Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:04, курсовая работа
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения молодёжи и его профилактике.
2. Провести опытно-эмпирическое исследование склонности к аддиктивному поведению.
3. Составить программу профилактики аддиктивного поведения у молодёжи в образовательной среде.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ………………………………………………………….5
1.1 Характеристика аддиктивного поведения …………………………..5
1.2 Молодежь как группа риска …..
1.3 Профилактика аддиктивного поведения ……………………………..
Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ……………………………………………………..
2.1 Организация и ход исследования
2.2
Заключение …………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………………..
Приложение
- практические семинары
по методическому оснащению
Следовательно, чтобы обеспечить
развитие в образовательном учреждении
всех направлений первичной
Последовательное, этапное
и комплексное выполнение мероприятий,
направленных на разрешение выделенных
"ключевых" проблем, сделает работу
по профилактике наркоманий и алкоголизма
среди детей и подростков системной,
конструктивной и позволит преодолеть
негативные тенденции в развитии
наркоситуации в детско-
В заключение следует указать, что в рамках территориальных программ необходимо организовывать и проводить (совместно с ГУВД, Комитетом по делам семьи и молодежи) регулярный мониторинг распространенности употребления ПАВ для систематического анализа региональных особенностей наркоситуации в детско-подростковой популяции, для выявления негативных тенденций ее развития и принятия упреждающих мер, позволяющих контролировать и активно воздействовать на наркоситуацию в регионе.
Таким образом, профилактика аддиктивного поведения является важнейшим составным элементом усилий по борьбе с негативными влияниями на молодежь как группу риска, в том числе с риском начала употребления ПАВ, склонности к химической зависимости. Большая роль в этом плане отводится школам, которая играет ключевую роль в формировании у молодежи знаний, установок и навыков, необходимых для сознательного отказа от наркотиков, а также в предоставлении им возможностей и средств для такого шага, что подтверждает необходимость проведения профилактических программ профилактики аддиктивного поведения.
Итак, мы можем сказать о профилактике аддиктивного поведения как необходимом мероприятии при работе с молодежью в образовательной среде.
Рассмотрев теоретические аспекты профилактики аддиктивного поведения в образовательной среде, мы переходим к эмпирическому исследованию данного поведения среди учащейся молодежи.
Глава 2. Эмпирическое исследование аддиктивного поведения у молодежи
2.1 Организация и ход исследования
Целью эмпирического исследования является: выявить склонность к аддиктивному поведению у молодёжи (а именно к алкогольной и наркотической зависимостям), составить программу профилактики употребления психоактивных веществ.
Также мы определили следующие задачи:
1.Подбор методов и методик исследования
2.Формирование
3.Обработка полученных данных
4. Составление программы по профилактике аддиктивного поведения
Для достижения поставленной цели и задач нами был использован следующий метод исследования - опрос (тестирование).
Методы опытно-эмпирического исследования стандартизированы.
Мы использовали следующие методики (Приложение №1):
1. Методика "Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков" (А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай)
2. Методика "Склонность к зависимому поведению" (В.Д. Менделевич).
исследование проходило на базе малого объема (21 человека): учащихся 9"А" класса МОУ СОШ № 4 г. Калининграда в возрасте 15-16 лет, среди которых 13 юношей и 8 девушек.
1) Тест "Экспресс-диагностика
химической зависимости у
Оценка результатов теста (опросник RAFFT): положительные ответы на 1-й, 2-й и 5-й вопросы оцениваются в 1 балл каждый, а на 3-й, 4-й - в 0,5 балла. Хотя бы один положительный ответ указывает на склонность к зависимому поведению. Если в сумме набирается 2 и более баллов, то имеется серьезное подозрение на наличие у подростка химической зависимости.
Уровни склонности к химической зависимости:
А) Не высокий (не выявлено) - риск зависимого поведения/склонность не выражена;
Б) Вероятность склонности - умеренно выраженный риск зависимого поведения
В) Высокая вероятность -
высокая вероятность
Г) Высокая вероятность, подозрение на наличие химической зависимости - подросток находится в группе риска и предрасположен к зависимому поведению.
2) Тест "Склонность к
зависимому поведению"
Оценка результатов теста:
I. Прямые вопросы (баллы
подсчитываются в соответствие
с отмеченными испытуемым):"5"-
II. Обратные вопросы (баллы
подсчитываются наоборот): "5"-1,"4"-2,"3"-3,"2"-4,"1"-5.
(Обработке подвергаются лишь
ответы на вопросы, отмеченные
в Приложение №2, таблице 1. Ответы
на иные вопросы не
Для оценки склонности к
зависимому поведению баллы ответов
на прямые и обратные вопросы суммируются
по каждой шкале отдельно. Для оценки
склонности к зависимости суммируются
баллы, полученные за ответы на следующие
вопросы (первый и второй столбцы). Они
же используются для оценки склонности
к наркозависимости. Склонность к
алкогольной зависимости
Уровень склонности к зависимому поведению
А) Невысокие признаки (не выявленные) склонности - подросток не входит в группу риска.
Б) Признаки тенденции - выражены признаки склонности к зависимому поведению.
В) Признаки повышенной склонности - признаки предрасположенности, требуется повышенное внимание.
Г) Признаки высокой вероятности - подросток находится в группе риска и предрасположен к зависимому поведению.
Перед исследованием была представлена информация, характеризующая аддиктивное поведение.
Для того чтобы сделать общение более неформальным и комфортным, познакомиться с группой и расположить участников группы к открытому общению, была проведена "Баранья голова". Каждый выбирал игровое имя, которым в течение данного занятия все должны были называть. Некоторые сразу же задали вопрос о том, можно ли оставить свое собственное имя, которое его носителя вполне устраивает. Кто-то придумал кличку. Кто-то видоизменил фамилию. После представления, мы приступили к исследованию данной группы на склонность к аддиктивному поведению.
Необходимо отметить, что общение проходило в спокойной атмосфере, на время исследования каждый в помещении занял удобное для себя место.
Также констатируем, что
большая часть
В ходе знакомства с понятием "аддиктивное поведение" юноши и девушки проявили интерес, активно высказывали свою точку зрения, задавали интересующие их вопросы по данной тематике, но все же отметилось несколько человек, отвлекающих от процесса общении в начале нашей беседы демонстративным поведения, переключающим на них все внимание. Но по ходу данной беседы внимание постепенно было переведено в русло работы по теме, интерес исследовательской группы был очевиден.
Группе был также представлен план нашей дальнейшей совместной работы, основные мероприятия. Здесь также стоит отметить высокое внимание, с которым была выслушана данная информация. Последним организационным моментом перед исследованием стало знакомство с основными принципами групповой работы.
Наше исследование проходило в 2 этапа.
Перед началом опроса респондентам были объяснены цели и задачи опроса. Так как в группе присутствует слабослышащий, информация прозвучала чётко и громко.
На первом этапе мы использовали методику "Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков", направленную на выявление склонности к зависимому поведению и непосредственно выявление химической зависимости. В ходе опроса нескольким респондентам еще раз был разъяснен термин химической зависимости, уточнено, какие виды аддикций относятся к данной группе зависимостей. В процессе объяснения двумя опрашиваемыми были исправлены первоначальные ответы в связи с отнесением ими курения в группу химической зависимости и с положительным (первоначальным) ответом, относящих их к группе со склонностью к употреблению ПАВ.
На втором этапе исследования
мы обратились к методике "Склонность
к зависимому поведению", направленную
на выявления склонности как зависимости
в общем, так и в частности
алкогольной зависимости и
По окончанию опроса, мы приступили к анализу и интерпретации полученных данных.
2.2 Анализ и
интерпретация результатов
Проанализировав ответы исследуемых по первой методике "Экспресс-диагностика химической зависимости", мы можем отметить, что более чем у половины опрашиваемых (11 исследованных из 21) склонность к зависимости невысокая, то есть по результатам она не выявлена, но все же некоторые показатели близки по значению к склонности зависимого поведения (Приложение № 3,таблица 3).
Меньше чем у половины исследуемых выявлена вероятность склонности к зависимому поведению, то есть выделенных 8 опрашиваемых можно охарактеризовать как имеющих умеренно выраженный риск зависимого поведения. То есть вероятность начала употребления психоактивных веществ может быть связана с искушением попробовать, отсутствует влияние ближайшего окружения, и строить работу в данном случае необходимо исходя из этих интересов.
Также следует отметить двух
респондентов, имеющих высокий уровень
склонности к зависимому поведению,
что демонстрирует высокую
У одного из опрашиваемых, с высоким риском к зависимому поведению, помимо склонности, выявлено подозрение на наличие химической зависимости, что говорит уже о вероятности присутствия самой зависимости и постановке на особый учёт данного исследуемого.
Таблица 4
Уровень склонности к зависимому поведению |
Количество респондентов |
Не высокий (не выявлено) |
11 |
Вероятность склонности |
8 |
Высокая вероятность |
1 |
Высокая вероятность, подозрение на наличие химической зависимости |
1 |
Следует отметить, что большинство опрашиваемых (9 человек) дало положительный ответ относительно вопроса употребления самим респондентом либо его близким родственником алкоголя и наркотиков, т.е. опасность для отвечающих исходит от ближайшего окружения.
Также один респондент отметил,
что в его семье есть проблемы,
связанные с употреблением
2 респондента отметили, что
употребляли наркотики или
Рассматривая ответы респондентов на данный вопрос, также следует обратить внимание на исправления 2-х опрашиваемых, поменявших ответ с положительного на противоположный, что может говорить о вероятности первого ответа как основного и о большем количестве склонных к химической зависимости.
Также один опрашиваемый, у
которого было выявлено подозрение на
химическую зависимость, отметил, что
выпивает алкоголь или употребляет
наркотик для того, чтобы расслабиться,
почувствовать себя лучше или
вписаться в компанию, что еще
раз свидетельствует о
Проанализировав результаты данного опроса, можем заключить, что выявленные показатели свидетельствуют о склонностях к химической зависимости в данной группе респондентов.
Для подтверждения результатов данного исследования, мы переходим к анализу ответов респондентов следующей методики - "Склонность к зависимому поведению" (первичная обработка - Приложение №3, таблица 5).
Информация о работе Профилактика аддиктивного поведения младших школьников