Психология игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:06, реферат

Краткое описание

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устронять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.
В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.

Содержание

1 Организация самостоятельной деятельности детей и планирование воспитательной работы по руководству игрой 3
2 Творческая игра в педагогическом процессе детского сада 7
3 Развитие детского творчества и игрового замысла 15
4 ИГРЫ 18
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ 18
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ 19
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 19
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 20
Заключение 20
Используемая литература 22

Вложенные файлы: 1 файл

Психология игры.docx

— 55.16 Кб (Скачать файл)

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ  ИГРЫ

     В первом полугодии учебного года воспитатель  интенсивно формирует у детей  игровые умения и главным образом  ролевое поведение. Он включает ребят  в совместную игру или предлагает сюжет в виде небольшого рассказа.

     В младших группах у детей уже  сформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к  определенному персонажу (роли).

     Перед  педагогом стоит задача – стимулировать  творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание  игры с включением в нее различных  ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных  и реальных персонажей. Например, воспитатель  детского сада и милиционеров, пожарник и баба-яга, Буратино и врач.

     Включение в общий сюжет таких ролей  активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать  новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным  совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При  этом воспитатель учитывает игровые  интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как; это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.

     Создание  обстановки для сюжетно-ролевой  игры или конструирование недостающих  предметов в ходе уже развернувшегося сюжета помогает четче обозначить игровую ситуацию интереснее осуществить игровые действия, точнее согласовать замысел игры между ее участниками. Обычно для этой цели используют строительный материал готовые детали игрушек. При этом важно помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым  играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ  ИГРЫ

       Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений. Все это для детей среднего дошкольного возраста является нелегкой задачей.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

     В средней  группе воспитатель организует и проводит дидактические игры как  на занятиях, так и вне их, упражнения детей в узнавании, различении и  определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. М помощью  дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы как по внешним  признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается  сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ

     Музыкально-дидактические  игры осваиваются  детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных  занятий. Педагог знакомит детей  с правилами игры ставит перед  ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором  проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди  своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических  игр, позволяют им более успешно  выполнять задания, связанные с  различными видами музыкальной деятельности.

 
 
Заключение

     Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное  положительное отношение к учебной  и общественной деятельности, заставить  его понять важность и необходимость  обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить  симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание  общественно полезной значимости его  труда; развить потребность в  книге, стремление научиться читать.

     Успешность  подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог  учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как  он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к  тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой  игры незаслуженно принижается. А между  тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.

     Через игру и в игре постепенно готовится  сознание ребенка к предстоящим  изменениям условий жизни, отношений  со сверстниками и со взрослыми, формируются  качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие  качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

     Методы  и приемы, применяемые педагогом  для ознакомления детей со школьной, должны дополнять друг друга. Различные  занятия  нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во  время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других детских садов.

     Игра  выявляет отношение детей к изображаемому  и в то же время содействует  закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь  переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что  они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.

     Любовь  и бережное отношение к книге  сохраняется у детей и в  школе. Те, кто в детском саду с  интересом занимаются с учебником; во время внеклассного чтения предлагают разные формы работы с книгой; выступают  организаторами викторин по произведениям  любимых писателей; оформляют выставки книг.

     Потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на возникающие  вопросы, бережное отношение к книге  с первых же дней обучения в школе  помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление быстрее  научиться читать, поддержать и развить  интерес к получению новых  знаний.

 

Используемая  литература

     1 Азаров Ю.П. Игра и труд. – М.: Знание, 1973.

     2 Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кню для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

     3 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

     4 Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.

     5 Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.

     6 Геллер Е.М. Наш друг – игра. – Минск: Народная света, 1979.

Информация о работе Психология игры