Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 07:39, реферат
Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют новые требования к личности специалиста в любой области народного хозяйства. Проблема влияния профессии на личность и личности на профессиональную деятельность периодически возникает в фокусе внимания ряда отечественных (В.Г. Безносов, Р.М. Грановская, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.И. Рогов, Н.Ю. Синягина, И.А. Хоменко и др.) и зарубежных ученых (А. Адлер, Э. Фром, К. Юнг и др.).
В концепциях профессионального становления личности В.А. Бодрова, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.В. Митиной признается разнонаправленность онтогенетических изменений личности в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Введение
1. Понятие профессиональных деструкций личности
2. Психологические детерминанты профессиональных деструкций
3. Уровни профессиональных деформаций
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Понятие профессиональных деструкций
личности
2. Психологические детерминанты профессиональных
деструкций
3. Уровни профессиональных деформаций
Заключение
Список литературы
Введение
Происходящие в обществе социально-экономические
изменения предъявляют новые требования
к личности специалиста в любой области
народного хозяйства. Проблема влияния
профессии на личность и личности на профессиональную
деятельность периодически возникает
в фокусе внимания ряда отечественных
(В.Г. Безносов, Р.М. Грановская, А.А. Деркач,
В.Г. Зазыкин, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К.
Маркова, Л.М. Митина, Е.И. Рогов, Н.Ю. Синягина,
И.А. Хоменко и др.) и зарубежных ученых
(А. Адлер, Э. Фром, К. Юнг и др.).
В концепциях профессионального становления
личности В.А. Бодрова, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова,
А.К. Марковой, Л.В. Митиной признается
разнонаправленность онтогенетических
изменений личности в процессе выполнения
профессиональной деятельности. При этом
отмечается, что профессиональное развитие
личности сопровождается не только личностными
приобретениями, но и разрушением, изменением
или деформацией сложившейся психологической
структуры личности в процессе профессионального
труда, которые принято обозначать общим
термином «профессиональная деструкция».
Следовательно, профессиональные деструкции
объективно сопровождают профессиональное
развитие личности.
Интерес к проблеме профессиональных
деструкции личности и деятельности возрос
в последние годы (B.C. Агавелян, С.П. Безносов,
С.А. Дружилов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников,
Е.И. Рогов и др.), однако работы названных
авторов отличаются значительным разнообразием
подходов и концептуальных схем изучения.
Проблема влияния профессиональной деятельности
на процесс деформирования личности до
настоящего времени остается актуальной
и недостаточно разработанной, а ее изучение
представляет особую актуальность для
современного общества. Научный и практический
интерес к исследованию причин развития
профессиональных деструкций субъекта
труда обусловлен как глобальными трансформациями
общества, кардинальными преобразованиями
«вещественной» и духовной среды обитания
человека, так и вполне понятным кругом
практических задач в области профессионального
труда – повышения эффективности, результативности
и качества труда, надежности деятельности
и др.
К наиболее общим факторам, инициирующим
развитие профессиональных деструкции,
исследователи относят возрастные изменения,
профессиональную усталость, профессиональные
заболевания и кризисы (А.К. Маркова, 1996;
Э.Ф. Зеер, 1997, Э.Э. Сыманюк, 2005), напряженные
условия труда, интенсивное общение с
другими людьми (В.Д. Небылицин, 1976, П. Безносов,
1989), нововведения (А.В. Филиппов, 1990), многолетнее
выполнение одной и той же деятельности
(А.М. Новиков, 1997) и др.
Однако в научной литературе практически
отсутствуют работы, комплексно изучающие
проблему развития профессиональных деструкций
личности на разных этапах ее профессионализации.
Значимость настоящего исследования заключается
в том, что его результаты систематизируют
научные представления о закономерностях
развития и условиях преодоления профессиональных
деструкций личности.
Методологической основой работы являются
отечественные и зарубежные теории, концепции,
раскрывающие проблемы развития деятельности
и личности; современные психологические
теории и концепции профессионального
становления личности.
1. Понятие профессиональных
Профессиональные деструкции - постепенно накопившиеся изменения сложившейся системы деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности.
Рассматривая профессиональные
А.К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкций:
- отставание, замедление профессионального развития сравнительно с - возрастными и социальными нормами;
- несформированность профессиональной деятельности (работник как бы "застревает" в своем развитии);
- дезинтеграция
профессионального развития, распад
профессионального сознания и
как следствие - нереалистические
цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфли
- низкая
профессиональная мобильность,
- рассогласованность
отдельных звеньев
- свертывание
ранее имевшихся
искажение
профессионального развития, появление
ранее отсутствовавших
- появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции - особенно в профессиях с выраженной властью и известностью);
- прекращение
профессионального развития из-
Таким образом, профессиональные дефо
Основные концептуальные положения, важные для анализа развития профессиональных деструкций:
1. Профессиональное развитие - это одновременно и приобретения, и потери (совершенствование и деструкции).
2. Профессиональные деструкции
3. Преодоление
профессиональных деструкций
4. Деструкции, вызванные многолетним выполнением одной и той же профессиональной деятельности, порождают профессионально нежелательные качества, изменяют профессиональное поведение человека - это и есть "профессиональные деформации": это - как болезнь, которую вовремя не смогли обнаружить и которая оказалась запущенной; самое страшное, что и сам человек незаметно смиряется с этой деструкцией.
5. Любая профессиональная
деятельность уже на стадии
освоения, а в дальнейшем при
выполнении деформирует
6. Многолетнее
выполнение профессиональной
7. Сензитивными
периодами образования
2. Психологические детерминанты профессиональных деструкций:
Основные группы
факторов, детерминирующих профессиональн
а) объективные, связанные
с социально-профессиональной средой
(социально-экономическая ситуация, имидж
и характер профессии, профессионально-
б) субъективные,
обусловленные особенностями
в) объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.
Более конкретные психологические детерминанты профессиональных деструкций:
- неосознаваемые
и осознаваемые неудачные
- пусковым механизмом
часто становятся деструкции ож
- образование стереотипов профессионального поведения; с одной стороны, стереотипы придают работе стабильность, помогают в формировании индивидуального стиля труда, но, с другой стороны, они мешают адекватно действовать в нестандартных ситуациях, которых достаточно в любой работе;
- разные формы
психологических защит,
- эмоциональная
напряженность, часто
- на стадии
профессионализации (особенно - для
социономических профессий) по
мере становления
- снижение
уровня интеллекта с ростом
стажа работы, что часто вызвано
особенностями нормативной
- индивидуальный "предел" развития работника, который во многом зависит от изначального уровня образования, от психологической насыщенности труда; причинами образования предела может быть неудовлетворенность профессией;
- акцентуации
характера (профессиональные ак
- старение работника.
Виды старения:
а) социально-психологическое старение (ослабление интеллектуальных процессов, перестройка мотивации, рост потребности в одобрении);
б) нравственно-этическое старение (навязчивое морализирование, скептическое отношение к молодежи и всему новому, преувеличение заслуг своего поколения);
в) профессиональное
старение (невосприимчивость к
3. Уровни профессиональных
1. Общепрофессиональные деструкци
2. Специальные профессиональные д
3. Профессионально-
4. Индивидуальные
деформации, обусловленные особенностями
работников самых разных