Профилактика аддиктивного поведения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения молодёжи и его профилактике.
2. Провести опытно-эмпирическое исследование склонности к аддиктивному поведению.
3. Составить программу профилактики аддиктивного поведения у молодёжи в образовательной среде.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ………………………………………………………….5
1.1 Характеристика аддиктивного поведения …………………………..5
1.2 Молодежь как группа риска …..
1.3 Профилактика аддиктивного поведения ……………………………..
Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ……………………………………………………..
2.1 Организация и ход исследования
2.2
Заключение …………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………………..
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.docx

— 142.60 Кб (Скачать файл)

25.       Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Проблемы подростковой адаптации с позиций профилактики и психотерапии личностных и поведенческих расстройств и зависимости от психоактивных веществ ННЦ наркологии Росздрава Москва, МГМСУ, Фонд "Система профилактических программ", 2007

26.       Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения Казань, Центр инновационных технологий, Россия , 2005

27.       Сорокин В.М. наркотики и подростковая субкультура. // Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). – М. – 2001.

28.       Социальная работа с молодежью \ под ред. Басова Н.Т.: Дашков и К°, 2008

29.       Социология молодежи. Энциклопедический словарь/Под ред. Ю.А.Зубок, В.И.Чупров.— М: Academia.— 2008.

30.       Фетискин Н.П. Психология аддиктивного поведения: научно-методическое изд., 2005

31.       Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. – Москва. 2002 г.

32.       Холостова Е.И. Социальная работа: учебное пособие. - 5-е изд. - М.: изд-е "Дашков и К°", 2007

33.       Христофорова М.И., Шипицина Л.М. Психологические особенности созависимых семей подростков-наркоманов. .//Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). - М. - 2001

34.       Шабалина В.В. Психология зависимого поведения: СПб, 2001.

35.       Шереги Ф.Э., Арефьева А.Л. и др. Материалы международной конференции "Подростки и молодежь в меняющемся обществе" (проблемы отклоняющегося поведения). – М, 2001.

36.       Школа без наркотиков: книга для педагогов и родителей.2-е изд-е/ Под ред. Л.М. Шпицыной и Е.И. Казаковой - СПб, 2001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

ФИО_______________________

Возраст______

"Экспресс-диагностика  химической зависимости у подростков"

Инструкция: На предложенные пять вопросов просим Вас ответить в форме "да" или "нет". Ваши ответы необходимы для выявления  возрастных тенденций, связанных с  употреблением алкоголя в нашем  регионе.

Опросник RAFFT

1.   Выпиваете ли Вы или употребляете наркотики для того, чтобы расслабиться, почувствовать себя лучше или вписаться в компанию?____

2.   Вы когда-нибудь выпивали или употребляли наркотики, находясь в одиночестве?_____

3.   Употребляете ли Вы или кто-нибудь из Ваших близких друзей алкоголь или наркотики?_______

4.   Имеет ли кто-нибудь из Ваших близких родственников проблемы, связанные с употреблением алкоголя или наркотиков?____

5.   Случались ли у Вас неприятности из-за употребления наркотических средств?_____

Тест "Склонность к зависимому поведению" (В.Д. Менделевич)

Пользуясь данной шкалой, укажите, пожалуйста, в какой степени Вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений, ставя X в  соответствующем месте. Можно давать только один ответ на каждое утверждение:

1 - совершенно не согласен(на), совсем не так;

2 - скорее не согласен(на), скорее не так;

3 - ни то ни другое; и  так, и не так;

4 - скорее согласен; скорее  так;

5 - совершенно согласен; именно  так.

Утверждения

1

2

3

4

5

1. Я склонен разочаровываться  в людях

         

2. Верить в приметы  глупо

         

3. Часто бывает, что я  обижаюсь на родителей и друзей

         

4. Нередко я опаздываю  на учебу или на встречу  из-за непредвиденных случайностей  в пути

         

5. Окружающие часто удивляют  меня своим поведением

         

6. Мои родители часто  пытаются обращаться со мной  как с маленьким ребенком

         

7. Я люблю планировать  свое время до мелочей и  с точностью до минут

         

8. Мне кажется, что я  чувствую происходящее вокруг  более остро, чем другие

         

9. Родители сами виноваты, что их дети начинают принимать  наркотики

         

10.Для меня не существует  абсолютных авторитетов

         

11. В детстве был период, когда я страстно любил что-либо  подсчитывать (количество окон, ступеней...)

         

12. Если бы родители  и другие взрослые больше бы  говорили с детьми о вреде  наркотиков, то мало кто становился  бы наркоманом

         

13.Мне легче перенести  скандал, чем однообразную размеренную  жизнь

         

14. Я верю в порчу  и сглаз

         

15.Прежде, чем что-либо  предпринять, я стараюсь 

предусмотреть все опасности, которые могут подстерегать меня

         

16.Если я чем то увлеченно  занят(-а), то часто даже не замечаю,  что происходит вокруг

         

17.Я живу и поступаю  в соответствие с поговоркой: "Надейся на лучшее, но готовься  на худшее".

         

18.Меня нелегко убедить  в чем бы то ни было

         

19.Меня нередко обманывали (обманывают)

         

20.Неизвестность для меня  очень мучительна и тягостна

         

21.Меня раздражает, когда  на улице, в магазине или  в транспорте на меня пристально  смотрят

         

22.Жизнь малоинтересна,  когда в ней нет опасностей

         

23.Я не уважаю тех,  кто отрывается от коллектива

         

24.Некоторые люди одним  прикосновением могут исцелить  больного человека

         

25.Жизнь должна быть  радостной, иначе незачем жить

         

26.Я хорошо ориентируюсь  во времени и, не глядя на  часы, могу точно сказать, который  сейчас час

         

27.Если я хочу что-нибудь  сделать, но окружающие считают,  что этого делать не стоит,  я готов отказаться от своих  намерений

         

28.В детстве я часто  отказывался оставаться один

         

29.Мне нередко бывает  скучно, когда себя нечем занять

         

30.В жизни надо попробовать  все

         

31.Я легко могу заснуть  в любое удобное время (и  ночью и днем)

         

32.После того, как я  схожу в лес за грибами, у  меня долго перед глазами могут  сохраняться воспоминания о грибах

         

33.Я люблю помечтать  о том, на что я потрачу  возможный будущий выигрыш в  лотерее, как поступлю с обещанным  подарком

         

34.Часто думаю: "Хорошо  бы стать ребенком"

         

35.Мне часто трудно  находить правильные слова для  моих чувств

         

36.Для меня несложно  дать знакомому денег взаймы  на покупку спиртного

         

37.Я склонен жить, стараясь  не отягощать себя раздумьями  о том, что может произойти  со мной в будущем

         

38.Я люблю, когда гадают  на картах или по руке

         

39. Мне хорошо удается  копировать мимику и жесты  других людей

         

40.Когда меня будят  ночью или рано утром, то  я долго не могу понять, что  происходит вокруг

         

41.Музыку я люблю громкую,  а не тихую

         

42.У меня бывают чувства,  которым я не могу дать вполне  точное определение

         

43.Человек должен стараться  понимать свои сны, руководствоваться  ими в жизни и извлекать  из них предостережения

         

43.Меня трудно застать  врасплох

         

45.Все известные мне  "чудеса" объясняются очень  просто: обман и фокусы

         

46.Меня считают наивным  человеком, поскольку мне часто  случается попадать впросак

         

47.Наркотики бывают "легкими", и они не вызывают наркомании

         

48.Я иногда чувствовал, что кто-то посредством гипноза  заставлял меня совершать какие-либо  поступки

         

49.Мои знакомые считают  меня романтиком

         

50.Я верю в чудеса

         

51.Даже психически здоровый  человек иногда не может отвечать  за свои поступки

         

52.Меня часто озадачивает  поведение и поступки людей,  которых я давно знаю

         

53.Никому нельзя доверять - это правильная позиция

         

54.Самое счастливое время  - это молодость

         

55.В детстве я боялся, что мама может бросить меня, уйти из дома и не вернуться

         

56.Я склонен лучше помнить  неприятные события, происшедшие  со мной в действительности, чем  собственные прогнозы по поводу  возможности таких событий

           

57.Я люблю советоваться  с друзьями (или взрослыми), как  поступить в сложной ситуации

         

58.Я бы согласился пожить  пусть мало, но бурно

         

59. Я бы мог на спор  ввести себе в вену наркотик (героин)

         

60.Часто меня не оценивали  по заслугам

         

61.Я всегда точно могу  сказать, сколько денег я потратил  и сколько у меня осталось

         

62.В детстве я долго  не мог привыкнуть к детскому  саду (яслям) и не хотел туда  из-за этого ходить

         

63.Своим друзьям или  подругам я доверяю полностью  и убежден, что они меня никогда  не обманут и не предадут

         

64.Опасность употребления  наркотиков явно преувеличена

         

65.О жизни все-таки мало  ярких событий

         

66.Я не люблю длительные  поездки в поезде или на  автобусе

         

67.Меня раздражает грязное  стекло, потому что весь мир  тогда кажется грязным

         

68.Когда мне скучно  я обычно ложусь спать

         

69.Часто родители упрекают  меня в том, что я слушаю  излишне громкую музыку

         

70.Очень мучительно чего-либо  ждать

         

71.Я мог бы после  некоторых предварительных объяснений  управлять маленьким самолетом

         

72.Я нередко просыпаюсь  утром за несколько секунд  или минут до звонка будильника

         

73.Если бы случился  пожар и мне надо было бы  из окна пятого этажа прыгнуть  на развернутый пожарниками тент, я бы сделал это не задумываясь

           

74.Мне жалко наивных  людей

         

75.Меня смущает, когда  люди долго и пристально смотрят  мне в глаза

         

76.Рисковать всем, например  в казино, могут только сильные  люди

         

77.В том, что подросток  становится наркоманом, виноваты  те, кто продает наркотики

         

78.Я люблю очень быструю,  а не медленную езду

         

79.Я доверяю предсказаниям  гороскопов и следую содержащимся  в них рекомендациям

         

80.Меня очень интересуют  лотереи

         

81.Прогнозировать будущее  - бесполезное дело, т.к. многое  от тебя не зависит

         

82.Я способен с легкостью  описывать свои чувства

         

83.У меня в жизни  бывали случаи, когда я что-то  делал, а потом не помнил, что  именно

         

84.Считаю, что любопытство  не порок

         

85.Бывают, что меня пугают  люди с громким голосом

         

86.У меня было (есть) много  увлечений (интересов, хобби)

         

87.Когда я остаюсь дома, то мне часто бывает не по  себе от одиночества

         

88.Я не суеверен

         

89.Мне говорили, что у  меня неплохие способности имитировать  голоса или повадки людей

         

90.Есть люди, которым я  верю безоговорочно

         

91.Случается, что во  время разговора с заикающимся  я сам начинаю говорить сбивчиво  и с запинками

         

92.Самое тягостное в  жизни - это одиночество

         

93.Если я начинаю играть  в какую-нибудь игру, то меня  нередко нелегко оторвать от  нее

         

94.Бывает, что я могу  сделать назло то, что мне самому  окажется невыгодным

         

95.Меня всегда притягивала  и притягивает таинственность, загадочность, мистика

         

96.Бывало, что я на улице  соглашался на игру с "наперсточниками"

         

97.Я знаю многих ребят,  кто употребляет или употреблял  наркотики

         

98.Я, как правило, ставлю  будильник так, чтобы не только  все успеть сделать до ухода  из дома, но и иметь несколько  минут в запасе

           

99.В своей жизни я  часто сталкиваюсь(лся-лась) с невообразимым  стечением неблагоприятных обстоятельств

         

100.Я готов полностью  подчиниться и даже доверить  свою судьбу, но только тому, кого  действительно уважаю

         

101.Я люблю рисковать

         

102.Среди моих знакомых  есть люди, которые обладают даром  убеждать

         

103.Меня часто невозможно  оторвать от интересного дела, игры, занятия

         

104.Я мог бы прыгнуть  с парашютом

         

105.Мне все-равно, что  обо мне думают окружающие

         

106. Меня многое в жизни  удивляет

         

107.Я могу переспорить  кого угодно

         

108.Я вошел бы вместе  с укротителем в клетку со  львами, если бы он мне сказал, что это безопасно

         

109.Если меня о чем-то  просят, мне трудно отказать

         

110.Мне легче придумать  свои собственные примеры, чем  выучить наизусть примеры из  учебника

         

111.Мне никогда не бывает  скучно

         

112.Часто я сам от  себя не ожидаю какого-либо  поступка

         

113.В детстве у меня  какое-то время были тики или  разнообразные повторяющиеся движения

         

114.Я люблю помечтать  о том, на что я потрачу  возможный будущий выигрыш в лотерее, как поступлю с обещанным подарком

         

115.Меня влечет все новое  и необычное

         

116.Со мной нередко бывают "несчастные случаи" и всяческие  происшествия

         
                   

 

 

 

Ключ Приложение № 2

к тесту "Склонность к  зависимому поведению"

Оценка результата теста:

А) Прямые вопросы (баллы  подсчитываются в соответствие с  отмеченными испытуемым):"5"-5, "4"-4, "3"-3, "2"-2, "1"-1;

Б) Обратные вопросы (баллы  подсчитываются наоборот): "5"-1,"4"-2,"3"-3,"2"-4,"1"-5. Обработке подвергаются лишь ответы на вопросы, отмеченные в таблице  № 1. Ответы на иные вопросы не обрабатываются.

 

Приложение № 4

Программа профилактики аддиктивного поведения молодежи в образовательной  среде

1.         Пояснительная записка

Проведение программы  профилактики в отношении аддиктивного поведения является актуальным, так  как молодежь имеет склонность к  употреблению ПАВ.       

Поэтому первичная профилактика потребления ПАВ должна быть направлена на предотвращение аддиктивного поведения  подростков – потенциальных и  реальных потребителей алкоголя, наркотических  и токсических веществ. От нее  требуется не только дать учащимся некоторый объем знаний, но и сформировать навыки активной жизненной позиции.

Многочисленные исследования дают основание полагать, что одной  информации для изменения поведения  недостаточно. Дети и подростки должны приобрести оптимум знаний для того, чтобы самостоятельно критически мыслить и правильно строить поведение.

Упражнения, которые вошли  в программу профилактики, направлены на

·     Предоставление объективной информации по проблеме употребления ПАВ, информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ.

·     Формирование и осознание ресурсов личности (представление о себе, самоуважение, самоэффективность, понимание и осмысление проблемы ПАВ; ответственность за собственную жизнь; умение понимать окружающих и сопереживать им, коммуникативная социальная компетентность, восприятие и оказание социальной поддержки).

·     Преодолевание стресса и снятия напряжения без применения ПАВ; формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ; сформировать установку "ведение здорового образа жизни"

Таким образом, ожидаемыми результатами реализации программы должно стать:

1) повышение информативности  и компетентности учащейся молодежи  по проблемам злоупотребления  психоактивными веществами;

2) Развитие навыков и  личностных ресурсов учащейся  молодежи, для противостояния употребления  ПАВ;

3) Снижение уровня склонности  к аддиктивному поведению (в  частности, употребления ПАВ)  учащейся молодежью.

Каждое занятие рассчитано на активное участие группы и имеет  следующие компоненты:

1.         введение в занятие, настрой группы.

2.         разминка

3.         основная часть

4.         рефлексия, анализ работы по теме занятия.

Программа представляет собой  цикл из 10 занятий, реализация которой  будет проходить в течение 2-х  месяцев, по 1-2 занятия в неделю.

Работа рассчитана на групповое  взаимодействие, содержит информационный раздел, имеет направленность на формирование и развитие навыков, предотвращающих  употребление психоактивных веществ, на развитие мотивационной сферы  учащихся в отношении ЗОЖ.

Уровень реализации программы, ее результативность делается на основе соотнесения первичной и вторичной  диагностики группы исследуемых  посредством подобранных методов  исследования - диагностического инструментария, а также на основе рефлексии (анализа) самих участников данной программы.

В качестве диагностического инструментария мы используем:

1. Методика "Экспресс-диагностика  химической зависимости у подростков" (А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай).

Данная методика предназначена  для выявления уровня употребления алкоголя и наркотиков, склонности и рисков в отношении химической зависимости в подростковой среде, предрасположенности к аддиктивному поведению.

2. Методика "Склонность  к зависимому поведению" (В.Д.  Менделевич)

Направлена на выявление  склонности к алкогольной зависимости  и наркозависимости, т.е. также предназначена  для выявления аддиктивного поведения  у молодежи.

3. Проективная методика: Послание миру - "предотвращение  употребления наркотиков среди  молодежи".

Упражнение направлено на выработку активной жизненной позиции, осознание собственной ответственности  за решение данной проблемы, диагностика  сложившегося в ходе профилактики отношения  к ПАВ, выражает взгляд подростков на данную проблему.

2.         Тематическое содержание практических занятий

Тема занятия

Содержание

1

Знакомство.

Выявление аддиктивного поведения  учащейся молодежи.

Первичная диагностика. Тестирование. Правила и принципы работы. Инструкция по совместной работе. План совместной деятельности. Упражнения: "Баранья  голова"

2

Знакомство с личностными  особенностями. Закрепление мотивации  на участие в программе. Осознание  целостности и многогранности личности.

Упражнение: "Волшебные  ладошки","Круг субличностей", "Комплименты"

3

Понятие зависимости. Зависимость - способ ухода от решения проблем. Причины возникновения зависимости. Объективную информацию о действии психоактивных веществ, понимание  и осмысление проблем зависимости.

Упражнение: "Мой друг - наркоман",

Причины употребления ПАВ -мозговой штурм

4

Стресс и жизненные  трудности. Стресс - преодолевающее поведение. Разрешение проблем. Эффективные и  неэффективные способы совладания со стрессом. Способы самопомощи в  преодолении стрессов и решении  проблем.

Упражнение: "Если бы ты был  хиппи, на твоей футболке было бы написано", "Пять моих главных стрессоров", "Список проблем"

5

Социальная реклама о  вреде алкоголя, наркотиков.

Просмотр, обсуждение, составление  антирекламы употребления ПАВ

6

Общение.

Разрешение конфликтных  ситуаций. Модели общения. Формирование умения принимать и оказывать  поддержку.

Беседа "Что такое общение?", мозговой штурм на тему: "Возможные  способы общения", "Ролевые  модели поведения", Упражнение "ориентация в проблеме при помощи активного  слушания"

7

Зависимость. Развитие представлений  и понимание сложности данного  явления.

Беседа "Зависимость и  созависимость", Мифы о ПАВ, Упражнение "Имя-движение", "Суд над зависимостью"

8

Границы личности. Групповое  давление и умение отстаивать собственную  позицию.

Упражнение "Границы моей личности - осознание собственных  границ", Ролевая игра "Дискотека"

9

Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей. Постановка ближайших жизненных  ценностей.

Упражнение "Роза и чертополох", "Ценности - осознание смысла жизни  и личностных ценностей", "Маршрут  успеха"

10

Мотивация на здоровый образ  жизни без ПАВ. Подведение итога. Вторичная диагностика.

Упражнение "Советы знаменитостей", "Мой день 10 лет спустя", Проективная  методика - Послание миру - "предотвращение употребления наркотиков среди молодежи". Вторичная диагностика

       

 

 

3. Описание упражнений  каждого занятия 

 

1.         Знакомство. Инструкция по совместной работе. Диагностика подростков на употребление ПАВ.

Инструкция.

Разминка (знакомство) - "Баранья  голова"

Работа по теме занятия - правила работы в группе, инструкция

Обсуждение плана совместной работы

Диагностика зависимостей.

Завершение - обмен впечатлениями.

2.         Знакомство с личностными особенностями. Целостная структура личности. Личность и характер.

Цель: Закрепление мотивации  на участие в программе. Знакомство с особенностями собственной  личности. Осознание целостности  и многогранности личности.

Начало работы. Продолжительность 10 минут.

Цель: Введение в тему занятия.

Метод: "Волшебные ладошки"

Инструкция участникам: понятие  характер.

Упражнение - "Волшебные  ладошки"

Каждому участнику раздается  по два листка бумаги. Он пишет свое имя, затем на одном листе обводит  карандашом свою левую ладошку, на другом - правую ладошку. На каждом пальце левой  ладошки предлагается написать все  положительные качества, на правой - все отрицательные. Затем рисунки  пускаются по кругу, и каждый может  между пальчиков дописать другие качества автора рисунка.

С одной стороны, данная техника  дает возможность осознать свою индивидуальность и неповторимость своей личности, с другой - показывает, что у каждого  можно найти такие же черты  и особенности, которые есть у  других людей.

Упражнение "Круг субличностей"- знакомство с собой, формирование навыка глубокого и позитивного отношения  к своей личности. - 20 минут

Нарисуйте круг, разделит его  на шесть секторов. Перечислите на листе бумаги все сокровенные  желания, приходящие вам в голову (иметь много денег, быть общительным  и т.п.) Выберите из списка шесть самых  важных для вас желаний. Дайте  им названия (умник, бездельник и т.д.)

Упражнение направлено на формирование Я-концепции, осознание  сторон собственной личности и выработку  их принятия и позитивного отношения, формирование глубокого отношения  друг к другу.

Рисунок "Структура личности"

Ведущий просит каждую из команд сделать рисунок на тему: структура  личности. На рисунке должна быть изображена подробная схема, иллюстрирующая ответ  на вопрос, из чего состоит личность.

Обмен чувствами. Обсуждение происходящего. Сплочение группы.

Завершение работы "Комплименты" - поиск позитивных сторон личности

Участникам необходима поддержка  в поиске позитивных сторон личности.

Участники разбиваются на пары. В каждой паре участники по очереди рассказывают о себе что-то хорошее. Затем каждая пара должна положительно представить друг друга группе.

Информация о работе Профилактика аддиктивного поведения младших школьников