Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:01, курсовая работа
Исходя из вышеуказанного, целью данной курсовой работы является изучение и анализ психологических аспектов регуляции поведения и деятельности подчиненного.
Объектом исследования выступает социальное регулирование как социально-психологический феномен, предметом исследования – особенности социальных процессов и явлений в трудовых организациях.
2 Экспериментальная
часть
2.1 Цель и задачи экспериментальной работы
Целью экспериментальной работы в рамках данного исследования являлось изучение ценностных ориентаций и уровня самооценки на примере сотрудников Отела кадров ООО "НовСтрой".
Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
2.2 Методическое обеспечение экспериментальной работы
Для
решения задач экспериментальной работы
были использованы две диагностических
методики: тест «Самооценка» [17, с. 34-36]
и методика измерения ценностных ориентаций
М. Рокича [17, с. 36-38].
2.2.1 Методика «Самооценка»
В предложенном варианте содержатся четыре блока качеств, каждый из которых отражает один из уровней активности личности. В первом блоке собраны качества, необходимые для общения с другими людьми. Во втором блоке сосредоточены черты характера, имеющие прямое отношение к поведению. В третьем блоке представлены качества, связанные с деятельностью субъекта, а в четвертом - признаки субъективных переживаний.
Инструкция:
1. Разделите лист чистой бумаги на четыре равные части, обозначив каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.
I
|
II
|
III
|
IV
|
2. В четырех наборах слов, представленных после инструкции, приводятся положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы для вас лично, которым Вы отдаете предпочтение перед другими, которые для вас наиболее ценны. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам.
3. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств, и так до самого конца. В итоге должно получиться четыре набора идеальных качеств.
4. После этого внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, а затем к третьему и четвертому.
Обработка:
подсчитать количество реальных качеств,
которые нашел испытуемый. Подсчитать
количество идеальных качеств, а затем
вычислить их процентное отношение. Результаты
сопоставить с оценочной шкалой.
Уровни
Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | |
Муж. | 0-34 | 35-45 | 46—54 | 56— 63 | 64 |
Жен. | 0-37 | 38-46 | 47 — 56 | 57 — 65 | 66 |
Интерпретация: самооценка, может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной самооценке субъект правильно соотносит ее со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими личными мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, оптимальная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, то есть без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности и переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.
Но самооценка может быть и неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной. На основе завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе, идеализированный образ «Я». Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным - чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание воспринимается как придирка, объективная оценка результатов труда - как заниженная. Неуспех представляется как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.
Человек
с завышенной и неадекватной самооценкой
не желает признавать, что это все - следствие
собственных ошибок, лени, недостатка
знаний, способностей или неправильного
поведения. Возникает тяжелое эмоциональное
состояние - аффект неадекватности, главной
причиной которого является стоимость
сложившегося стереотипа оценки своей
личности. Если же высокая самооценка
пластична, меняется в соответствии с
реальным положением дел - увеличивается
при успехе и снижается при неудачах, то
это может способствовать развитию личности,
так как ей приходится прикладывать максимум
усилий для достижения поставленных целей,
развивать свои способности и волю. Самооценка
может быть и заниженной, то есть ниже
реальных возможностей личности. Обычно
это приводит к неуверенности в себе, робости
и отсутствию дерзаний, невозможности
реализовать свои задатки и способности.
Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые
цели, ограничиваются решением обыденных
задач, слишком критичны к себе.
2.2.2 Методика измерения ценностных ориентаций М. Рокича
М. Рокич различает два класса ценностей:
Это
деление соответствует
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.
Инструкция: испытуемому предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Список А (терминальные ценности):
Список Б (инструментальные ценности):
Для
преодоления указанных
«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?»
«Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»
«Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?»
«Как сделало бы это, по вашему мнению, большинство людей?»
«Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?»
Информация о работе Психологические аспекты регуляции поведения и деятельности подчиненного