Психические состояния личности, их классификация. Кризисные состояния личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 04:18, контрольная работа

Краткое описание

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе1.
В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Содержание

Понятие личности. Теории личности. Структура психических
свойств личности___________________________________________________ 3
1.1. Понятие личности__________________________________________________ 3
1.2. Теории личности__________________________________________________ 5
1.3. Структура психических свойств личности_____________________________ 8
2. Индивидуально психические состояния личности________________________ 9
2.1. Темперамент. Темперамент как совокупность динамических особенностей психической деятельности, обусловленная типом высшей нервной деятельности. Краткая характеристика основных видов темперамента__________________________________ 9
2.2. Направленность личности. Потребности и мотивация поведения
личности____________________________________________________________ 13
2.3. Характер. Понятие и классификация черт характера____________________ 16
2.4. Способности. Понятие и виды способностей. Способности и задатки_____ 18
3. Психические состояния личности, их классификация. Кризисные состояния личности (реактивные состояния, неврозы, психопатия, умственная отсталость)______ 21
Задача № 1___________________________________________________________ 26
Задание______________________________________________________________ 26
Задача № 2___________________________________________________________ 26
Список используемой литературы ___________

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие личности222.docx

— 73.41 Кб (Скачать файл)

Общими называют способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах его деятельности. Таковыми являются способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Они опираются на общие умения, необходимые в каждой области деятельности, в частности такие, как умение понимать задачи, планировать и организовывать их исполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства, раскрывать связи тех вещей, к которым относится деятельность, овладевать новыми приемами работы, преодолевать трудности на пути к цели.

Под специальными понимают способности, которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и т.п.)17.

Разделение общих и  специальных способностей имеет  условный характер. Собственно, речь идет об общих и специальных сторонах в способностях человека, которые  существуют во взаимосвязи. Общие способности  проявляются в специальных, то есть в способностях к какой-то определенной, конкретной деятельности. С развитием  специальных способностей развиваются  и общие их стороны.

Высокие специальные способности  имеют в своей основе достаточный  уровень развития общих способностей. Так, высокие поэтические, музыкальные, артистические, технические и другие способности всегда опираются на высокий уровень общих умственных способностей. Вместе с тем при  примерно одном и том же развитии общих способностей люди часто различаются  своими специальными способностями.

Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую характеристику способностей, можно также выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. С другой стороны, для каждого отдельного вида деятельности можно выделить такую общую основу, которая будет объединять отдельные частные умения в целостную систему, и без которой эта способность не состоится вообще.

 Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Специфическими есть пути развития специальных способностей. Например, раньше других проявляются  способности к музыке, математике.

Выделяют следующие уровни способностей:

  1. Репродуктивный - обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью;
  2. Творческий - обеспечивает создание нового, оригинального. Следует, однако, учитывать, что каждая репродуктивная деятельность имеет элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.

Относительное преимущество первой сигнальной системы в психической  деятельности человека характеризует  художественный тип, относительное  преимущество второй сигнальной системы - мыслительный, определенное их равновесие - средний тип людей. Эти различия в современной науке связывают  с функциями левого (словесно-логический тип) и правого (образный тип) полушарий  головного мозга18.

Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.

В качестве таких задатков принято выделять:

  1. Типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость дифференцировок;
  2. Анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры головного мозга.

Способности обнаруживаются и развиваются только в деятельности и на основе задатков при благоприятных  условиях. Характеристика задатков: 1)они  многозначны, т.е. на основе одних и  тех же задатков могут развиваться  разные способности; 2)задатки, развиваясь, приобретают новые качества При  отсутствии некоторых задатков для  развития способностей происходит процесс  компенсации, т.е. развитие других задатков. 

  1. Психические состояния личности, их классификация.

 

Психическое состояние –  это временное своеобразие психической  деятельности индивида, обусловленное  содержанием и условиями его  деятельности, личностным отношением к этой деятельности.

Познавательные, эмоциональные  и волевые процессы комплексно проявляются  в соответствующих состояниях, определяющих функциональный уровень жизнедеятельности  индивида.

Психические состояния являются, как правило, реактивными состояниями  – системой реакций на определенную поведенческую ситуацию. Однако все  психические состояния отличаются резко выраженной индивидуальной особенностью – являются текущей модификацией психики данной личности.

Психические состояния подразделяются на ситуативные и личностные. Ситуативные  состояния характеризуются временным  своеобразием протекания психической  деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются на: 1) общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида; 2) состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения; 3) конфликтные психические  состояния; 4) состояния доминирования  отдельных психических процессов  – мотивационных, эмоциональных  или волевых.

К устойчивым психическим  состояниям личности относятся: 1) оптимальные  и кризисные состояния, 2) пограничные  состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость); 3) психические состояния  нарушенного сознания.

Для многих людей отдельные  житейские и служебные конфликты  оборачиваются непереносимой психической  травмой, острой непроходящей душевной болью. Индивидуальная психическая  уязвимость личности зависит от ее моральной структуры, иерархии ценностей, того значения, которое она придает  различным жизненным явлениям. Некоторые  люди высокочувствительны к ущемлению  их чести и достоинства, несправедливости, нечестности, другие – к ущемлению  их материальных интересов, престижа, внутригруппового статуса. В этих случаях  ситуативные конфликты могут  перерастать в глубокие кризисные  состояния личности.

Душевный беспорядок, вызванный  психической травмой, замещается реорганизованной упорядоченностью, а иногда и псевдоупорядоченностью – социальным отчуждением личности, уходом в мир грез, пристрастием к наркотикам. Социальная дезадаптация индивида может проявиться в различных  формах.

Состояние негативизма –  превалирование у личности отрицательных  реакций, утрата положительных социальных контактов.

Ситуационная оппозиция  личности – резкая отрицательная  оценка отдельных лиц, их поведения  и деятельности, агрессивность по отношению к ним.

Социальная отчужденность (аутизм) личности – устойчивая самоизоляция индивида в результате конфликтных  взаимодействий с социальным окружением.

Длительные и трудно переносимые  нагрузки, непреодолимые конфликты  вызывают у человека состояние депрессии – отрицательное эмоционально-психическое состояние, сопровождающееся болезненной пассивностью.

Реактивные состояния  – это острые аффективные реакции, шоковые расстройства психики в  результате психических травм. Реактивные состояния возникают как вследствие одномоментных психотравмирующих  воздействий, так и в результате продолжительного травмирования, а  также в силу предрасположенности  индивида к психическому срыву (слабый тип высшей нервной деятельности, ослабленность организма после  болезни, длительное нервно-психическое  напряжение).            

Депрессивные психогенные  реакции (реактивные депрессии) возникают  обычно вследствие больших жизненных  неудач, потери близких людей, краха  больших надежд. Человек переживает горе, находится в состоянии глубокой печали, или депрессии. Травмирующее обстоятельство устойчиво доминирует в психике пострадавшего. Душевные муки нередко усугубляются самообвинением, «угрызением совести», навязчивой детализацией травмирующего события. В поведении  индивида могут возникнуть элементы пуэрилизма (появление в речи и  мимике взрослого человека особенностей, свойственных детскому возрасту) и  псевдодеменции (приобретенного снижения интеллекта).

Неврозы – это срывы  нервно-психической деятельности: истерический невроз, неврастения и навязчивые состояния19.

1) Истерический невроз  возникает в психотравмирующих  обстоятельствах преимущественно  у лиц с патологическими чертами  характера, с художественным типом  высшей нервной деятельности. Повышенная  тормозность коры у этих лиц  обусловливает повышенную возбудимость  подкорковых образований – центров  эмоционально-инстинктивных реакций.  Истерический невроз часто встречается  у лиц с повышенной внушаемостью  и самовнушаемостью. Он выражается  в излишней аффектации, громком  и длительном, не поддающемся контролю смехе, театральности, демонстративности поведения.

2) Неврастения проявляется  в ослаблении нервной деятельности, раздражительной слабости, повышенной  утомляемости, истощении. Поведение  индивида отличается несдержанностью,  эмоциональной неустойчивостью,  нетерпеливостью. Резко повышается  уровень тревожности, беспокойства, постоянного ожидания неблагополучного  развития событий. Окружающая  среда субъективно отражается  индивидом как фактор угрозы. Испытывая тревожность, неуверенность  в себе, индивид ищет неадекватные  средства гиперкомпенсации.

3) Невроз навязчивых состояний  выражается в навязчивых чувствах, влечениях, представлениях и навязчивых  мудрствованиях.

Навязчивые чувства страха называются фобиями. Фобии сопровождаются вегетативными дисфункциями (потливость, учащенность пульса) и поведенческой  неадекватностью. Человек при этом осознает навязчивость своих страхов, но не может от них освободиться.

Навязчивые представления  – персеверации – это циклическое  непроизвольное воспроизведение двигательных и сенсорно-перцептивных образов  При неврозе навязчивых движений индивид теряет контроль за своими манерами, совершает неуместные действия (шмыгает носом, почесывает затылок, допускает неуместные ужимки, гримасы  и т. п.).

Психопатия (от психо и  греч. pathos – страдание) – врожденная или развившаяся в ранние годы аномалия личности, аномальность высшей нервной деятельности, обусловливающая  психическую неполноценность личности.

Поведение личности модифицируется в зависимости от формы психопатии, приобретая аномальную реактивность на отдельные группы раздражителей. В  развитии и течении психопатии различаются  стадии обострения психопатических  черт, фазы декомпенсации.

Психопатический склад личности возникает на основе взаимодействия врожденной или рано приобретенной  биологической неполноценности  нервной системы с остро негативными  условиями внешней среды. Характерологической  особенностью психопатизированной  личности является дисгармоничность ее эмоционально-волевой сферы при  относительной сохранности интеллекта. Психопатические особенности личности затрудняют ее социальную адаптацию, а  при психотравмирующих обстоятельствах  ведут к дезадаптивным поведенческим  актам.

Ведущим фактором психопатизации личности в одних случаях являются врожденные конституциональные особенности, в других – психогенное воздействие  окружающей среды.

Классификация психопатий пока еще носит дискуссионный характер. Еникеев М.И. выделяет пять их разновидностей: астеническую, возбудимую (взрывную), истерическую паранойяльную и шизоидную психопатию.

Психастенические психопаты  отличаются повышенным уровнем тревожности, боязливостью, неуверенностью в себе, крайне повышенной чувствительностью  к психотравмирующим обстоятельствам, дезадаптированностью в психически напряженных ситуациях. Их интеллектуальные построения, жизненные планы оторваны от реальных условий жизни, они склонны  к болезненному мудрствованию, застойному самокопанию, навязчивым идеям. Их мотивационная  сфера характеризуется застойными, навязчивыми побуждениями20.

Возбудимые (взрывчатые) психопаты  отличаются повышенной раздражительностью, постоянным пребыванием в состоянии  психического напряжения, взрывной эмоциональной  реактивностью, доходящей до неадекватных приступов ярости. Для них характерны повышенная требовательность к окружающим, крайний эгоизм и себялюбие, недоверчивость и подозрительность. Они часто  впадают в состояние дисфории – злобной тоски. Они упрямы, неуживчивы, конфликтны, мелочно придирчивы и  властны. В общении грубы, а в  гневе – крайне агрессивны, способны наносить жестокие побои, не останавливаются  даже перед убийством. Их аффективное  поведение происходит на фоне суженного  сознания. В некоторых случаях  злобность и эксплозивность (взрывчатость) смещаются в сторону застойных  влечений (пьянство, бродяжничество, азартные игры, сексуальные излишества и извращения21).

Информация о работе Психические состояния личности, их классификация. Кризисные состояния личности