Психология и Социальная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:51, контрольная работа

Краткое описание

Психоло́гия наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов. Объединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы
Включает в себя фундамента́льную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладну́ю психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практи́ческую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 191.37 Кб (Скачать файл)

методы коррекции и терапии — способствуют развитию и улучшению групповых и личностных характеристик, навыков и умений;

методы мотивирования и управления — применяются для обесечения оптимального функционирования групп и отдельных личностей и побуждения их к деятельности для достижения единой цели;

методы обучения и развития — направлены на реализацию социально-психологического потенциала в ходе повышения эффективности усвоения умений, знаний и навыков; способствуют повышению компетентности;

методы конструирования и творчества.

 

Проблемы социальной психологии.

 

Наука социальная психология занимается изучением личности и ее социального взаимодействия в конкретном обществе или группе. Проблемы социальной психологии скрываются в проявлении личностных черт, значительно различающихся в разных группах и социумах. В одних условиях могут раскрываться личностные черты, а совершенно в иных — могут и вовсе не проявиться. Основным главным ориентиром остаются взаимоотношения с социальной группой самой личности.

 

2) ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ  ПСИХОЛОГИИ И ЕЕ ЗАДАЧИ

 

Этапы развития социально-психологического знания

Историю развития социальной психологии можно разделить на 3 этапа:

1) описательный этап (VI в. до н. э. середина ХIХ в.) – зарождение и первые шаги социально-психологического знания встречаются уже в трудах философов античности.

Социоцентризм Платона– социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения. Индивидуальные особенности человека и его социальное поведение и положение у Платона связано с тремя частями тела: головой (умом) – развит у философов, сердце (мужество) – у воинов и живот (телесные вожделения) – у ремесленников. На подобной основе Платон различает и отдельные народы.

Эгоцентризм Аристотеля – человек рассматривался как «социальное животное», которое не может развиваться нормально вне общества, однако, решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе.

Тории «плохого» и «хорошего» человека. В эпоху Возрождения существовало два учения, одно из которых («реалистическое») придерживалось мнения о изначальной порочности человека и аморальности общества (Н. Макиавелли, Т. Гоббс). Согласно другому учению («романтическому»), человек по своей природе добр, но именно общество портит его, формируя негативные черты. (Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Д. Дидро).

В XVIII в. получила развитие теория, строящаяся на принципе личной выгоды (И. Бентам, А. Смит). Главным принципом поведения объявлялась оценка всех явлений, исходя из их полезности, для отдельного индивида. Благосостояние общества, по этой теории, должно строиться на свободе действий каждого его члена в соответствии со своим собственным интересом в экономической сфере.

Методологии позитивизма О.Конта – при изучении поведения человека и явлений общественной жизни необходимо использовать тот же самый научный подход, что и при изучении естественного мира. Психика человека, по мнению Конта, развивается только в обществе и он всегда должен рассматриваться исходя из своего социального окружения.

2) Этап становления социально-психологического  знания характеризовался следующими  направлениями:

Психология народов (возникло под влиянием идей Гегеля) – «дух» нации или народа противопоставлялся «духу» отдельных индивидов (Лацарус и Штейнталь). В. Вундта также считал, что психические продукты, общественного характера человеческой жизни (языки, мифы и обычаи), необъяснимы, только исходя из индивидуального сознания, и имеют социальное происхождение.

Теории доминирующего фактора сводили основы всех социально-психологических явлений к единственному объяснению. У. Баджот и Г. Тард называли в качестве такого фактора подражание, Г. Лебон – внушение, У. Джеймс – привычку, У. Макдугалл и У. Троттер – инстинкт, Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль – «коллективное сознание».

Социальный дарвинизм делал акцент на «борьбе за существование» посредством межличностных и межгрупповых конфликтов (Г. Спенсер). Спенсер использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими, оправдывая войну, политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумевают конкуренцию или конфликт.

Психоаналитическая теория 3. Фрейда – инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества, результатом чего являются фрустрации. В основе эмоциональных связей общества лежат идентификация и десексуализация «либидо» (сублимация).

3) Этап экспериментально-теоретического  развития социальной психологии  в ХХ веке. На рубеже XIX–XX вв. в  развитии социальной психологии  начинается новый период –  исследователи обращаются к лабораторному  эксперименту. Отцом социально-психологического  эксперимента считается Н. Триплет.

 

3) ОБЩЕНИЕ , ЕГО СТРУКТУРА и ФУНКЦИИ

 

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

 

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

 

К средствам общения относятся:

 

Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю "стол", я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, "субъективный" смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

 

Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

Ориентировка в личности собеседника.

Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

Корректировка направления, стиля, методов общения.

 

4)СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

 

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.

 

Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.

 

Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:

 

1) диалогическую речь, в  которой принимают участие два  собеседника;

 

2) монологическую речь  – речь, которую произносит один  человек.

 

Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова.

 

Невербальные средства общения – знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:

 

1) визуальные средства:

 

а) кинестетические средства – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;

 

б) направление взгляда и визуальный контакт;

 

в) выражение лица;

 

г) выражение глаз;

 

д) поза – расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрест рук, перекрест ног и т. д.);

 

е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

 

ж) кожные реакции (покраснение, испарина);

 

з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

 

2) акустические (звуковые):

 

а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);

 

б) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);

 

3) тактильные – связанные с прикосновением:

 

а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);

 

б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

 

5)ИМИДЖ и ЕГО СОЗДАНИЕ

 

 

Понятие «имидж» формировалось и развивалось в течение многих веков. Еще не оперируя самим термином «имидж», многие стремились представать перед массами такими, какими их бы хотели видеть другие. Понятие «имидж» возникло в XXв. в сфере предпринимательства как средство псих. воздействия на потребителя. Термин «имидж» первоначально использовался в коммерческой рекламе для дифференциации товаров и имел довольно узкий смысл. В активный лексикон понятие «имидж» вошло из журналистской практики 1960-х годов, где оно использ. для акцентирования внимания на сценическом образе популярных музыкантов. Позже имидж стал элементом теории и практики PR, прочно вошел в полит. и общественную жизнь. Первые работы в 70-е годы рассматривали имидж на примере США как средство манипулирования массовым сознанием. С 90-х годов имидж стал предметом повышенного общественного внимания в связи с новыми социально-экономическими условиями жизни общества.

 

Опираясь на исслед-я имиджа российских и зарубежных авторов, понятие имиджа трактуется так:

 

– стилистическое препарирование реальной человеческой фактуры;

 

– эмоц. окрашивание устойчивого образа кого-чего-либо, сложившееся в массовом сознании, и способы оказать влияние на поведение людей;

 

– набор представлений о качествах той или иной персоны, кот. внедряется в массовое сознание;

 

– абстрактно отчужденный от личности носителя образ, включающий в себя реальные и идеальные черты, проекцию свойств, присущих общественности;

 

– социально-психологическая установка, программирующая поведение людей;

 

– рекламный облик личности;

 

– синоним понятия «персонификация» и т.д.

 

Имидж - целенаправленно формируемый образ какого-либо лица, явления, предмета, призванный оказать эмоционально – психологическое воздействие на кого-либо, с целью популяризации, рекламы, обретения устойчивого признания, авторитета.

 

Имидж – в переводе с английского – образ, изображение. Однако слово «имидж» не является точным синонимом слова «образ». Правильнее определить имидж как разновидность образа, а именно такой образ, прообразом которого является не любое явление, а субъект. Таким субъектом м. б. любой предмет, если ему в процессе создания и восприятия его образа приписываются личностные, человеческие качества. Можно говорить об имидже города, товара, издания, и др.

 

Особенности имиджа

 

Информативность – сообщает о совокупности признаков, кот. присущи самому объекту.

Динамичность – его атрибуты преобразуются, видоизменяются в соответствии с изменениями в самом носителе или в групповом сознании.

Активность – способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки отдельных людей и целых групп населения.

Многогранность – имидж настолько многогранен, насколько многогранна его ЦА

Искусственный характер имиджа.

Имидж – хрупкое явление

Правильно подобранный И - наиболее эффектив. способ работы с массовым сознанием. И. Отраж. ключ. позиции, на кот. безошибочно реагирует массовое сознание. Это попытка перевода массового сознания на автоматические реакции.

 

Современная наука рассматривает имидж как сложное системное образование, представляющее комплекс частных имиджей, и выделяет несколько его вариантов, таких как: положительный-отрицательный, личностный-профессиональный, зеркальный-желаемый-воспринимаемый. Кроме того, выделяется корпоративный имидж как имидж организации в целом.

 

Рассмотрим три возможных подхода к классификации имиджа: функциональный, при котором выделяют разные его типы, исходя из различного функционирования;

 

контекстный, при котором эти типы находятся в разных контекстах реализации;

 

сопоставительный, при котором сравнивают близкие имиджи.

Информация о работе Психология и Социальная психология