Психология делового общения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:43, курс лекций

Краткое описание

Важным для коллектива является и то, во что верит новый сотрудник, а к чему относится скептически. Для менеджера важно, чтобы новый сотрудник поверил не только в цели коллектива, но и в возможность их достижения, свою способность оказать помощь и выполнить роль, которую ему отведена. О новом человеке в трудовом коллективе судят еще и по тому, насколько он принципиален. Под принципами в менеджменте, относящимися к отдельному человеку, понимают устойчивую форму проявления системы ценностей и воплощение верований в виде определенных стандартов поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

уроки в средней школе.docx

— 100.70 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Как научиться  общаться лучше? (Упражнения по развитию навыков общения)

Цель: повысить коммуникативный уровень учащихся.

Задачи

— практически опробовать упражнения, повышающие уровень коммуникативной  компетенции; 
— освоить новые коммуникативные умения и навыки; 
— выработать индивидуальный стиль общения.

Ход урока

Научиться общаться лучше — вполне реально, это можно тренировать путем выполнения упражнений, так же, как тренируют мышцы тела. Из всех людей единицы изначально умеют общаться легко, непринужденно, эффективно, без конфликтов. Подавляющее большинство людей этому учится, и лучше всего делать это непосредственно в процессе общения.

В основе эффективного общения лежит несколько общих правил:

1. Проявляйте искренний интерес к другим людям. «Человек, который не проявляет интереса к своим собратьям, людям, переживает наибольшие трудности в жизни и причиняет наибольшие несправедливости другим». 
2. Попытайтесь понять достоинства другого человека и искренне признать, похвалить эти достоинства. Дайте людям почувствовать их значимость и уникальность. 
3. Вместо того, чтобы осуждать людей, постарайтесь понять, почему они поступают так, а не иначе. Это более эффективно, чем критиковать или осуждать, так как критика ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает его искать для себя оправдания, а не заставляет задуматься. 
4. Будьте доброжелательным, приветливым, улыбайтесь. 
5. Обращайтесь к человеку по имени, отчеству, помните, что для человека звук его имени является самым важным и приятным звуком в человеческой речи. 
6. Говорите о том, что интересно вашему собеседнику. 
7. Будьте хорошим слушателем, этим побуждая человека рассказывать о себе. 
8. Проявляйте уважение и терпимость к мнениям другого. Не употребляйте выражений типа: «Ты ничего не понимаешь!», «Твои взгляды безнадежно устарели!», «Думать так — глупо!». Отзываясь неодобрительно о мнениях, вкусах, привычках другого человека, вы обижаете его самого, его личность. К тому же, чаще всего мы меряем по себе, поэтому помните, что вы — не эталон для всех, не предмет для подражания, у другого человека другие взгляды на жизнь, он даже так и называется — ДРУГОЙ. 
9. Больше слушайте, чем говорите. 
10. Попытайтесь искренне стать на место другого человека, увидеть вещи с его точки зрения. 
11. Как указать человеку на ошибку, не обидив его? 
— узнайте, что он сам думает о своем поступке, 
— начните с похвалы, отметьте, что ему удается, а затем скажите об ошибке, но не обобщая («У тебя всегда так!») и не переходя на личность человека («У тебя ничего не вышло, потому что ты лентяй!»), 
— никогда не критикуйте человека при посторонних — это унижает его достоинство; лучше — один на один.

Следующие упражнения помогут  вам стать более раскованным, общительным, понимающим и изменят ваши отношения с другими людьми к лучшему.

— Каждый день начинайте  с улыбки своему отражению в зеркале, постройте рожицы, спойте себе песенку. Плохое настроение оставляйте дома, а лучше всего расставайтесь с ним, как только оно возникло, не давайте ему развиться — срочно повысьте настроение любым способом.

— Приглядывайтесь к окружающим вас людям, их лицам, походке, одежде, рукам, их дому, книгам и т.п., пытаясь определить их профессию, семейное положение, увлечения, интересы, характер, мысли и настроение в данный момент.

— Попытайтесь изобразить различные эмоции на лице, поотгадывайте их на лицах товарищей.

— Изобразите различные  эмоциональные состояния людей ( «только что сдал экзамен на 5 (на 2)», «влюблен», «девочка в модном прикиде», «злая продавщица», ….). Отразите это без слов, жестами, выражением лица, действиями, походкой и т.п., пусть ваши друзья поотгадывают, что вы хотели изобразить.

— Разбившись по парам, в течение 1 минуты смотрите в глаза своему собеседнику. Затем обсудите, какие чувства вы испытывали. Как это встречается в жизни, со знакомыми 
людьми и с незнакомыми?

— Один человек-водящий  закроет глаза, и пусть каждый подойдет и коснется его (просто или по-особенному). Пусть он по касанию определит, кто это был. Пообсуждайте, какую информацию может нести прикосновение, как по-разному можно это сделать.

— Разыгрывайте различные  ситуации общения и обсуждайте, как нужно в них поступать.

— Постоянно практикуйте  свое умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, особенно с неприветливыми (спрашивайте дорогу, время, …). Задавайте вопрос так, чтобы вам приятно было ответить.

— Попробуйте за 3 дня пообщаться с 50 людьми, знакомыми и незнакомыми (просто перекинуться несколькими словами, 
спросить что-то). Увидите, насколько легче стало общаться.

— В группе попробуйте за 5 минут переговорить с наибольшим количеством людей.

— Учите наизусть анекдоты, тосты, шутки, загадки, истории, чтобы  блеснуть в компании. Тренируйтесь рассказывать их перед зеркалом.

— Ведите активный образ  жизни: посещайте кружки, секции, клубы  по интересам, соревнования, представления. Там вы найдете много друзей и не будете скучать, у вас будет о чем рассказать.

— Читайте книги по психологии общения и применяйте в жизни полученные знания.

Вывод

Можно повысить эффективность  общения.

Вопросы

1. Как вам понравилось выполнять упражнения по общению? 
2. Что нового вы узнали, почувствовали, поняли? 
3. Какой вы можете дать совет, чтобы человек лучше общался?

Качества, важные для межличностного общения 

Цель: определить качества, важные для процесса общения.

Задачи

— определить важные для общения  качества; 
— рассмотреть использование этих качеств в реальных ситуациях общения; 
— обозначить причины низкого коммуникативного уровня; 
— определить коммуникативный уровень учащихся.

Ход урока

Почему одни люди легко  общаются со всеми, а у других так не получается? По-видимому, для успешного общения человек должен обладать некоторыми особыми качествами и умениями. У некоторых людей они есть с самого начала, другие при желании могут им научиться. Эти качества следующие:

1) способность чувствовать и проявлять свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию к другим людям, даже когда не одобряешь их поступки, готовность их поддержать (доброжелательность);

2) умение встать на место другого человека, посмотреть на мир его глазами, воспринимать поступки с его позиций, увидеть себя его глазами (эмпатия);

3) умение быть естественным в отношениях, открытым, не скрываться за масками или ролями, не «строить из себя», не стараться казаться другим, а быть самим собой (аутентичность);

4) умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, поступках, отказ от общих рассуждений, многозначительных и непонятных для собеседника, от пространных, наводящих скуку, «умствований вообще» (конкретность);

5) способность самому устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны других, склонность к активности в отношениях, к тому, чтобы «идти вперед и вести за собой»; готовность браться за какие-то дела, требующие активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать (инициативность);

6) умение говорить и действовать напрямую, открытая демонстрация своего отношения к проблемам, людям, своей точки зрения, не скрывая и не замалчивая (непосредственность);

7) искренность, готовность открыть другому свой внутренний мир и твердая убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими; следует отличать открытость от нездорового стремления раскрыть все свои самые интимные секреты, выложить всю свою подноготную посторонним людям, поскольку сам человек, а не его тайны интересны людям (открытость);

8) умение выражать эмоции и готовность принимать их выражение со стороны других, отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своим чувствами или чувствами других людей, не стоит смущаться или бояться проявления своих или чужих переживаний, даже очень сильных или тяжелых, — ведь для человека естественно чувствовать различное эмоциональное отношение к происходящему, только камень ничего не чувствует (принятие чувства);

9) в случае возникновения трений или конфликтов — умение «с глазу на глаз» поговорить с другим человеком и, не допустив обострения ситуации, выяснить источники разногласий, найти компромисс; готовность в некоторых случаях пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а стремясь установить пусть не дружеские, но открытые и ровные отношения, прийти к какому-то соглашению (толерантность, терпимость);

10) исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, видение себя «со стороны» и стремление воспользоваться для этого помощью окружающих, готовность прислушиваться к их мнению, но при этом самому быть автором своей самооценки (ведь только ты сам знаешь, какой ты на самом деле); к конфликтам следует относиться как к новому опыту взаимоотношений, а к высказываемой людьми критике — как к новой информации, важной для более глубокого самопознания (самопознание).

Иногда, несмотря на прекрасные коммуникативные навыки, общение все равно может быть затруднено. Это может быть из-за: 
— стереотипов — упрощенных мнений об отдельных людях или ситуациях, когда, не углубляясь в анализ фактов, не разобравшись как следует, мы с ходу даем оценку человеку или событию, и эта поверхностная точка зрения кажется нам истинной; 
— «предвзятых представлений» — склонности отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что для нас ново, необычно, не нравится, не подходит. Мы думаем, что если мы во что-то не верим или чего-то не знаем, то его и не существует; если что-то кажется нам правильным, то так и есть на самом деле; мы склонны отвергать что-то новое и считать его плохим именно в силу его новизны, пугающей нас. При этом мы редко вспоминаем, что взгляды другого человека, столь отличные от наших, представляются ему такими же истинными, как для нас наши собственные; 
— плохих отношений между людьми, поскольку, если вы плохо относитесь к человеку, то для вас он всегда будет неправ, что бы он ни говорил; 
— отсутствия внимания и интереса собеседника. Интерес можно вызвать, показав значимость, полезность сообщаемой вами информации для собеседника: как она поможет ему добиться цели или предотвратить нежелательное событие; 
— пренебрежения фактами, когда, не дослушав собеседника до конца или не вникнув в суть дела, вы делаете поспешные выводы-заключения; 
— неумения правильно говорить: неверный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.; 
— ошибки в выборе типа общения, когда с незнакомым человеком вы разговариваете «на ты», как с другом; когда от близкого человека закрываетесь, как от врага; когда доверчиво слушаете завирательные речи назойливых цыганок и т. д. . Общение должно соответствовать ситуации, в которой вы находитесь, и людям, с которыми вы общаетесь.

Практическая часть. С помощью следующей методики вы сможете узнать, насколько развиты у вас навыки успешной коммуникации.

Оцените по шкале от 0 до 6, в какой мере вам присущи рассмотренные выше качества, важные для общения. Руководствуйтесь вашим собственным мнением, а не тем, что о вас говорят другие люди. Если вам кажется, что данное качество вообще вам не присуще, ставьте 0; если выражено очень слабо — ставьте 1; если данное качество полностью, без сомнения, свойственно вам — 6. Самооценка проводится в течение 10 минут.

А теперь сравните, насколько присущие вам качества популярны среди людей, с которыми вы общаетесь. Для этого группа (класс) выполняет общее задание: в течение 30 минут группа должна распределить эти 10 качеств по их важности для общения в порядке возрастания (10-е — самое важное). Группа должна в совместном обсуждении решить, какое качество важнее всех.

Очень важно, чтобы стиль  общения человека соответствовал представлениям группы о том, как следует общаться, иначе в этой группе человек не будет принят за «своего», как член группы.

Вывод

Развитие коммуникативных  качеств определяет уровень общения  и его эффективность.

Вопросы

1. Какие важные для общения качества вы знаете? 
2. Приведите примеры ситуаций общения с плохо развитыми качествами. 
3. Приведите примеры общения на высоком коммуникативном уровне. 
4. Что может мешать общению?

Конгруэнтность. Ресурсное состояние. (Учимся управлять собой)

Цель: овладеть понятиями конгруэнтность — неконгруэнтность в процессе общения, ознакомиться с техникой вызова ресурсных состояний.

Задачи

— определить понятие конгруэнтность — неконгруэнтность; 
— обсудить проявления конгруэнтности в реальной жизни; 
— ознакомиться с понятием о ресурсных состояниях; 
— попробовать технику вызова ресурсного состояния; 
— осознать значение этой техники для успешного общения; 
— оценить свою степень общительности.

Ход урока

На прошлом занятии мы учились угадывать, что выражает человек своим внешним видом, какую информацию о себе несет окружающим. Есть и более сложный вариант этой игры, где требуется не только наблюдательность, но и сообразительность.

Упражнение. Как и в предыдущем варианте, водящий выходит перед классом, и учитель на ухо говорит, какое состояние загадано. Но показывать он будет противоположное состояние — чтобы труднее было отгадать. Например, загадано изобразить «Мне скучно», а водящий изображает «Мне не скучно». 
Задания: 
— хочу спать; 
— мне грустно; 
— не люблю собак; 
— я устал; 
— как интересно!; 
— я уверен в себе; 
— никого не боюсь; 
— я опаздываю; 
— я голоден; 
— (придумайте сами несколько заданий).

Информация о работе Психология делового общения в школе