Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа
Цель исследования: изучить профессионально-значимые качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности.
Объект исследования: процесс формирования личности руководителя как субъекта управления.
Предмет исследования: профессионально-значимые качества руководителя.
Введение
Глава 1. Личностные качества и способности руководителя как фактор его успешной деятельности в системе управления
§ 1.1 Психологические особенности личности руководителя
§ 1.2 Гендерные особенности личности руководителя
Глава 2. Методы формирования личности эффективного руководителя
§ 2.1 Роли и функции руководителя
§ 2.2 Методы формирования психологических компонентов личности руководителя
Заключение
Литература
Содержание
Введение
Как социальное явление и сфера человеческой практики управлениепоявилось задолго до того, как оно стало предметом научного исследования.
Людям свойственны способности и потребность к совместной работе, а этотребует координации их действий, согласования, кооперации, т.е. управления совместной деятельностью. На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро и многие пытались решить ее, но их труды не составляли обобщенную теорию. И только во второй половине XIX века после победы промышленной революции на Западе ситуация изменилась, т.к. крупные фирмы требовали большое количество руководителей высшего и среднего звена, способных принимать грамотные управленческие решения, способных работать с людьми, компетентных и умеющих соизмерять свою деятельность с существующими законами.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что центральное место в процессе решения многих задач менеджмента в школе принадлежит человеку - руководителю школы, которому приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за их решение и конечные результаты. И очень важно выяснить, как руководитель школы решает сложные задачи, какие личностные характеристики позволяют ему находить оптимальные решения, делают его профессионалом своего дела, как сформировать эти качества.
Проблема профессионализма интересует многих ученых. Выяснению влияния определенных качеств на эффективность руководства были посвящены достаточно многочисленные эмпирические исследования. Так, в результате огромной аналитической работе Стогдилл обнаружил существенные расхождения в исследованиях о значимости для успешного руководства таких качеств как интеллект, красноречие, самообладание, рассудительность, оптимизм, решительность и др. и в тоже время к качествам, способствующим успеху руководителей, часто относятся энергичность, интеллект, социальный статус, трудовая мотивация, доминирование, уверенность в себе, социальные навыки и ответственность.
Раньше во многих пособиях
по менеджменту и книгах по управлению
личность не была предметом исследования,
так как все внимание уделялось
планированию, экономике, маркетингу,
организационно-технической
Личность - это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак, если человек - носитель самых разных свойств, то личность - это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность и отражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.
Значение менеджеров ныне
настолько возросло, что на Западе
говорят о "революции менеджеров",
управляющих крупнейших фирм, корпораций,
экономическая и научно-
Руководитель как субъект управления выполняет разные роли, в том числе роль координатора, организатора членов социальной группы, осуществляет разными средствами социальное влияние в коллективе, использует четко регламентированные субординационные отношения. Все это усиливает актуальность нашего исследования.
Цель исследования: изучить профессионально-значимые качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности.
Объект исследования: процесс формирования личности руководителя как субъекта управления.
Предмет исследования: профессионально-значимые качества руководителя.
личность руководитель психологический гендерный
Гипотеза исследования: эффективность деятельности руководителя находится в прямой зависимости от развития в нем профессионально-значимых личностных качеств.
Задачи исследования:
1. Изучить личностные качества руководителя;
2. Выделить основные роли и
функции руководства и сферы
управленческого
3. Определить методики
Методы исследования: анализ управленческой литературы, наблюдение, тестирование.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Личностные качества и способности руководителя как фактор его успешной деятельности в системе управления
§ 1.1 Психологические особенности личности руководителя
Профессионально подготовленные руководители (менеджеры) отличаются друг от друга по эффективности руководства. Опрос выдающихся менеджеров Европы, США и Японии показал, что они выделяют следующие факторы, обеспечивающие успех в управленческой деятельности:
1) желание и интерес
человека заниматься
2) умение работать с людьми (общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на них);
3) гибкость, нестандартность, оригинальность мышления;
4) оптимальное сочетание
рискованности и
5) способность предвидеть
будущее развитие событий,
6) высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.
Первые пять из шести важнейших факторов преуспевающих менеджеров тесно связаны с психологическими качествами личности.
Качествами, противопоказанными менеджеру, являются: повышенная чувствительность, высокая неуравновешенность, тревожность.
Разумные личные цели и четкие личные ценности менеджера можно выделить особо как крайне важные для успеха в деловой карьере и личной жизни. В. Франкл в своей книге "Человек в поисках смысла" выделил три группы позитивных смыслов ценностей:
1) ценности творчества;
2) ценности переживания;
3) ценности отношения.
1) Ценности творчества
реализуются через труд
2) Ценности переживания
проявляются в
3) Ценности отношения
связаны с реакцией человека
на ограничение его
Каждый человек выполняет свое предназначение, реализует уникальный смысл своей жизни, ориентируясь на различные ценности. Это помогает ему задуматься над смыслом в жизни, что само по себе является нормальным проявлением роста личности.
Об эффективности работы
руководителя можно судить по определенным
критериям. Основным критерием оценки
деятельности руководителя является конечный
результат труда всего