Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:04, курсовая работа
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения молодёжи и его профилактике.
2. Провести опытно-эмпирическое исследование склонности к аддиктивному поведению.
3. Составить программу профилактики аддиктивного поведения у молодёжи в образовательной среде.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ………………………………………………………….5
1.1 Характеристика аддиктивного поведения …………………………..5
1.2 Молодежь как группа риска …..
1.3 Профилактика аддиктивного поведения ……………………………..
Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ……………………………………………………..
2.1 Организация и ход исследования
2.2
Заключение …………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………………..
Приложение
25. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Проблемы подростковой адаптации с позиций профилактики и психотерапии личностных и поведенческих расстройств и зависимости от психоактивных веществ ННЦ наркологии Росздрава Москва, МГМСУ, Фонд "Система профилактических программ", 2007
26. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения Казань, Центр инновационных технологий, Россия , 2005
27. Сорокин В.М. наркотики и подростковая субкультура. // Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). – М. – 2001.
28. Социальная работа с молодежью \ под ред. Басова Н.Т.: Дашков и К°, 2008
29. Социология молодежи. Энциклопедический словарь/Под ред. Ю.А.Зубок, В.И.Чупров.— М: Academia.— 2008.
30. Фетискин Н.П. Психология аддиктивного поведения: научно-методическое изд., 2005
31. Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. – Москва. 2002 г.
32. Холостова Е.И. Социальная работа: учебное пособие. - 5-е изд. - М.: изд-е "Дашков и К°", 2007
33. Христофорова М.И., Шипицина Л.М. Психологические особенности созависимых семей подростков-наркоманов. .//Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). - М. - 2001
34. Шабалина В.В. Психология зависимого поведения: СПб, 2001.
35. Шереги Ф.Э., Арефьева А.Л. и др. Материалы международной конференции "Подростки и молодежь в меняющемся обществе" (проблемы отклоняющегося поведения). – М, 2001.
36. Школа без наркотиков: книга для педагогов и родителей.2-е изд-е/ Под ред. Л.М. Шпицыной и Е.И. Казаковой - СПб, 2001
Приложение № 1
ФИО_______________________
Возраст______
"Экспресс-диагностика
химической зависимости у
Инструкция: На предложенные пять вопросов просим Вас ответить в форме "да" или "нет". Ваши ответы необходимы для выявления возрастных тенденций, связанных с употреблением алкоголя в нашем регионе.
Опросник RAFFT
1. Выпиваете ли Вы или употребляете наркотики для того, чтобы расслабиться, почувствовать себя лучше или вписаться в компанию?____
2. Вы когда-нибудь выпивали или употребляли наркотики, находясь в одиночестве?_____
3. Употребляете ли Вы или кто-нибудь из Ваших близких друзей алкоголь или наркотики?_______
4. Имеет ли кто-нибудь из Ваших близких родственников проблемы, связанные с употреблением алкоголя или наркотиков?____
5. Случались ли у Вас неприятности из-за употребления наркотических средств?_____
Тест "Склонность к зависимому поведению" (В.Д. Менделевич)
Пользуясь данной шкалой, укажите, пожалуйста, в какой степени Вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений, ставя X в соответствующем месте. Можно давать только один ответ на каждое утверждение:
1 - совершенно не согласен(на), совсем не так;
2 - скорее не согласен(на), скорее не так;
3 - ни то ни другое; и так, и не так;
4 - скорее согласен; скорее так;
5 - совершенно согласен; именно так.
Утверждения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||||
1. Я склонен разочаровываться в людях |
|||||||||
2. Верить в приметы глупо |
|||||||||
3. Часто бывает, что я обижаюсь на родителей и друзей |
|||||||||
4. Нередко я опаздываю
на учебу или на встречу
из-за непредвиденных |
|||||||||
5. Окружающие часто удивляют меня своим поведением |
|||||||||
6. Мои родители часто пытаются обращаться со мной как с маленьким ребенком |
|||||||||
7. Я люблю планировать свое время до мелочей и с точностью до минут |
|||||||||
8. Мне кажется, что я чувствую происходящее вокруг более остро, чем другие |
|||||||||
9. Родители сами виноваты,
что их дети начинают |
|||||||||
10.Для меня не существует абсолютных авторитетов |
|||||||||
11. В детстве был период,
когда я страстно любил что- |
|||||||||
12. Если бы родители и другие взрослые больше бы говорили с детьми о вреде наркотиков, то мало кто становился бы наркоманом |
|||||||||
13.Мне легче перенести
скандал, чем однообразную |
|||||||||
14. Я верю в порчу и сглаз |
|||||||||
15.Прежде, чем что-либо предпринять, я стараюсь предусмотреть все опасности, которые могут подстерегать меня |
|||||||||
16.Если я чем то увлеченно занят(-а), то часто даже не замечаю, что происходит вокруг |
|||||||||
17.Я живу и поступаю в соответствие с поговоркой: "Надейся на лучшее, но готовься на худшее". |
|||||||||
18.Меня нелегко убедить в чем бы то ни было |
|||||||||
19.Меня нередко обманывали (обманывают) |
|||||||||
20.Неизвестность для меня очень мучительна и тягостна |
|||||||||
21.Меня раздражает, когда
на улице, в магазине или
в транспорте на меня |
|||||||||
22.Жизнь малоинтересна, когда в ней нет опасностей |
|||||||||
23.Я не уважаю тех, кто отрывается от коллектива |
|||||||||
24.Некоторые люди одним прикосновением могут исцелить больного человека |
|||||||||
25.Жизнь должна быть радостной, иначе незачем жить |
|||||||||
26.Я хорошо ориентируюсь во времени и, не глядя на часы, могу точно сказать, который сейчас час |
|||||||||
27.Если я хочу что-нибудь
сделать, но окружающие |
|||||||||
28.В детстве я часто отказывался оставаться один |
|||||||||
29.Мне нередко бывает скучно, когда себя нечем занять |
|||||||||
30.В жизни надо попробовать все |
|||||||||
31.Я легко могу заснуть в любое удобное время (и ночью и днем) |
|||||||||
32.После того, как я
схожу в лес за грибами, у
меня долго перед глазами |
|||||||||
33.Я люблю помечтать
о том, на что я потрачу
возможный будущий выигрыш в
лотерее, как поступлю с |
|||||||||
34.Часто думаю: "Хорошо бы стать ребенком" |
|||||||||
35.Мне часто трудно находить правильные слова для моих чувств |
|||||||||
36.Для меня несложно дать знакомому денег взаймы на покупку спиртного |
|||||||||
37.Я склонен жить, стараясь не отягощать себя раздумьями о том, что может произойти со мной в будущем |
|||||||||
38.Я люблю, когда гадают на картах или по руке |
|||||||||
39. Мне хорошо удается копировать мимику и жесты других людей |
|||||||||
40.Когда меня будят ночью или рано утром, то я долго не могу понять, что происходит вокруг |
|||||||||
41.Музыку я люблю громкую, а не тихую |
|||||||||
42.У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение |
|||||||||
43.Человек должен стараться
понимать свои сны, |
|||||||||
43.Меня трудно застать врасплох |
|||||||||
45.Все известные мне "чудеса" объясняются очень просто: обман и фокусы |
|||||||||
46.Меня считают наивным
человеком, поскольку мне |
|||||||||
47.Наркотики бывают "легкими", и они не вызывают наркомании |
|||||||||
48.Я иногда чувствовал,
что кто-то посредством |
|||||||||
49.Мои знакомые считают меня романтиком |
|||||||||
50.Я верю в чудеса |
|||||||||
51.Даже психически здоровый
человек иногда не может |
|||||||||
52.Меня часто озадачивает поведение и поступки людей, которых я давно знаю |
|||||||||
53.Никому нельзя доверять - это правильная позиция |
|||||||||
54.Самое счастливое время - это молодость |
|||||||||
55.В детстве я боялся, что мама может бросить меня, уйти из дома и не вернуться |
|||||||||
56.Я склонен лучше помнить
неприятные события, |
|||||||||
57.Я люблю советоваться с друзьями (или взрослыми), как поступить в сложной ситуации |
|||||||||
58.Я бы согласился пожить пусть мало, но бурно |
|||||||||
59. Я бы мог на спор ввести себе в вену наркотик (героин) |
|||||||||
60.Часто меня не оценивали по заслугам |
|||||||||
61.Я всегда точно могу
сказать, сколько денег я |
|||||||||
62.В детстве я долго не мог привыкнуть к детскому саду (яслям) и не хотел туда из-за этого ходить |
|||||||||
63.Своим друзьям или
подругам я доверяю полностью
и убежден, что они меня |
|||||||||
64.Опасность употребления наркотиков явно преувеличена |
|||||||||
65.О жизни все-таки мало ярких событий |
|||||||||
66.Я не люблю длительные поездки в поезде или на автобусе |
|||||||||
67.Меня раздражает грязное стекло, потому что весь мир тогда кажется грязным |
|||||||||
68.Когда мне скучно я обычно ложусь спать |
|||||||||
69.Часто родители упрекают меня в том, что я слушаю излишне громкую музыку |
|||||||||
70.Очень мучительно чего-либо ждать |
|||||||||
71.Я мог бы после
некоторых предварительных |
|||||||||
72.Я нередко просыпаюсь утром за несколько секунд или минут до звонка будильника |
|||||||||
73.Если бы случился
пожар и мне надо было бы
из окна пятого этажа прыгнуть
на развернутый пожарниками |
|||||||||
74.Мне жалко наивных людей |
|||||||||
75.Меня смущает, когда
люди долго и пристально |
|||||||||
76.Рисковать всем, например в казино, могут только сильные люди |
|||||||||
77.В том, что подросток становится наркоманом, виноваты те, кто продает наркотики |
|||||||||
78.Я люблю очень быструю, а не медленную езду |
|||||||||
79.Я доверяю предсказаниям
гороскопов и следую |
|||||||||
80.Меня очень интересуют лотереи |
|||||||||
81.Прогнозировать будущее - бесполезное дело, т.к. многое от тебя не зависит |
|||||||||
82.Я способен с легкостью описывать свои чувства |
|||||||||
83.У меня в жизни бывали случаи, когда я что-то делал, а потом не помнил, что именно |
|||||||||
84.Считаю, что любопытство не порок |
|||||||||
85.Бывают, что меня пугают люди с громким голосом |
|||||||||
86.У меня было (есть) много увлечений (интересов, хобби) |
|||||||||
87.Когда я остаюсь дома, то мне часто бывает не по себе от одиночества |
|||||||||
88.Я не суеверен |
|||||||||
89.Мне говорили, что у
меня неплохие способности |
|||||||||
90.Есть люди, которым я верю безоговорочно |
|||||||||
91.Случается, что во
время разговора с заикающимся
я сам начинаю говорить |
|||||||||
92.Самое тягостное в жизни - это одиночество |
|||||||||
93.Если я начинаю играть в какую-нибудь игру, то меня нередко нелегко оторвать от нее |
|||||||||
94.Бывает, что я могу сделать назло то, что мне самому окажется невыгодным |
|||||||||
95.Меня всегда притягивала и притягивает таинственность, загадочность, мистика |
|||||||||
96.Бывало, что я на улице
соглашался на игру с " |
|||||||||
97.Я знаю многих ребят,
кто употребляет или |
|||||||||
98.Я, как правило, ставлю
будильник так, чтобы не |
|||||||||
99.В своей жизни я
часто сталкиваюсь(лся-лась) с невообразимым
стечением неблагоприятных |
|||||||||
100.Я готов полностью подчиниться и даже доверить свою судьбу, но только тому, кого действительно уважаю |
|||||||||
101.Я люблю рисковать |
|||||||||
102.Среди моих знакомых есть люди, которые обладают даром убеждать |
|||||||||
103.Меня часто невозможно оторвать от интересного дела, игры, занятия |
|||||||||
104.Я мог бы прыгнуть с парашютом |
|||||||||
105.Мне все-равно, что обо мне думают окружающие |
|||||||||
106. Меня многое в жизни удивляет |
|||||||||
107.Я могу переспорить кого угодно |
|||||||||
108.Я вошел бы вместе с укротителем в клетку со львами, если бы он мне сказал, что это безопасно |
|||||||||
109.Если меня о чем-то просят, мне трудно отказать |
|||||||||
110.Мне легче придумать свои собственные примеры, чем выучить наизусть примеры из учебника |
|||||||||
111.Мне никогда не бывает скучно |
|||||||||
112.Часто я сам от себя не ожидаю какого-либо поступка |
|||||||||
113.В детстве у меня
какое-то время были тики или
разнообразные повторяющиеся |
|||||||||
114.Я люблю помечтать о том, на что я потрачу возможный будущий выигрыш в лотерее, как поступлю с обещанным подарком |
|||||||||
115.Меня влечет все новое и необычное |
|||||||||
116.Со мной нередко бывают "несчастные случаи" и всяческие происшествия |
|||||||||
Ключ Приложение № 2
к тесту "Склонность к зависимому поведению"
Оценка результата теста:
А) Прямые вопросы (баллы подсчитываются в соответствие с отмеченными испытуемым):"5"-5, "4"-4, "3"-3, "2"-2, "1"-1;
Б) Обратные вопросы (баллы подсчитываются наоборот): "5"-1,"4"-2,"3"-3,"2"-4,"1"-5. Обработке подвергаются лишь ответы на вопросы, отмеченные в таблице № 1. Ответы на иные вопросы не обрабатываются.
Приложение № 4
Программа профилактики аддиктивного поведения молодежи в образовательной среде
1. Пояснительная записка
Проведение программы профилактики в отношении аддиктивного поведения является актуальным, так как молодежь имеет склонность к употреблению ПАВ.
Поэтому первичная профилактика потребления ПАВ должна быть направлена на предотвращение аддиктивного поведения подростков – потенциальных и реальных потребителей алкоголя, наркотических и токсических веществ. От нее требуется не только дать учащимся некоторый объем знаний, но и сформировать навыки активной жизненной позиции.
Многочисленные исследования дают основание полагать, что одной информации для изменения поведения недостаточно. Дети и подростки должны приобрести оптимум знаний для того, чтобы самостоятельно критически мыслить и правильно строить поведение.
Упражнения, которые вошли в программу профилактики, направлены на
· Предоставление объективной информации по проблеме употребления ПАВ, информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ.
· Формирование и осознание ресурсов личности (представление о себе, самоуважение, самоэффективность, понимание и осмысление проблемы ПАВ; ответственность за собственную жизнь; умение понимать окружающих и сопереживать им, коммуникативная социальная компетентность, восприятие и оказание социальной поддержки).
· Преодолевание стресса и снятия напряжения без применения ПАВ; формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ; сформировать установку "ведение здорового образа жизни"
Таким образом, ожидаемыми результатами реализации программы должно стать:
1) повышение информативности
и компетентности учащейся
2) Развитие навыков и
личностных ресурсов учащейся
молодежи, для противостояния
3) Снижение уровня склонности к аддиктивному поведению (в частности, употребления ПАВ) учащейся молодежью.
Каждое занятие рассчитано на активное участие группы и имеет следующие компоненты:
1. введение в занятие, настрой группы.
2. разминка
3. основная часть
4. рефлексия, анализ работы по теме занятия.
Программа представляет собой цикл из 10 занятий, реализация которой будет проходить в течение 2-х месяцев, по 1-2 занятия в неделю.
Работа рассчитана на групповое взаимодействие, содержит информационный раздел, имеет направленность на формирование и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ, на развитие мотивационной сферы учащихся в отношении ЗОЖ.
Уровень реализации программы,
ее результативность делается на основе
соотнесения первичной и
В качестве диагностического инструментария мы используем:
1. Методика "Экспресс-диагностика
химической зависимости у
Данная методика предназначена
для выявления уровня употребления
алкоголя и наркотиков, склонности
и рисков в отношении химической
зависимости в подростковой среде,
предрасположенности к
2. Методика "Склонность к зависимому поведению" (В.Д. Менделевич)
Направлена на выявление склонности к алкогольной зависимости и наркозависимости, т.е. также предназначена для выявления аддиктивного поведения у молодежи.
3. Проективная методика: Послание миру - "предотвращение употребления наркотиков среди молодежи".
Упражнение направлено на
выработку активной жизненной позиции,
осознание собственной
2. Тематическое содержание практических занятий
№ |
Тема занятия |
Содержание | |
1 |
Знакомство. Выявление аддиктивного поведения учащейся молодежи. |
Первичная диагностика. Тестирование. Правила и принципы работы. Инструкция по совместной работе. План совместной деятельности. Упражнения: "Баранья голова" | |
2 |
Знакомство с личностными особенностями. Закрепление мотивации на участие в программе. Осознание целостности и многогранности личности. |
Упражнение: "Волшебные ладошки","Круг субличностей", "Комплименты" | |
3 |
Понятие зависимости. Зависимость
- способ ухода от решения проблем.
Причины возникновения |
Упражнение: "Мой друг - наркоман", Причины употребления ПАВ -мозговой штурм | |
4 |
Стресс и жизненные
трудности. Стресс - преодолевающее поведение.
Разрешение проблем. Эффективные и
неэффективные способы |
Упражнение: "Если бы ты был хиппи, на твоей футболке было бы написано", "Пять моих главных стрессоров", "Список проблем" | |
5 |
Социальная реклама о вреде алкоголя, наркотиков. |
Просмотр, обсуждение, составление антирекламы употребления ПАВ | |
6 |
Общение. Разрешение конфликтных ситуаций. Модели общения. Формирование умения принимать и оказывать поддержку. |
Беседа "Что такое общение?", мозговой штурм на тему: "Возможные способы общения", "Ролевые модели поведения", Упражнение "ориентация в проблеме при помощи активного слушания" | |
7 |
Зависимость. Развитие представлений и понимание сложности данного явления. |
Беседа "Зависимость и созависимость", Мифы о ПАВ, Упражнение "Имя-движение", "Суд над зависимостью" | |
8 |
Границы личности. Групповое давление и умение отстаивать собственную позицию. |
Упражнение "Границы моей личности - осознание собственных границ", Ролевая игра "Дискотека" | |
9 |
Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей. Постановка ближайших жизненных ценностей. |
Упражнение "Роза и чертополох", "Ценности - осознание смысла жизни и личностных ценностей", "Маршрут успеха" | |
10 |
Мотивация на здоровый образ жизни без ПАВ. Подведение итога. Вторичная диагностика. |
Упражнение "Советы знаменитостей", "Мой день 10 лет спустя", Проективная методика - Послание миру - "предотвращение употребления наркотиков среди молодежи". Вторичная диагностика | |
3. Описание упражнений каждого занятия
1. Знакомство. Инструкция по совместной работе. Диагностика подростков на употребление ПАВ.
Инструкция.
Разминка (знакомство) - "Баранья голова"
Работа по теме занятия - правила работы в группе, инструкция
Обсуждение плана совместной работы
Диагностика зависимостей.
Завершение - обмен впечатлениями.
2. Знакомство с личностными особенностями. Целостная структура личности. Личность и характер.
Цель: Закрепление мотивации на участие в программе. Знакомство с особенностями собственной личности. Осознание целостности и многогранности личности.
Начало работы. Продолжительность 10 минут.
Цель: Введение в тему занятия.
Метод: "Волшебные ладошки"
Инструкция участникам: понятие характер.
Упражнение - "Волшебные ладошки"
Каждому участнику раздается по два листка бумаги. Он пишет свое имя, затем на одном листе обводит карандашом свою левую ладошку, на другом - правую ладошку. На каждом пальце левой ладошки предлагается написать все положительные качества, на правой - все отрицательные. Затем рисунки пускаются по кругу, и каждый может между пальчиков дописать другие качества автора рисунка.
С одной стороны, данная техника дает возможность осознать свою индивидуальность и неповторимость своей личности, с другой - показывает, что у каждого можно найти такие же черты и особенности, которые есть у других людей.
Упражнение "Круг субличностей"-
знакомство с собой, формирование навыка
глубокого и позитивного
Нарисуйте круг, разделит его на шесть секторов. Перечислите на листе бумаги все сокровенные желания, приходящие вам в голову (иметь много денег, быть общительным и т.п.) Выберите из списка шесть самых важных для вас желаний. Дайте им названия (умник, бездельник и т.д.)
Упражнение направлено на формирование Я-концепции, осознание сторон собственной личности и выработку их принятия и позитивного отношения, формирование глубокого отношения друг к другу.
Рисунок "Структура личности"
Ведущий просит каждую из команд сделать рисунок на тему: структура личности. На рисунке должна быть изображена подробная схема, иллюстрирующая ответ на вопрос, из чего состоит личность.
Обмен чувствами. Обсуждение происходящего. Сплочение группы.
Завершение работы "Комплименты" - поиск позитивных сторон личности
Участникам необходима поддержка в поиске позитивных сторон личности.
Участники разбиваются на пары. В каждой паре участники по очереди рассказывают о себе что-то хорошее. Затем каждая пара должна положительно представить друг друга группе.
Информация о работе Профилактика аддиктивного поведения младших школьников