Психологические аспекты регуляции поведения и деятельности подчиненного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышеуказанного, целью данной курсовой работы является изучение и анализ психологических аспектов регуляции поведения и деятельности подчиненного.
Объектом исследования выступает социальное регулирование как социально-психологический феномен, предметом исследования – особенности социальных процессов и явлений в трудовых организациях.

Вложенные файлы: 1 файл

готовоя кр.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

 

     2 Экспериментальная часть 

    2.1 Цель и задачи  экспериментальной  работы

    Целью экспериментальной работы в рамках данного исследования являлось изучение ценностных ориентаций и уровня самооценки на примере сотрудников Отела кадров ООО "НовСтрой".

    Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:

  • подобрать диагностические методики, соответствующие цели исследования;
  • отобрать группу  для участия в эксперименте;
  • провести констатирующий эксперимент, дать качественный и количественный анализ его результатов;
  • сформулировать выводы и рекомендации по результатам эксперимента.
 

    2.2 Методическое обеспечение  экспериментальной  работы

    Для решения задач экспериментальной работы были использованы две диагностических методики: тест «Самооценка» [17, с. 34-36] и методика измерения ценностных ориентаций М. Рокича [17, с. 36-38].  

    2.2.1 Методика «Самооценка»

    В предложенном варианте содержатся четыре блока качеств, каждый из которых отражает один из уровней активности личности. В первом блоке собраны качества, необходимые для общения с другими людьми. Во втором блоке сосредоточены черты характера, имеющие прямое отношение к поведению. В третьем блоке представлены качества, связанные с деятельностью субъекта, а в четвертом - признаки субъективных переживаний.

    Инструкция:

    1. Разделите лист чистой бумаги на четыре равные части, обозначив каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

I
  1. Вежливость
  2. Заботливость
  3. Искренность
  4. Коллективизм
  5. Отзывчивость
  6. Радушие
  7. Сочувствие
  8. Тактичность
  9. Терпимость
  10. Чуткость
  11. Активность
  12. Гордость
  13. Добродушие
  14. Доброжелательность
  15. Приветливость
  16. Обаятельность
  17. Общительность
  18. Обязательность
  19. Сострадательность
  20. Откровенность
  21. Справедливость
  22. Совместимость
  23. Требовательность
II
  1. Добросовестность
  2. Инициативность
  3. Интеллигентность
  4. Порядочность
  5. Смелость
  6. Твердость
  7. Уверенность
  8. Честность
  9. Энергичность
  10. Энтузиазм
  11. Аккуратность
  12. Вдумчивость
  13. Деловитость
  14. Мастерство
  15. Понятливость
  16. Собранность
  17. Точность
  18. Трудолюбие
  19. Увлеченность
  20. Усидчивость
  21. Бодрость
  22. Бесстрашие
  23. Душевность
  24. Милосердие
  25. Нежность
  26. Свободолюбие
  27. Сердечность
  28. Страстность
  29. Хладнокровность
  30. Хладнокровность
  31. Настойчивость
  32. Принципиальность
  33. Решительность
  34. Самокритичность
  35. Самостоятельность
  36. Уравновешенность
  37. Целеустремленность
III
  1. Внимательность
  2. Дальновидность
  3. Дисциплинированность
  4. Скорость
  5. Любознательность
  6. Находчивость
  7. Последовательность
  8. Работоспособность
  9. Скрупулезность
IV
  1. Взволнованность
  2. Веселость
  3. Восторженность
  4. Жалостливость
  5. Жизнерадостность
  6. Любвеобильность
  7. Оптимистичность
  8. Сдержанность
  9. Стыдливость
  10. Удовлетворенность
  11. Чувствительность
 

    2. В четырех наборах слов, представленных после инструкции, приводятся положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы для вас лично, которым Вы отдаете предпочтение перед другими, которые для вас наиболее ценны. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам.

    3. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств, и так до самого конца. В итоге должно получиться четыре набора идеальных качеств.

    4. После этого внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, а затем к третьему и четвертому.

    Обработка: подсчитать количество реальных качеств, которые нашел испытуемый. Подсчитать количество идеальных качеств, а затем вычислить их процентное отношение. Результаты сопоставить с оценочной шкалой. 

      Уровни

  Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Муж. 0-34 35-45 46—54 56— 63 64
Жен. 0-37 38-46 47 — 56 57 — 65 66
 

    Интерпретация: самооценка,  может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной самооценке субъект правильно соотносит ее со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими личными мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, оптимальная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, то есть без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности и переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

    Но  самооценка может быть и неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной. На основе завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе, идеализированный образ «Я». Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным - чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание воспринимается как придирка, объективная оценка результатов труда - как заниженная. Неуспех представляется как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

    Человек с завышенной и неадекватной самооценкой  не желает признавать, что это все - следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние - аффект неадекватности, главной причиной которого является стоимость сложившегося стереотипа оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел - увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю. Самооценка может быть и заниженной, то есть ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. 

    2.2.2 Методика измерения ценностных ориентаций М. Рокича

    М. Рокич различает два класса ценностей:

  • терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
  • инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

    Это деление соответствует традиционному  делению на ценности-цели и ценности - средства.

    Достоинством  методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

    Инструкция: испытуемому предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

    Список  А (терминальные ценности):

  1. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни).
  2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом).
  3. Здоровье (физическое и психическое).
  4. Интересная работа.
  5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве).
  6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
  7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
  8. Наличие хороших и верных друзей.
  9. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе).
  10. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие).
  11. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей).
  12. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование).
  13. Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).
  14. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках).
  15. Счастливая семейная жизнь.
  16. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом).
  17. Творчество (возможность творческой деятельности).
  18. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

    Список  Б (инструментальные ценности):

  1. Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах.
  2. Воспитанность (хорошие манеры).
  3. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  4. Жизнерадостность (чувство юмора).
  5. Исполнительность (дисциплинированность).
  6. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно).
  7. Непримиримость к недостаткам в себе и других.
  8. Образованность (широта знаний, высокая общая культура).
  9. Ответственность (чувство долга, умение держать слово).
  10. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения).
  11. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина).
  12. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов.
  13. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями).
  14. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
  15. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки).
  16. Честность (правдивость, искренность).
  17. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе).
  18. Чуткость (заботливость).

    Для преодоления указанных недостатков  и более глубокого проникновения  в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые  дают дополнительную диагностическую  информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

    «В  каком порядке и в какой  степени (в процентах) реализованы  данные ценности в вашей жизни?»

    «Как  бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»

    «Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?»

    «Как  сделало бы это, по вашему мнению, большинство  людей?»

    «Как  это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?»

Информация о работе Психологические аспекты регуляции поведения и деятельности подчиненного