Психология личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 07:26, реферат

Краткое описание

Актуальность темы настоящей работы заключается в том, что подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет) - время бурного и во многом противоречивого развития, сменяющего период сравнительно спокойного роста и накопления сил у младших школьников. В это время происходят значительные изменения и в организме, и в психике ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека. Не случайно французский философ Ж.-Ж. Руссо назвал подростковый возраст "вторым рождением".

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Социально – психологический портрет современного подростка.
1.1. Физиологические причины подросткового кризиса……………………...5
1.2. Психологические причины подросткового кризиса……………………6
1.3. Социально – психологические причины подросткового кризиса.……..13
ГЛАВА 2. Современные условия возникновения проблем психологического развития подростков.
2.1. Социализация подростков……………………………………...…………20
2.2. Явление аномии в современном обществе………………………………24
2.3. Семья как источник психологических проблем подростков…………...25
ГЛАВА 3. Психологические проблемы подростков.
3.1. Виды эмоциональных нарушений………………………………………..30
3.2. Девиантное поведение в подростковой среде…………………………...33
Заключение……………………………………………………………………...36
Список использованной литературы………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

2 сим Психология. ОБРАЗЕЦ.docx

— 78.03 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2. Явление аномии  в современном обществе.

Игнорирование определенной частью подростков системы социальных ценностей и  запретов – это не только проявление конфликта поколений, но следствие  кризисных явлений в нашем  обществе, переходного состояния  общественного сознания. Аномия –  так обозначены эти состояния. Под  аномией понимаются:

- различные виды нарушений и  ценностно-нормативный вакуум (своего  рода «отсутствие» норм);

- низкую степень воздействия социальных норм на индивидов, неэффективность их влияния в качестве средства социальной регуляции поведения;

- неустойчивость и расплывчатость, а порой и противоречивость  нормативных предписаний, противоречия  между нормами, определяющими  цели деятельности, и нормами,  регулирующими средства достижения  этих целей. 

Аномия порождает циничное и  безответственное отношение подростка  к закону, игнорирование требований общественной морали, приводит к росту  преступности среди подростков, дезориентации  в выборе жизненного пути, к снижению социального статуса семьи, к  пренебрежению нравственными ценностями.

Термин аномии в последние годы все чаще употребляется психологами, в частности – для характеристики социальной ситуации развития подросткового  поколения, поскольку явление аномии затрагивает в определенных (кризисных) условиях все слои общества, но особенно сильно действует на молодежь. Анализ ситуации, определяемой этим терминам, позволяет глубже понять многие психологические  проблемы, характерные для современных  подростков.

Аномия возникает вследствие противоречия между потребностями и интересами с одной стороны, и возможностями  их удовлетворения – с другой. Она  проявляется в виде следующих  нарушений:

1) частичное или полное отсутствие  нормативного регулирования в  кризисных, переходных, социальных  ситуациях, когда прежняя система  норм и у ценностей разрушена,  а новая еще не утвердилась;

2) низкая степень воздействия  социальных норм, их неэффективность  в качестве средства социальной  регуляции поведения;

3) расплывчатость, неустойчивость  и противоречивость ценностно-нормативных  предписаний и ориентаций, в частности  противоречия между нормами, определяющими  цели деятельности, и нормами,  регулирующими средства достижения  этих целей.

Состояние аномии возникает как  в случае резкого и очевидного ухудшения, так и в случае резкого  наступления благоденствия. И в  том, и другом случае утрачивается привычный  образ жизни, социальный порядок  дезинтегрируется, его регулярные функции  ослабевают. Нарушается общественное равновесие: одни люди быстро возвышаются, другие теряют своё положение в обществе – колеблется и дезинтегрируется сама общественная система. Ограниченность возможностей для удовлетворения человеческих желаний и в то же время отсутствие эффективных норм, регулирующих и  обуздывающих эти желания, делают множество  людей несчастными и толкают  их к проявлениям девиантного  поведения, в том числе разрушительного, вплоть до самоубийства (не говоря уже  про алкоголизм и наркоманию, представляющие собою фактически медленные формы  самоубийства, по крайней мере, личностного).

Кроме подростковой аномии существует еще и семейная. Семейную аномию можно рассматривать, как нарушение  общественного равновесия и дисциплины, обеспечиваемых семьей и семейной моралью. В современных условиях, в семье  принципиально изменяются роли, которые  супруги занимали ранее, трансформируются ценностные ориентиры, меняются соотношение поколений [21].

2.3. Семья как  источник психологических проблем  подростков.

Наблюдения показывают, что основной источник, основная причина психологических  проблем подростков – семейное неблагополучие.

Многие подростки живут в  неполных семьях, где нет либо отца, либо матери, либо обоих родителей. Но и там, где семьи полные, их зачастую благополучными назвать нельзя. Для таких семей характерны аномальные внутрисемейные отношения: пьянство одного из родителей или обоих, неверность супружескому долгу, агрессивное отношение к членам семьи. Все это ощутимо действует на подростка.

Обычно в семьях, где кто-то из родителей пьет, у большинства  подростков отмечается нервозность, лживость. Все это сочетается порой с  грубыми и оскорбительными выходками  по отношению к тем, кто каким-то образом задевает их самолюбие.

Ситуация супружеской неверности, по–видимому, болезненнее переживается девочками. Она вызывает сложный, затяжной конфликт между матерью и дочерью, с одной стороны, и отцом, с  другой. Девочки глубоко переживают все это, и в итоге в их характере  и поведении нередко утверждается чувство ненависти к отцу, мужчинам вообще, желание не выходить замуж  и в будущем жить в одиночестве.

Плохо детям и в тех семьях, где единственная цель взрослых –  достаток, причем добытый любыми путями. Родители заняты своими делами, а дети обычно брошены на произвол судьбы [4].

Немаловажная проблема - это душевное одиночество детей в семье. Если говорить о девочках, то им особенно необходимы материнское доверие, внимание и понимание. Именно в эту пору жизни девочек особенно важно, чтобы  взрослые, не забывая о своей воспитательной роли, почаще вспоминали, какими сами были в 12, 13, 16 лет. Но вот понимания часто  и не хватает взрослым. Таким подросткам и в школе приходится трудно, хотя бы потому, что успехами они обычно не блещут. Домашнее неблагополучие не способствует нормальной учебной работе. Если ученик не в силах справится  с неудачами, если дома его ждут не деловая помощь, а только ежедневные попреки и наказания, он постепенно отдаляется и от школы, и от дома. Отчужденность от взрослых и сверстников, душевное одиночество, отсутствие внимания и любви, ощущение собственной неполноценности  – все это побуждает искать тот круг, где тебя признают [3, 21].

Масштабные преобразования, происходящие в современном обществе, оказывают  воздействие на все его социальные институты, ведущим из которых является семья. Внутрисемейное взаимодействие является подсистемой социального взаимодействия. В силу этого, ситуации взаимодействия в семье во многом выступают реакцией на внешнюю (объективную) социальную ситуацию и отражают ее противоречия, структуру и механизмы.

Социальные и экономические  сдвиги последних 10-15 лет привели  к заметным изменениям в характере  семейных связей и росту "проблемности" отношений родителей и подростков. Их специфика в условиях трансформации  и деформации современной действительности (социальной среды) обусловлена наличием ряда противоречий:

- между рыночной психологией,  ориентированной в основном на  приоритет материальных ценностей,  и требованием личностного саморазвития  подростка в социально значимой  деятельности;

- между складывающейся системой  взаимодействия внутри семьи,  ее динамикой и отсутствием  организованных форм работы с  детьми вне семьи и обоснованных  общезначимых ценностных ориентиров;

- между стремлением родителей  к планомерной передаче социального  опыта и спонтанностью их действий, обусловленных их недостаточной  компетентностью в качестве субъектов  воспитания в новой социальной  реальности.

Внутрисемейные отношения родителей  и подростков представляют собой  проекцию общественных отношений. Произошедшие социальные изменения оказали существенное влияние на следующие характеристики семьи и семейных отношений:

- на способность преодолевать  возникающие трудности экономического  и социального планов, связанные  с внедрением новых рыночных  отношений, к которым абсолютное  число граждан психологически  не было готово;

- на изменившийся моральный,  материальный и социальный статус  родителей и их диспозиции  в семье - все более значимую  роль с точки зрения материального  обеспечения семьи начали играть  женщины; 

- на социальное расслоение ближайшего  окружения подростка в формальных  и неформальных группах, что  в значительной степени повлияло  на ценностные ориентиры подростков преимущественно в сторону приоритета материальных ценностей над духовными;

- на деформацию функций семьи,  а именно: репродуктивную, хозяйственно-экономическую,  воспитательную, нравственно-психологическую,  рекреативную функции; 

- на обострение противоречий, связанных  с особенностью как подросткового  возраста детей, так и «кризиса среднего возраста» родителей.

Можно выявить следующие факторы, в наибольшей степени повлиявшие на снижение качества взаимодействия родителей и подростков:

- снижение роли школы и государственной  системы работы с детьми при  резком повышении влияния СМИ, рекламы, Интернета, а также разрушение системы воспитания детей, коммерциализация внешкольных образовательных, спортивных, культурных учреждений;

- структурная и психологическая  деформация семьи, ее кризис;

- изменение статусных ролей мужчины и женщины в семье;

- социальное расслоение общества, в том числе групп подростков, отсутствие общезначимых нравственных и ценностных ориентиров.

Социально-психологические особенности  взаимодействия родителей и подростков в современных условиях:

- психологическая неготовность  родителей к восприятию действия  новых механизмов социализации, адаптации, персонализации, индивидуализации  подростков, формирующих их новые  психологические качества, характерные  для рыночных отношений; 

- изменение вектора родительского  авторитета в сторону матери  в силу того, что в современных  условиях наиболее адаптированными  к новым рыночным отношениям  оказались женщины; 

- повышенная напряженность в  отношениях родителей и подростков, отражающая рост напряженности  между родителями. Причиной этого  выступают изменения статусных ролей мужчины и женщины;

- повышенная агрессивность в  отношении родителей в требованиях  удовлетворения материальных потребностей  подростков, что является результатом  резкого социального расслоения  общества;

- рост конфликтности между родителями  и подростками вследствие отсутствия  в обществе единых общепринятых  нравственных и ценностных ориентиров. Во многих случаях представления  о них у родителей и детей  не совпадают. 

Взаимодействие родителей и  подростков усугубляется временным  фактором - кризисным возрастом детей  и кризисом среднего возраста родителей, большинство из которых находится  на начальной стадии адаптации к  рыночным отношениям, что обусловливает  социально-психологическую нестабильность семьи и ведет к обострению отношений родителей и детей.

Субъективные условия формирования оптимального внутрисемейного взаимодействия родителей и подростков связаны с осознанием родителями трудностей и противоречий, возникших в результате произошедших социальных изменений. Социально-психологические условия включают личностную ориентацию родителей на коммуникативное взаимодействие, то есть диалогическое общение с детьми. К условиям относятся также: психологическая культура родителей, складывающийся характер внутренней ответственности родителей и подростков; знания родителей о психолого-физиологических особенностях подростков; накапливающийся обоюдный опыт взаимодействия; предпочтения совместной деятельности [16].

Основным фактором, способствующим возникновению психологических  проблем, стал стиль детско-родительских отношений; он в значительной мере определяет высокий уровень тревожности  подростков и избираемую стратегию  поведения подростка. Внутрисемейные отношения подростков, склонных к  невротизации, распределились следующим  образом: нейтральные - 52%, конфликтные - 26%, позитивные - 22%; по всей выборочной совокупности в целом состояние  иное: нейтральные - 42%, позитивные - 35%, конфликтные - 23%. В свою очередь, стратегии  поведения молодых людей в  проблемных ситуациях разделились  на: сознательно-рациональную (49%), характеризующуюся самостоятельным, поисковым или деятельным поведением, аутичную (33%) в форме безопасного или аддитивного поведения, и эксцентричную (18%), включающую в себя просоциальное и асоциальное поведение индивида.

Результаты эмпирического исследования со всей очевидностью свидетельствуют, что склонность к невротизации, возникающая  у подростка при конфликте  значимых и достижимых ценностей  чаще ведет к социально одобряемым формам поведенческих реакций, а  невротическое поведение, связанное  с отношениями в семье - к девиациям [15].

ГЛАВА 3. Психологические  проблемы подростков.

3.1. Виды эмоциональных нарушений.

Эмоциональное неблагополучие подростков - один из объектов внимания школьных психологов, педагогов, родителей.

Эмоциональные нарушения представляют, с одной стороны, отклонения от нормы, а с другой стороны приводят к  возникновению нарушений социальных контактов подростка.

Различные проявления кризиса  идентичности. Проблема нашего времени - практически неисчерпаемый набор  возможных идентификаций. Любой культурно заданный стандарт, в принципе, доступен каждому. Поэтому нередко случается, что молодой человек, достигший возраста, в котором выбор идентичности становится необходимым, реально оказывается к этому неспособен. В таких ситуациях индивидуум часто прибегает к "психосоциальному мораторию" - продлению переходного периода от юности к взрослости: он пассивно ожидает момента, когда ему представится возможность найти себя, или "берет социальный тайм-аут" (уходит в коммуны, религиозные группы и т.д. как временное пристанище для молодых людей, ищущих свой образ жизни). Возможен также вариант, когда он вовсе минует кризис идентичности, безоговорочно принимая ценности своей семьи и их социально-ролевые ожидания [17].

Один из видов эмоциональных  расстройств подростков - страхи и  тревога. Страхи и фобии могут  встречаться у детей, находящихся  на любой стадии развития, но их частота  особенно велика среди подростков. Это может быть специфический страх определенных ситуаций или объектов, или же это может быть весьма генерализированное и расплывчатое состояние. Дети также как и взрослые, легко «заражаются страхами» и это может быть усвоено от других членов семьи.

Информация о работе Психология личности подростка