детекторы
новизны? можно встретить
4.
Вместе с тем все три
Внимание
можно определить как психофизиологический
процесс, состояние, характеризующее
динамические особенности познавательной
деятельности. Они выражаются в ее
сосредоточенности на сравнительно
узком участке внешней и
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них.
Устойчивость
внимания проявляется в способности
в течение длительного времени
сохранять состояние внимания на
каком-либо объекте, предмете деятельности,
не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
Устойчивость внимания может определяться
разными причинами. Одни из них связаны
с индивидуальными
Сосредоточенность внимания (противоположное качество ? рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким?либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.
Переключаемость
внимания понимается как его перевод
с одного объекта на другой, с
одного вида деятельности на иной. Данная
характеристика человеческого внимания
проявляется в скорости, с которой
он может переводить свое внимание
с одного объекта на другой, причем
такой перевод может быть как
непроизвольным, так и произвольным.
В первом случае индивид невольно
переводит свое внимание на что-либо
такое, что его случайно заинтересовало,
а во втором ? сознательно, усилием
воли заставляет себя сосредоточиться
на каком-нибудь, даже не очень интересном
самом по себе объекте. Переключаемость
внимания, если она происходит на непроизвольной
основе, может свидетельствовать
о его неустойчивости, но такую
неустойчивость не всегда есть основание
рассматривать как
Распределение внимания ? его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.
Объем
внимания ? это такая его характеристика,
которая определяется количеством
информации, одновременно способной
сохраняться в сфере
Внимание
в жизни и деятельности человека
выполняет много различных
Рассмотрим
основные виды внимания. Таковыми являются
природное и социально
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное
внимание не управляется ничем, кроме
того объекта, на который оно направлено
и который соответствует
Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Непроизвольное
внимание не связано с участием воли,
а произвольное обязательно включает
волевую регуляцию. Непроизвольное
внимание не требует усилий для того,
чтобы удерживать и в течение
определенного времени
Наконец,
можно различать чувственное
и интеллектуальное внимание. Первое
по преимуществу связано с эмоциями
и избирательной работой
Рассмотрим
психологические теории внимания. Одну
из наиболее известных психологических
теорий внимания предложил Т.Рибо.[1]
Он считал, что внимание, независимо
от того, является оно ослабленным
или усиленным, всегда связано с
эмоциями и вызывается ими. Между
эмоциями и произвольным вниманием
Рибо усматривал особенно тесную зависимость.
Он полагал, что интенсивность и
продолжительность такого внимания
непосредственно обусловлены
Имеется еще одна теория, которая связывает внимание с понятием установки.
Теория установки предложена Д.Н.Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния преднастройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия.
Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта тем не менее могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы. «На основе актуальной в каждом данном случае установки в сознании субъекта вырастает ряд психических содержаний, переживаемых им с достаточной степенью ясности и отчетливости для того, чтобы... быть в состоянии ориентироваться в условиях ситуации».[3]
Интересную
теоретическую концепцию
1.
Внимание является одним из
моментов ориентировочно-
2.
По своей функции внимание
представляет собой контроль
за этим содержанием. В каждом
действии человека есть
3.
В отличие от других действий,
которые производят
4.
Внимание как самостоятельный,
конкретный акт выделяется
5.
Во внимании контроль
6.
Произвольное внимание есть
7.
Для того чтобы сформировать
новый прием произвольного
8.
Все известные акты внимания,
выполняющие функцию контроля
как произвольного, так и