Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:04, курсовая работа
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения молодёжи и его профилактике.
2. Провести опытно-эмпирическое исследование склонности к аддиктивному поведению.
3. Составить программу профилактики аддиктивного поведения у молодёжи в образовательной среде.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ………………………………………………………….5
1.1 Характеристика аддиктивного поведения …………………………..5
1.2 Молодежь как группа риска …..
1.3 Профилактика аддиктивного поведения ……………………………..
Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ……………………………………………………..
2.1 Организация и ход исследования
2.2
Заключение …………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………………..
Приложение
В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность. Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.
Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей.
Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. (29; 268)
Молодость - пора, когда каждый
должен сам определить свою судьбу,
найти единственно верный, ведущий
к успеху жизненный путь, который
позволит максимально реализовать
свои способности и дарования. Это
период, сопряжённый с мучительно
трудным процессом
Молодежь — это особая
социально-демографическая
Нижняя возрастная граница
определяется, что с 14 лет наступает
физическая зрелость и человек может
заниматься трудовой деятельностью (период
выбора учиться или работать). Верхняя
граница определяется достижением
экономической
"Молодежь" - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей. (29; 268)
Естественное изменение
численности населения
К факторам риска, неблагоприятным для развития молодежи, относятся распространение курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. Высокими остаются показатели самоубийств молодых людей. Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Наркомания сегодня становится мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя большую угрозу для нормального функционирования всего общественного организма. Стоит сказать, что наркомания – болезнь молодых. Она выбивает из нормального потока общественной жизни самых дееспособных.
В России, как, впрочем, и
по всему миру, среди потребителей
наркотиков преобладает молодежь в
возрасте до 30 лет. И темпы роста
наркомании в этой среде самые
высокие. Средний возраст приобщения
к наркотикам сегодня составляет
13 лет. Также необходимо сказать, что
употребление наркотиков стало нормой,
ведущей к смерти, для большинства
беспризорных детей. Беспризорничество,
как известно, граничит с "зоной",
а туда, в том числе и в
колонии для
Влечение подростка к употреблению психоактивных веществ является признаком более глубокого личностного неблагополучия. Выявление психологических характеристик подростков группы риска наркотизации обусловливает необходимость нового подхода к решению проблемы профилактики наркомании.
Усиленного внимания требуют дети - сироты, особенно социальные сироты. Существует много различных учреждений, комитетов, фондов, предназначенных для работы с детьми, улучшения их положения, условий жизни и воспитания, но они не дают нужных результатов (11; 12)
Выделяют следующие факторы риска, присущие учащейся молодежи:
-Алкоголизм у ближайших родственников (родители, дедушки-бабушки, дяди-тети)
-Наркомания у ближайших родственников (родители, дедушки-бабушки, дяди-тети)
-Хронические психические расстройства у ближайших родственников (родители, дедушки-бабушки, дяди-тети)
-Ранняя (до 15 лет) сексуальная активность.
-Раннее (до 14 лет) начало приема алкоголя, ранее (до 12 лет) курение.
-Низкая толерантность по отношению к употребляемому веществу.
-Повторный прием после первой пробы.
-Прием веществ, быстро вызывающих зависимость
-Органическое поражение головного мозга с психическими расстройствами.
-Задержки и асинхронии психического развития.
-Формирующаяся личностная патология. Расстройства поведения.
-Доступность ПАВ по объективным причинам (например, район проживания)
-Аномальные стили воспитания в семье
-Воспитание в семье с низким доходом (намного ниже среднего)
-Воспитание в семье с высоким доходом (намного выше среднего)
-Среди друзей, одноклассников — дети с систематическим асоциальным поведением
-Низкая успеваемость в школе
-Систематические конфликты с педагогами и учениками.
-Индивидуальные особенности, не достигающие уровня психических расстройств.
-Пассивная социальная позиция.
-Низкий уровень социальных навыков
-Отсутствие реальных взглядов на будущее
-Отсутствие жизненных перспектив в ближайший год (15; 47)
Современное понимание злоупотребления психоактивных веществ как формы отклоняющегося поведения (аддиктивное поведение) исходит из единства факторов риска и защиты для всех типов поведения,
отклоняющегося от социальных норм.
Проблемы молодежи можно решать тремя путями, каждый из которых отталкивается от утверждения, что "с нынешней молодежью что-то не так".
Выбор первый: эффективная и безотлагательная помощь тем, кто в ней нуждается
Пока родители и школа перекладывают ответственность друг на друга, молодежь часто окутана туманом непонимания. Некоторые взрослые чувствуют, что лишь суровое наказание поможет остановить "маленьких злодеев". Другие полагают, что ошибка коренится в том, как воспитывают молодых людей.
Для тех, кто поддерживает первый выбор, какими бы ни были причины, сегодняшняя молодёжь заслуживает поддержки. Поскольку эта помощь не может исходить из семьи, ответственность ложится на плечи врачей, психологов, социальных работников и других профессионалов.
Выбор второй: укрепление традиционных ценностей
Сторонники этого подхода считают, что следует больше внимания уделять таким ценностям как семья, взаимное уважение, честность, сердечность. Людей можно рассматривать как членов одной большой семьи, особенно молодёжь, которая оказалась в сложных обстоятельствах.
Когда моральные ориентиры
в нашей повседневности отсутствуют,
всю нашу молодежь можно рассматривать,
как входящую в группу риска. Тот
факт, что все больше и больше
молодых людей оказываются в
сложных жизненных
Выбор третий: личные
взаимоотношения и
Молодые люди не могут верить в ценность честности, уважения к людям, самоконтроля, если они не видят, что эти ценности ведут к успеху в жизни. Понятно, что сегодня молодежь смеется над убеждениями старших поколений "каждый должен твердо стоять на своих ногах". В нынешней экономической ситуации, даже упорная работа не гарантирует молодым экономической безопасности. (15; 54)
1.3 Профилактика аддиктивного поведения
Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
1. Предотвращение возможных физических, психологических или социо-культурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
2. Сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей;
3. Содействие им в достижении
поставленных целей и
Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Всемирная организация здоровья определяет основным направлением охраны здоровья населения профилактическое, призванное искоренять причины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условия охраны здоровья, воспитания физически и духовно крепких людей.
Профилактика является обязанностью составляющей повседневной работы не только лечебно-профилактических учреждений, но и всех социальных организаций и учреждений в проведении мероприятий по охране, оздоровлению окружающей среды, соблюдению гигиенических норм и требований. Реализация задач профилактики здорового образа жизни возможна лишь при участии самого населения и реализуется через диспансеризацию, широкое проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и санитарному проведению, в которых наравне с медиками призваны принимать участие и социальные работники.
Профилактическая социальная работа подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья. (32; 405)
Профилактическая социальная работа подразделяется на два вида:
1) первичная профилактика;
2) вторичная профилактика.
Первичная профилактика - предупреждение развития у человека патологических состояний, т.е. проведение социально-экономического анализа, формирование у населения представлений о здоровом образе жизни, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью.
Вторичная профилактика направлена
на предупреждение дальнейшего прогрессирования
болезни и предусматривает
При работе с больным человеком
необходимы целенаправленное формирование
у него активной жизненной позиции,
препятствующей развитию социального
иждивенчества, устройство быта, материальная
и моральная поддержка его
семьи, его трудоустройство и
соответствии с состоянием здоровья.
При необходимости
Информация о работе Профилактика аддиктивного поведения младших школьников