Московский
гуманитарно-экономический
институт
Тверской
филиал
Кафедра
психологических
наук
КУРСОВАЯ
РАБОТА
студентки
П-531 учебной гр. 5 курса факультета психологии
Евдокимовой
Марины Альбертовны
специальность
030301 65 «ПСИХОЛОГИЯ»
по учебной
дисциплине: «Психологическое
консультирование»
тема: «Психологические
особенности страхов
в различном возрасте».
Защищена
Оценка
«___» ______20__г.
«_________»
Тверь 2011
План
Введение
Глава
I. Теоретические аспекты
изучения детских страхов
и способы их коррекции
- Природа
детских страхов
-
Особенности детей,
воспитывающихся
- Личностная
тревожность как фактор
формирования страха
у ребёнка
- Способы
коррекции детских страхов
Глава
II. Исследование выявления
детских страхов и методов
их коррекции в СРЦ «Мечта»
г.Лихославль
2.1
Программа исследования
2.2
Описание результатов
и их анализ
2.3
Интерпретация результатов
исследования
Заключение
Список
литературы
Приложение
Введение
В
ситуации социальной нестабильности на
современного ребенка обрушивается
множество неблагоприятных факторов,
способных не только затормозить развитие
потенциальных возможностей личности,
но и повернуть процесс его развития вспять.
А еще более мощным патогенным и дезадаптирующим
фактором для ребенка является насильственный
отрыв его от родительской семьи и помещение
в интернатное учреждение. В такие учреждения
из семей обычно поступают дети, уже давно
лишенные родительского тепла, страдающие
от множества страхов. И несмотря на серьезные
эмоциональные сложности, которые может
вызвать длительное пребывание в реабилитационном
центре, нужно, тем не менее, отметить,
что на короткий срок передача туда ребенка
может считаться приемлемым решением,
в частности, если ребенок нуждается в
особом уходе, который в конкретном случае
можно обеспечить лишь там.
Большинство
причин детских страхов, как отмечают
психологи, лежат в области семейных отношений,
таких как попустительство, непоследовательность
в воспитании, отрицательное или слишком
требовательное отношение к ребёнку, которое
порождает в нём тревогу и затем формирует
враждебность к миру.
Психика
ребенка отличается обостренной
восприимчивостью, ранимостью, неспособностью
противостоять неблагоприятным воздействиям.
Невротические страхи появляются в результате
длительных и неразрешимых переживаний
или острых психических потрясений, часто
на фоне болезненного перенапряжения
нервных процессов. В последнее время
вопросы диагностики и коррекции страхов
приобрели, важное значение, ввиду их довольно
широкого распространения среди детей.
В связи с вышесказанным остро встает
необходимость комплексного подхода к
решению проблемы коррекции детских страхов,
в частности, привлечения семьи. Страхи,
эмоциональные нарушения поддаются коррекции
и без последствий проходят у детей до
десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно
своевременно обращаться к специалисту,
принять меры по преодолению фобий у ребёнка.
B связи с этим, наиболее актуальной для
практической психологии и педагогики,
является задача поиска наиболее эффективных
путей выявления и преодоления психического
неблагополучия ребёнка.
Цель
исследования: выявить влияние детских
страхов на поведение ребёнка в детском
реабилитационном центре «Мечта», определить
способы их коррекции
Объект
исследования: детские страхи
Предмет
исследования: детские страхи и способы
их коррекции.
Гипотеза:
при проведении исследования мы исходили
из предположения, что детские страхи
взаимообусловлены повышенной тревожностью
ребёнка и способствуют развитию эмоционального
неблагополучия личности ребенка, поэтому
своевременная коррекция будет способствовать
преодолению этих страхов и более быстрой
адаптации к новым условиям жизни в СРЦ.
Задачи:
1.
Проанализировать работы отечественных
и зарубежных учёных по проблеме
фобий.
2.
Изучить психологические причины
формирования детских страхов.
3.
Рассмотреть влияние страха и
тревожности на формирующуюся
личность ребёнка.
4.
Выявить характер детских страхов
и способы их коррекции.
При
написании работы использовались следующие
методы:
- метод анализа
литературы по теме исследования;
- сравнительный
метод;
- проективный
метод;
- описание
базового исследования.
Экспериментальная
база исследования: дети 5-6 лет, временно
находящиеся в реабилитационном центре
«Мечта».
Структура
работы: введение, две главы (1 глава
–« Теоретические аспекты
изучения детских страхов и способы их
коррекции»; 2 глава – «Исследование выявления
детских страхов и методов их коррекции
в СРЦ «Мечта» г.Лихославль»), заключение,
список используемой литературы и приложение.
Методологической основа - теоретические
положения, выдвинутые в работах российских
учёных А.И.Божович, Л.С. Выготского, А.И.
Леонтьева, А.В. Запорожец, Л.А. Петровской,
Т.М. Мишиной, А.С. Спиваковской, К.Д. Ушинским,
А.Т. Лидерс, К.Изард, исследующих эмоционально-личностную
сферу, тревожность и страхи у детей. Использовался
опыт зарубежных авторов З.Фрейда, А.Адлера,
К.Хорни, Ч.Спилбергера, Ф.Перлза, Э.Фромма,
Дж.Уотсона, Г.С. Салливан, В.Э. Гебзаттель,
занимающихся проблемой фобий и их влиянием
на формирующуюся личность ребёнка.
Глава
1. Теоретические аспекты изучения
детских
страхов
и способы их коррекции
1.1.
Природа детских страхов
Страх
- психическое состояние, возникающее
на основе инстинкта самосохранения как
реакция на действительную или воображаемую
опасность. Страх имеет много причин как
субъективного (мотивация, эмоционально-волевая
устойчивость и др.), так и объективного
порядка (особенности ситуации, сложность
задач, помехи и т. д.). С. проявляется как
у отдельных лиц, так и у групп, больших
масс. Степень, формы его проявления разнообразны,
но это -- область прежде всего индивидуальной
психологии. Существуют различные формы
страха: испуг, боязнь, аффективный страх
-- самый сильный. Страх, возникающий из-за
серьезного эмоционального неблагополучия,
может иметь крайние формы выражения (ужас,
эмоциональный шок, потрясение), затяжное,
трудно преодолимое течение, полное отсутствие
контроля со стороны сознания, неблагоприятное
воздействие на формирование характера,
на отношения с окружающими и приспособление
к внешнему миру [41, с.8].
Большинство
детей, начиная с 3-летнего возраста
боятся: оставаться одни в комнате,
квартире; нападения бандитов; заболеть,
заразиться; умереть; смерти родителей;
каких-то людей; папу или маму, наказания;
сказочных персонажей (Баба Яга, Кощей
и т. п.), опоздания в детский сад; страшных
снов; некоторых животных "(волк, собака,
змея, паук и т. п.); транспорта (машина,
поезд); стихийного бедствия; высоты; глубины;
замкнутого пространства; воды; огня; пожара;
крови; уколов; врачей; боли неожиданных
резких звуков. Среднее число страхов
у девочек выше, чем у мальчиков. Наиболее
чувствительны к страхам дети 6--7-летнего
возраста [10, с.11 ].
Издавна
психологи и психиатры Л.А. Петровская,
Т.М. Мишина, А.С. Спиваковская подчеркивали,
что одной из самых распространенных причин
появления детских страхов является неправильное
воспитание ребенка в семье, сложные семейные
отношения [5, с.22 ]. Так, представители различных
теоретических направлений в психологии
и педагогике, сходятся в признании негативного
влияния нарушенных внутрисемейных отношений
на психическое развитие ребенка. Среди
причин формирования и развития различных
патологических черт характера и невротических
симптомов, лежащих в области семьи, выделяют
следующие: внутрисемейные конфликты;
неадекватные воспитательские позиции
родителей; нарушение контакта ребенка
с родителями вследствие распада семьи
или долгого отсутствия одного из родителей;
ранняя изоляция ребенка от семейного
окружения; личностные характеристи-ки
родителей и некоторые другие. Неадекватное
родительское поведение приводит к разрушению
эмоционального контакта с окружением,
что в отечественной психологии рассматривается
в качестве одного из механизмов формирования
и развития личностных аномалий.
Необходимо
отметить, что боязливость и страх
в дошкольном возрасте не являются
устойчивой чертой характера и относительно
обратимы при адекватном к ним подходе
со стороны взрослых. Тем не менее, важность
активной работы с детскими страхами обусловлена
тем, что сам по себе страх способен оказывать
патогенное влияние на развитие различных
сфер личности. К.Д. Ушинский отмечал, что
именно страх способен спровоцировать
человека на низкий поступок, изуродовать
его морально и убить душу [5, с.26 ].
В
связи с вышесказанным остро
встает необходимость комплексного
подхода к решению проблемы коррекции
детских страхов, в частности, привлечения
семьи. Эта работа может выражаться как
в ознакомлении родителей с результатами
исследования в допустимой форме, так
и в направлении родителей на консультацию
к специалисту по семейным вопросам. Такой
подход может воздействовать не только
на внешние стороны проявления страхов,
но и на порождающие его обстоятельства.
Истоки
тревожности следует искать в
раннем детстве [10, с.26 ]. Уже на втором
году жизни она может возникнуть
как результат неправильного
воспитания. Ребенок боится потерять мать
из поля зрения и в прямом смысле слова
держится за ее юбку. Он постоянно ожидает
какого-либо страшного «события»: внимательно
вглядывается в лица незнакомых людей,
не подпускает к себе посторонних, прячется
за мать, плачет при резких звуках, боится
заводных игрушек, а также игрушек мычащих,
пищащих, шуршащих. Особый страх могут
вызвать игрушки прыгающие, хлопающие
крыльями, с загорающимися глазами, маски,
передающие характерные эмоциональные
состояния (боль, страх, сарказм), а также
имеющие утрированные части лица (большие
глаза, растянутый зубастый рот, высунутый
язык, большой нос, неестественно торчащие
уши и т.п.). Как уже отмечалось, для детей
второго года жизни характерна обостренная
ориентировочная реакция на новизну. Эмоционально
отрицательные впечатления раннего детства
могут стать причиной тревожности и формирования
такой нежелательной черты характера,
как трусость. Взрослые не должны провоцировать
страхи, приводящие к тревожности. Профилактика
тревожности - чуткое, внимательное отношение
к ребенку, охрана его нервной системы.
Близка
к страху (по своим проявлениям
и механизму) индивидуальная паника
[41, с.112]. Она отличается от страха большей
неадекватностью реальному размеру
опасности. Основная черта панического
поведения -- стремление человека к самоспасению.
На первый план выдвигаются защитные эмоции,
которые снижают уровень самоконтроля
и заставляют физически уходить от опасности.
Ради собственного спасения паникер может
обречь на гибель других, отобрать у них
средства, помогающие им бороться с надвигающейся
опасностью.