Профилактика аддиктивного поведения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения молодёжи и его профилактике.
2. Провести опытно-эмпирическое исследование склонности к аддиктивному поведению.
3. Составить программу профилактики аддиктивного поведения у молодёжи в образовательной среде.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ………………………………………………………….5
1.1 Характеристика аддиктивного поведения …………………………..5
1.2 Молодежь как группа риска …..
1.3 Профилактика аддиктивного поведения ……………………………..
Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ……………………………………………………..
2.1 Организация и ход исследования
2.2
Заключение …………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………………..
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.docx

— 142.60 Кб (Скачать файл)

- развитие комплексного  подхода к профилактике злоупотребления  ПАВ. (31; 45)

Таким образом, антинаркотическую  профилактическую работу в образовательном  учреждении целесообразно строить  на основе программ, идеей которых, должна стать идея формирования рефлексивной позиции молодого человека по созданию поля самореализации его как личности и индивидуальности в процессе различных  форм занятий.

Эта деятельность должна способствовать реализации накапливающихся у детей  и подростков фрустрированных потребностей и обеспечивать сброс энергии  неотреагированных отрицательных  эмоций.

Мы выделяем следующие  ключевые проблемы первичной профилактики употребления психоактивных веществ  детьми и подростками в образовательной  среде (12; 5)

Первая проблема - как  и с какого возраста формировать  у детей активную психологическую  защиту, противодействие к первой пробе и приему наркотиков, к стилю  жизни, связанному с наркотизацией?

Вторая проблема - как  и каким образом педагогам, воспитателям, социальным работникам, родителям безошибочно  и точно определять, что ребенок  начал употреблять наркотические  средства, и какую наиболее оптимальную  тактику применять по отношению  к такому ребенку?

Третья проблема - как  и каким способом активно вмешиваться  и корригировать систематическое  употребление психоактивных (наркотических) веществ? Какими оптимальными средствами осуществлять комплексную реабилитацию детей и подростков, прекративших наркотизацию?

По первой проблеме - Как  и с какого возраста формировать  у детей активную психологическую  защиту, противодействие наркотизации и ранней алкоголизации? Какие дети составляют группы повышенного риска  и, в каких формах целенаправленной первичной психопрофилактической  помощи они нуждаются? - целесообразно  указать следующее.

В российской подростковой среде использование ПАВ с  целью одурманивания занимает существенное место в досуге, групповом общении. Непосредственно приобщаются к  пробам наркотиков и других ПАВ от 20 до 30% школьников 12-17 лет. Наркотики  сегодня достаточно доступны для  приобретения.

Можно говорить о реальной незащищенности подрастающего поколения  от агрессивной экспансии наркотического соблазнения. При этом у большинства  детей и подростков отсутствует  превентивная психологическая защита, ценностный барьер от вовлечения в  прием наркотических веществ. Начинающий принимать наркотики несовершеннолетний находится в своеобразной социально-психологической  ситуации. Это мощный прессинг рекламных  предложений нового стиля жизни  и новых ощущений, связанных с  наркотизацией. Он особенно угрожаем для  детей и подростков, потому что  в ситуации выбора у подростка  ведущими часто оказываются мотивы любопытства и подражания. Одновременно налицо безучастное отношение к  вовлечению в наркотизацию со стороны  сверстников-соучеников, друзей, а также  взрослых, отвечающих за воспитание, и  малоинформированных родителей. Данная ситуация отягощается тем, что входящие в употребление "модные" в подростковой среде наркотические средства характеризуются  при повторном приеме быстрым  закреплением зависимости и пристрастия (по некоторым данным за месяц и  менее). (12; 5)

В этой ситуации учреждения образования, школьная психологическая  служба, центры социально-психологической  реабилитации явно не срабатывают на первичную профилактику ранней алкоголизации  и наркотизации детей и подростков.

Мы считаем, что для  активно направленной профилактической работы необходим переход от установок  по информированию детей о негативных последствиях курения, алкоголизации, наркотизации к формированию у детей  ценностного отношения к здоровью, активной психологической защиты от предложений "попробовать, принять  наркотик"; к формированию не только индивидуальной жизнестойкости, но и  групповых форм противодействия (на уровне детского коллектива) различным  формам наркотизации и отклонений в  поведении.

При создании образовательных  программ, ориентированных на профилактические аспекты противодействия употреблению наркотиков, очень важным моментом является их адресность для отдельных  возрастных периодов: 5-7 лет, 8-11 лет, 12-14 лет, 15-17 лет. Образовательные превентивные программы должны быть многоплановыми, включать "уроки жизненных навыков" противодействия первой пробе алкоголя и наркотика; формировать у детей  установки на здоровый образ жизни, на неприятие асоциальных ценностей.

Вторая проблема - как  и каким образом, точно определять, что ребенок начал принимать  токсико-наркотические средства и, какую оптимальную тактику избирать при этом? (12; 6)

В настоящее время медицинским  специалистам достаточно ясна траектория пути начинающего токсикомана и  наркомана. На первом этапе своего, как правило, спровоцированного старшими подростками или подражательного знакомства с токсическими или наркотическими веществами он стремится утвердиться через новое для него токсикоманическое поведение среди друзей и соучеников в школьной среде; стремится получить определенную поддержку своему поведению, бравирует им.

При втягивании подростка  в наркотизацию в самом начале распространители используют прием  первых "даровых угощений-проб". Именно на этом этапе происходит экспериментирование  с различными наркотическими веществами и формируется зависимое поведение. В это период идет выбор и наиболее подходящей компании, круга "новых  друзей", привычных мест и времени  наркотизации. Одновременно подросток  сам становится своеобразным агентом  по распространению наркотика, начинает участвовать в развитии и поддержании  определенной сети распространения. Вне  компании ни алкоголь, ни другие токсико-накротические  вещества не употребляются.

На этом этапе выявляются наиболее существенные пробелы в  профилактической работе и помощи. В этой ситуации школьный коллектив  достаточно часто занимает "позицию  умалчивания", поддерживая видимость  того, что никто не замечает перемен, происходящих с подростком. Как правило, такая практика наблюдается в  тех случаях, когда при наркотизации нет грубых нарушений дисциплины в школе. (12; 6)

Считаем необходимым, также  выделить общие признаки начала потребления  психоактивных веществ подростками.

* Снижение интереса к  учебе, обычным увлечениям.

* Появляется отчужденность,  эмоционально <холодное> отношение  к окружающим, могут усилиться  такие черты, как скрытность  и лживость.

* Нередко возможны эпизоды  агрессивности, раздражительности,  которые сменяются периодами  неестественного благодушия.

* Компания, с которой общается  подросток, зачастую состоит из  лиц более старшего возраста.

* Эпизодическое наличие  крупных или непонятного происхождения  небольших сумм денег, не соответствующих  достатку семьи. Появляется стремление  занять деньги или отобрать  их у более слабых.

* Тенденция общаться по  преимуществу с подростками, которые  заведомо употребляют наркотики  и/или другие психоактивные вещества.

* Повышенный интерес к  детям из обеспеченных семей,  назойливое стремление с ними  подружиться.

* Наличие таких атрибутов  наркотизации, как шприцев, игл,  небольших пузырьков, облаток  из-под таблеток, небольших кулечков  из целлофана или фольги, тюбиков  из-под клея, пластиковых пакетов  от резко пахнущих веществ,  наличие специфического химического  запаха от одежды и изо рта.

* Изменение аппетита - от  полного отсутствия до резкого  усиления, обжорства; эпизодически  тошнота, рвота.

* Наличие следов от  инъекций в области локтевых  сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений  на коже, слизистых.

* "Беспричинное" сужение  или расширение зрачков. (12; 7)

Решающим признаком употребления подростком психоактивных средств  является выявление состояния наркотического одурманивания.

В настоящее время ведущей  является диагностика наркотического опьянения психиатром-наркологом. Естественно  эта форма диагностики не может  быть реализована в условиях образовательного учреждения.

Вторым и более перспективным  направлением следует считать контроль вероятных случаев наркотического одурманивания через диагностические  бесприборные экспресс-тесты (Прогрессивные  Био-Медицинские Технологии. ЛТД). Эти  тесты для выявления наркотиков: морфина, кокаина, марихуаны, амфетамина, метадона, бензодиазепина, фенциклидина, барбитуратов прошли комплексные испытания  в НИИ наркологии МЗ РФ и рекомендованы  к применению как в домашних условиях, так и в обшей медицинской  практике. (3; 39)

В рамках первичной профилактической работы, проводимой в образовательных  учреждениях, как эксперимент, в  некоторых регионах в условиях школьных медицинских кабинетов на добровольной основе проводится качественная доврачебная  диагностика употребления наркотиков среди учащихся.

Такая форма активной первичной  антинаркотической профилактической работы, несомненно, является важным сдерживающим фактором употребления наркотиков детьми и подростками.

Трудности широкого распространения  этого профилактического подхода  связаны, во-первых, с некоторыми техническими особенностями стрип-теста на наркотик (необходимость сбора мочи в емкость, что у большинства подростков, как правило, вызывает негативную реакцию) и, во-вторых, неразработанность нормативной  базы для повсеместного и обязательного  использования в условиях образовательных  учреждений приемов тестовой, доврачебной  диагностики употребления наркотика. (14; 152)

При оценке употребления психоактивных  веществ, всегда необходимо проявлять  тактичность и осторожность. Особенно это относится к работе с несовершеннолетними, имеющими наркологические проблемы, так как необоснованные подозрения в употреблении наркотических веществ  могут сами по себе оказаться психотравмирующим  фактором и, в свою очередь, подтолкнуть  к их реальному употреблению.

Выделим последовательность действий педагога и администрации  учебного заведения при подозрении на употребление несовершеннолетними  наркотиков:

1. предоставить подростку  достаточную информацию о негативных  последствиях потребления одурманивающих  веществ. Целесообразно, при первом  контакте избегать репрессивной  и осуждающей тактики, постараться  убедить ребенка в целесообразности  обращения за медицинской помощью.  Указать на недопустимость появления  в школе в состоянии одурманивания,  вовлечения сверстников в потребление  психоактивных веществ; сообщить, что в этом случае администрация  учебного заведения будет действовать  в установленном для такой  ситуации порядке.

2. предлагать помощь подростку  корректным и, если ситуация  позволяет, то желательно ненавязчивым  способом.

3. Не разглашать информацию  о наркологических проблемах  подростка, поскольку это приводит  к полному прекращению продуктивного  контакта и может иметь вредные  последствия для несовершеннолетнего.

4. иметь информацию об  учреждениях, оказывающих наркологическую  помощь несовершеннолетним. Особо  следует знать о возможности  анонимного лечения. Целесообразна  информация о реально работающих  с этой проблемой общественных  организациях.

5. точно знать при работе  с несовершеннолетним потребителем  психоактивных веществ: Какова  ситуация в его семье? Могут  ли родители реально влиять  на поведение своего ребенка?  Каково его микросоциальное окружение  по месту жительства?

6. постоянно, не "компанейски"  внедрять и проводить обязательные  антинаркотические программы обучения, семинары и тренинги для педагогов,  обучать их формам активной  первичной профилактической работы  среди родителей и формам противодействия  молодежному наркотизму. (14; 159)

Если у специалиста  общеобразовательного учреждения возникли подозрения, что подросток употребляет  наркотики, то наиболее оправданы следующие  действия:

1. Корректно сообщить  о своих подозрениях родителям  или законным представителям, опекунам  учащегося ребенка.

2. При подозрении на  групповое потребление наркотиков  провести повторные беседы с  родителями всех членов "наркоманической"  группы. В ряде случаев это  целесообразно осуществить в  виде собрания с приглашением  врача психиатра-нарколога, работника  право-

охранительных органов.

3. Организовать индивидуальные  встречи подростков и/или их  родителей с врачом районного  подросткового наркологического  кабинета.

4. Предоставить подросткам  и их родителям информацию  о возможности анонимного обследования  и лечения, указать адреса и  телефоны организаций, работающих  в таком режиме.

Если у специалиста  общеобразовательного учреждения возникли подозрения, что подросток находится  в состоянии алкогольного или  наркотического опьянения. В таком  случае необходимо:

1. Удалить учащегося из  класса, отделить его от одноклассников.

2. Немедленно поставить  в известность руководителей  школы.

3. Срочно вызвать медицинского  работника школы.

4. В случае, когда состояние  подростка может быть расценено  как алкогольное или наркотическое  опьянение, необходимо известить  о случившемся родителей или  опекунов подростка.

5. Нецелесообразно проводить  немедленно разбирательство о  причинах и обстоятельствах употребления  алкоголя или наркотиков. Собеседование  с подростком по этому случаю  следует провести после встречи  с родителями и медицинским  работником, т.е. после получения  объективной информации о возможностях  и путях коррекционного вмешательства.

6. При совершении подростком  в наркотической интоксикации  или алкогольном опьянении хулиганских  действий, целесообразно прибегнуть  к помощи правоохранительных  органов.

Учащиеся, которые замечены в случаях употребления психоактивных  веществ, должны быть по согласованию со школьным врачом поставлены в школьном медицинском кабинете на внутришкольный учет. В тех случаях, когда, несмотря на проводимые профилактические меры, наркотизация продолжается достаточно быстро начинающий наркоман начинает пропускать занятия, вымогать деньги у  младших, группировать вокруг себя учеников из заведомо состоятельных семей, контролировать территорию вокруг школы. Столкнувшись с такими формами поведения, школа  обычно переходит к тактике "активного  выталкивания" трудного ученика  с проблемами зависимости из школьной среды, оставляя ему своих учеников, все социальное пространство вокруг школы. Таким образом, школа проигрывает  свою борьбу с начинающим наркотизироваться  подростком за его судьбу и за судьбы других подопечных учеников. (4; 23)

Информация о работе Профилактика аддиктивного поведения младших школьников