Профилактика аддиктивного поведения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения молодёжи и его профилактике.
2. Провести опытно-эмпирическое исследование склонности к аддиктивному поведению.
3. Составить программу профилактики аддиктивного поведения у молодёжи в образовательной среде.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ………………………………………………………….5
1.1 Характеристика аддиктивного поведения …………………………..5
1.2 Молодежь как группа риска …..
1.3 Профилактика аддиктивного поведения ……………………………..
Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ……………………………………………………..
2.1 Организация и ход исследования
2.2
Заключение …………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………………..
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.docx

— 142.60 Кб (Скачать файл)

- практические семинары  по методическому оснащению превентивных  обучающих программ-тренингов для  учащихся.

Следовательно, чтобы обеспечить развитие в образовательном учреждении всех направлений первичной профилактической работы необходимо в каждой территории для методического обеспечения  первичной профилактической помощи на постоянной основе организовать межшкольные  обучающие семинары для учителей, школьных психологов, социальных педагогов  образовательных учреждений, социальных работников детства по методам и  формам активной профилактической работы в образовательной среде, а также  путям обмена новым опытом в этой работе. Программы семинаров должны носить практическую направленность, обучать навыкам отношения к  ребенку, который начал употреблять  психоактивные вещества, навыкам  противодействия агрессивному поведению  детей, средствам восстановления школьного  статуса ребенка, бросившего употреблять  психоактивные вещества.

Последовательное, этапное  и комплексное выполнение мероприятий, направленных на разрешение выделенных "ключевых" проблем, сделает работу по профилактике наркоманий и алкоголизма  среди детей и подростков системной, конструктивной и позволит преодолеть негативные тенденции в развитии наркоситуации в детско-подростковой популяции России. (13; 7)

В заключение следует указать, что в рамках территориальных  программ необходимо организовывать и  проводить (совместно с ГУВД, Комитетом  по делам семьи и молодежи) регулярный мониторинг распространенности употребления ПАВ для систематического анализа  региональных особенностей наркоситуации  в детско-подростковой популяции, для  выявления негативных тенденций  ее развития и принятия упреждающих  мер, позволяющих контролировать и  активно воздействовать на наркоситуацию  в регионе.

Таким образом, профилактика аддиктивного поведения является важнейшим  составным элементом усилий по борьбе с негативными влияниями на молодежь как группу риска, в том числе  с риском начала употребления ПАВ, склонности к химической зависимости. Большая  роль в этом плане отводится школам, которая играет ключевую роль в формировании у молодежи знаний, установок и  навыков, необходимых для сознательного  отказа от наркотиков, а также в  предоставлении им возможностей и средств  для такого шага, что подтверждает необходимость проведения профилактических программ профилактики аддиктивного поведения.

Итак, мы можем сказать  о профилактике аддиктивного поведения  как необходимом мероприятии  при работе с молодежью в образовательной  среде.

Рассмотрев теоретические  аспекты профилактики аддиктивного поведения в образовательной  среде, мы переходим к эмпирическому  исследованию данного поведения  среди учащейся молодежи.

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование аддиктивного поведения у молодежи

2.1 Организация  и ход исследования

Целью эмпирического исследования является: выявить склонность к аддиктивному поведению у молодёжи (а именно к алкогольной и наркотической зависимостям), составить программу профилактики употребления психоактивных веществ.

Также мы определили следующие задачи:

1.Подбор методов и методик  исследования

2.Формирование исследовательской  группы

3.Обработка полученных  данных

4. Составление программы  по профилактике аддиктивного  поведения

Для достижения поставленной цели и задач нами был использован  следующий метод исследования - опрос (тестирование).

Методы опытно-эмпирического  исследования стандартизированы.

Мы использовали следующие  методики (Приложение №1):

1.  Методика "Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков" (А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай)

2.  Методика "Склонность к зависимому поведению" (В.Д. Менделевич).

исследование проходило на базе малого объема (21 человека): учащихся 9"А" класса МОУ СОШ № 4 г. Калининграда в возрасте 15-16 лет, среди которых 13 юношей и 8 девушек.

1) Тест "Экспресс-диагностика  химической зависимости у подростков" (опросник RAFFT) предназначен для выявления  употреблением алкоголя и наркотиков, склонности к химической зависимости  в подростковой среде.

Оценка результатов теста (опросник RAFFT): положительные ответы на 1-й, 2-й и 5-й вопросы оцениваются  в 1 балл каждый, а на 3-й, 4-й - в 0,5 балла. Хотя бы один положительный ответ  указывает на склонность к зависимому поведению. Если в сумме набирается 2 и более баллов, то имеется серьезное  подозрение на наличие у подростка  химической зависимости.

Уровни склонности к химической зависимости:

А) Не высокий (не выявлено) - риск зависимого поведения/склонность не выражена;

Б) Вероятность склонности - умеренно выраженный риск зависимого поведения

В) Высокая вероятность - высокая вероятность предрасположенности  к зависимому поведению;

Г) Высокая вероятность, подозрение на наличие химической зависимости - подросток находится в группе риска и предрасположен к зависимому поведению.

2) Тест "Склонность к  зависимому поведению" предназначен  для выявления склонности к  алкогольной зависимости и наркозависимости.

Оценка результатов теста:

I. Прямые вопросы (баллы  подсчитываются в соответствие  с отмеченными испытуемым):"5"-5, "4"-4, "3"-3, "2"-2, "1"-1;

II. Обратные вопросы (баллы  подсчитываются наоборот): "5"-1,"4"-2,"3"-3,"2"-4,"1"-5. (Обработке подвергаются лишь  ответы на вопросы, отмеченные  в Приложение №2, таблице 1. Ответы  на иные вопросы не обрабатываются.)

Для оценки склонности к  зависимому поведению баллы ответов  на прямые и обратные вопросы суммируются  по каждой шкале отдельно. Для оценки склонности к зависимости суммируются  баллы, полученные за ответы на следующие  вопросы (первый и второй столбцы). Они  же используются для оценки склонности к наркозависимости. Склонность к  алкогольной зависимости оценивается  с использованием ответов на прямые и обратные вопросы, приведенные  соответственно в третьем и четвертом  столбцах (Приложение № 2, таблица 2).

Уровень склонности к зависимому поведению

А) Невысокие признаки (не выявленные) склонности - подросток  не входит в группу риска.

Б) Признаки тенденции - выражены признаки склонности к зависимому поведению.

В) Признаки повышенной склонности - признаки предрасположенности, требуется  повышенное внимание.

Г) Признаки высокой вероятности - подросток находится в группе риска и предрасположен к зависимому поведению.

Перед исследованием была представлена информация, характеризующая аддиктивное поведение.

Для того чтобы сделать  общение более неформальным и  комфортным, познакомиться с группой  и расположить участников группы к открытому общению, была проведена "Баранья голова". Каждый выбирал  игровое имя, которым в течение  данного занятия все должны были называть. Некоторые сразу же задали вопрос о том, можно ли оставить свое собственное имя, которое его  носителя вполне устраивает. Кто-то придумал кличку. Кто-то видоизменил фамилию. После представления, мы приступили к исследованию данной группы на склонность к аддиктивному поведению.

Необходимо отметить, что  общение проходило в спокойной  атмосфере, на время исследования каждый в помещении занял удобное  для себя место.

Также констатируем, что  большая часть исследовательской  группы сразу же вступила в контакт, видимо, остальной части помешало небольшое время нашего знакомства и пока еще малое доверие для  бесед и откровенных разговоров.

В ходе знакомства с понятием "аддиктивное поведение" юноши  и девушки проявили интерес, активно  высказывали свою точку зрения, задавали интересующие их вопросы по данной тематике, но все же отметилось несколько  человек, отвлекающих от процесса общении  в начале нашей беседы демонстративным  поведения, переключающим на них  все внимание. Но по ходу данной беседы внимание постепенно было переведено в русло работы по теме, интерес  исследовательской группы был очевиден.

Группе был также представлен  план нашей дальнейшей совместной работы, основные мероприятия. Здесь также  стоит отметить высокое внимание, с которым была выслушана данная информация. Последним организационным  моментом перед исследованием стало  знакомство с основными принципами групповой работы.

Наше исследование проходило  в 2 этапа.

Перед началом опроса респондентам были объяснены цели и задачи опроса. Так как в группе присутствует слабослышащий, информация прозвучала чётко и громко.

На первом этапе мы использовали методику "Экспресс-диагностика  химической зависимости у подростков", направленную на выявление склонности к зависимому поведению и непосредственно  выявление химической зависимости. В ходе опроса нескольким респондентам еще раз был разъяснен термин химической зависимости, уточнено, какие  виды аддикций относятся к данной группе зависимостей. В процессе объяснения двумя опрашиваемыми были исправлены первоначальные ответы в связи с  отнесением ими курения в группу химической зависимости и с положительным (первоначальным) ответом, относящих  их к группе со склонностью к употреблению ПАВ.

На втором этапе исследования мы обратились к методике "Склонность к зависимому поведению", направленную на выявления склонности как зависимости  в общем, так и в частности  алкогольной зависимости и наркозависимости. Так как методика содержала большой  объем вопросов, то к концу заполнения данного теста исследуемая группа устала. В ходе заполнения теста уточнялись некоторые вопросы, связанные с пояснением некоторых выражений, например таких как "попасть впросак". Также можно отметить усердие, с которым группа отвечала на вопросы. Например, многие не заметили звонка, продолжая отвечать на вопросы.

По окончанию опроса, мы приступили к анализу и интерпретации  полученных данных.

2.2 Анализ и  интерпретация результатов исследования

Проанализировав ответы исследуемых по первой методике "Экспресс-диагностика химической зависимости", мы можем отметить, что более чем у половины опрашиваемых (11 исследованных из 21) склонность к зависимости невысокая, то есть по результатам она не выявлена, но все же некоторые показатели близки по значению к склонности зависимого поведения (Приложение № 3,таблица 3).

Меньше чем у половины исследуемых выявлена вероятность склонности к зависимому поведению, то есть выделенных 8 опрашиваемых можно охарактеризовать как имеющих умеренно выраженный риск зависимого поведения. То есть вероятность начала употребления психоактивных веществ может быть связана с искушением попробовать, отсутствует влияние ближайшего окружения, и строить работу в данном случае необходимо исходя из этих интересов.

Также следует отметить двух респондентов, имеющих высокий уровень  склонности к зависимому поведению, что демонстрирует высокую вероятность  предрасположенности данных опрашиваемых к употреблению психоактивных веществ. То есть данные исследуемые с большой вероятностью могут начать злоупотреблять алкоголем или наркотиками.

У одного из опрашиваемых, с  высоким риском к зависимому поведению, помимо склонности, выявлено подозрение на наличие химической зависимости, что говорит уже о вероятности  присутствия самой зависимости  и постановке на особый учёт данного исследуемого.

 

 

Таблица 4

Уровень склонности к зависимому поведению

Количество респондентов

Не высокий (не выявлено)

11

Вероятность склонности

8

Высокая вероятность

1

Высокая вероятность, подозрение на наличие химической зависимости

1


Следует отметить, что большинство  опрашиваемых (9 человек) дало положительный  ответ относительно вопроса употребления самим респондентом либо его близким  родственником алкоголя и наркотиков, т.е. опасность для отвечающих исходит  от ближайшего окружения.

Также один респондент отметил, что в его семье есть проблемы, связанные с употреблением алкоголя, что говорит о возрастающем для  него риске начала употребления ПАВ, т.е. вырастает склонность к зависимостям.

2 респондента отметили, что  употребляли наркотики или выпивали  алкоголь, находясь в одиночестве,  т.е. в данном случае необходимо  работать с навыками преодолевающего  поведения употребления ПАВ.

Рассматривая ответы респондентов на данный вопрос, также следует  обратить внимание на исправления 2-х  опрашиваемых, поменявших ответ с  положительного на противоположный, что  может говорить о вероятности  первого ответа как основного  и о большем количестве склонных к химической зависимости.

Также один опрашиваемый, у  которого было выявлено подозрение на химическую зависимость, отметил, что  выпивает алкоголь или употребляет  наркотик для того, чтобы расслабиться, почувствовать себя лучше или  вписаться в компанию, что еще  раз свидетельствует о существующей у данного респондента психологической  и физической зависимости от ПАВ.

Проанализировав результаты данного опроса, можем заключить, что выявленные показатели свидетельствуют  о склонностях к химической зависимости  в данной группе респондентов.

Для подтверждения результатов  данного исследования, мы переходим  к анализу ответов респондентов следующей методики - "Склонность к зависимому поведению" (первичная  обработка - Приложение №3, таблица 5).

Информация о работе Профилактика аддиктивного поведения младших школьников