Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:14, курсовая работа
Актуальность исследования заключается в том, что речь в психической жизни человека выполняет множество функций: экспрессивную, заключающуюся в способности выражать свои переживания; импрессивную, проявляющуюся в воздействии на собеседника; познавательную и др. Так же как и мышление и воображение, речь участвует в программировании , а следовательно и в целеобразовании. Это участие и в идивидуальной деятельности человека, и во взаимодействии и общении его с другими людьми.
Введение……………………………………………………….…………...……..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения речи……………….……..…….5
1.1. Языковая способность человека и ее изучение в современной науке……5
1.2. Определение понятия «речевая деятельность»………….……………..…..9
1.3. Психологические механизмы речевой деятельности…………….……….14
1.4. Основные виды речевой деятельности…………………………………….17
Глава 2. Изучение речи с точки зрения психологии………………………24
2.1. Исследовательские подходы к изучению речи……………………………24
2.2.Психолингвистическое исследование речи………………………………..26
2.3.Анализ речевого развития при психологическом обследовании ребенка.30
Заключение……………………………………………………………………..32
Список литературы……………………………………………………………33
Важнейшими особенностями концепции Выготского и его школы являются следующие: во-первых, это идея опосредствованного характера человеческой психики. Именно то, что человеческая психика, по Выготскому, опосредствована употреблением орудий и особенно знаков, является ее основным качественным отличием от психики животных.
В настоящее время
1.2. Определение понятия речевая деятельность
Отечественная психолингвистика
с самого начала ее зарождения складывалась
и развивалась как теория речевой
деятельности. Само понятие деятельности,
в философском плане восходящее
к идеям Г. Гегеля, в истории
отечественной психологии связано
с именами И.М. Сеченова, П.П. Блонского,
С.Л. Рубинштейна. Общепринятая в отечественной
науке психологическая концепция деятельности
А.Н. Леонтьева и его учеников непосредственно
опирается на подход, намеченный в трудах
Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна. Согласно
концепции АН. Леонтьева, «всякая предметная
деятельность отвечает потребности, но
всегда опредмеченной в мотиве; ее главными
образующими являются цели и, соответственно,
отвечающие им действия, средства и способы
их выполнения и, наконец, те психофизиологические
функции, реализующие деятельность, которые
часто составляют ее естественные предпосылки
и накладывают на ее протекание известные
ограничения, часто перестраиваются в
ней и даже ею порождаются» .
В общей психологии речь определяется
как исторически сложившаяся в процессе
материальной преобразующей деятельности
людей форма общения, опосредованная языком.
Речь включает процессы порождения и восприятия
(приема и анализа) сообщений для целей
общения или (в частном случае) для целей
регуляции и контроля собственной деятельности.
Современная психология рассматривает
речь как универсальное средство общения,
т. е. как сложную и специфически организованную
форму сознательной деятельности, в которой
участвуют два субъекта – формирующий
речевое высказывание и воспринимающий
его.
Большинство отечественных психологов
и лингвистов рассматривает речь как речевую
деятельность, выступающую или в виде
целого акта деятельности (если она имеет
специфическую мотивацию, не реализуемую
другими видами деятельности), или в виде
речевых действий, включенных в какую-либо
неречевую деятельность .
По мнению АА. Леонтьева,
речевая деятельность представляет
собой специфический вид
Согласно концепции московской психолингвистической
школы, речевая память человека не является
пассивным хранилищем сведений о языке.
Это динамическая (подвижная) функциональная
система. Кроме того, существует постоянное
взаимодействие между процессом приобретения
речевого опыта и его продуктом. Другими
словами, получая новую информацию речевого
плана, человек не только перерабатывает
ее, но и перестраивает всю систему своего
речевого опыта. Это позволяет считать
речевую деятельность достаточно сложной
самоорганизующейся системой. В центре
внимания психолингвистики находится
именно организация и механизмы речевой
деятельности и поведения человека, а
также особенности их становления и функционирования.
Такая трактовка речи человека впервые
была дана в науке Л.С. Выготским. В предпринятой
им попытке создать новый подход к определению
психики человека Л.С. Выготский исходил
одновременно из двух основных положений.
Во-первых, из того положения, что психика
есть функция, свойство человека как материального
существа; во-вторых, из того, что психика
человека социальна, т. е. ее особенности
нужно искать в истории человеческого
общества. Единство этих двух положений
Л.С. Выготский выразил в учении об опосредованном
социальными средствами характере деятельности
человека. Психика человека формируется
как своего рода единство биологических
(физиологических) предпосылок и социальных
средств. Лишь усваивая эти средства, «присваивая
их», делая их частью своей личности в
своей деятельности, человек становится
самим собою. Лишь как часть человеческой
деятельности, как орудие психического
субъекта – человека, эти средства, и прежде
всего язык, проявляют свою сущность.
Вместе с тем «слово» (речь) возникает,
по Л.С. Выготскому, в процессе общественной
практики, а значит, является фактом объективной
действительности, независимым от индивидуального
сознания человека.
Речевая деятельность определяется ведущим
отечественным специалистом по психолингвистике
АА Леонтьевым как процесс использования
языка для общения во время какой-либо
другой человеческой деятельности. По
мнению А.А Леонтьева (разделяемому далеко
не всеми отечественными психолингвистами),
речевая деятельность – это некоторая
абстракция, не соотносимая непосредственно
с «классическими» видами деятельности
(познавательной, игровой, учебной), не
могущая быть сопоставленной с трудом
или игрой. Она – в форме отдельных речевых
действий – обслуживает все виды деятельности,
входя в состав актов трудовой, игровой,
познавательной деятельности. Речевая
деятельность как таковая имеет место
лишь тогда, когда речь самоценна, когда
лежащий в ее основе побуждающий ее мотив
не может быть удовлетворен другим способом,
кроме речевого. Речевые действия и даже
отдельные речевые операции могут входить
и в другие виды деятельности, в первую
очередь – в познавательную деятельность.
Таким образом, речь (РД) определяется
как одно из средств осуществления неречевой
деятельности, речевой (языковой) процесс,
процесс порождения (производства) и восприятия
(понимания) речи, обеспечивающий все другие
виды деятельности человека. Это относится
ко всем формам речи: устной (звуковой),
письменной (чтение и письмо) и кинетической
(т. е. мимико-жестикуляторной) речи.
Отличительными признаками речевой деятельности
(РД), по А.А. Леонтьеву, являются следующие.
• Предметность деятельности. Она определяется
тем, что РД, по образному выражению АН.
Леонтьева, протекает «с глазу на глаз
с окружающим миром». Иначе говоря, «в
деятельности происходит как бы размыкание
круга внутренних психических процессов
навстречу объективному предметному миру,
властно врывающемуся в этот круг, который,
вовсе не замыкается».
• Целенаправленность, которая означает,
что любой акт деятельности характеризуется
конечной, а любое действие – промежуточной
целью, достижение которой, как правило,
планируется субъектом заранее.
• Мотивированность РД. Она определяется
тем, что в реальной действительности
акт любой деятельности побуждается одновременно
несколькими мотивами, слитыми в одно
целое.
• Иерархическая («вертикальная») организация
речевой деятельности, включая иерархическую
организацию ее единиц. В работах психологов
школы Л.С. Выготского понятие об иерархической
организации РД трактуется по-разному.
Так, В.П. Зинченко ввел в нее понятие функционального
блока; А.А. Леонтьев разграничил понятия
макроопераций и микроопераций и ввел
понятие о трех видах системности деятельностей;
А.С. Асмолов ввел понятие об уровнях установок
в деятельности и совместно с В.А. Петровским
разработал идею «динамической парадигмы
деятельности».
• Фазная («горизонтальная») организация
деятельности.
Наиболее полное и удачное в методическом
плане определение речевой деятельности
было предложено известным отечественным
ученым-психолингвистом, проф. И.А. Зимней.
«Речевая деятельность представляет собой
процесс активного, целенаправленного,
опосредованного языком и обусловливаемого
ситуацией общения взаимодействия людей
между собой (друг с другом). Речевая деятельность
может входить в другую, более широкую
деятельность, например общественно-производственную
(трудовую), познавательную. Однако она
может быть и самостоятельной деятельностью;…каждый
вид РД имеет свое «профессиональное воплощение»,
например РД говорения определяет профессиональную
деятельность лектора, письмо – писателя…».
Характеризуя речевую деятельность, И.А.
Зимняя указывает, что РД представляет
собой активный, целенаправленный, мотивированный,
предметный (содержательный) процесс выдачи
или приема сформированной и сформулированной
посредством языка мысли, направленной
на удовлетворение коммуникативно-познавательной
потребности человека в процессе общения
.
Ясно, что в этих случаях РД рассматривается
как собственно коммуникативная, так и
как профессиональная деятельность людей.
Она выступает в качестве самостоятельной,
социально «зафиксированной» деятельности
человека. Исходя из этого положения, И.А.
Зимняя делает очень важный методический
вывод, который имеет самое непосредственное
отношение к методике развития речи (а
соответственно и к теории и практике
логопедической работы): обучение речевой
деятельности должно осуществляться с
позиции формирования ее как самостоятельной,
обладающей всей полнотой своих характеристик
деятельности.
Любой вид деятельности направлен на достижение
определенной цели, которая и определяет
выбор действия, способ учета условий,
в которых осуществляются эти действия.
Любая деятельность (как правило) проходит
этап ориентировки и выработки плана действия,
в процессе осуществления которого используются
механизмы контроля и коррекции, позволяющие
сравнить полученный результат с намеченным
планом и в случае необходимости внести
в действие какие-то изменения.
Следует подчеркнуть, что любая деятельность
включает этап (или фазу), на котором происходит
осознание цели и выработка плана ее достижения.
«Весь ход деятельности должен быть подчинен
достижению намеченного результата…
и требует поэтому планирования и контроля
исполнения» .
Особой проблемой психологии человека
и психолингвистики является соотношение
речевой деятельности и деятельности
общения. Общение определяется в психологии
как деятельность по решению задач социальной
связи. Деятельность общения выступает
как общий тип специфически человеческой
деятельности, частными проявлениями
которой являются все виды взаимодействия
человека с другими людьми и предметами
окружающей действительности.
Главным и универсальным видом взаимодействия
между людьми в человеческом обществе
является речь, речевая деятельность.
Таким образом, деятельность общения и
речевая деятельность рассматриваются
в общей психологии как общее и частное,
как целое и часть. Речь в этом случае может
рассматриваться как форма и одновременно
способ деятельности общения. «Речевая
деятельность, – считает АА. Леонтьев, –
есть специализированное употребление
речи для общения и в этом смысле – частный
случай деятельности общения».
Следует, однако, учитывать, что речевая
деятельность не ограничивается рамками
общения, коммуникации в человеческом
обществе. Она играет огромную роль в жизни
человека; становление и развитие РД теснейшим
образом связано со становлением и развитием
всей личности человека в целом. А.А. Леонтьев
подчеркивает, что «речевые действия и
даже отдельные речевые операции могут
входить и в другие виды деятельности,
в первую очередь – в познавательную деятельность»).
Как справедливо указывает И.А. Зимняя,
речь, речевая деятельность является неотъемлемой
составной частью личности человека, она
теснейшим образом связана с его сознанием.
Таким образом, РД является одним из важнейших
условий осуществления интеллектуальной
деятельности (познание, осознание, аналитико-синтетическая
деятельность, творчество).
Важно отметить, что язык, выступающий
как основное средство речевой деятельности
и являющийся ее неотъемлемой составной
частью, по определению Л.С. Выготского,
есть единство общения и обобщения (как
продукта интеллектуальной деятельности) –
в этом и состоит его сущность.
Из сказанного со всей очевидностью
следует, что речевая деятельность
имеет два основных варианта своего
осуществления (иначе, реализации, воплощения).
Первый – процесс речевой коммуникации
(речевого общения), на который приходится
примерно две трети всего «пласта»
речевой деятельности; второй –
индивидуальная речемыслительная деятельность,
реализуемая посредством
1.3. Психологические механизмы речевой деятельности
Речь является одной из
самых сложных форм высших психических
функций. Речевую деятельность характеризуют
многозначность, многоуровневая структура,
подвижность и связь со всеми
другими психическими функциями. Осуществление
речевой деятельности на всех фазах
(уровнях) ее реализации обеспечивается
рядом сложных психологических
механизмов. Эти механизмы были и
являются до сих пор предметом
исследования многих психологов и психолингвистов.
Наиболее полно характеристика психологических
механизмов РД представлена в исследованиях
одной из отечественных школ психолингвистики.
В работах Н.И. Жинкина и И.А Зимней представлена
целостная научная концепция психологических
механизмов (ПМ) речевой деятельности.
Согласно этой концепции, основными ПМ
речевой деятельности являются: механизм
осмысления, мнемической организации
РД (прежде всего – механизм речевой памяти),
а также механизм упреждающего анализа
и синтеза речи (механизм речевого прогнозирования
или, что то же самое, – прогнозирования
речи). Наиболее полно эта концепция представлена
в работе И.А. Зимней «Лингвопсихология
речевой деятельности».
Важнейшим механизмом РД, безусловно,
является механизм осмысления. Этот механизм
обеспечивает мыслительный анализ как
содержательной стороны речи (в первую
очередь), так и ее структурной организации
и языкового оформления. Реализуется механизм
осмысления через аналитико-синтетическую
деятельность коры больших полушарий
головного мозга – на основе задействования
всех основных умственных действий и операций
(сравнение, сопоставление, обобщение,
классификация, анализ и синтез). Осмыслению
в первую очередь подлежит предмет речи
(отображаемый в РД фрагмент, явление,
событие окружающей действительности).
На основе этого механизма в полной мере
осознаются мотивы и цели речевой коммуникации,
происходит ориентировка в условиях осуществления
речевой деятельности (в частности, комплексный
всесторонний анализ ситуации речевого
общения). Без задействования этого механизма
невозможно осуществить планирование
и программирование речевой деятельности.
(Это относится как к планированию целостного
акта деятельности, реализуемого в тексте,
так и к программированию каждого отдельного
речевого высказывания). Благодаря работе
этого механизма осуществляется также
контроль за протеканием речевой деятельности
и ее результатами.
Не менее важную роль в реализации речевой
деятельности играет и «мнестический
механизм», в т. ч. механизм речевой памяти.
Он также обеспечивает все стороны речевого
процесса, включая как «содержательный
аспект» речи, так и аспект ее языкового
выражения. Отображение в речи ее предмета
– того или иного фрагмента окружающей
действительности – невозможно без актуализации
имеющихся в памяти знаний и представлений
об этой части окружающего нас мира. Точно
так же невозможно оно и без актуализации
в сознании образов-представлений о знаках
языка и правилах их использования в процессе
речевой коммуникации. И то и другое обеспечивается
работой механизма долговременной памяти.
Примером могут служить процессы актуализации
и адекватного использования в речевых
высказываниях активного словаря. Помимо
этого, в функции речевой памяти входят
также:
– актуализация знаний и представлений
о способах реализации речевой деятельности
(прежде всего способах осуществления
речевой коммуникации);
– знания о социальных правилах («нормах»)
речевого общения в различных ситуациях
реализации РД;
– актуализация и использование традиционно
сложившихся для данного языка норм и
правил языкового оформления речевых
высказываний (орфоэпических, грамматических,
стилистических, орфографических – для
письменной речи), соответствующих понятию
«языковой нормы»;
– актуализация («извлечение из памяти»)
речевых, языковых и социальных «эталонов»
тех единиц или элементов, из которых складываются
соответствующие стороны речевой деятельности
(например, эталоны нормативного звукового
образа отдельных слов и словосочетаний,
«грамматические» эталоны словоформ,
речедвигательные эталоны, необходимые
для процесса реализации речи в произносительном
плане, и др.).
Не меньшую роль в реализации РД играют
и процессы кратковременной оперативной
памяти. Процесс непосредственного порождения
(создания) и восприятия любого речевого
высказывания, реализация образующих
этот процесс действий и операций невозможны
без удержания в памяти всех составляющих
это высказывание компонентов (на период
его порождения или анализа).
Психологический механизм «упреждающего
анализа и синтеза» (прогнозирования речи)
стал предметом активного изучения в отечественной
психолингвистике только в 70-х годах XX
столетия. Однако до настоящего времени
механизм прогнозирования речевой деятельности
остается еще недостаточно изученным.
По мнению А.А. Леонтьева, действие этого
механизма можно охарактеризовать как
«эвристический принцип» организации
речевой деятельности. В соответствии
с этим речевая деятельность должна предусматривать
звено, в котором осуществлялся бы выбор
стратегии речевого поведения, а также
допускать различные пути оперирования
с высказыванием на отдельных этапах порождения
(восприятия) речи. В этой связи важным
представляется использование созданной
Н.А. Бернштейном в рамках теории психофизиологической
организации движений «модели будущего».
Рассматривая возникновение и реализацию произвольного движения, Н.А. Бернштейн представляет его последовательность в виде следующих этапов:
1) восприятие и оценка ситуации;
2) определение, что должно стать с ситуацией в результате активности;
3) что надо сделать для этого;
4) как сделать это (последние
два этапа образуют
Очевидно, что для того, чтобы «экстраполировать»
будущее (второй этап), мозг должен иметь
возможность не только отражать уже существующее,
но и конструировать модель будущей ситуации
(«модель желаемого будущего»). Она отлична
от «модели настоящего»: «В мозгу сосуществуют
в своего рода единстве противоположностей
две категории (формы) моделирования воспринимаемого
мира: модель прошедше-настоящего, или
ставшего, и модель предстоящего. Вторая
непрерывным потоком перетекает и преобразуется
в первую. Они необходимо отличны одна
от другой прежде всего тем, что первая
модель однозначна и категорична, тогда
как вторая может опираться только на
экстраполирование с той или иной мерой
вероятности». Из возможных прогнозируемых
исходов затем выбирается один, и действие
программируется применительно только
к нему. То, что Н.А. Бернштейн обозначал
понятием «экстраполирование», в настоящее
время определяется в психологии и физиологии
высшей нервной деятельности «вероятностным
прогнозированием».
Таким образом, РД во всех ее видах реализуется
посредством сложного механизма психической
деятельности человека. Процессы осмысления,
удержания в памяти, опережающего отражения
служат теми внутренними механизмами,
при помощи которых, в свою очередь, осуществляется
действие основного операционного механизма
речи, который Н.И. Жинкин определил как
единство двух звеньев – механизма составления
слов из элементов и составления фраз-сообщений
из слов. Психологические и речевые механизмы
представляют собой сложное многозвенное
образование, каждое из звеньев которого
тесно связано с другими.
1.4. Основные виды речевой деятельности
Речевая деятельность реализуется
в таких видах, как говорение,
слушание, письмо и чтение. Эти виды
РД выступают как основные виды взаимодействия
людей в процессе вербального
общения.
По мнению И.А. Зимней, определение перевода
как вида РД не является самоочевидным.
Во всяком случае, его нельзя отнести к
основным видам РД, поскольку он напрямую
не связан ни с процессами формирования
и формулирования мысли (как предмета
РД), ни с деятельностью по ее анализу и
переработке. Он обеспечивает главным
образом возможность совместной речевой
деятельности людей, разговаривающих
и пишущих на разных языках (т. е. использующих
для речевого общения различные языковые
знаковые системы).
Особо следует сказать о таком виде сознательной
деятельности человека, как думание. И.А.
Зимняя считает, что думание правомерно
определять как вид РД, если его рассматривать
как своеобразную форму общения, взаимодействия
человека с самим собой. Однако однозначное
отнесение думания к видам речевой деятельности,
на наш взгляд, не совсем правомерно. Самый
простой, но непредвзятый анализ процесса
думания показывает, что он имеет отношение
в равной степени как к собственно речевой
деятельности (в частности, к процессам
порождения и восприятия речевых высказываний),
так и процессам мышления, аналитико-синтетической
деятельности человека. Интерпретация
процесса думания в современной психологии
предусматривает и невербальные, т. н. неречевые
формы его реализации (на основе наглядно-действенного
и, отчасти, наглядно-образного мышления).
И хотя невербальные варианты осуществления
процесса думания (по сравнению с вариантами
речевого мышления) в аналитико-синтетической
деятельности человека занимают не такое
уж большое место (как считает большинство
психологов, не более 10 %), игнорировать
полностью их нельзя. Исходя из этого,
процесс думания следует скорее рассматривать
как один из вариантов речемыслительной,
а не собственно речевой деятельности
человека. Применительно к условиям и
формам реализации РД, процесс думания,
по всей видимости, имеет самое непосредственное
отношение к внутренней речи человека,
хотя, разумеется, и не тождественен ей.
Согласно концепции И.А. Зимней, процесс
думания часто предшествует основным
формам взаимодействия человека с другими
людьми (говорение, слушание, чтение и
письмо), играя роль своего рода мысленного
«черновика», подготовки речевой деятельности
«во внутреннем плане», самопроверки правильности
выполнения таких видов РД, как говорение
и письмо.
Все виды речевой деятельности имеют много
общего и в то же время отличаются друг
от друга по ряду параметров. По ИА. Зимней,
главными среди этих параметров являются:
а) характер вербального (речевого) общения;
б) роль речевой деятельности в вербальном общении;
в) направленность РД на прием или выдачу сообщения;
г) связь со способом формирования и формулирования мысли;
д) характер внешней выраженности;
е) характер задействованной в процессах РД обратной связи.
Рассмотрим отличительные
особенности разных видов речевой
деятельности исходя из этих параметров.
– По характеру речевого общения РД подразделяется
на виды, реализующие устное общение, и
виды, реализующие письменное общение.
К первым относятся говорение и слушание.
Именно эти виды РД первыми формируются
в онтогенезе как способы реализации общения
человека с другими людьми. К этим видам
РД у человека имеется наследственная
предрасположенность (или «готовность»),
в основе которой лежит следующее.
Во-первых, это наличие у человека специфического
уникального аппарата для осуществления
психической интеллектуальной деятельности
(продуктом которой и является РД), а именно
– больших полушарий коры головного мозга.
Высшие (корковые) отделы головного мозга,
которые обеспечивают человеку возможность
овладения речевой деятельностью, к моменту
рождения оказываются уже в значительной
степени (примерно на две трети) сформированными.
Интенсивное их формирование происходит
в первый год жизни ребенка, в так называемый
«предречевой период» формирования РД,
и к моменту начала овладения экспрессивной
внешней речью кора головного мозга оказывается
уже в значительной мере сложившейся в
морфофункциональном отношении.
Во-вторых, «наследственная готовность»
во многом определяется особым строением
отдельных анатомических частей организма
человека, «ответственных за овладение
звучащей членораздельной речью» и получивших
название периферического речевого аппарата.
К моменту рождения ребенка этот анатомо-физиологический
аппарат речи оказывается в значительной
мере сложившимся, и в «доречевой» период
(первый год жизни) происходит его «психофизиологическая
настройка». Нарушение, «поломка» формирования
указанных структурных аппаратов речевой
деятельности в период внутриутробного
развития или во время родов (на что однозначно
указывают данные клиники и логопедии)
всегда приводит к нарушениям в формировании
речи (РД). Поэтому обследование состояния
периферического речевого аппарата и
нейрофизиологическое обследование наряду
с психолого-педагогическим «тестированием»
обязательно входят в программу комплексного
специально-педагогического (логопедического)
обследования.
Ко вторым – «надстроечным» видам речевой
деятельности относятся чтение и письмо.
Эти виды РД формируются на основе двух
первых – слушания и говорения (письмо
вообще нередко определяется как отображение
устной речи «в письменной форме»). Являясь
вторичными по происхождению, чтение и
письмо представляют собой более сложные
виды РД. Педагогическая практика показывает,
что для того, чтобы ребенок смог овладеть
ими, необходимо специальное целенаправленноеобучение
(системное образование по определенной
программе). [70 - К анатомическим отделам
организма человека, ответственным за
осуществление речевой деятельности,
можно с полным основанием отнести и верхние
конечности (в первую очередь – кисть
ведущей руки), специфическое строение
которых обеспечивает возможность осуществления
письменной деятельности.]
– По характеру выполняемой в процессе
общения роли виды РД подразделяются на
реактивные и инициальные. Говорение и
письмо являются инициальными процессами
речевого общения, стимулирующими, в свою
очередь, слушание и чтение. Последние
(слушание и чтение) выступают в качестве
ответных реактивных процессов, и в то
же время они являются необходимым условием
процессов говорения и письма. И.А. Зимняя
обращает внимание на то, что слушание
и чтение в психологическом плане так
же активны, как и инициальные виды РД.
В типичном варианте они представляют
собой процессы «внутренней психической
активности». Последнее обстоятельство
имеет важное значение в «методическом
плане» и должно учитываться коррекционными
педагогами в работе с детьми, имеющими
проблемы в развитии. Одна из задач, стоящих
перед педагогом, – всемерная психолого-педагогическая
активизация деятельности слушания и
чтения у обучающихся в процессе учебных
занятий и постоянный контроль за протеканием
этих видов речевой деятельности.
По направленности осуществляемой человеком
речевой деятельности на прием или выдачу
речевого сообщения виды РД определяются
как рецептивные (т. е. основанные на процессах
восприятия, «рецепции») и продуктивные.
Посредством продуктивных видов РД (говорение,
письмо) человек осуществляет создание
и выдачу речевого сообщения. Посредством
рецептивных видов РД (слушание, чтение)
осуществляется прием и последующая переработка
речевого сообщения. Эти две пары видов
РД отличаются между собой по способам
их психофизиологической организации.
При осуществлении рецептивных видов
РД функционируют прежде всего слуховой
и зрительный анализаторы, в продуктивных
же – задействованы в основном речедвигательный
и речеслуховой анализаторы. Соответственно,
рецептивные виды РД во многом определяются
состоянием и особенностями слухового
и зрительного восприятия, а продуктивные
– состоянием и уровнем развития двигательной
сферы.
– Различные виды речевой деятельности
предполагают и различные способы формирования
и формулирования мысли (предмета РД),
разные формы организации речевого общения
и соответствующие формы речи. Таких форм,
по определению И.А. Зимней, существует
три – внешняя устная, внешняя письменная
и внутренняя речь. Речь, являясь преимущественно
средством и формой общения, реализует
эту функцию посредством разных видов
и форм речи. Выделяют три основных вида
речи: 1. устная (внешняя) речь – экспрессивная
(разговорная) речь и импрессивная речь
(т. е. восприятие и понимание речи), 2. письменная
речь, включающая письмо и чтение, 3. внутренняя
речь, обеспечивающая и опосредующая оба
первые два вида речи – устную и письменную.
При этом думание можно рассматривать
как процесс формирования мысли посредством
внутренней речи, а говорение и письмо
как внешние способы формирования и формулирования
мысли в устной и письменной формах общения.
(Письмо служит целям фиксации письменного,
а иногда и устного способа формирования
и формулирования мысли.)
Основными формами устной экспрессивной
речи являются: монологическая, диалогическая
и групповая речь (полилог), которые можно
определить общим понятием «спонтанная
речь». Указанные виды и формы речи «образуют»
живую разговорную речь. Однако есть еще
и такие формы устной речи, которые непосредственного
участия в разговорной речи не принимают,
хотя являются ее необходимыми условиями.
Это повторная и так называемая номинативная
речь.
– Виды речевой деятельности отличаются
друг от друга и по характеру обратной
связи, регулирующей эти процессы, Так,
в обоих продуктивных видах РД (говорение
и письмо) осуществляется нервно-мышечная
обратная связь от органа-исполнителя
(артикуляционного аппарата, пишущей руки)
к «организующему» программу этой деятельности
участку головного мозга. Эта обратная
связь (через механизм «обратной афферентации»)
выполняет функцию внутреннего контроля
и корректировки. При этом в регулировании
письма на начальных этапах его усвоения
детьми участвуют обе формы этого мышечного
контроля (внутреннее «озвучивание» подлежащего
написанию слова или его проговаривание
во внешней речи и афферентные нервные
импульсу от мышц руки, выполняющей те
или иные движения). Наряду с внутренней
обратной связью продуктивные виды РД
регулируются и внешней обратной связью
(слуховое восприятие). В обоих рецептивных
видах РД – слушании и чтении – обратная
связь осуществляется главным образом
по внутренним каналам смыслового контроля
и смыслового анализа, механизм которых
еще недостаточно изучен и ясен. Если в
процессе чтения эффект обратной связи
в той или иной мере выявляется в регрессивных
движениях глаз и паузах фиксации взора,
то при слушании этот эффект вообще ненаблюдаем
и неконтролируем внутренней обратной
нервно-мышечной связью. Это определяет
большую сложность управления и организации
данных видов РД. Специальными экспериментальными
исследованиями было установлено,
что механизм обратной связи процесса
говорения используется и в рецептивных
видах РД, прежде всего в процессах слушания.
Исследования показали, что в процессе
слушания (восприятия и анализа воспринимаемой
речи) у человека отмечается внутренняя
«речедвигательная активность». В процессе
восприятия речи она проявляется в двух
основных формах: в повышении мышечного
тонуса в органах периферического (главным
образом артикуляционного) речевого аппарата
и в виде специфических микродвижений
этих органов (в первую очередь движений
языка). По своей «кинематической схеме»
эти микродвижения почти полностью соответствуют
движениям органов артикуляции говорящего,
чью речь и воспринимает слушающий. Таким
образом, слушающий как бы воспроизводит
(во внутреннем речедвигательном плане)
вслед за говорящим собеседником его речевое
высказывание. Такое, минимально отсроченное
воспроизведение воспринимаемой речи
обеспечивает более точное и полное ее
восприятие. Специалистам, занимающимся
формированием речи у детей (или ее восстановлением
у взрослых), необходимо учитывать эту
особенность процесса слушания как вида
РД. Здесь можно выделить два основных
аспекта. Во-первых, методическое обоснование
приема использования громкого и шепотного
проговаривания текста в процессе чтения,
повторения речевого высказывания (в плане
полушепотной речи и произнесения про
себя) в целях лучшего восприятия обращенной
речи; приема, в основе которого лежит
намеренная активизация и «усиление»
механизмов обратной связи через подключение
кинестетического контроля. Во-вторых
– интерпретация «феномена» правильного
произношения не только с точки зрения
соответствия фонетическим нормам родного
языка, но и с точки зрения качественного
уровня сформированности универсального
психофизиологического механизма «обратной
связи», обеспечивающего реализацию речевой
деятельности. Значение овладения ребенком
орфоэпическими нормами и слогопроизносительными
навыками логопед должен объяснить родителям
ребенка, имеющего недостатки речи, учитывая
также и роль правильного произношения
в формировании механизмов контроля за
ее полноценным восприятием. Другими словами,
в своей коррекционной работе логопед
должен отталкиваться и от следующего
методического положения: чем лучше ребенок
говорит сам, тем лучше он воспринимает
и обращенную к нему речь окружающих.
– Виды речевой деятельности отличаются
друг от друга и по характеру внешней выраженности.
Говорение и письмо выступают как внешне
ярко выраженные процессы создания и выражения
мысленной задачи (а также передачи информации)
для других. Слушание и чтение (в его типичном
варианте чтения «про себя») являются
внешне невыраженными – при помощи языковых
средств – процессами внутренней психической
активности. Указанное обстоятельство,
как отмечено выше, должно учитываться
коррекционными педагогами при проведении
занятий с детьми, имеющими отклонения
в развитии. Постоянный («непрерывный»)
контроль со стороны педагога за протеканием
у его воспитанников речевой деятельности
слушания и чтения может осуществляться
с помощью установочных обращений и инструкций,
«уточняющих» вопросов, учебных и игровых
заданий, активизирующих у детей процессы
внимания и восприятия и Т.Д.
Анализ качественных особенностей основных
видов речевой деятельности показывает,
что эта деятельность во всех случаях
осуществляется двумя субъектами: с одной
стороны, говорящим и пишущим (индивид,
осуществляющий инициальные, продуктивные
виды РД), а с другой – слушающим и читающим
(человеком, воспринимающим и анализирующим
речь, речевые высказывания говорящего
или пишущего).
Вместе с тем для речевой деятельности
в целом и всех ее видов имеется и ряд общих
характеристик. Согласно концепции И.А
Зимней, к ним относятся: структурная организация,
включающая фазовое или уровневое строение
и операционную структуру; 2) предметное
(психологическое) содержание; 3) единство
внутренней и внешней сторон; 4) единство
содержания и формы его реализации; 5) обусловленность
речевой деятельности человека функционированием
психических процессов восприятия, внимания,
памяти, мышления, воображения, которые
выступают в качестве первичных психологических
механизмов РД.
Важнейшей характеристикой РД выступает
определяющее ее единство внутреннего
и внешнего содержания – внешней исполнительной,
реализующей стороны и внутренней, внешне
не наблюдаемой.
В качестве внутренней стороны речевой
деятельности, осуществляющей организацию,
планирование, программирование деятельности,
выступают те психические функции, которыми
она реализуется. Это потребность и эмоции,
мышление и память, восприятие и внимание.
Сложное их единство рассматривается
в качестве того психологического механизма,
посредством которого реализуется деятельность
вообще и РД в частности. Так, внутренней
стороной или основным психологическим
механизмом рецептивных видов РД является
«смысловое решение»; внутренней стороной
продуктивных видов РД – процесс смысловыражения,
формирования и формулирования мысли.