Психология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:48, практическая работа

Краткое описание

Выполните в таблице сравнительную характеристику двух современных психоданамических теорий личности или позиций двух авторов (на выбор). Сравнение (установление сходства и различия между теориями) можно проводить по следующим критериям: основные представители теоретического направления, предмет изучения (основные представления о личности в теории), структура личности, функции личности, развитие личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Задание 2 (2).docx

— 32.60 Кб (Скачать файл)

Задание 2.

Выполните в таблице  сравнительную характеристику двух современных психоданамических  теорий личности или позиций двух авторов (на выбор). Сравнение (установление сходства и различия между теориями) можно проводить по следующим  критериям: основные представители  теоретического направления, предмет  изучения (основные представления о  личности в теории), структура личности, функции личности, развитие личности.

 

Теория личности Э. Фромма

Теория личности К.Г. Юнга

Личность, с точки зрения Э.Фромма, – это целостность врожденных и приобретенных психических  свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Под  приобретенными свойствами автор понимал, прежде всего, различия в характере, представляющие проблему этики и  свидетельствующие об уровне, достигнутом  индивидом в искусстве жить.

Э.Фромм создал теорию отчужденной  личности; его важнейшая тема-одиночество  и изоляция современного человека из-за отчуждения от природы и от людей. Это состояние изоляции свойственно  только человеку и не обнаруживается ни у одного из видов животных.

Теория личности должна строиться  по принципу конфликта, ибо напряжение, создаваемое конфликтующими стихиями, есть суть самой жизни. Без напряжения нет энерги и, следовательно, - личности. К. Юнг также подчеркивал, что  личность имеет активную природу  и, взаимодействуя с миром, не зависит  только от прошлого.

Личность - это целостность  врождённых и приобретённых психических  свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Различие между врождёнными и приобретёнными свойствами, в целом, соответствует  различию между темпераментом, талантами  и всеми конституционно заданными  психическими свойствами, с одной  стороны, и характером с другой. Различия в темпераменте не имеют этического значения, а различия в характере - реальная проблема этики. Темперамент  относится к способу реакции, он конституционален, неизменяем и  не может быть добрым или злым, характер же - формируется личными переживаниями  и наоборот может быть добрым или  злым.

Личность, по Юнгу, черезвычайно сложная структура. Сложность состоит  не только в том, что в нее входит огромное колличество компонентов, но и в том, что отношения между  ними очень запутаны.

По мнению К.Юнга, личность (душа, по терминологии К.Юнга) состоит из трех основных взаимодействующих подсистем: Эго, индивидуальное (личное) бессознательное, коллективное бессознательное.

1.Эго – это основа самосознания, включает все текущее содержание  сознания человека (мысли, чувства,  воспоминания, ощущения и пр.), что  обеспечивает целостность и постоянство  личности, осознание человеком себя, как относительно постоянной  субъективно – объективной реальностью.

2.Личное (индивидуальное) бессознательное  – это душевные конфликты, переживания, образы, которые когда- то осознавались, но затем были подавлены и стали неосознаваемыми. В отличие от З.Фрейда, К.Юнг не абсолютизировал роль либидо в личном бессознательном. Он полагал, что основу его составляют комплексы мыслей, чувств, воспоминаний об обычных вещах (проблемах) из жизни человека (власть, деньги, отношения к родителям, секс и т.д.), которые стали доминантами в психике человека и тем самым обуславливают его поведение (так, человек с комплексом власти проявляет активность в своем поведении именно в этом направлении). Таким образом, однажды сформировавшись, комплекс «ведет» человека по жизни, руководит его поведением. По К.Юнгу, этот материал личного бессознательного уникален у каждого человека и может быть осознан.

3.Коллективное бессознательное  – это наиболее глубоко лежащий  слой в сфере бессознательного, «хранилище реликтов и воспоминаний», т.е. следов памяти, образов, передающихся по наследству и общих для всех людей. По К.Юнгу, «коллективное бессознательное состоит из содержания, которое лишь в минимальной степени формируется личностью, а в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением, оно по существу одинаково повсюду и не изменяется при переходе от человека к человеку, его содержание (называемое архетипами) – первичные условия или паттерны психического формирования вообще». Архетипы – это врожденные первичные образы – модели (архетип – букв. «первичная модель»), которые предрасполагают людей воспринимать мир определенным образом.

Цель человеческой жизни - это развёртывание сил человека согласно законам его природы

Конечная жизненная цель-это  полная реализация Я, т.е. становление  единого, неповторимого и целостного индивида.

Вкладом Юнга в психологию личности является его концепция  психологических типов. Для построения своей типологии Юнг постулировал две ориентации личности (эго-направленности)-экстраверсию и интроверсию и четыре фундаментальные психические функции: мышление, чувство, ощущение и и нтуиция.

Экстраверсия — интроверсия (от лат. extra — вне, intro — внутрь, versio — поворачивать, обращать) — характеристика индивидуально психологических  различий человека, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир  внешних объектов, либо на явления  его собственного субъективного  мира.

Обосновывая общественно-историческую обусловленность характера и  личности человека, Э.Фромм вводит понятие "социального характера" как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества и описывает следующие социальные типы характера:

· Рецептивная ориентация (берущая) – человек представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится "быть любимым", а не любить;

 Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – человек также  считает, что источник благ  вовне, но не надеясь получить  их в дар, стремится добыть  их силой или хитростью;

 Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от  предыдущих типов, человек не  верит, что может получить что-то  из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза.

Рыночная ориентация (обменивающая) – личность рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо человек может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей.

 Плодотворная ориентация  в отличие от неплодотворных, является идеалом гуманистической  этики – человек воспринимает  себя как воплощение своих  сил-способностей, которые не скрыты  и не отчуждены от него, а  свободно реализуются. Силой разума  он может понять сущность явлений;  силой любви – разрушить стену,  отделяющую одного человека от  другого; силой воображения –  творить. 

Характер любого человека представляет смешение этих пяти ориентаций, хотя одна или две могут выделяться из остальных.


 

 

Задание 3. Изложите содержание одной из статей, посвященных изучению проблем психологии личности, в научном журнале. Для выполнения задания выберите один из номеров за 2007-2011 годы следующих журналов: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Журнал практического психолога», «Консультативная психология и психотерапия», «Культурно-историческая психология», «Психология обучения», «Психология. Журнал Высшей Школы экономики», «Экспериментальная психология». Далее выберите заинтересовавшую Вас статью. Выполните ее описание по следующим пунктам.

    • Сведения о статье: автор(ы), название, журнал, год и номере выпуска, номера страниц.
    • Структура статьи (основные части, на которую делит статью автор).
    • Определите, в рамках какого направления изучения личности выполнена работа автора статьи.
    • Выделите имена ученых и их идеи, на которые опирается автор статьи в своих рассуждениях.
    • Выделите имена ученых и их идеи, с которыми полемизирует автор статьи.
    • Кратко сформулируйте позицию автора.
    • Опишите кратко содержание проведенного автором исследования (теоретического или эмпирического) и его результаты.
    • Оцените вклад изложенного в статье материала в решение проблем психологии личности (укажите каких именно и в какой мере).

 

 

 

Журнал: Психологический  журнал

Год:2011

Номер выпуска: №2

Страницы: 36-48

Автор: Е.И.Рассказова

Название статьи: Психологические  факторы саморегуляции на разных этапах выполнения учебного задания.

Структура статьи: Представлены результаты исследования роли психологических  факторов саморегуляции(индивидуального  стиля саморегуляции, жизнестойкости, локус каузальности, смоэффективности) на этапах выбора и спонтанного изменения  выбора учебного задания у студентов(n=100). Показано, что жизнестойкость и автономный локус каузальности способствует выбору нового в отличие от выбора привычной деятельности и безличного выбора, а также предвосхищению трудностей без фиксации на них. Общая смоэффективность является важным фактором выбора типа задания. Изменение выбора сопряжено с особенностями планирования, оценки результата и самостоятельностью саморегуляции. В определенных условиях изменения выбора может способствовать повышению эффективности деятельности и не является нарушением саморегуляции.

Цель данной работы-исследования психологических факторов, способствующих саморегуляции деятельности на разных ее этапах, в особенности на этапах выбора деятельности и ее изменения.

В качестве модели исследования выбрали учебную деятельность студентов, поскольку она позволяет проследить особенности саморегуляции на разных этапах деятельности в естественной обстановке. Помимо этого, учебная деятельность позволяет смоделировать ситуацию спонтанной смены здаания студентам, что дает возможность сопоставить особенности саморегуляции на этапах выбора задания и смены деятельности.

В ранних эмпирических исследованиях  было показано, что саморегуляция  деятельности на различных этапах определяется разными индивидуальными особенностями. В.И. Моросанова предложила понятие  индивидуального стиля саморегуляции, характерезующее индивидуальное сочетание  особенностей саморегуляции. Отдельные  его компоненты могут выполнить  компесаторную функцию по отношению  к другим, менее развитым компонентам. В исследованиях Д.А.Леонтьева  и его коллег былв выявлена связь  эффективности саморегуляции с  такими факторами, как жизнестойкость, локус каузальности, толлерантность к неопределенности. В проведенным  позже исследовании личностного  выбора Д.А. Леонтьев и Е.Ю. Мандрикова показали, что эти психологические  факторы играют важную роль в саморегуляции  на этапе выбора деятельности.

На разных этапах саморегуляции  деятельности ее эффективность обеспечивается различными психологическими факторами.

Как показало сравнение наших  результатов с результатами других исследований, психологические факторы  саморегуляции на этапах выбора и  изменения задачи могут варьироваться  в зависимости от параметров самой  деятельности.

Изменение деятельности является самостоятельным звеном саморегуляции,а  не просто ее сбоем, и обеспечивается специфическими психологическими механизмами, не сводясь напрямую ни к саморегуляции  на этапе реализации деятельности, ни к саморегуляции на этапе выбора деятельности.

Дефицит психологических  факторов саморегуляции и ее общее  снижение, связанные со сменой задания, неоднородны. По всей видимости,в некоторых  случаях изменение деятельности может рассматриваться как вполне продуктивное,компенсаторное.

 

Задание 4.

Напишите эссе-самоисследование в свободной форме на тему: «Анализ  моих механизмов психологической защиты» (2-3 стр.).

 

В жизни часто происходят случаи, когда мы не в состоянии  взвесить все обстоятельства и выбрать  то реальное поведение, которое могло  бы избавить нас от неприятных переживаний, например, в случае конфликта. Тогда  включаются механизмы психологической  защиты. 

Психологическая защита-это — система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.

К своим защитным механизмам в серьезных ситуациях  я бы отнесла отрицание. Я не воспринимаю и всячески отрицаю информацию, которую не могу принять. Типичный пример отрицания — это первая реакция на значимую потерю, потерю близкого. Я можгу оказаться не в состоянии принять правду об этом. Это было бы слишком болезненно. Так что оно выталкивает мечту, желание или воспоминании в бессознательное, так что ему больше не приходится иметь с этим дело. 

Так же у меня присутствует Замещение (смещенная агрессия) - механизм снятия напряжения путем переноса агрессии с более сильного или значимого субъекта (являющегося источником гнева) на более слабый и доступный объект или на самого себя. Я замещение считаю отрицательным механизмов из-за раздражительности и агрессивности в стрессовых ситуациях.

Компенсация — защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков. Этот механизм проявляется реже, но присутствует.

Например, когда добиваясь  чего-то, этим  компенсирую свои недостатки.

Когда в жизни происходят переломные моменты, становиться тяжело идти вперед и добиваться поставленной цели, то срабатывает защитный механизм сублимация.

 Сублимация – один из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену одной, запретной или практически не достижимой цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность.

Cублимация является своеобразным  переводом энергии бессознательного  в социально приемлемое русло.

 Например, я, когда  не могу реализовать себя в  каких-то заданиях на работе, начинаю  много времени уделять своему  хобби, например, играю в баскетбол.

Я думаю, для меня чужды  защитные механизмы, как:

  Соматизация – уход в болезнь.

Аскетизм – отрицание, отказ себе в удовольствии.

Примитивная идеализация — восприятие другого человека как идеального и всемогущего.

Аннули́рование (Возмеще́ние) — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, заключающийся в бессознательной попытке уравновесить некое чувство (обычно вину или стыд) с помощью отношения или поведения, которое «магическим образом» уничтожает это чувство.

Способность к защитной психической  деятельности выражена у разных людей  в разной степени. Мы постоянно используем защитные механизмы, часто сами того не осознавая. Это случается, когда Я не может разрешить конфликт между Оно и Сверх-Я. Я не знаю, на сколько хорошо выражены мои психологические механизмы и насколько хорошо они мне помогают справляться со стрессовыми ситуациями, но наверно благодаря им, я могу преодолевать стресс, тревогу, конфликты и неприятности, без которых в нашей жизни никуда.

Задание 5.

Выполните проектную работу проблемно-творческого характера.

Цель: провести психологический анализ структуры и жизненного пути личности по материалам автобиографии.

Задачи:

  1. Выберите опубликованный в печатных или электронных источниках текст автобиографического характера.
  2. Создайте краткую справку относительно автора автобиографии и созданного им биографического текста.
  3. Выберите и укажите стратегию анализа: с помощью одного из направлений психологии личности либо с помощью различных теоретических направлений. Аргументируйте свою позицию.
  4. По материалам анализа автобиографии ответьте на следующие вопросы:
    1. Опишите организацию внутреннего мира или структуру изучаемой личности.
    2. Опишите развитие изучаемой личности: основные этапы жизненного пути; основные движущие силы; основные факторы развития.
    3. Выделите основную жизненную задачу (задачи) рассматриваемой личности.
    4. Выделите ведущие ценности личности.
    5. Обозначьте доминирующий локус контроля личности.
    6. Приведите примеры трудностей, страданий, которые испытывает личность. Выделите типичные для данной личности варианты жизненных затруднений.
    7. Опишите способы психологической самопомощи, копинг- стратегии, которые использует данная личность. Оцените эффективность данных способов. Обоснуйте наличие или отсутствие потребности в обращении за профессиональной психологической помощью.

 

Принцесса Диана. Жизнь, рассказанная ею самой.

Справка относительно автора автобиографии  и созданного им биографического  текста.

Принцесса Диана начала писать эту книгу незадолго до смерти, уже предчувствуя скорую гибель, а последнюю точку поставила накануне трагедии. Это не автобиография, не дневник, не мемуары, даже не исповедь — это крик души самой желанной женщины в мире, у которой было все, кроме любви и женского счастья. Ведь обожание толпы и поклонение миллионов — еще не любовь... 

Жизненный путь.

Диана Френсис Спенсер родилась 1 июля 1961 года. Как пишет Диана  ее рождению не были рады «Мама родила Сару, нашу рыжую красавицу, крестной матерью которой стала сама королева-мать.

Информация о работе Психология личности