Психологические аспекты регуляции поведения и деятельности подчиненного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышеуказанного, целью данной курсовой работы является изучение и анализ психологических аспектов регуляции поведения и деятельности подчиненного.
Объектом исследования выступает социальное регулирование как социально-психологический феномен, предметом исследования – особенности социальных процессов и явлений в трудовых организациях.

Вложенные файлы: 1 файл

готовоя кр.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

    Статус  – профессиональный, квалификационный, должностной, экономический - является реальным показателем места работника в системе конкретной производственной организации, где через совокупность предписаний и норм устанавливаются относительно жесткие Формы трудового поведении, следовательно, статус – один из объектов регуляции социально-трудового поведения работника  [3, с. 145].

    Все виды поведения индивида находятся  в сфере действия соответствующих механизмов социального контроля. Поведение регистрируется по своим отклонениям от предписанных норм.

    Динамической, или функциональной, проекцией социального  статуса служит социальная роль, которая раскрывается в совокупности усвоенных индивидом норм, предписаний и эталонных образцов поведения.

    Социальный  статус имеет три проекции:

    1 Вербальные, визуальные и поведенческие характеристики личности.

    2 Социальный статус (функциональное состояние личности).

    3 Статус личности (отражений ожиданий и реакции со стороны социального окружения человека).

    Регулирование социального поведения работника  осуществляется через функции статуса.

    Регулятивная  функция статуса обеспечивает процесс  коммуникации и институционального взаимодействия индивидов на любом уровне производственной системы с целью выработки личностной и общественно целесообразной линий совместного поведения. Стратификационная функция статуса осуществляет распределение индивидов по уровням и слоям социальной дифференциации общества в целом, социальных групп и производственных организаций.

    Нормативная функция статуса осуществляет обеспечение  конкретный набором предписаний и установок функционально-ролевого поведения, или алгоритмы поведенческой матрицы, которая задается средой.

    Атрибутивная  функция статуса фиксирует социально-профессиональную принадлежность индивида, его место  и роль в системе функциональных отношений.

    Ориентирующая функция статуса позволяет индивиду выделяться в системе социального поведения, отличать себя от других и в соответствии с этим определять устойчивые формы своего поведения в организации.

    Инструментальная  функция статуса дает индивиду возможность использовать свое социальное положение для решения житейских и профессиональных задач, но в пределах закрепленных заданным статусом возможностей преимуществ и привилегий.

    Идентифицирующая  функция статуса обеспечивает отождествление индивида с определенным набором норм и предписаний, общественно заданных образцов поведения и через них – с соответствующей социальной группой [4, с. 234]. 

    1.4  Роль организационных  ценностей, ритуалов  и традиций 

         в регуляции поведения  и деятельности подчиненного 

    1.4.1 Организационные ценности

      Духовные ценности являются индикатором организационной культуры и ключевой категорией, определяющей успех, удовлетворенность трудом и профессиональный престиж. Для любого руководителя провалом закончится попытка управления организацией без знания системы ценностей и ценностных ориентации своих подчиненных. Ценности приобщают персонал к основным целям организации, задачам, средствам, символам и знакам престижа.

    Формирование  любой организации начинается с  определения базовых, исходных ценностей. Они призваны объединить идеи создателей организации с индивидуальными интересами и потребностями сотрудников. Часто сделанный в самом начале выбор той или иной системы ценностей закрепляется на подсознательном уровне у персонала организации и определяет всю его деятельность.

    Мировой опыт большинства организаций показывает, что в них доминируют следующие  ценности:

  • мы - лучшие в своем деле (либо -  мы стремимся стать лучшими);
  • качество нашей деятельности может быть только превосходным;
  • в нашей деятельности важна каждая мелочь (либо - в нашей деятельности нет мелочей);
  • чтобы не отстать, мы должны ежедневно побеждать (побеждать не кого-то, а побеждать вместе со всеми сложности и проблемы окружающей действительности);
  • мы не можем себе позволить ни зазнайства от успехов, ни уныния от неудач;
  • ко всем окружающим следует относиться как к личностям, а не как к винтикам в сложной машине;
  • наиболее важным мы признаем неформальное поощрение успеха и развитие внутриорганизационных связей и контактов.

    Как видим, проявляется отчетливая тенденция установления таких отношений как внутри организации, так и за ее пределами, которые ни в коем случае не приведут к потере чести, достоинства, здоровья и безопасности людей (клиентов, сотрудников, партнеров, конкурентов), а всегда будут способствовать доброму и гармоничному регулированию деловых связей.

    Среди ведущих индивидуальных ценностей  сотрудников организации выделяются уважение коллег, творческое удовлетворение, трудолюбие, отзывчивость, справедливость, скромность, терпимость, инициативность, состязательность, профессиональная гордость и профессиональная честь. Существуют и свои специфические ценности в отдельных профессиях. Например, в медицине - сострадание, сохранение врачебной тайны; в юриспруденции - неподкупность и верность законам; в военной организации - патриотизм, долг, честь, верность слову; в журналистике  стремление к истине и ее публичному раскрытию.

    По  мнению С.И. Самыгина и Л.Д. Столяренко (1997), организационные ценности могут быть разделены на консервативные и либеральные. Критериями для такой дифференциации являются такие «пробные камни», как:

  • отношение к новому и старому;
  • готовность к риску;
  • степень доверия при делегировании полномочий;
  • специфика внутриорганизационных коммуникаций и др.

    Чтобы избежать негативных оценок консервативных ценностей сразу же подчеркнем, что важнейшей стороной любого консерватизма является преемственность. Преемственность предполагает опору на опыт, разумность, предусмотрительность. Исследования показывают, что в организациях с консервативной системой ценностей высоко ценятся мораль, плановость, последовательность, безопасность. Консервативные ценности ориентированы на стереотипное, а не преобразовательное начало, потому что по своей природе они тяготеют ко всему известному, надежному, хорошо проверенному и безопасному. Смысл консерватизма (а в умеренных пропорциях и польза) заключается в том, что он в максимальной степени рожден и продиктован опытом, многолетней практикой, традициями и рационализмом, как своеобразной жизненной философией.

    Выразителями  ценностей консервативного типа в основном являются наиболее опытные сотрудники организации и представители старшего поколения.

    Они чувствуют себя «в своей тарелке», получая четкие и строгие указания от своего непосредственного начальника, когда перед ними ставят очевидные, ясные и понятные задачи. Они не стремятся искать какого-то особенного «смысла» в своей работе.

    Нагляднее всего система консервативных ценностей  проявляется в отношениях между начальником и подчиненными. Чаще всего это «согнуто-умилительное», раболепное, лишенное какой бы то ни было критичности отношение подчиненных. Представление о сути этого отношения дает приведенный в приложении «Свод правил», созданный учрежденческим фольклором и до сих пор гуляющий по различным организациям. Руководитель, утверждающий консервативные ценности, предпочитает до предела усиливать свои контрольные функции, вместо того чтобы использовать потенциальные возможности вверенной организации. Он всегда будет стремиться к решению ближайшей и хорошо известной ему проблемы, а не к далекой перспективе, продвижение к которой требует риска. Консервативный руководитель выберет рутинные методы для преодоления кризиса вместо использования современных подходов и авангардных технологий.

    Опасность чрезмерного увлечения консервативными  ценностями в организации заключается в следующем:

  • в современных экономических условиях, требующих динамизма, неординарных подходов и инновационных технологий, консервативный подход может оказаться неэффективным и даже гибельным;
  • в условиях смены системы духовных координат, кардинальных изменений в сознании и мышлении людей, в их отношении к труду не учет этих изменений и попытки прямого давления на персонал неэффективны;
  • консервативные ценности (при всем положительном в них) подавляют такие присущие каждому полноценному человеку качества, как смелость, открытость, инициатива, энергичность. Это, в свою очередь, демотивирует личность, приводит к спаду трудовой активности и к срыву деловых отношений в целом.

    Либеральные ценности отражают изменение массового общественного сознания по отношению к работе и к профессиональной самореализации. Их отличает явный акцент на человеческие, а не только на технологические стороны деятельности. Опора на эти ценности позволяет каждому сотруднику проявить свои творческие возможности, обеспечивает полноценную мотивацию, моральную удовлетворенность. Эффективные и свободные внутриорганизационные коммуникации по горизонтали и вертикали, позитивные установки к нововведениям, возможность свободно высказать свое мнение наиболее показательны для либеральных ценностей. Всю их совокупность можно свести к трем группам [11, с. 78].

    Первая  группа ценностей включает систему  верований, установок и ожиданий относительно самой работы. Усиление ее творческого характера, новые возможности в выборе средств и подходов позволяет сформировать качественно новое отношение к труду как к наиболее важной ценности, как к подлинному феномену человеческой жизни.

    Ценности  второй группы охватывают межличностные коммуникации в организационной среде. На» первый план при этом выходит уравновешенность вертикальных и горизонтальных коммуникаций (а по ряду проблем -  доминирование горизонтальных коммуникаций), уважение и учет мнений отдельных сотрудников, высокая степень делегирования полномочий и доверия. Все это создает особый корпоративный дух (дух солидарности) в современных организациях, основу третьей группы составляют индивидуальные ценности, оказывающие наибольшее влияние на самочувствие личности, ее уверенность в правоте избранного пути. Дух либерализма особенно проявляется в таких ценностях, как профессиональная компетентность, информированность о развитии всех процессов в организации, значимость собственного «Я» у каждого сотрудника, оптимизация организационных целей с личными планами и целями каждого сотрудника [1, с. 489]. 

    1.4.2 Ритуалы и традиции  в деятельности  организации

     Под ритуалами обычно понимают систему символических поведенческих актов, специфическую форму взаимодействия, призванную удовлетворить потребность в признании и закрепить ценности в организации.

    При помощи различных ритуальных форм взаимодействия удается приобщить всех сотрудников к основным организационным ценностям и традициям, сформировать корпоративный дух и единство всего персонала. Ритуалы призваны обеспечить преемственность между различными поколениями в той или иной организации, для передачи организационных традиций и накопленного опыта через символы.

    Кроме того, ритуалы часто становятся праздником, своеобразным перерывом в потоке будней; праздником, который знакомит и приобщает сотрудников к ценностям. Магическое воздействие ритуальной символики оказывается сильнее прагматизма и чисто рациональных установок. Вот почему к организации ритуалов нужно относиться серьезно, не жалея времени на их качественную подготовку.

    Среди всего множества ритуалов выделяют несколько групп. Так, ритуалы при  поступлении на работу призваны познакомить  новичка с историей и традициями организации, с основными ее ценностями. Особенности такого ритуала отражены в одном из приложений к этой главе. Интегрирующие ритуалы проводятся в форме торжественных вечеров, заседаний, праздничных обедов, посвященных знаменательному событию в жизни организации, награждению сотрудника или подразделения организации за трудовые успехи, выходу на пенсию, дням рождения и др. Они позволяют создать дух единой команды и отношения солидарности между сотрудниками, помогают лучше узнать друг друга. Ритуалы, связанные с отдыхом, помогают сотруднику полноценнее отдохнуть и восстановить свои силы на базах отдыха, в санаториях и спортивных лагерях.

    Особенно  удачными и продуктивными являются церемонии, которые связаны с чем-то глубоко личным, сентиментальным и неформальным. Этот личный момент, персональное уважение и конкретное адресное внимание при вручении подарка или награды придает дополнительную ценность всей церемонии и усиливает ее уникальность и неповторимость.

    Таким образом, чем теснее ценности, ритуалы  и традиции организации связаны с индивидуальными интересами, потребностями и установками, тем больше шансов у организации добиться успехов в современных непростых условиях [14, с. 234].

Информация о работе Психологические аспекты регуляции поведения и деятельности подчиненного