Произвольное внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Один из центральных вопросов умственного воспитания – вопрос о развитии внимания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
I. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОСОБЕННОСТИ, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМА…………………………...5
1.1 Проблема произвольного внимания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………….5
1.2 Особенности формирования произвольного внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………….16
1.3 Вывод по главе I…………………………………………………….16
II. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ………………………………….18
2.1 Рекомендации по развитию произвольного внимания у детей дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе……19
2.2 Методы и приемы развития произвольного внимания у дошкольников…………………………………………………………………....22
2.3 Вывод по главе II…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 294.67 Кб (Скачать файл)

Материал  работы может быть использован в  методических объединениях, на родительских собраниях, на курсах повышения квалификации.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, списка литературы, приложений.

 

Глава I. Теоретические основы проблемы развития внимания у детей дошкольного  возраста в психолого? педагогических исследованиях

1.1 Проблема развития внимания в  психолого? педагогической литературе

внимание ребенок дошкольник

Внимание ? это направленность и сосредоточенность  сознания в данный момент времени  на каком? то реальном или идеальном  объекте.

Внимание  помогает лучше осознать себя, свои мысли и переживания, так как  его целью является улучшение  протекания всех познавательных процессов. Одни ученые утверждают, что как  особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает  лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое  состояние человека, специфический  внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают  на то, что в мозге человека можно  обнаружить и выделить особого рода структуры связанные именно с  вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые  обеспечивают функционирование остальных  познавательных процессов. Указывалось, в частности, на роль ретикулярной формации и обеспечении внимания, на ориентировочный  рефлекс как его возможный  врожденный механизм и, наконец, на доминанту, исследованную и описанную в  связи с вниманием А. Ухтомским.

Действительно, в системе психологических феноменов  внимание занимает особое положение. Оно  включено во все остальные психические  процессы, выступает как их необходимый  момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается  динамика познавательных процессов  и особенности различных психических  состояний человека.

Правильное  решение обсуждаемой проблемы состоит  в том, чтобы попытаться соединить  и учесть обе точки зрения, т.е. увидеть во внимании и сторону  процессов и явлений, и нечто  самостоятельное, независимое от них. Это значит встать на точку зрения, согласно которой внимание как отдельный, психический процесс не существует, но представляет собой вполне особенное  состояние, характеризующее все  эти процессы в целом. Данная позиция  подтверждается известными анатомо? физиологическими данными, основные из которых следующие:

1. Механизм доминанты как физиологический  коррелят внимания можно наблюдать  на всей поверхности коры головного  мозга, независимо от того, проекционные  зоны каких конкретных анализаторов  в них локализуются.

2. Ретикулярная формация, работа которой  связывается с явлениями внимания, находится на пути нервных  импульсов, касающихся практически  всех познавательных процессов.

3. Нейроны внимания? клетки-детекторы  новизны? можно встретить практически  на всей поверхности и в  некоторых внутренних структурах  головного мозга.

4. Вместе с тем все три названных  анатомо? физиологических фактора  в центральной нервной системе  существуют автономно и независимо  от отдельных сенсорных анализаторов, что говорит о том, что внимание  является особенным феноменом,  не сводимым ко всем остальным.

Внимание  можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее  динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней и внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми  и концентрируют на себе психические  и физические силы человека в течении  определенного периода времени. Внимание ? это процесс сознательного  или бессознательного отбора одной  информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание  человека обладает пятью основными  свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и  объемом. Рассмотрим каждое из них.

Устойчивость  внимания проявляется в способности  в течение длительного времени  сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны  с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности  со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в  данный момент времени; другие характеризуют  психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся  с мотивацией (наличием или отсутствием  интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые ? с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество ? рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени  концентрированности внимания на одних  объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким?либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

Переключаемость внимания понимается как его перевод  с одного объекта на другой, с  одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой  он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как  непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором ? сознательно, усилием  воли заставляет себя сосредоточиться  на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключаемость  внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать  о его неустойчивости, но такую  неустойчивость не всегда есть основание  рассматривать как отрицательное  качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности  нервной системы и организма  в целом.

Распределение внимания ? его следующая характеристика. Она состоит в способности  рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять  несколько видов деятельности или  совершать несколько различных  действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между  разными видами деятельности, это  не всегда означает, что они в  буквальном смысле слова выполняются  параллельно. Такое бывает редко, и  подобное впечатление создается  за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к  продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

Объем внимания ? это такая его характеристика, которая определяется количеством  информации, одновременно способной  сохраняться в сфере повышенного  внимания человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей ? 5?7 единиц информации. Она обычно устанавливается  посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время  предъявляется большое количество информации. То, что он за это время  успевает заметить, и характеризует  его объем внимания.

Внимание  в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические  и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Рассмотрим  основные виды внимания. Таковыми являются природное и социально обусловленное  внимание, непосредственное и опосредствованное  внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку с самого его  рождения в виде врожденной способности  избирательно реагировать на те или  иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным  рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой  регуляцией поведения, с избирательным  сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное  внимание не управляется ничем, кроме  того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью  специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное  внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение  определенного времени сосредоточивать  на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие  от непроизвольного обычно связано  с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам  по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Наконец, можно различать чувственное  и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов  чувств, а второе -- с сосредоточенностью и направленностью мысли. При  чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Рассмотрим  психологические теории внимания. Одну из наиболее известных психологических  теорий внимания предложил Т.Рибо.[1] Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным  или усиленным, всегда связано с  эмоциями и вызывается ими. Между  эмоциями и произвольным вниманием  Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и  продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных  с объектом внимания эмоциональных  состояний. Непроизвольное внимание также  всецело зависит от аффективных  состояний. «Случаи глубокого и  устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения».[2]

Имеется еще одна теория, которая связывает  внимание с понятием установки.

Теория  установки предложена Д.Н.Узнадзе  и поначалу касалась особого рода состояния преднастройки, которое  под влиянием опыта возникает  в организме и определяет его  реакции на последующие воздействия.

Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана  с вниманием. Внутренне она и  выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного  поведения, связанного с отсутствием  внимания, у субъекта тем не менее  могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы. «На основе актуальной в  каждом данном случае установки в  сознании субъекта вырастает ряд  психических содержаний, переживаемых им с достаточной степенью ясности  и отчетливости для того, чтобы... быть в состоянии ориентироваться  в условиях ситуации».[3]

Интересную  теоретическую концепцию внимания предложил П.Я. Гальперин. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

1. Внимание является одним из  моментов ориентировочно-исследовательской  деятельности. Оно представляет  собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося  в данный момент времени в  психике человека,

2. По своей функции внимание  представляет собой контроль  за этим содержанием. В каждом  действии человека есть ориентировочная,  исполнительская и контрольная  части. Эта последняя и представляется  вниманием как таковым.

3. В отличие от других действий, которые производят определенный  продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.

4. Внимание как самостоятельный,  конкретный акт выделяется лишь  тогда, когда действие становится  не только умственным, но и  сокращенным.

5. Во внимании контроль осуществляется  при помощи критерия, меры, образца,  что создает возможность сравнения  результатов действия и его  уточнения.

6. Произвольное внимание есть планомерно  осуществляемое внимание, т.е. форма  контроля, выполняемого по заранее  составленному плану, образцу.

7. Для того чтобы сформировать  новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной  деятельностью предложить человеку  задание проверить ее ход и  результаты, разработать и реализовать  соответствующий план.

8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля  как произвольного, так и непроизвольного,  являются результатом формирования  новых умственных действий.[4]

Информация о работе Произвольное внимания