Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа
Цель исследования: изучить профессионально-значимые качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности.
Объект исследования: процесс формирования личности руководителя как субъекта управления.
Предмет исследования: профессионально-значимые качества руководителя.
Введение
Глава 1. Личностные качества и способности руководителя как фактор его успешной деятельности в системе управления
§ 1.1 Психологические особенности личности руководителя
§ 1.2 Гендерные особенности личности руководителя
Глава 2. Методы формирования личности эффективного руководителя
§ 2.1 Роли и функции руководителя
§ 2.2 Методы формирования психологических компонентов личности руководителя
Заключение
Литература
Заключение
Личность руководителя
многогранна и успех его
Соответствие личностных характеристик содержанию деятельности является непременным условием успешного его осуществления. Особенно важно такое соответствие для видов деятельности с высоким уровнем ответственности. К таковым относится деятельность руководителя (управленца, организатора). При решении вопросов подбора руководителей, формирования кадрового резерва существенную помощь могут оказать данные об уровне организаторских способностей и организаторской направленности личности руководителя. Заключение об указанных качествах руководитель может быть сделано психологом на основании оценки определенных психологических характеристик личности руководителя, например:
1. Определенность - раскрывает
структуру интересов к
2. Осознанность - осознание
целей организаторской
3. Целеустремленность - приоритет
мотивов организаторской
4. Избирательность - способность
глубоко и полно отражать
5. Тактичность - способность соблюдать чувство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений.
6. Действенность - способность
увлечь за собой людей,
7. Требовательность - способность
проявлять требовательность в
различных формах в
8. Критичность - способность
обнаружить и выразить
9. Ответственность - способность
брать на себя ответственность
за результаты своей
Особую роль в успешности
руководителя играют методы развития
и усиления памяти, методы динамического
чтения, использование методов "мозговой
атаки", развития интуиции и способностей
прогнозирования будущих
Таблица 1. Напоминатель принципов тренировки памяти
Принципы |
Содержание |
|
Принцип учета индивидуальных особенностей памяти |
Для увеличения возможностей памяти необходимо знать достоинства и слабости памяти каждого человека по таким характеристикам, как: емкость, прочность, точность и готовность |
|
Принцип назначения тренировки |
Нельзя улучшать память вообще; необходимо твердо установить, для каких целей намереваются улучшить память |
|
Принцип "эгоизма" (заинтересованности) |
Легче запоминается то, что является прямым объектом личного интереса человека |
|
Принцип максимальной активности (использования) |
Запоминание и воспроизведение тем лучше, чем выше частота использования материала, предназначенного для запоминания |
|
Принцип минимального объема (принцип семерки) |
Прочность запоминания, скорость и точность воспроизведения зависят от числа элементов материала, который необходимо запомнить; максимальное число таких элементов - семь |
|
Таблица 2. Напоминатель методов усиления памяти
Метод внешней компенсации |
Метод цепи |
Метод противоречия |
Метод минимизации |
Логический метод |
Метод перекодирования |
Метод художественного оформления |
|
Прием использования напоминателей |
Прием крючка |
Прием создания контрастного фона |
Прием использования базовых понятий |
Прием логического вывода |
Прием создания геометрии смысла |
Прием картинного изображения материала |
|
Организация рабочего места |
Построение смыслового дерева |
Парадоксальное выражение содержания |
Литерный прием |
Прогнозирование последствий |
Пестрый конспект |
Эмпатия |
|
Релаксация |
Перебор цепи |
Построение антиномий |
Редактирование |
Прием моделирования |
Перевод на другой язык |
Образные определения |
|
Табличный матричный прием |
Прием абсурдных примеров |
"Уплотнение" материала |
Использование аналогий (уподобление) |
Использование маргиналий |
Карикатурное изображение смысла |
||
Запоминание через забывание |
Блочный прием |
Доведение выводов до логического конца (абсурда) |
|||||
Построение доказательства необходимости запомнить |
|||||||
Таблица 3. Методика динамического чтения
Правила |
Недостатки |
|
Используй только зрительный канал восприятия информации Старайся видеть слово не как букворяд, а как отдельный знак по его общим очертаниям (психологически это подобно узнаванию лица человека с одного взгляда, без перебора отдельных черт) Переходи к одновременному восприятию нескольких слов Двигайся взглядом не слева направо, а сверху вниз посередине страницы (по условной линии, делящей страницу пополам); для захвата взглядом как можно большего количества текста по сторонам условной линии используй "периферическое зрение" Не допускай никаких возвратов в ходе чтения |
Быстрое чтение является малокритическим процессом Оно почти не вызывает ассоциаций Если ему обучать, не заботясь о необходимости развития творческого начала, воспитывается человек с характерными признаками догматического мышления Ускоренное накопление информации, увеличивая зависимость творческих возможностей интеллекта специалиста от эрудиции, приводит к парадоксу "эрудит-дилетант" Для использования накопленных в ходе ускоренного чтения знаний требуется новое (внутреннее) прочитывание |
|
Таблица 4. Методика дискретного чтения назначение - нейтрализация вредных последствий ускоренного чтения
Распознавание |
Минимизация |
Генерация |
|
1. Определение места материала в системе ранее накопленных знаний |
1. Сокращение материала
источника без искажения |
1. Выдвижение новых идей на |
|
2. Установление связей материала с материалом других текстов |
2. То же способом |
2. То же путем экстраполяции( |
|
3. Определение внутренних связей в тексте |
3. Сравнение выводов, которые получают люди, читающие исходный и обработанный материал |
3. То же |
|
4. Выявление главного |
4. Составление руководств для деятельности на основе полного и сокращенного текстов и их сравнение |
4. Перепланировка текста |
|
5. Установление соподчинения различных элементов текста |
5. Прогнозирование следствий |
||
6. Нахождение мест (понятий, определений, высказываний), имеющих отношение к предмету |
6. Объяснение материала из |
||
7. Использование языка маргиналий |
7. Выработка противоположной |
||
8. Применение пестрого конспектирования |
8. Научная |
||
Таблица 5. Напоминатель правил "мозговой атаки" по Осборну
Генерация |
Объективация |
Селекция |
|
1. Четкая постановка задачи, требующая кратких ответов |
1. Фиксация всех высказываний (стенография, магнитофон.) |
1. Выявление реальности или нереальности предложения |
|
2. Запрещение критики в любой форме |
2. Группирование идей по смыслу и назначению |
2. Определение значимости
идей по критерию |
|
3. Поощрение: а) любых
коротких высказываний без б) развития предложенных идей; в) фантастических ассоциаций и примеров |
3. "Освобождение" высказываний от личностных признаков путем стандартной записи идей |
3. Выявление идей, нуждающихся в конструктивной разработке |
|
4. Время генерации за один сеанс - не более 2 часов |
|||
Таблица 6. Напоминатель этапов каскадной мозговой атаки
Этапы |
Содержание деятельности |
|
1. Поиск |
Полностью соответствует правилам мозговой атаки по Осборну |
|
2. Контрадиктация |
То же, что и этап 1, но с одним ограничением: ту же задачу надо решить на основе идей, противоположных полученным на первом этапе; следствие контракдиктации - второй противоположный список идей |
|
3. Синтез |
Совмещение 2 списков идей в одной системе |
|
4. Прогноз |
Выведение на основе единого списка идей, представлений о будущих возможностях, вытекающих из решения задачи; критика участников атаки запрещена |
|
5. Генерализация |
Сведение многообразия идей к небольшому числу принципов, из которых эти идеи могут быть выведены; критика запрещена |
|
6. Деструкция (компроментация) |
"Разрушение" (критика) полученной системы знаний с управленческой, логической, фактической, ценностной, этической, эстетической, социальной позиций; критика по отношению к участникам атаки запрещена |
|