Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 22:55, реферат
В обществе всегда возникали и проявлялись различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и межгосударственных. Люди, сталкиваясь с теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения последних. Однако при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения. Человеку на протяжении веков было присуще свойство много действовать и слишком мало мыслить. ( М. Хайггедер ).
Введение………………………………………………………………………...3
1. Итак, что же такое конфликт?. ……………………………………………..5
2. Структура конфликта…………………………….………………………….7
3. Детерминация конфликта.………………………………………………….11
4. Возникновение конфликта.(основы конфликтологии)…………………...12
5. Мера психологического напряжения субъекта…………………………...14
6. Причины возникновение конфликтов.……………………………...……..16
7. Конфликтогены……………………………………………………………...17
8. Закономерность: эскалация конфликтов…………………………………..18
9. Функции конфликта …………………………….………………………….25
10. Конструктивные функции:.……………………………………………….25
11.Развитие конфликта и его завершение……………………………………27
12. Технология разрешения конфликта ……………………………………...30
13. Предупреждение и стимулирование конфликтов ………………………33
14. Регулирование конфликта ………………………………………………..35
Заключение …………………………….……………………………...……...38
Список использованных источников…………..……………….......……..45
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
РЕФЕРАТ
по учебной дисциплине «Психология и педагогика»
Выполнил: студент -го курса, группы
по специальности «Менеджмент»
факультет «экономики и управления»
(фамилия,имя,отчество)
Тема: «Психология конфликтов»
Проверил:
Введение…………………………………………………………
1. Итак, что же такое конфликт?. ……………………………………………..5
2. Структура
конфликта…………………………….………………………
3. Детерминация конфликта.…………………
4. Возникновение конфликта.(основы конфликтологии)…………………...12
5. Мера психологического
напряжения субъекта…………………………...14 6. Причины возникновение
конфликтов.……………………………...……..
7. Конфликтогены……………………………………………
8. Закономерность: эскалация конфликтов…………………………………..18
9. Функции конфликта …………………………….………………………….25
10. Конструктивные функции:.……………………………………………….25
11.Развитие конфликта и его завершение……………………………………27
12. Технология разрешения конфликта ……………………………………...30
13. Предупреждение и стимулирование конфликтов ………………………33
14. Регулирование конфликта ………………………………………………..35
Заключение …………………………….……………………………...……..
Список использованных
источников…………..……………….......…
2
Введение
В обществе всегда возникали и проявлялись различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и межгосударственных. Люди, сталкиваясь с теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения последних. Однако при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения. Человеку на протяжении веков было присуще свойство много действовать и слишком мало мыслить. ( М. Хайггедер ).
До поры
до времени практика обходилась без
специального знания о конфликтах.
Впервые предметом научного познания
стали конфликты между и
Представители
ранних школ управления, в том числе
сторонники школы человеческих отношений,
считали, что конфликт - это признак
неэффективной деятельности организации
и плохого управления. В наше время
теоретики и практики управления
все чаще склоняются к той точке
зрения, что некоторые конфликты
даже в самой эффективной
Классики теоретической конфликтологии не давали четкого определения понятию «конфликт». Лишь по их общим высказываниям можно представить некоторые подходы к тому, что же такое конфликт.
Одна группа ученых-социологов считает, что конфликт должен включать особую переменную - разногласия (Дерендорф). Согласно мнению других ученых-социологов, конфликт существует в том случае, когда налицо устранимые разногласия или противоречия интересов (Томас, Аксельдорф).
3
Для третьих представителей конфликтологии, конфликт возникает в тех случаях, когда разногласия предполагают противоборствующие типы поведения.
Согласно
концепции психологов-
Социально-психологическое
научное течение подразумевает
под конфликтом аномальное, деформированное
состояние чувства, установок и
отношений между разными
4
КОНФЛИКТ - (от лат. “conflictus”- столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия . в основе любого конфликта лежит ситуация, включающая: 1) либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу; 2) либо противоположные цели или средства их достижений в данных условиях; 3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов, и пр.[словарь практического психолога].
Конфликт - это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов. [основы конфликтологии].
Существуют
различные определения
“Добро” и “зло”, “день” и “ночь”, “молодость” и “старость”, “жизнь” и “смерть”, “хочу” и “надо”, “сила” и “слабость”, “мечта” и “реальность”, “бедность” и “богатство”, “щедрость” и “скупость”, “любовь” и “ненависть”... - когда в этом содержательном ряду присутствует конфликт?
Только тогда,
когда противоречие рождается и
разворачивается в сфере
Там, где нет субъекта, нет и конфликта. Вернее противоречие, возникшее во взаимодействии двух существ, не являющихся личностями, субъектами, не характеризуется как конфликт, не обозначается понятием “конфликт”. Для сферы столкновений животных и природных стихий есть другие категории. Понятие “конфликт” - достояние сферы социальной, психологической, личностной, отношенческой.
Два лица, столкнувшиеся с течением обстоятельств в противоречии, должны быть способны осознать как свое “Я” в данном столкновении, так и “Я” другого субъекта. В случае, когда осознание противоречия между двумя внутренними мирами разных “Я” не происходит, столкновение следует
5
квалифицировать как столкновение с препятствием - и тогда возникает ссора, драка, скандал - препятствие устраняется средствами, которыми владеют партнеры взаимодействия.
Конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением ( вот почему так не любят конфликты! ), а питает это напряжение то, что называется в психологии личностным смыслом.
Конфликт, как явление действительности, становится конфликтом лично для нас тогда, когда столкнувшиеся в нем противоречия личностно для нас значимы. Хотя, в масштабе общечеловеческом они могут показаться совершенно бессмысленными. К тому же, кого-то они могут волновать больше, кого-то меньше, а для иного могут быть и вовсе безразличными. Личностный смысл - это значение такой меры, от которой зависит наше состояние, самочувствие и ход жизни, так как то, что вызывает противоречие, составляет часть личностного нашего содержания. “Личностный смысл” - то, что данное явление “означает -для- меня”, то что значимо и затрагивает нашу душу.
До тех пор, пока нет столкновения личностных смыслов, нет конфликтов, есть лишь различные мнения по поводу одного и того же предмета. Мы можем любить осень, а кто-то зиму, но это противоречие не породит конфликта, пока не возникает вопрос предоставления отпуска для заслуженного отдыха. Кто-то любит тишину, а кто-то другой любит шумное веселье. И такое противоречие не приведет к конфликту, пока обстоятельства не столкнут наши интересы в одном и том же месте и в одно и то время. Конфликт вокруг истины “2X2=4” не возникает именно потому, что данная объективная истина никак не касается наших интересов, момента проживания жизни.
Но если вдруг сведения об истине повышают либо понижают статус человека в группе, он станет сражаться за истину в том ее виде, в каком она предстает перед ним.
Конфликт
- явление сложное, многообразное
и далеко не однозначное. Несмотря на
усложненность данного
- субъектность носителя противоречия;
- личностный смысл предмета противоречия для каждого из субъектов;
- обстоятельства,
выявившие противоречие и
Конфликт
- это момент в межличностных отношениях
двух субъектов, обладающих индивидуальным
внутренним миром, когда между этими
личностными структурами
6
Поведение человека в конфликте характеризуется большой степенью напряженности, как физической, так и психологической, потому что столкновение требует концентрации сил и направленности всех духовных, психологических ресурсов на выход из положения.
Чем сложнее конфликт, тем больших сил он требует. Если мы не выдерживаем напряжения, то скрываем, нарушаем границы общения и поведения: повышаем голос, кричим, размахиваем руками, используем недозволительные приемы подавления противника. Потом очень сожалеем о случившемся, терзаем себя за потерю контроля над собой, нам стыдно за некрасивое поведение. Если бы в момент такого разочарования конфликта мы бы взглянули в зеркало, то были бы потрясены собственной некрасивостью.
Иногда человек долго не успокаивается, вновь и вновь проживает в мыслях ситуацию, проговаривает еще раз то, что сказал, ищет другие варианты собственной реакции, жует интеллектуальную жвачку. Даже понимая, что следует забыть о незначительном эпизоде, упорно возвращается к происшедшему: ах, если бы все заново, я вел бы себя иначе! Я бы сказал... я бы сделал ... я бы был спокоен, как скала, и достойным, как джентльмен ...
Успокоение придет позже. Но след останется. Порезы души зарубцуются.
Конфликты - константа человеческой жизни, от периода становления личности до смерти человека. Нет жизни без конфликта, если это - жизнь, а не прозябание, не биологическое существование, не болотистый застой. И природа этой закономерности связана с общим законом развития жизни через преодоление противоречий.
Анализ
конфликта включает рассмотрение его
структуры и функций. Не зная того
и другого, трудно управлять конфликтными
отношениями и вообще осмысленно
подходить к этому явлению. В
любом конфликте функции
Чем прежде
всего характеризуется всякий конфликт?
Конечно же конфликтующими сторонами,
а также предметом
7
Кроме того, ни один конфликт невозможен без сложившейся до его появления конфликтной ситуации.
Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, выступают индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты и пр.
Для анализа конфликта, его динамики важно различать субъекта, инициирующего конфликтное действие и доминирующего в этом действии. Причем, это не всегда один и тот же субъект. Агент, спровоцировавший конфронтацию, зачастую оказывается не ведущей, не определяющей, а ведомой, определяемой стороной.
Поведение
и действия субъектов направляются
конфликтным сознанием. Его образует
особое состояние сознания, специфика
которого заключается в осознании
противоборствующими сторонами
противоположности своих
Теперь о предмете конфликта. Материальный или духовный объект жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей, составляет предмет конфликта. В конфликте наряду с реальным предметом конфронтации может фигурировать мнимый, так сказать, квази-предмет. Действительный предмет нередко скрыт до поры до времени.
Как следует
из сказанного, понимание предмета
конфликта имеет концептуальное
значение и связано с общим
подходом тех или иных авторов
к пониманию механизма