Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 01:46, дипломная работа
Целью настоящей работы является попытка осветить данную проблему «изнутри», взглянуть на нее глазами современного студента, а именно, установить причины возникновения некоторых специфических трудностей профессионального и личностного развития студентов современных ВУЗов: трудностей профессионального самоопределения, профессионального развития и профессиональной деятельности, в частности, и социализации в целом, а также отследить динамику их развития.
Глава I Личностно-профессиональное развитие студента
1.1 Понятие «профессиональный тип личности» и основные положения теории профессионального выбора Дж. Холланда
1.2 Виды социального окружения
1.3 Отношения между типами личности и окружения
1.4 Основные характеристики профессионального развития современной молодежи
1.5 Мотивы профессионального самоопределения молодежи
1.5.1 Степень заинтересованности в выбираемой профессии и информированности о ней
1.5.2 Мотивационная сфера профессионального самоопределения
1.5.3 Мотивы обучения и профессионального развития
1.6 Готовность студентов к профессиональной деятельности
1.7 Основные характеристики личностного развития
1.8 Динамика ценностных ориентаций молодежи
Глава II Профессиональное и психологическое развитие личности студентов (результаты исследования)
2.1 Цели, задачи, объект и предмет исследования
2.2 Анализ полученных результатов
2.2.1 Мотивы профессионального самоопределения
2.2.2 Мотивы обучения и профессионального развития
2.2.4 Взаимосвязь и взаимовлияние профессионального и психологического развития
2.2.5 Трудности профессионального и психологического развития и их динамика (сравнительный анализ)
2) Личностные и характерологические черты, а также субъективные представления о них самого человека. Так, если нетерпеливому человеку требуется проявить скрупулезность, его личные качества будут переживаться им как препятствие, хотя сам он, скорее, будет приписывать "преградный" смысл внешним обстоятельствам.
3) Высшие ценностные образования личности, ее идеалы, ценностные ориентации, интериоризованные нормы. Так, обстоятельства, практически способствующие действию, могут противоречить ценностным ориентациям данной личности.
4) Ожидания негативных
санкций, в том числе просто
неблагоприятного мнения
Опираясь на приведенные выше данные, а также на результаты нестандартизированного интервью, можно выделить ряд специфических трудностей профессионального и психологического развития личности студентов, характерных для каждой из исследуемых групп. Рассмотрим динамику этих трудностей в процессе личностно-профессионального развития наших респондентов.
Трудности профессионального самоопределения и первых лет обучения в ВУЗе
Хотя никто из опрошенных
нами студентов, рассказывая о периоде
своего профессионального
Рассказывая о первых годах своего обучения в ВУЗе, Практически все опрошенные студенты отметили наличие внешних препятствий, ставших причиной некоторых трудностей адаптации их к вузовской жизни. Однако респонденты каждой из обследованных групп акцентировали свое внимание на трудностях различного характера и, что самое главное, выразили различное к ним отношение.
Так, например, основные затруднения дизайнеров на первом курсе, особенно в первом семестре, были связаны, прежде всего, с содержанием учебной программы. Дело в том, что все респонденты-дизайнеры окончили художественную школу, где их обучали классическим техникам рисования, скульптуры и др., а учебная программа факультета «Дизайн и искусство» ЮРГИ составлена с учетом современных требований рекламного и дизайнерского бизнеса: приоритет отдается авангардным направлениям и техникам, в том числе, абстракционизму, анимации, компьютерной графике и т.д. «На первом же занятии нам сказали, чтобы мы забыли все, чему нас учили в художественной школе, потому что это не пригодится для работы дизайнера и помешает освоить новые техники работы, которые они нам будут преподавать» (Света). Таким образом, начало учебной деятельности студентов рассматриваемой группы было связано с кардинальной «ломкой» уже сложившихся профессиональных навыков и умений, а у некоторых и стиля их работы, что, без сомнения, явилось значительным препятствием, не только профессионального, но и личностного развития студентов-дизайнеров. Кроме этого, все дизайнеры отметили возникшие у них в первые месяцы обучения затруднения, связанные с чрезмерной, по их мнению, насыщенностью учебной программы и с большими объемами учебных заданий. Однако, согласно утверждениям дизайнеров, с этими трудностями они достаточно быстро справились, полностью сосредоточившись на учебной деятельности (см. раздел 2.2.4.0.).
Медики на первом этапе своего обучения в ВУЗе также столкнулись с трудностями внешнего характера, которые к концу первого, началу второго курса спровоцировали возникновение внутренних трудностей. Однако, в отличие от дизайнеров, внешние препятствия медиков были связаны не столько с содержанием учебной деятельности, сколько с ее структурой. Дело в том, что в медицинском университете с первого же курса студентам предлагаются большие объемы учебного материала, предъявляются жесткие требования к соблюдению учебной дисциплины: не допускаются опоздания, обязательно посещение всех занятий (все пропуски отрабатываются) и т.п. «На первом курсе столько всего было… Вздохнуть свободно некогда было, не то чтобы о личной жизни задуматься! Я очень сильно уставала, просто «выматывалась», спала по 3-4 часа в сутки. Если бы не мамина помощь, я, скорее всего, еще на первом курсе бросила бы институт» (Валерия). Следовательно, основной трудностью в обучении для студентов-медиков в первые годы обучения являются высокие физические и интеллектуальные нагрузки, связанные с интенсивностью их учебной деятельности. Хотя с подобными нагрузками медики сталкиваются на протяжении всего периода обучения, на первом-втором курсах проблема эта встает наиболее остро, провацируя возникновение трудностей субъективного характера: снижение самооценки, уровня притязаний, понижение ценности и значимости выбранной профессии. «Ко второму курсу я поняла, что для научной деятельности я не гожусь: мозгов не хватает… Если я затрачиваю столько времени и усилий, чтобы просто получить пятерку, то что говорить о науке… Наверное, именно тогда и пропал мой интерес к медицине…» (Жанна). Более того, можно предположить, что данный фактор является одной из основных причин разочарования наших респондентов-медиков в своем выборе ВУЗа и профессии (см. раздел 2.2.3.0.).
В заключение этого раздела следует отметить, что опрошенные психологи, описывая первые годы своего обучения, не выделили никаких специфических трудностей. Единственным по-настоящему серьезным испытанием для себя в этот период они считают первую свою экзаменационную сессию (что характерно для всех наших респондентов). В этой связи все говорили о своей тревожности, неуверенности в своих силах, для некоторых из респондентов (Ира и Света) первая сессия закончилась развитием психосоматических заболеваний различного характера.
«Кризис третьего курса»
На третьем-четвертом курсах многие респонденты (все, кроме дизайнеров) Столкнулись с трудностями преимущественно внутреннего, субъективного характера. Прежде всего, речь здесь идет о разочаровании студентов либо в своих представлениях об учебном процессе в ВУЗе, либо в выбранной профессии, либо в соответствии собственных возможностей и способностей требованиям и специфике выбранной профессиональной деятельности.
Опрошенные медики, в этот период обучения, столкнулись с проблемой разочарования, прежде всего в выбранной профессии. Одной из наиболее значимых причин этого разочарования они считают истощение своих физических и психологических ресурсов, возникшее к третьему курсу в результате чрезмерной интенсивности и загруженности их учебной деятельности (см. раздел 2.2.5.1.). Второй немаловажной причиной разочарования стала их учебная медицинская практика. Придя в больницу и столкнувшись с реальными требованиями медицинской профессии, большинство респондентов-медиков оказались неготовыми (ни психологически, ни физически) к тяжелой, грязной работе, требующей максимальной отдачи всех сил. «За все время обучения в институте мне всего один раз стало по-настоящему плохо. Причем ни в анатомичке, ни в морге, а на первой нашей практике, когда нас привели в хирургическое отделение. Когда я все это увидела… Я просто не выдержала и ушла. С тех пор мне достаточно долгое время приходилось каждый раз заставлять себя ходить на практику» (Жанна). Наряду с разочарованием в выбранной профессии, в этот период большинство опрошенных медиков отметили резкое снижение или полную утрату интереса к учебе, а также значительное снижение не только познавательной, но и жизненной активности: «На третьем курсе у меня началась какая-то депрессия. Все мне стало безразлично, училась, скорее, по инерции, Никуда не хотелось ходить, ничего не хотелось делать…» (Валерия); «Да, наверное, Все это началось как раз на третьем курсе. Тогда я впервые заметил, что не могу читать: прочту одну-две страницы и отвлекаюсь, а начинаю вспоминать, что же там было написано, помнится очень смутно. Мне трудно было на чем-либо сосредоточится. Тогда же совсем забросил учебу. На занятия ходил только затем, чтобы отметиться и не отрабатывать потом пропуски…» (Шамиль). К концу четвертого курса всем опрошенным медикам удалось преодолеть большинство из описанных трудностей. Некоторые вновь заинтересовались учебой, а к концу пятого курса все респонденты, согласно их утверждениям, приняли окончательное решение связать свою будущую профессиональную деятельность с медициной.
В отличие от медиков, опрошенные студенты-психологи к третьему курсу разочаровались, прежде всего, не столько в выбранной профессии, сколько в в содержании и методах самого учебного процесса в университете, хотя и разочарование в психологии как науке, в ее возможностях тоже имеет место. «Когда я училась в консерватории, мне очень не хватало разнообразия: каких-нибудь общеобразовательных, желательно гуманитарных предметов, ощущалась потребность в новых знаниях. Поэтому, когда мне пришлось бросить консерваторию, единственным для меня утешением была мысль о том, что в РГПУ я получу то, чего мне так не хватало в училище и консерватории. Но, проучившись год в университете, я поняла, что и здесь все примитивно и скучно. Поэтому на третьем и в начале четвертого курса я совсем «забила» на учебу и занялась более интересными и, на мой взгляд, более полезными делами… Пошла на МТД, попробовала свои силы как репетитор, посетила несколько обучающих семинаров и тренингов» (Даша). С той же проблемой, в той или иной степени, столкнулись на третьем-четвертом курсах все опрошенные психологи.
Двое респондентов (Аня и Ира) к концу второго - началу третьего курса разочаровались также и в своих представлениях о возможностях психологии. Именно они, согласно данным интервью, характеризуются самым низким (практически нулевым) уровнем осведомленности о психологии и профессии психолога (см. раздел 2.2.1.0.). Однако к третьему курсу у респондентов складываются более или менее четкие представления об особенностях и возможностях психологической науки, а также о специфике и требованиях профессиональной деятельности психолога, которые значительно противоречат уже имеющимся. Основной проблемой в этом случае становится конфликт ложных и истинных представлений о профессии - с одной стороны, обман ожиданий и крах иллюзий – с другой. Известно, что каждый из этих факторов, сам по себе, является достаточно сильным стрессором, поэтому рассматриваемая ситуация тяжело переживалась этими студентками, явившись значительной трудностью их профессионального развития. Однако уже к середине четвертого курса они успешно ее преодолели.
Также двое из опрошенных студенток рассматриваемой группы (Вита и Ира) в этот же период столкнулись с проблемой сугубо субъективного характера. Вспоминая обстоятельства, наиболее затруднившее их личностно-профессиональное развитие, они отметили, что в определенный момент почувствовали несоответствие своих способностей или других личностных качеств специфическим требованиям профессии психолога. Так, например, Вита считала себя конфликтной, раздражительной, неуравновешенной, неуверенной в себе, а также в правильности и устойчивости своей позиции и т.п. Ира же, наоборот, оценивала себя как замкнутую, не умеющую устанавливать доверительные отношения с людьми, пассивную и безынициативную, не умеющую отстоять свою позицию, слабовольную и т.п. По их мнению, такие качества не только не соответствуют, а даже противоречат требованиям выбранной профессии. «Мне всегда нужен был кто-нибудь, кто бы поддерживал меня, поощрял к действиям, говорил, что у меня все получится… потому что мне постоянно кажется, что я не справлюсь, что у меня ничего не получится, что я ни на что не способна… у меня всегда было много идей, которые мне до сих пор хочется воплотить в жизнь, но как только дело доходит до их конкретной реализации… мне сразу становится страшно. И чем ближе окончание учебы и необходимость устраиваться на работу, тем мне становится страшнее» (Вита). «Случилось это даже не на третьем курсе, а скорее на летних каникулах после окончания второго. Я вдруг почувствовала, что я действительно не могу стать хорошим психологом, что мои качества не соответствуют требованиям этой профессии… Мне и раньше об этом говорили: мой папа, лучший друг, но я их не слушала. А тут я сама осознала, что мне ничего не остается, как смириться и признать их правоту, или полностью измениться. Весь первый семестр третьего курса я была в депрессии, мучаясь этой дилеммой. В итоге я практически провалила зимнюю сессию: получила первые четверки, да и вообще, по-моему, в ту сессию я получила всего одну пятерку. Не знаю, толи это, толи еще что-то другое, но уже к весне я приняла окончательное решение добиться своего и доказать всем, что я стану психологом, причем хорошим. Той же весной я прошла отбор на МТД, стала активно посещать всякие семинары, курсы и тренинги. А в утешение, стала убеждать себя в том, что даже если я и не добьюсь своего и не буду работать психологом, все равно такая активность пойдет мне на пользу, потому что в любом случае я изменюсь: стану более активной, настойчивой, научусь защищать свою позицию…» (Ира). Уже к концу четвертого курса Ира успешно справилась с поставленной задачей и, благодаря упорной работе над собой (коррекционная работа с психологом, различные тренинги личностного роста, работа на МТД и т.д.), приобрела необходимые для психолога-практика качества. Вита же эту проблему пока окончательно не разрешила, однако удачное, по ее словам, замужество и рождение ребенка значительно прибавили ей уверенности в себе, а также понизили степень ее раздражительности и конфликтности.
Хотя все опрошенные дизайнеры утверждают, что кроме первого курса (см. раздел 2.2.5.1.) они не испытывали совершенно никаких трудностей (ни профессионального, ни личностного характера), следует еще раз обратить внимание на факт ограниченности сферы их интересов (см. раздел 2.2.4.0.), а также на феномен чрезмерной вовлеченности в профессиональную деятельность и, явно демонстративного, игнорирования своей «личной жизни» (см. разделы 2.2.1.0., 2.2.2.0. и 2.2.4.0.). Подобная ситуация, по-нашему мнению, является не только значительным фактором, затрудняющим процесс психологического развития личности, но и может стать, со временем, причиной формирования и развития ряда психологических проблем. Так, например, чрезмерная вовлеченность дизайнеров в свою работу и отсутствие других, сопутствующих интересов уводит их от реальности, что при неблагоприятном стечении обстоятельств может спровоцировать развитие глубоких смысложизненных кризисов, вплоть до суицидальных (см. раздел 2.2.1.0.). А пренебрежение респондентами своей «личной жизнью», как уже отмечалось, носит ярко выраженный демонстративный характер и находится в явном противоречии с эмоциональным типом их личности. Дело в том, что по данным, полученным в ходе интервью (что подтверждают и результаты тестов), все опрошенные девушки-дизайнеры – очень эмоциональны, чувствительны, открыты и коммуникабельны, при этом, эмоционально зависимы от отношений с близкими (см. раздел 2.2.2.0., а также прил. 4. табл. 1). Таким образом, отсутствие близких отношений, в том числе и с противоположным полом, также со временем, может стать причиной формирования и развития некоторых личностных кризисов.
Трудности второй половины обучения и перспективы дальнейшего трудоустройства
Поскольку подавляющему большинству наших респондентов еще предстоит отучиться 1-2 года (всего двое заканчивают ВУЗ в этом году), поэтому анализ возможных трудностей второй половины обучения и дальнейшего их трудоустройства следует отнести в область прогнозов и предположений. Так, например, дизайнерам и медикам осталось еще по два года, а четырем психологам один год обучения в ВУЗе.
Как уже отмечалось, опрошенные дизайнеры не предвидят никаких трудностей ни в оставшиеся годы учебы (Учебная программа факультета «Дизайн и искусство» ЮРГИ рассчитана на 6 лет обучения), ни в будущей своей профессиональной деятельности. Однако приведенные выше данные позволяют предположить, что респонденты рассматриваемой группы могут столкнуться с определенными проблемами, не столько при трудоустройстве, сколько при реализации своих жизненных планов, теснейшим образом связанных с их профессиональным ростом (см. раздел 2.2.3.0.).
Информация о работе Профессиональное и психологическое развитие личности студентов