Психическое развитие аномальных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:52, доклад

Краткое описание

В основе психического развития аномальных детей, в том числе с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

В коллективе неслышащих к числу лиц, имеющих хорошее  социометрическое положение, в основном(80%) относятся ученики контактные, с  хорошо развитой речью, успевающие на «хорошо» и «отлично», причем остатки  слуха у таких детей не всегда значительны. Только 20% детей этой группы имеют неразвитую речь, учатся на «три», а также имеют неудовлетворительное поведение. Среди учеников, имеющих плохое социометрическое положение, 100% имеют плохую неразвитую речь, тяжелые нарушения слуха и замкнутый, необщительный характер. Замкнутость и некоммуникабельность- это те основные качества, которые отличают детей, имеющих плохое социометрическое положение. Ученики ценят в своих товарищах доброту, доброжелательность, желание помочь друзьям(исследование проводилось в школе для глухих в старших классах; Т.Г.Богданова, Г.А.Антонова, 1986.). Но если у глухих учеников 7-8-ых классов фактор успеваемости играл ведущую роль, то у глухих учеников в более старших классов на первый план выходили личностные особенности товарищей.( Т.Г.Богданова, Г.А.Антонова, 1986). 

Глухие учащиеся с ярко выраженными отрицательными чертами характера, такими как скупость, лживость, капризность, уклонение от труда, не пользуются уважением в  коллективе глухих. (В.Л.Белинский, 1973). 

Слабослышащие школьники средних и старших классов при описании друга менее полно характеризовали его внутренние качества, чем слышащие, и заметно превосходили глухих по полноте описаний.(Э.А.Вийтар, 1981). 

В коллективе глухих учащихся наблюдается смена лидеров, которая образуется в результате возникающих противоречий между потребностями и стремлениями лидеров, с одной стороны, и общей тенденцией развития школьного коллектива- с другой. Случаи смены лидеров сопровождаются угнетенным эмоциональным состоянием, ощущения неблагополучного положения в системе личных взаимоотношений. Анализ положения лидеров, попавших в неблагоприятное эмоциональное положение, показывает, что их острая реакция на возникающую ситуацию сопровождается неадекватным отношением к действительности, игнорированием своего неуспеха и нежеланием переосмыслить действительность. (В.Л.Белинский, 1979). 

Неслышащие школьники, посещающие спецшколы гораздо чаще находятся в конфликтных отношениях с одноклассниками, по сравнению  со своими сверстниками из общеобразовательных  школ. Это связано с суженностью поля социального взаимодействия неслышащих, большой значимостью в общении неслышащих эмоционального аспекта взаимодействия. (В.С.Собкин, 1997)  

Сенсорный дефект мешает глухому ребенку в нормальном общении со взрослыми, от которых он получает накопленный человечеством опыт, затрудняет контакты со слышащими сверстниками. 

Глухим пятиклассникам трудно встать на точку зрения другого  человека, понять его внутреннее состояние. (В.А..Синяк, М.М.Нудельман, 1975). 

Глухие старшеклассники в общении друг с другом предпочтение отдают жестовой речи, рассматривая его как более легкий и удобный способ общения (В.Л.Белинский. 1973).  

Самочувствие 

Ощущение психологического дискомфорта, ухудшение общего самочувствия, настроения, активности у неслышащих можно считать следствием низкого уровня сформированности умений и навыков планирования, самоконтроля, организованности, психологической готовности к труду. (Н.И.Букун, 1988.) Становление функциональных систем у глухих в среднем и старшем школьном возрасте на новом уровне регулирования приближают функциональные возможности к уровню слышащих. 

Двигательная  сфера 

У неслышащих наблюдается  недостаточно точная координация и  неуверенность движений (Р.Д.Бабенков, Л.И.Боброва, А.П.Гозова). 

У неслышащих наблюдается замедленность в овладении двигательными навыками (B.F.Holland, R.Pinter, И.М.Соловьев, А.О.Костанян). 

У неслышащих есть трудности в овладении статического и динамического равновесия (Е.В.Хохрякова, В.А.Какузин). 

Нарушение плавности  и синхронности движения наблюдается у неслышащих (Р.Д.Бабенков, Л.И.Боброва). 

У неслышащих низкий уровень пространственной ориентировки (И.С.Бериташвили, С.Н.Хчинашвили). 

Наблюдается у  неслышащих замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа в  целом (А.П.Гозова, А.В.Влодавец, Б.М.Зайцев, Б.И.Орлов).  

Роль семьи 

Родительские  позиции в семьях, где есть дети с нарушениями слуха отличается неадекватностью, ригидностью, сиюминутностью. 

Фазы психологического осознания: 

- Растерянность,  страх, чувство собственной неполноценности. Может ухудшиться обстановка в семье. 

- Отрицание поставленного  диагноза и негативизм. Чувство  надежды. Пленники иллюзий. М.б.  отказ от обследования ребенка  и проведения каких-либо коррекционных  мероприятий. 

- Угрызение совести,  обида - Почему именно мой ?

- Самостоятельное,  сознательное обращение родителей  к специалисту. 

У глухих детей  глухих родителей в семье более  благополучная эмоциональная обстановка, чем у глухих детей слышащих родителей (В.Петшак, Т.Г.Богданова, Н.В.Мазурова) 

Предложения

В развитии памяти важно, чтобы материал, подлежащий запоминанию, был понятен глухому школьнику. Необходимо также учить школьников пользоваться приемами произвольного  запоминания и воспроизведения(разбивка материала на части, придумывание к каждой части заголовка, составления плана предстоящего ответа на уроке). Велика роль сравнения заучиваемого материала с известным, ранее изученным. Необходимо указывать не только на сходство и на различие. Необходимо создать у школьника установку на длительное запоминание, поэтому опрос детей должен быть не только по материалам, подготовленным к данному уроку, но и по пройденному ранее (месяц, 3 месяца, полгода назад). Использовать повторение ранее изученного в новом плане, ином аспекте. Важно учить глухих детей повторению, распределенному во времени. Подобное повторение материала является более эффективным по сравнению с концентрированным. Если материал, подлежащий запоминанию, легок и невелик по объему, следует рекомендовать заучивать его целиком; большой и трудный материал необходимо вначале заучивать целиком, затем частями и, наконец, опять целиком. Очень важно учить глухого школьника замене одних слов другими и, что особенно существенно для формирования смысловой памяти глухих, практиковать воспроизведение выученного рассказа в иной группировке предложений, учить детей передаче содержания усвоенного материала «своими словами».

В развитии воображения  неслышащих важны уроки развития речи. Важно на них заботиться о  развитии воссоздающего и творческого  воображения. Для этого следует применять драматизацию читаемого в классе, иллюстрировать прочитанное рисунком, лепкой. Очень полезным обучающим приемом является сочинение по картине или серии картин. При этом необходимо в одних случаях ставить четкую задачу на описание именно того, что изображено, в других – на изложение воображаемой ситуации, в которой картина является лишь иллюстрацией какого – либо отдельного момента. Эффективным средством формирования воображения учащихся средних и старших классов является составление окончания рассказа по заданному началу, написание сочинений прогнозирующего характера (например, «Какой будет наша школа через 15-20 лет?»), выполнение заданий на конструирование.

У детей с  недостатками слуха, так же как у  нормально развивающихся сверстников, в процессе воспитания и обучения необходимо формировать целый ряд личностных особенностей: творческую и познавательную активность личности, высокий уровень саморегуляции (сюда включаются навыки организации межличностных контактов); набор интеллектуально-личностных характеристик, которые свидетельствуют об эрудиции, культуре личности, критичности ума и др., перцептивные свойства личности, которые определяют способность адекватно воспринимать и оценивать участников совместной деятельности; высокую мотивацию учебной (а в будущем- профессиональной) деятельности; навыки общения, потребность в нем; адекватную самооценку и уровень притязаний.

Поэтому в дошкольном возрасте необходимо широко использовать формы работы, в которых неслышащие дети должны были бы оценивать результаты своей деятельности, сравнивать их с результатами других воспитанников. Желательно предоставить детям большую самостоятельность в решение разнообразных задач как в процессе учебной деятельности, так и в различных жизненных ситуациях. Дети с нарушениями слуха должны как можно раньше получать знания о личностных качествах организатора того или иного детского коллектива. Эти знания должны постепенно обогащаться, наполняться новым содержанием. Учащиеся не должны избегать относительно трудных задач, т.к. занижение притязания не содействуют раскрытию их потенциальных возможностей, формированию у детей целеустремленности и других личностных качеств. Необходимо также формировать у глухих и слабослышащих школьников адекватную самооценку, стремление ставить перед собой достаточно высокие цели, но с учетом своих реальных возможностей. В этом сложном процессе формирования и развития детей с недостатками слуха должны активно участвовать не только учителя и воспитатели, но и родители, поскольку нормальное включение личности в социум возможно лишь посредством семьи.

Неслышащих учащихся необходимо обучать управлять своим  поведением, на конкретных примерах показывать необходимость подчинять свои непосредственные побуждения сознательно поставленным целям.

 В процессе  формирования личности неслышащих  индивидуальный подход имеет  основополагающее значение. 

 Учащихся  с нарушениями слуха, особенно  старших классов, необходимо включать  в процесс активной деятельности  вне стен специальной школы.  Они должны приобрести опыт практической деятельности с тем, чтобы полученные знания в школе на основе личного опыта превратились в систему мировоззренческих принципов.


Информация о работе Психическое развитие аномальных детей