Психология делового общения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:43, курс лекций

Краткое описание

Важным для коллектива является и то, во что верит новый сотрудник, а к чему относится скептически. Для менеджера важно, чтобы новый сотрудник поверил не только в цели коллектива, но и в возможность их достижения, свою способность оказать помощь и выполнить роль, которую ему отведена. О новом человеке в трудовом коллективе судят еще и по тому, насколько он принципиален. Под принципами в менеджменте, относящимися к отдельному человеку, понимают устойчивую форму проявления системы ценностей и воплощение верований в виде определенных стандартов поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

уроки в средней школе.docx

— 100.70 Кб (Скачать файл)

Обсуждение. Намного ли труднее этот вариант игры?

По внешнему виду человека внимательный наблюдатель может довольно точно охарактеризовать его внутреннее состояние, а очень внимательный — такой как, например, Шерлок Холмс, — черты характера и образ жизни. Такая согласованность(адекватность) внешнего облика человека и его внутреннего состояния называется конгруэнтностью. Например, вам навстречу идет человек, вы еще пока не рассмотрели его лица, но уже по походке можете сказать, что он уверен в себе и радуется жизни; подходит ближе — и вы узнаете своего хорошего знакомого, который имеет свой собственный процветающий бизнес, твердо стоит на ногах в жизни, а в разговоре он сообщает, что завтра улетает отдыхать на Канары. Бывает наоборот: человек выглядит уверенным в себе, говорит, что не боится «ни бога, ни черта», а попадет в переделку — все поджилки трясутся. Или собеседник говорит: «Как интересно, продолжайте!», но его тело (поза, жесты, мимика) выражают скуку и усталость.

Рассогласованность (неадекватность) внешних проявлений с внутренним состоянием человека называется неконгруэнтностью. Это затрудняет общение, так как невозможно понять, какой человек перед тобой, каковы его намерения и цели, как строить ваши взаимоотношения. Чаще всего неконгруэнтный человек плохо знает и понимает сам себя, поэтому и другим понять его сложно. Если вы стремитесь эффективно общаться с людьми, то прежде изучите самого себя, узнайте и поймите, какой вы человек, особенности вашего характера, каковы ваши жизненные ценности и цели.

Конгруэнтность важна  в общении, но у нее есть недостаток: у конгруэнтного человека его внутреннее состояние легко узнать по внешнему виду. А если ваше внутреннее ощущение оказывается прямо противоположным тому, как вам надо выглядеть? Например, завтра тебе предстоит выступить с докладом перед классом, ты волнуешься, всю ночь снились кошмары, в которых ты все выступление смущался и краснел, на утро просыпаешься разбитым и сильно нервничаешь перед выступлением. Что делать? Выход: управляя собой, научиться быстро приходить в нужное ресурсное состояние — ощущение прилива сил, собранности, уверенности, успеха, радости или спокойствия для решения трудных проблем и ситуаций общения.

Это делается так (данная схема является упражнением, каждый шаг которого учащиеся должны проделать не торопясь, достигнуть нужного ощущения, осознать его, запомнить; выполнить все этапы, получить результат — войти в ресурсное состояние; желательно овладеть этой техникой. Учитель читает каждую инструкцию спокойно, внятно, останавливаясь, чтобы слушатели выполнили задание):

— вспомни ситуацию из своего опыта, когда ты «чувствовал себя на высоте»: всё получалось, ты достиг успеха или победы, был очень доволен и гордился собой;

— вспомни свои чувства  в этот момент и ощути их сейчас как можно сильнее;

— почувствовав прилив сил  и уверенности — ИДИ И ДЕЛАЙ ДЕЛО, к которому ты готовился.

Если ты хочешь научится быстро вызывать это состояние по своему желанию, когда тебе нужно, то после этих шагов выполни еще следующие (эти шаги не обязательно делать на занятии — просто пусть слушатели запомнят их на будущее):

— когда воспоминание переживания успеха станет сильным, свяжи его условной связью с каким-нибудь ощущением: ущипни себя за мочку уха, прикоснись к запястью, проведи по щеке и т.п.. Это называется «поставить якорь». Если делать так много раз, то образуется условный рефлекс, и в дальнейшем ты будешь испытывать нужное ощущение, просто выполняя «якорь» (касаясь мочки уха, щеки , …). Правда, не удивляйся, если этот «якорь» случайно сделает кто-то другой (коснется твоей щеки), и ты вдруг ощутишь прилив сил и уверенности — просто организм отвечает на выработанный сигнал.

— в трудной ситуации одновременно вспоминай переживание и используй «якорь», чтобы вызвать нужное внутреннее состояние.

Теперь, освоив некоторые  важные для общения навыки, попробуем  с помощью теста узнать, насколько мы общительны.

Тест «Какой я в общении?».

Вывод

Конгруэнтность собеседников является важной составляющей успешного  общения; навык использования ресурсных  состояний также помогает общаться эффективней.

Вопросы

1. Что такое конгруэнтность и неконгруэнтность? Приведите примеры. 
2. Что такое ресурсное состояние и как его вызвать? 
3. Нужно ли это в жизни? 
4. Хотелось бы вам овладеть техникой «постановки якоря» для вызова ресурсного состояния и зачем?

 

 

 

 

 

Определение системы модальности собеседника (Как мы воспринимаем окружающий мир)

Цель: сформировать понятие о модальностях внутреннего опыта человека, определить свою ведущую модальность, уметь определять канал восприятия собеседника.

Задачи

— дать понятие о каналах восприятия (модальностях внутреннего опыта); 
— выделить типы каналов; 
— показать взаимосвязь модальности с речью; 
— с помощью речевого анализа определить собственный канал восприятия, а также модальность собеседника; 
— научиться воспринимать окружающий мир в разных модальностях; 
— освоить начальные навыки вербальной подстройки к собеседнику (на речевом уровне); 
— научиться распознавать модальности в повседневном общении.

Ход урока

Как мы воспринимаем окружающий мир? Одинаково ли мы его чувствуем и видим? Если все люди разные, то, может быть, мы по-разному воспринимаем окружающую реальность? Как мы это делаем?

Мир вокруг нас — огромный, со множеством звуков, цветов, запахов, ощущений, объектов живых и неживых. Для восприятия этого многообразия нам даны 5 органов чувств: зрение, слух, ощущение, вкус и запах. С их помощью сознание получает информацию о происходящем вокруг нас. Но стимулов много и замечать всё мы просто не в состоянии. В каждый момент времени осознается определенная часть окружающего мира, а на остальное мы не обращаем внимания. Так поступает наше сознание, воспринимая многообразный и необъятный мир вокруг. Кроме того, оказывается, у каждого из нас есть определенный излюбленный способ восприятия мира — канал восприятия, — то, как нам легче и удобнее видеть мир и «укладывать» его в голове. Таких способов видения мира (каналов) три:

— визуальный (зрительный) — то, что можно видеть (цвета, картинки, образы); 
— аудиальный (слуховой) — то, что можно слышать (звуки); 
— кинестетический (ощущающий), от греческого «кинес» — «тело»,- то, что можно чувствовать (вкус, запах, ощущения, прикосновения, температура и прочее, сюда же относятся эмоции и переживания).

У каждого человека есть наиболее удобный для него способ восприятия мира: одни больше любят смотреть, другие — слушать, третьи прожить не могут без того, чтобы не потрогать и не попробовать на язык. Конечно, мы пользуемся всеми тремя каналами, но какой-то один или два для нас основные, более важные. От типа восприятия зависит то, как окружающая действительность представлена в сознании: в виде звуков, образов или ощущений. Давайте попробуем определить ваш любимый канал восприятия с помощью следующего упражнения.

Упражнение. Выполняется в парах. Вы по очереди называете собеседнику слова, а он говорит, как он это представляет. Например: «море» — «звук прибоя, грохот волн, шуршание гальки», «жара на пляже, в воде прохладно, струйки щекотно сбегают по телу», «голубая безбрежная даль, белые облака, желтый песок, люди». Старайтесь называть конкретные предметы, а не абстрактные понятия, слова-существительные, которые легко представить. Постарайтесь понять, каким способом ваш собеседник в основном видит мир.

Вы заметили, что с определенным типом восприятия связаны слова, которые человек употребляет при описании чего-то или когда делится впечатлениями о чем-то. По речи также можно определить канал восприятия. Люди-визуалы часто употребляют слова: ярко, ясно, четко, синий, прозрачный, смотреть, искристый, радужный, видеть, разглядывать и т.п. Люди-аудиалы говорят: слышать, глухой, громкий, шум, стон, крик, звуки, разговор, беседовать, тихо и т.п. Люди-кинестетики говорят: приятно, мокро, холодно, чувствовать, трогать, касаться, гладкий, колючий, неуютно, боль, двигаться, действовать, напряжение и т.п. Попробуем увидеть это на практике.

Упражнение. Делаем то же, что и в предыдущем упражнении, называем предметы для описания. Но попросим собеседника не спешить, говорить медленнее, а сами попробуем записывать слова, которые он употребляет. Несколько таких записей позволят определить его канал восприятия.

Обсуждение. Сколько среди вас кинестетиков, аудиалов, визуалов? Часто ли встречаются «чистые» типы или много «смешанных» (кинестетик-визуал, визуал-аудиал и т.п.)

В России на данный момент приблизительное распределение по типам такое: визуалы — 35%, кинестетики — 35%, аудиалы — 5%, смешанный тип — 25%. В США немного иначе: визуалы — 45%, кинестетики — 45%, аудиалы — 5%, смешанный тип — 5%.

Считается, что женщинам более свойственен визуальный канал  восприятия, а мужчинам — кинестетический.

А теперь упражнение «высшего пилотажа» для тех, кто настолько хорошо понял особенности различных типов восприятия, что даже может воспринимать мир в любом канале.

Упражнение. Трое добровольцев выходят перед классом. Им называют слово. Пусть один опишет это так, как сделал бы это визуал, второй — как аудиал, а третий как кинестетик. Например, комнату можно описать так:

— Эта комната светлая, просторная. И стены покрашены в такой милый цвет, что кажется, что она еще больше. И хотя стулья черные, они хорошо смотрятся на общем фоне.

— Да, но здесь достаточно шумно. И акустика не очень. Звук как бы глохнет. Кажется, что говоришь громко, а на самом деле почти никому не слышно.

— Ну ничего. Зато здесь тепло, и стулья мягкие. И даже зимой не дует, а дышать легко. А то иногда в других местах такие сквозняки бывают, так дует по ногам, что аж мурашки по коже — хочется подобрать ноги, свернуться в комочек и угреться.

Просто попробуйте пофантазировать  и поразмышлять о том, что такое мир для человека, который более предпочитает видеть, чем слышать или чувствовать, или слышать, чем ощущать и представлять. Попробуйте это испытать на себе. Затем эту тройку сменят следующие участники.

Обсуждение. Трудно ли воспринимать мир из «непривычного» канала? Что помогало переключаться (вспоминал слова, свойственные каждому типу, представлял картинку и т.п.)?

А теперь ответьте на один главный вопрос: в чем секрет эффективного общения; что делает процесс общения приятным, интересным, полезным?

(Обсуждение). Необходимое условие эффективного общения — понимание людьми друг друга. Иногда, когда разговор не получается, вы чувствуете, будто говорите на разных языках. В основном, такое ощущение возникает, когда собеседники не понимают точку зрения другого человека: каждый говорит о своем, видит ситуацию со своего бока. Но существенно затруднять процесс общения, буквально создавая иллюзию «разговора на разных языках», может то, что вы общаетесь по разным каналам восприятия. Например:

— вы рассказываете знакомому, как хорошо было в лесу: «Всё такое зеленое, солнышко ярко светит, белые стволы березок сверкают — красота!», а он: «Да что березки, когда сыро и комары грызут, вот шашлычок на костре — это вкуснотища!». Ясно, что вы видите один и тот же лес совершенно по-разному: вы — визуал, а знакомый — кинестетик. Вы можете почувствовать, что он вас не понимает, но, распознав по словам его канал восприятия, увидите, что восхищаетесь вы оба одним и тем же (прелестью леса), только по-разному. Следовательно — понимаете друг друга.

— часто можно услышать: «Нет, ты посмотри на это!», а в ответ: «Да ты только послушай!»; понятно, что такое общение визуала с аудиалом будет затруднено, если не приложить усилий по «переводу» слов в понятный для собеседника канал;

— в деловом разговоре можно битый час рассказывать партнеру о «блестящих перспективах развития нашего бизнеса», строить «радужные планы совместной работы» и предлагать «посмотреть на это с вашей точки зрения». Если он — визуал, как и вы, то, скорее всего, сделка закончится подписанием договора. Если же он, к примеру, кинестетик, то подобная речь не вызовет никакого эмоционального отклика, он даже не совсем поймет, что имеется в виду; с ним надо разговаривать на «его языке»: «Мы могли бы в теплой, задушевной атмосфере при прямом контакте обсудить возможности нашего более тесного сотрудничества».

То есть, для достижения взаимопонимания в общении очень важно говорить с собеседником на понятном ему языке, в частности — в его канале восприятия, или хотя бы знать его тип восприятия, чтобы понимать, что он имеет в виду.

Вопросы

1. Какие каналы восприятия вы знаете? Для чего они нужны? 
2. В чем особенности каждого типа восприятия, как они проявляются в речи? 
3. Как влияют особенности восприятия на общение?

Домашнее задание

Попробуйте определить канал восприятия у ваших знакомых, друзей, близких, расскажите им о результатах, объясните, что это означает.

Фильтры «Я-слушания» как  способ существования различных  частей личности (Я бываю разным)

Цель: дать представление о фильтрах Я-слушания и научиться распознавать их в общении.

Задачи

— дать понятие о фильтрах общения; 
— научиться определять фильтры в ситуациях общения; 
— осознать свои фильтры Я-слушания; 
— научиться строить общение без фильтров, общаться эмпатически.

Ход урока

Информация о работе Психология делового общения в школе