Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:04, курсовая работа
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения молодёжи и его профилактике.
2. Провести опытно-эмпирическое исследование склонности к аддиктивному поведению.
3. Составить программу профилактики аддиктивного поведения у молодёжи в образовательной среде.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ………………………………………………………….5
1.1 Характеристика аддиктивного поведения …………………………..5
1.2 Молодежь как группа риска …..
1.3 Профилактика аддиктивного поведения ……………………………..
Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ……………………………………………………..
2.1 Организация и ход исследования
2.2
Заключение …………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………………..
Приложение
- развитие комплексного
подхода к профилактике
Таким образом, антинаркотическую профилактическую работу в образовательном учреждении целесообразно строить на основе программ, идеей которых, должна стать идея формирования рефлексивной позиции молодого человека по созданию поля самореализации его как личности и индивидуальности в процессе различных форм занятий.
Эта деятельность должна способствовать
реализации накапливающихся у детей
и подростков фрустрированных потребностей
и обеспечивать сброс энергии
неотреагированных
Мы выделяем следующие
ключевые проблемы первичной профилактики
употребления психоактивных веществ
детьми и подростками в
Первая проблема - как и с какого возраста формировать у детей активную психологическую защиту, противодействие к первой пробе и приему наркотиков, к стилю жизни, связанному с наркотизацией?
Вторая проблема - как
и каким образом педагогам, воспитателям,
социальным работникам, родителям безошибочно
и точно определять, что ребенок
начал употреблять
Третья проблема - как
и каким способом активно вмешиваться
и корригировать
По первой проблеме - Как
и с какого возраста формировать
у детей активную психологическую
защиту, противодействие наркотизации
и ранней алкоголизации? Какие дети
составляют группы повышенного риска
и, в каких формах целенаправленной
первичной
В российской подростковой среде использование ПАВ с целью одурманивания занимает существенное место в досуге, групповом общении. Непосредственно приобщаются к пробам наркотиков и других ПАВ от 20 до 30% школьников 12-17 лет. Наркотики сегодня достаточно доступны для приобретения.
Можно говорить о реальной
незащищенности подрастающего поколения
от агрессивной экспансии
В этой ситуации учреждения образования, школьная психологическая служба, центры социально-психологической реабилитации явно не срабатывают на первичную профилактику ранней алкоголизации и наркотизации детей и подростков.
Мы считаем, что для
активно направленной профилактической
работы необходим переход от установок
по информированию детей о негативных
последствиях курения, алкоголизации,
наркотизации к формированию у детей
ценностного отношения к
При создании образовательных
программ, ориентированных на профилактические
аспекты противодействия
Вторая проблема - как
и каким образом, точно определять,
что ребенок начал принимать
токсико-наркотические средства и,
какую оптимальную тактику
В настоящее время медицинским специалистам достаточно ясна траектория пути начинающего токсикомана и наркомана. На первом этапе своего, как правило, спровоцированного старшими подростками или подражательного знакомства с токсическими или наркотическими веществами он стремится утвердиться через новое для него токсикоманическое поведение среди друзей и соучеников в школьной среде; стремится получить определенную поддержку своему поведению, бравирует им.
При втягивании подростка
в наркотизацию в самом начале
распространители используют прием
первых "даровых угощений-проб".
Именно на этом этапе происходит экспериментирование
с различными наркотическими веществами
и формируется зависимое
На этом этапе выявляются наиболее существенные пробелы в профилактической работе и помощи. В этой ситуации школьный коллектив достаточно часто занимает "позицию умалчивания", поддерживая видимость того, что никто не замечает перемен, происходящих с подростком. Как правило, такая практика наблюдается в тех случаях, когда при наркотизации нет грубых нарушений дисциплины в школе. (12; 6)
Считаем необходимым, также
выделить общие признаки начала потребления
психоактивных веществ
* Снижение интереса к учебе, обычным увлечениям.
* Появляется отчужденность, эмоционально <холодное> отношение к окружающим, могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость.
* Нередко возможны эпизоды
агрессивности,
* Компания, с которой общается
подросток, зачастую состоит
* Эпизодическое наличие
крупных или непонятного
* Тенденция общаться по
преимуществу с подростками,
* Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться.
* Наличие таких атрибутов
наркотизации, как шприцев, игл,
небольших пузырьков, облаток
из-под таблеток, небольших кулечков
из целлофана или фольги, тюбиков
из-под клея, пластиковых пакетов
от резко пахнущих веществ,
наличие специфического
* Изменение аппетита - от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства; эпизодически тошнота, рвота.
* Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых.
* "Беспричинное" сужение или расширение зрачков. (12; 7)
Решающим признаком
В настоящее время ведущей
является диагностика наркотического
опьянения психиатром-
Вторым и более перспективным
направлением следует считать контроль
вероятных случаев
В рамках первичной профилактической работы, проводимой в образовательных учреждениях, как эксперимент, в некоторых регионах в условиях школьных медицинских кабинетов на добровольной основе проводится качественная доврачебная диагностика употребления наркотиков среди учащихся.
Такая форма активной первичной
антинаркотической
Трудности широкого распространения
этого профилактического
При оценке употребления психоактивных веществ, всегда необходимо проявлять тактичность и осторожность. Особенно это относится к работе с несовершеннолетними, имеющими наркологические проблемы, так как необоснованные подозрения в употреблении наркотических веществ могут сами по себе оказаться психотравмирующим фактором и, в свою очередь, подтолкнуть к их реальному употреблению.
Выделим последовательность действий педагога и администрации учебного заведения при подозрении на употребление несовершеннолетними наркотиков:
1. предоставить подростку
достаточную информацию о
2. предлагать помощь подростку
корректным и, если ситуация
позволяет, то желательно
3. Не разглашать информацию
о наркологических проблемах
подростка, поскольку это
4. иметь информацию об
учреждениях, оказывающих
5. точно знать при работе
с несовершеннолетним
6. постоянно, не "компанейски"
внедрять и проводить
Если у специалиста общеобразовательного учреждения возникли подозрения, что подросток употребляет наркотики, то наиболее оправданы следующие действия:
1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям или законным представителям, опекунам учащегося ребенка.
2. При подозрении на
групповое потребление
охранительных органов.
3. Организовать индивидуальные
встречи подростков и/или их
родителей с врачом районного
подросткового
4. Предоставить подросткам
и их родителям информацию
о возможности анонимного
Если у специалиста общеобразовательного учреждения возникли подозрения, что подросток находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В таком случае необходимо:
1. Удалить учащегося из
класса, отделить его от
2. Немедленно поставить в известность руководителей школы.
3. Срочно вызвать медицинского работника школы.
4. В случае, когда состояние
подростка может быть
5. Нецелесообразно проводить
немедленно разбирательство о
причинах и обстоятельствах
6. При совершении подростком
в наркотической интоксикации
или алкогольном опьянении
Учащиеся, которые замечены в случаях употребления психоактивных веществ, должны быть по согласованию со школьным врачом поставлены в школьном медицинском кабинете на внутришкольный учет. В тех случаях, когда, несмотря на проводимые профилактические меры, наркотизация продолжается достаточно быстро начинающий наркоман начинает пропускать занятия, вымогать деньги у младших, группировать вокруг себя учеников из заведомо состоятельных семей, контролировать территорию вокруг школы. Столкнувшись с такими формами поведения, школа обычно переходит к тактике "активного выталкивания" трудного ученика с проблемами зависимости из школьной среды, оставляя ему своих учеников, все социальное пространство вокруг школы. Таким образом, школа проигрывает свою борьбу с начинающим наркотизироваться подростком за его судьбу и за судьбы других подопечных учеников. (4; 23)
Информация о работе Профилактика аддиктивного поведения младших школьников