Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 07:26, реферат
Актуальность темы настоящей работы заключается в том, что подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет) - время бурного и во многом противоречивого развития, сменяющего период сравнительно спокойного роста и накопления сил у младших школьников. В это время происходят значительные изменения и в организме, и в психике ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека. Не случайно французский философ Ж.-Ж. Руссо назвал подростковый возраст "вторым рождением".
Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Социально – психологический портрет современного подростка.
1.1. Физиологические причины подросткового кризиса……………………...5
1.2. Психологические причины подросткового кризиса……………………6
1.3. Социально – психологические причины подросткового кризиса.……..13
ГЛАВА 2. Современные условия возникновения проблем психологического развития подростков.
2.1. Социализация подростков……………………………………...…………20
2.2. Явление аномии в современном обществе………………………………24
2.3. Семья как источник психологических проблем подростков…………...25
ГЛАВА 3. Психологические проблемы подростков.
3.1. Виды эмоциональных нарушений………………………………………..30
3.2. Девиантное поведение в подростковой среде…………………………...33
Заключение……………………………………………………………………...36
Список использованной литературы………………………………………….39
2.2. Явление аномии в современном обществе.
Игнорирование определенной частью подростков системы социальных ценностей и запретов – это не только проявление конфликта поколений, но следствие кризисных явлений в нашем обществе, переходного состояния общественного сознания. Аномия – так обозначены эти состояния. Под аномией понимаются:
- различные виды нарушений и ценностно-нормативный вакуум (своего рода «отсутствие» норм);
- низкую степень воздействия социальных норм на индивидов, неэффективность их влияния в качестве средства социальной регуляции поведения;
- неустойчивость и
Аномия порождает циничное и
безответственное отношение подростка
к закону, игнорирование требований
общественной морали, приводит к росту
преступности среди подростков, дезориентации
в выборе жизненного пути, к снижению
социального статуса семьи, к
пренебрежению нравственными
Термин аномии в последние годы
все чаще употребляется психологами,
в частности – для
Аномия возникает вследствие противоречия
между потребностями и
1) частичное или полное
2) низкая степень воздействия
социальных норм, их неэффективность
в качестве средства
3) расплывчатость, неустойчивость
и противоречивость ценностно-
Состояние аномии возникает как в случае резкого и очевидного ухудшения, так и в случае резкого наступления благоденствия. И в том, и другом случае утрачивается привычный образ жизни, социальный порядок дезинтегрируется, его регулярные функции ослабевают. Нарушается общественное равновесие: одни люди быстро возвышаются, другие теряют своё положение в обществе – колеблется и дезинтегрируется сама общественная система. Ограниченность возможностей для удовлетворения человеческих желаний и в то же время отсутствие эффективных норм, регулирующих и обуздывающих эти желания, делают множество людей несчастными и толкают их к проявлениям девиантного поведения, в том числе разрушительного, вплоть до самоубийства (не говоря уже про алкоголизм и наркоманию, представляющие собою фактически медленные формы самоубийства, по крайней мере, личностного).
Кроме подростковой аномии существует еще и семейная. Семейную аномию можно рассматривать, как нарушение общественного равновесия и дисциплины, обеспечиваемых семьей и семейной моралью. В современных условиях, в семье принципиально изменяются роли, которые супруги занимали ранее, трансформируются ценностные ориентиры, меняются соотношение поколений [21].
2.3. Семья как
источник психологических
Наблюдения показывают, что основной источник, основная причина психологических проблем подростков – семейное неблагополучие.
Многие подростки живут в неполных семьях, где нет либо отца, либо матери, либо обоих родителей. Но и там, где семьи полные, их зачастую благополучными назвать нельзя. Для таких семей характерны аномальные внутрисемейные отношения: пьянство одного из родителей или обоих, неверность супружескому долгу, агрессивное отношение к членам семьи. Все это ощутимо действует на подростка.
Обычно в семьях, где кто-то из
родителей пьет, у большинства
подростков отмечается нервозность, лживость.
Все это сочетается порой с
грубыми и оскорбительными
Ситуация супружеской
Плохо детям и в тех семьях, где единственная цель взрослых – достаток, причем добытый любыми путями. Родители заняты своими делами, а дети обычно брошены на произвол судьбы [4].
Немаловажная проблема - это душевное одиночество детей в семье. Если говорить о девочках, то им особенно необходимы материнское доверие, внимание и понимание. Именно в эту пору жизни девочек особенно важно, чтобы взрослые, не забывая о своей воспитательной роли, почаще вспоминали, какими сами были в 12, 13, 16 лет. Но вот понимания часто и не хватает взрослым. Таким подросткам и в школе приходится трудно, хотя бы потому, что успехами они обычно не блещут. Домашнее неблагополучие не способствует нормальной учебной работе. Если ученик не в силах справится с неудачами, если дома его ждут не деловая помощь, а только ежедневные попреки и наказания, он постепенно отдаляется и от школы, и от дома. Отчужденность от взрослых и сверстников, душевное одиночество, отсутствие внимания и любви, ощущение собственной неполноценности – все это побуждает искать тот круг, где тебя признают [3, 21].
Масштабные преобразования, происходящие в современном обществе, оказывают воздействие на все его социальные институты, ведущим из которых является семья. Внутрисемейное взаимодействие является подсистемой социального взаимодействия. В силу этого, ситуации взаимодействия в семье во многом выступают реакцией на внешнюю (объективную) социальную ситуацию и отражают ее противоречия, структуру и механизмы.
Социальные и экономические
сдвиги последних 10-15 лет привели
к заметным изменениям в характере
семейных связей и росту "проблемности"
отношений родителей и
- между рыночной психологией,
ориентированной в основном на
приоритет материальных
- между складывающейся системой
взаимодействия внутри семьи,
ее динамикой и отсутствием
организованных форм работы с
детьми вне семьи и
- между стремлением родителей
к планомерной передаче
Внутрисемейные отношения
- на способность преодолевать
возникающие трудности
- на изменившийся моральный,
материальный и социальный
- на социальное расслоение
- на деформацию функций семьи, а именно: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную, нравственно-психологическую, рекреативную функции;
- на обострение противоречий, связанных
с особенностью как
Можно выявить следующие факторы, в наибольшей степени повлиявшие на снижение качества взаимодействия родителей и подростков:
- снижение роли школы и
- структурная и психологическая деформация семьи, ее кризис;
- изменение статусных ролей мужчины и женщины в семье;
- социальное расслоение общества, в том числе групп подростков, отсутствие общезначимых нравственных и ценностных ориентиров.
Социально-психологические
- психологическая неготовность
родителей к восприятию
- изменение вектора
- повышенная напряженность в
отношениях родителей и
- повышенная агрессивность в
отношении родителей в
- рост конфликтности между
Взаимодействие родителей и
подростков усугубляется временным
фактором - кризисным возрастом детей
и кризисом среднего возраста родителей,
большинство из которых находится
на начальной стадии адаптации к
рыночным отношениям, что обусловливает
социально-психологическую
Субъективные условия формирования оптимального внутрисемейного взаимодействия родителей и подростков связаны с осознанием родителями трудностей и противоречий, возникших в результате произошедших социальных изменений. Социально-психологические условия включают личностную ориентацию родителей на коммуникативное взаимодействие, то есть диалогическое общение с детьми. К условиям относятся также: психологическая культура родителей, складывающийся характер внутренней ответственности родителей и подростков; знания родителей о психолого-физиологических особенностях подростков; накапливающийся обоюдный опыт взаимодействия; предпочтения совместной деятельности [16].
Основным фактором, способствующим возникновению психологических проблем, стал стиль детско-родительских отношений; он в значительной мере определяет высокий уровень тревожности подростков и избираемую стратегию поведения подростка. Внутрисемейные отношения подростков, склонных к невротизации, распределились следующим образом: нейтральные - 52%, конфликтные - 26%, позитивные - 22%; по всей выборочной совокупности в целом состояние иное: нейтральные - 42%, позитивные - 35%, конфликтные - 23%. В свою очередь, стратегии поведения молодых людей в проблемных ситуациях разделились на: сознательно-рациональную (49%), характеризующуюся самостоятельным, поисковым или деятельным поведением, аутичную (33%) в форме безопасного или аддитивного поведения, и эксцентричную (18%), включающую в себя просоциальное и асоциальное поведение индивида.
Результаты эмпирического
ГЛАВА 3. Психологические проблемы подростков.
3.1. Виды эмоциональных нарушений.
Эмоциональное неблагополучие подростков - один из объектов внимания школьных психологов, педагогов, родителей.
Эмоциональные нарушения представляют,
с одной стороны, отклонения от нормы,
а с другой стороны приводят к
возникновению нарушений
Различные проявления кризиса
идентичности. Проблема нашего времени
- практически неисчерпаемый
Один из видов эмоциональных расстройств подростков - страхи и тревога. Страхи и фобии могут встречаться у детей, находящихся на любой стадии развития, но их частота особенно велика среди подростков. Это может быть специфический страх определенных ситуаций или объектов, или же это может быть весьма генерализированное и расплывчатое состояние. Дети также как и взрослые, легко «заражаются страхами» и это может быть усвоено от других членов семьи.