Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:23, курсовая работа
Цель исследования заключается в выявлении психологических особенностей развития младших школьников в изобразительной деятельности.
В соответствии с заявленной проблемой, целью, объектом, предметом и предлагаемой гипотезой возникла необходимость решения следующих задач:
- на основе анализа специальной литературы раскрыть специфику познавательных процессов в изобразительной деятельности младших школьников, определить в ней значимость образов представления;
- обосновать взаимосвязь качества изобразительного образа в рисунках учащихся и уровней сформированности их представлений;
- обосновать и экспериментально проверить методы развития представлений на уроках изобразительного искусства.
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава I. Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности
младших школьников ………………………………………………………….8
1.1. Сущность и механизм формирования представлений младшего школьника ………………………………………………………………………8
1.2. Модель влияния изобразительной деятельности на личность младшего школьника……………………………………………………………………….
Глава П. Психологические условия эмоционального развития личности младшего школьника в изобразительной деятельности………………………19
2.1. Критерии оценки изобразительной деятельности младших школьников
2.2. Психолого-педагогическая коррекция средствами рисования эмоциональных нарушений в поведении младших школьников……………25
2.3. Анализ результатов и эффективности методов проведённого исследования…………………………………………………………………….41
Заключение ……………………………………………………………………..44
Терминология……………………………………………………………………45
Список литературы ……………………………………………………………..48
Прежде чем перейти
к анализу вопроса о роли представления
в изобразительной
Итак, становится очевидным, что представления младших школьников имеют свою специфику и существенно отличаются от представлений учащихся старших классов. Однако было бы неправильным думать, что только возрастной фактор является основным и определяющим при изучении образных представлений младших школьников. Не следует забывать о том, что главную трудность для учителей вообще (имеются в виду учителя, преподающие разные предметы) в процессе обучения составляют индивидуальные различия учащихся. На наличие индивидуальных различий в представлениях людей указывал еще С.Л. Рубинштейн: "У разных людей, в зависимости от их индивидуальных особенностей, представления могут значительно отличаться по степени яркости, отчетливости, устойчивости, полноты или бедности, неустойчивости, фрагментарности, схематичности и т.д. Практически, в процессе конкретной деятельности особенно существенны индивидуальные различия, связанные со способностью вызывать представления и изменять их. Необходимая для деятельности (например, художественной, музыкальной), эта способность в процессе соответствующей деятельности и вырабатывается" [30; с. 308]. Теперь вернемся к исследованиям П.П. Блонского. Относительно этого вопроса, а именно, вопроса индивидуальных различий, он приходит к следующим выводам: "В предшествующем изложении установлены общие закономерности развития детских представлений в школьном возрасте. Но, конечно, это развитие варьирует у отдельных детей в зависимости от разных условий. Спрашивается, как оно варьирует и в зависимости от чего. Оказалось, что, в общем, все дети проходят соответствующие стадии в одной и той же последовательности. Да это и понятно, так как каждая следующая стадия есть развитие предыдущей, так сказать, следующий момент истории ее. Так, обобщать, возможно, когда есть что обобщать, другими словами, обычно абстрактные представления могут развиваться только после того, как уже достаточно развиты частные конкретные представления. Существование общей закономерности развития представлений, несомненно" [5; с.200]. Экспериментально установлено, что скорость формирования вторичных образов связана с их яркостью и отчетливостью. Учителю на уроке следует ориентироваться на учеников с низкой скоростью формирования образов-представлений, учитывая специфику модальности. Неучет модальности может выступать в качестве причины неровной успеваемости школьника по различным предметам. Учитель должен помнить об этом сам и довести это до сознания родителей. Темпы развития представлений зависят от общих условий умственного развития ребенка, и в частности от полученного им образования. Второе, что очень сильно варьирует, это-полнота представления. Даже у детей, находящихся на одной и той же стадии, представления могут быть у одного богатые, у другого - бедные. Богатство представлений зависит в первую очередь от образования ребенка и его жизненного опыта. Третье, в чем очень сильно варьируют детские представления, это - различное содержание представления при одинаковом характере его. В этом отношении более разнообразны детские представления на первой стадии, в начале школьного возраста, когда их главный источник – собственное восприятие ребенка. В этом случае огромное влияние оказывает географическое окружение ребенка. Но в данном возрасте довольно разнообразны и "представления по слухам". Здесь играет роль человеческая среда, окружающая ребенка вне школы, и в первую очередь его семья. Содержание образов во многом определяет продуктивность обучения в целом, успеваемость и отношение к отдельным предметам. "В заключение следует сказать несколько слов об ошибочных детских представлениях. Их основные причины: 1) ошибочное, неверное восприятие (сравнительно редкая причина даже у маленьких школьников), 2)неправильное понимание слышанного или прочитанного (одна из самых частых причин, особенно по отношению к слышанному), 3) принятие случайного признака за существенный (очень частая причина в младшем возрасте), 4) ошибочная детализация и ошибочная хронологическая датировка и географическая локализация" [5; C.201]. Итак, установив общие закономерности развития представлений у школьников в процессе обучения вообще, перейдем к анализу вопроса их роли на уроках изобразительного искусства.
1.2. Модель влияния
изобразительной деятельности
В своём исследовании мы
Многие выдающиеся
педагоги и психологи
Художественная деятельность способна возбуждать у детей чувство наслаждения, родственное тому, которое испытывает в своём творчестве художник, с той лишь разницей, что у художника к наслаждению в процессе творчества часто примешиваются муки творчества, а у детей отрицательные эмоции чаще всего появляются при восприятии и низкой оценке уже готового результата. Известно, что для ребёнка зрительно-пространственные задания, особенно рисование, являются адекватными эмоциональными нагрузками. В разные периоды детства рисование практически всегда, независимо от возраста, вызывает у детей интерес и сопровождается эмоциональными реакциями. Эмоциональные переживания при этом имеют положительную окраску. Дети не обнаруживают огорчения в случае низкого качества рисунка, как утверждает Тараканова П.В. Автор Денисова З.В., исследуя связь между зрительным раздражителем и изобразительной реакцией у детей 3-9 лет, установила, что своеобразие установочного изобразительного рефлекса связано с участием собственного рисунка как специфической связи между раздражителем и изобразительной реакцией. В процессе изобразительной деятельности, как она отмечает, ребёнок создаёт сам новый раздражитель – рисунок, который каждый раз получается разным и несёт в себе элемент новизны. Так же как и психогимнастика , изобразительная деятельность примыкает к психолого-педагогической коррекции, выполняя охрану психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств. «Опыт изображения творческой переработки полученных впечатлений служит развитию воображения, творчества, без которых невозможна ни одна продуктивная деятельность». Одной из особенностей воображения детей является насыщенность его очень яркими положительными эмоциями. Благодаря этому обстоятельству, дети любят фантазировать, воображать, получают удовольствие от результата своей деятельности./Ветлугина Н.А., Мухина В.С., Кузин В.С. и др/.
Таким
образом, рассматривая
Рис.1. Модель воздействия на детей
Изобразительная деятельность |
Воображение |
Когнитивная |
Волевая |
|
Эмоциональная |
|
Коммуникативная |
Поведенческая |
Сферы личности |
Сущность этой модели определяет вклад детей в изобразительную деятельность, в которой через развитие творческого воображения и наглядно-образного представления осуществляется формирование волевой и коммуникативной сферы личности, развиваются положительные эмоции и высокая организация в поведенческой деятельности учащихся на различных этапах изобразительной деятельности. Средствами рисунка происходит коррекция и преодоление эмоциональных нарушений в поведении.
Глава П. Психологические условия эмоционального развития личности младшего школьника в изобразительной деятельности
2.1. Критерии
оценки изобразительной
Образы, созданные учащимися начальных классов в результате изобразительной деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков. Но поскольку младшие школьники только лишь осваивают эти навыки, то о создании ими полноценного художественного образа говорить не приходится. Не владея в этот период, в достаточной мере, изобразительными средствами, учащиеся порой не могут до конца выразить в рисунке содержание задуманного образа, даже если он живо представлен в воображении ребенка, не говоря уже о художественном отображении действительности. В практике изобразительной деятельности младших школьников известны случаи, когда образ в своем результативном выражении (рисунке, аппликации и т. п.) намного беднее, чем был в момент его создания, оперирования им. Следует подчеркнуть, что запас имеющихся в представлении образов является важным условием успешности их актуализации. Как известно, нельзя оперировать тем, чего не имеешь. Поэтому чем богаче запас исходных образов-представлений, чем полнее их содержание, тем больше возможностей для их воплощения, преобразования, видоизменения, т. е. успешного оперирования ими. Все это в полной мере присуще художнику-профессионалу, чего нельзя сказать об учащихся начальных классов. Следовательно, критерием качества детских рисунков мы не должны считать художественность образа. Таким критерием, на наш взгляд, является изобразительность образа, переданная ребенком в силу своих на данный момент способностей и умений. Изобразительный образ - это сформировавшийся в сознании ребенка в виде представления образ предмета или явления, выраженный в рисунке с помощью изобразительных средств (карандаш, акварель и т. п.).