Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 08:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление проявления агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: проявление агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения детей
2. Выявить и изучить отклонения в поведении детей 5-6 лет

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ 6
1.1.Важнейшие концепции феномена детской агрессивности 6
1.2.Возрастные психологические особенности ребёнка шести–семи лет 16
1.3.Формирование агрессивного поведения. 19
1.4. Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста. 25
Выводы по I главе. 27
Глава 2. ВЫЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ОТДЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 28
2.1. Организация и проведение исследования. 28
2.2. Анализ результатов исследования и общие выводы. 33
1) Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) разработана американскими психологами М. Алвордом и П. Бейкером 33
2) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 34
3) Оценка уровня агрессивности детей дошкольников по методике 36
« Рисунок несуществующего животного» ( автор Колосова. С.Л) 36
4) Общий анализ по результатам трёх методик 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста-последний вариант .doc

— 755.00 Кб (Скачать файл)

 

Рис.2 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

  1. Оценка уровня агрессивности детей дошкольников по методике

 « Рисунок несуществующего животного» ( автор Колосова. С.Л)

Рисунки нарисованные детьми представлены в приложении 3.

 

Итог:

         слабый уровень у - 4 детей(33%)

   Средний уровень – 5 детей(42%)

   Высокий уровень – 2 ребёнка (17%)

   Повышенный уровень – 1 ребёнок (8%)

 (см. таблицу 5 и Рис.3)

 

Таблица 5

Оценка уровня агрессивности детей дошкольников по методике

 « Рисунок несуществующего животного» (автор Колосова. С.Л)

Ф.И. ребёнка Кол-во

баллов

Уровень агрессивности
Слабый Средний Высокий Повышенный
1. Саша П. 5        
2. Женя Щ. 6        
3. Алёша К. 9        
4. Арина Ш. 3        
5. Коля Л. 9        
6. Диана М 3        
7. Катя К. 6        
8. Кирилл П. 2        
9. Маша Н. 3        
10. Юля С. 4        
11. Рустам Г. 5        
12. Вадик Щ. 11        
ИТОГО: 4 ребёнка 33% 5 детей

42%

2 ребёнка 17% 1 ребёнок

8%


 

Рис.3 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике  «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова)

  1. Общий анализ по результатам трёх методик
 
 

     По  результатам трёх методик видно (таблица 6; рис 4), что из 12 детей, в особом внимании нуждаются 3 (25% ) ребёнка, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Это такие дети как:

 

Вадик Щ.-уровень агрессии повышенный (методика М. Алвордом и П. Бейкером  - показала склонность ребёнка к агрессии; количество баллов по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.-16-повышенный уровень агрессивности; количество баллов по методике рисунок не существующего животного -11- уровень агрессии повышенный) - ребёнок очень часто теряет контроль над собой, склонен к очень резкой перемене настроения, очень часто нарушает правила поведения в группе хотя и прекрасно знает их, любимые игры – в «солдатиков», в «войнушку», любимые игрушки «черепашки ниндзя» и «бэтмен» во время игры пытается занять ведущую роль, для самоутверждения использует все доступные ему средства (обзывается, дразнится, может оттолкнуть товарища по игре, ущипнуть, укусить). С завистью относится к успехам других детей:

     « Однажды, его друг, Коля Л. принёс из дома новую машинку, и стал хвастаться, какую игрушку ему подарили:

     - Смотри, какую машинку мне купили, она как в мультике Молния МакВин, а у тебя такой нет

     - Нет, есть – ответил Вадик

     -Нет,  нету, нету и своей я тебе  играть не дам.

     После этих слов Вадик прыгнул прямо на игрушку и раздавил её.»

     На  вопрос воспитателя зачем он сломал Колину игрушку? Вадик ответил « - Он сам виноват, он мне поиграть не дал».

     Ребёнок очень неохотно откликается на просьбы воспитателя, что либо сделать, например в конце дня его очень тяжело заставить убрать за собой игрушки, вместо этого может бросить игрушку об стену. Несколько раз находясь в запале игры, на просьбу воспитателя успокоится и вести себя тише, обзывал воспитателя «дурой» после чего пытался убежать и спрятаться.

     При проведении теста по методике «Рисунок несуществующего животного» постоянно поворачивался к соседям с рассказом, какое его животное сильное, какие у него большие зубы, что оно победит всех остальных зверей.

     Рисунок Вадик Щ. представлен в Приложении 2 рисунок №12

     Анализ  рисунка:

       Положению на листе - сдвиг рисунка влево - выражает социальную бездеятельность, застенчивость, интроверсию.

Голова  повернута влево  - говорит о склонности к рассуждению, возможно боязнь перед активным действием, лишь часть замыслов реализуется

Глаза - крупные, с четко прорисованной радужкой означают, что ребенка мучает постоянный страх

Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание

Ноги - поскольку практически отсутствуют самостоятельные решения, то и контролировать их сложно. Нет своего мнения.

Хвост - опущенный вниз –  говорит о недовольстве собой, сомнениях в своих силах, сожалениях о сказанном и сделанном.

 
 
 

       Симптомокомплекс  теста

 
Симпто-комплекс Симптом Балл
1 Сильная, уверенная  линия рисунка 1
2 Неаккуратность  рисунка 1
3 Большое количество острых углов 1
4 Верхнее размещение углов 1
5 Крупное изображение 1
6 Голова обращена вправо или анфас 0
7 Хвост поднят вверх, пышный 0
8 Угрожающее  выражение 1
9 Угрожающая  поза 1
10 Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) 1
11 Хищник 1
12 Вожак или одинокий 1
13 При нападении  дерется традиционным способом 1
14 Ночное животное 0
  Общее количество баллов 11

 
 

     Коля  Л. – уровень агрессии высокий - (методика М. Алвордом и П. Бейкером  - показала склонность ребёнка к агрессии; количество баллов по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.-12-высокий уровень агрессивности; количество баллов по методике рисунок не существующего животного -9- уровень агрессии высокий) - склонен к очень резкой перемене настроения, пытается быть лидером в группе из-за чего постоянно конфликтует с Вадиком Щ., хотя и считает его своим другом, неудачи приводят его в раздражение, он пытается найти виноватых в своих неудачах, старается привлечь к себе внимание всеми возможными способами: например на занятиях по изодеятельности у него не получался рисунок, он стал крутиться, пытаться мешать рисовать соседям. Но на него никто не обращал внимания, тогда Коля выхватил листок с рисунком у Кати К. сидевшей рядом, бросил его на пол, после чего схватил и разбросал все карандаши, лежавшие на столе и начал громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлек к себе внимание.

     Очень любит спорить, причём переспорить и убедить его в чём-то не возможно. Последний его довод при споре с товарищами « Сам дурак».

     Может спрятать игрушку другого ребёнка группы и наблюдать за его переживаниями. На вопрос воспитателя зачем он спрятал Машину куклу, Коля ответил : « А чего она хвастается»

     На  замечания воспитателя или других взрослых вроде бы реагирует, практически сразу прекращает баловаться, но очень часто, стоит взрослому отвернуться, Коля показывает язык и снова, «исподтишка», продолжает свои проказы. Очень боится, что о его проделках узнает отец.

     Рисунок Коли Л. выполненный при проведении теста по методике «Рисунок несуществующего животного» представлен в Приложении 2 рисунок №5

     Анализ  рисунка:

Положению на листе  – рисунок расположен по центру- норма

Голова  повернута влево  - говорит о склонности к рассуждению, возможно боязнь перед активным действием, лишь часть замыслов реализуется

Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание

Ноги - поскольку практически отсутствуют самостоятельные решения, то и контролировать их сложно. Нет своего мнения.

Хвост - опущенный вниз –  говорит о недовольстве собой, сомнениях в своих силах, сожалениях о сказанном и сделанном.

Сильный нажим - тревожность.

 
 
 
 
 
 

       Симптомокомплекс  теста

Симпто-комплекс Симптом Балл
1 Сильная, уверенная  линия рисунка 1
2 Неаккуратность  рисунка 1
3 Большое количество острых углов 0
4 Верхнее размещение углов 0
5 Крупное изображение 1
6 Голова обращена вправо или анфас 0
7 Хвост поднят вверх, пышный 0
8 Угрожающее  выражение 1
9 Угрожающая  поза 1
10 Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) 1
11 Хищник 1
12 Вожак или одинокий 1
13 При нападении  дерется традиционным способом 1
14 Ночное животное 0
  Общее количество баллов 9

 

     Дети  этих типов агрессивности (повышенный и высокий) бывают очень вспыльчивыми и раздражительными; часто спорят, ругаются, обижают сверстников; в ответ на обычную просьбу стремятся сделать все наоборот. Дети хорошо знают нормы и правила поведения, но часто нарушают их. Агрессивные действия у них выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели нужного им предмета, или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнеров. Они как бы не замечают собственной агрессивности; их способ действия представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели. 

Информация о работе Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста