Психология личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 07:26, реферат

Краткое описание

Актуальность темы настоящей работы заключается в том, что подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет) - время бурного и во многом противоречивого развития, сменяющего период сравнительно спокойного роста и накопления сил у младших школьников. В это время происходят значительные изменения и в организме, и в психике ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека. Не случайно французский философ Ж.-Ж. Руссо назвал подростковый возраст "вторым рождением".

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Социально – психологический портрет современного подростка.
1.1. Физиологические причины подросткового кризиса……………………...5
1.2. Психологические причины подросткового кризиса……………………6
1.3. Социально – психологические причины подросткового кризиса.……..13
ГЛАВА 2. Современные условия возникновения проблем психологического развития подростков.
2.1. Социализация подростков……………………………………...…………20
2.2. Явление аномии в современном обществе………………………………24
2.3. Семья как источник психологических проблем подростков…………...25
ГЛАВА 3. Психологические проблемы подростков.
3.1. Виды эмоциональных нарушений………………………………………..30
3.2. Девиантное поведение в подростковой среде…………………………...33
Заключение……………………………………………………………………...36
Список использованной литературы………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

2 сим Психология. ОБРАЗЕЦ.docx

— 78.03 Кб (Скачать файл)

Исследования показали, что у  младшего подростка появляются специфические  страхи. Они - продукт воображения (страх  перед ведьмами, чертями, монстрами), страх перед животными. У старших  подростков на первый план выступает  страх перед авторитарными личностями (учителем, директором), социальные страхи (страх не соответствовать стандартам или субкультуре референтной  группы), страх в ситуациях с  высокими требованиями. Исследователи  также отмечают зависимость страхов  детей от страхов их родителей. На появляющиеся страхи влияют стили взаимоотношений  в семье (гиперопека, симбиоз между  матерью и ребенком).

Страхи могут также возникать  из-за неуверенности подростка в  собственных межличностных отношениях с другими людьми.

Школьные страхи свидетельствуют  о появляющейся дезорганизованности  личности вследствие излишней тревожности, ее неустойчивости. Школьные страхи - постоянный спутник обучения, возникающие из-за чрезмерных требований учителя. Школьники  не любят отвечать у доски, потому что на них смотрят сверстники, боятся, что скажут глупость, которая  вызовет их смех.

По данным исследований, общая тревожность  у подростков достигает 47 баллов; страх  самовыражения - 56 баллов; страх ситуации проверки знаний - 60 баллов; страх несоответствия ожиданиям окружающих - 63 балла. Страхи в отношениях с учителем достигли 45 баллов.

Для таких страхов в обучении характерно уклонение от посещения  школы, привязанность к одному из близких людей, уклонение от общественных обязанностей.

Наблюдаются вполне обоснованные подростковые страхи быть покинутым, трудности или  нарушения процессов обучения, физическая слабость и недостаточно развитая совесть. Результатом всего этого становится девиантное поведение, проявляющееся  одновременно со страхом наказания.

Одно из наиболее ярких проявлений эмоционального неблагополучия - депрессивные состояния подростков. Психологическое неблагополучие подростков, в том числе и касающееся эмоциональной сферы, имеет далеко идущие последствия. Многие исследователи связывают некоторые типы нарушений поведения у детей (побеги, школьные прогулы, бродяжничество, воровство, убийства) с различными формами психогенных расстройств, в частности с депрессивным состоянием.

Депрессия в психологии - это аффективное  состояние, характеризующиеся отрицательным  эмоциональным фоном, изменением мотивационной  сферы, когнитивных представлений  и общей пассивностью поведения.

Страдания и ощущение печали, потеря аппетита, уход от социальных контактов, бессонница, раздражительность, ослабление интересов и способности к  концентрации, а также жалобы на физическое состояние являются обычными для депрессивных расстройств подростков.

В подростковом возрасте депрессивные симптомы в большинстве случаев  сходны с симптомами у взрослых. Отчаяние и чувство, что в создавшейся  ситуации ничего не может измениться, ведут в этот период жизни к  повышенному риску суицида. Иногда такие подростки пытаются улучшиться свое состояние с помощью алкоголя или наркотиков, что в свою очередь  может привести к алкогольной  или наркотической зависимости.

У детей, так же как и у взрослых, в возникновении депрессивных состояний  важную роль играют генетические факторы, но влияние факторов среды не менее  существенно. Наиболее существенным обстоятельством, которое способствует возникновению  депрессии, представляется прекращение  близких связей или отношений.

Связанные с разрывом переживания  могут возникать непосредственно  в момент разрыва и приводить  к немедленному возникновению депрессии.

Подростковая депрессия  бывает двух видов:

1) безразличие и чувство  пустоты; ощущение, что детство  уже кончилось, а взрослым подросток  себя еще не чувствует. Возникает  некоторый вакуум, который воспринимается как скорбь по утраченному человеку - части самого себя. Непродолжительна, легко лечится;

2) результат полосы жизненных  поражений (старался решить поставленные  проблемы, но безуспешно: либо окружающие  не понимают его, либо он  ощутил ограничение своих потенциальных  возможностей). В то же время  адаптивные механизмы взрослого  человека еще отсутствуют. Прогноз  тяжелый. Так, значительное число  самоубийств в юности происходит  не после длительного поиска  альтернативных решений сложной  проблемы, а вследствие мгновенного  порыва. Часто последней каплей  становится потеря ощущения значимости  связи с родителями или с  другом.

Кроме этого в подростковом возрасте большую роль в возникновении  депрессивных состояний играет и  ощущение невозможности реализовать  себя, свое понимание отношений с  людьми в сложной и быстро меняющейся ситуации.

Эмоциональные расстройства могут  существовать и во множестве других форм. К их числу относятся ипохондрические  состояния и реакции истерики.

Сейчас известны многочисленные данные о том, что полученный в детстве  неадекватный эмоциональный опыт (в  неблагополучных семьях, при нарушении  взаимоотношений детей с родителями и родителей между собой) отражается на общем эмоциональном развитии ребенка. Также эмоциональные нарушения  у подростков тесно связаны с  признаками семейного неблагополучия, такими как невроз матери, супружеские  ссоры, раздражительность родителей  и распад семей [20].

3.2. Девиантное поведение в подростковой среде.

Психологические проблемы подросткового  возраста заастую приводят к проявлениям  девиантности. Девиантное поведение или отклоняющееся поведение встречается в повседневной жизни очень часто. Наверно, нет такого человека, который хотя бы раз в жизни не нарушал запреты, соблюдал бы все правила и нормы установленные в обществе, в котором он живет. Девиантными могут считаться разные поступки: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя и убийства. Чаще всего «табу» нарушаются в молодом возрасте, когда действует правило запретного плода, которого так хочется попробовать [2].

 

Девиантность – это социальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (культуре, группе) нормам и ожиданиям [13].

Девиация бывает как негативная (деяния, которые негативно влияют на общество и вызывают у его членов отрицательные эмоции – разбои, убийства, наркотизм, алкоголизм), так и позитивная (различные виды творчества и гениальность, которые выходят за общепринятые рамки). В современном обществе, наибольшую тревогу вызывают негативные формы девиации.

Левин Б.М. и Левин М.Б. в книге «Наркомания и наркоманы» рассматривают на каких основаниях появляются различные формы девиации в молодежной среде. Авторы предполагают, что согласованность взаимодействия между членами общества, их интересами, социальными институтами во время резких перемен в любой из сфер жизни общества, нарушается, вследствие того, что старые нормы уже не действуют, а новые еще не оформились. У индивидов «повышается готовность выйти за пределы норм», отключаются культурные ограничители, для человека перестают существовать такие понятия, как «нехорошо», «безнравственно». Следующей причиной отклоняющегося поведения может быть прогресс общества. Новый, более качественный, уровень жизни индивидов, конкурентная основа жизни порождает новые конфликты. К человеку предъявляются высокие требования в культурных и трудовых навыках, индивид должен обладать высоким уровнем здоровья. Если человек не соответствует этим, новым, стандартам и не может их достигнуть в короткий срок – он выпадает из жизни общества или становится девиантом. Молодежь является самой восприимчивой частью социума к изменениям жизни, и в то же время, очень динамичной, легко выходящей за рамки, в которые их загоняет общество.

За основу отклоняющегося поведения молодежи авторы берут  кризис в отношениях общества и молодого поколения и выделяет такие приметы  этого кризиса, как:

- отчуждение. Многие молодые  люди чувствуют себя чужими  в мире взрослых, они категорически  отвергают все, что им предлагается  старшим поколением, создавая субкультурные  группы со своими правилами  и нормами, которые устраивают  членов этих групп. Во многих  из существующих субкультур  человеческая  жизнь не обладает большим  приоритетом, формируется не традиционное  отношение подрастающего поколения  к ней. Кроме того, в таких  коллективах, как правило, очень  сплоченных, ответственность групповая,  это влечет то, что каждый конкретный  человек не отвечает за свои  поступки, а за них отвечает  вся группа, вследствие чего индивид  легче переступает рамки дозволенного. Так же очень важна степень  одиночества молодого человека, если эта степень очень высока, то тогда теряется инстинкт  самосохранения и угасает чувство  сострадания к ближнему;

- массовость. В современном  обществе образовывается множество  молодежных субкультур и контркультур. Огромная масса молодежи отходит  от общекультурных ценностей,  создаваемых предыдущими поколениями;

- неблагополучие благополучных.  Подросток на первый взгляд  кажется вполне нормальным, не  обделенным вниманием, не создает  проблемы ни родителям, ни школе.  Но, он также, как и все его  сверстники разочаровывается в  окружающих его людях, в несоответствие  того, чему учат взрослые и,  что они делают на самом  деле. «Если такой человек сам  не становится проблемным, то  создает проблемы вокруг себя, проблемными вырастают его дети»; 

- «растерянные взрослые». Многие взрослые не знают, что делать с молодыми людьми, как их воспитывать дальше,  ведь они уже не дети, но и еще не взрослые. «Нет такой философии воспитания, которая была бы убедительна для достаточного числа людей и могла стать основой конструктивного общественного мнения и конструктивной молодежной политики».

Основной девиантогенный фактор - противоречия между социально  сформированными потребностями  и обеспечиваемые обществом возможности  их удовлетворения. Для подростков и молодежи это противоречие проявляется  особенно остро: максимум потребностей - минимум возможностей. Если глобальным различением оказывается "включенность/исключенность", то подростки чаще оказываются в числе "исключенных" [6].

Наиболее распространенные и опасные виды отклоняющегося поведения среди подростков: курения, наркомания, алкоголизм, суицидальное поведение подростков, подростковая преступность, проблемы подростковой сексуальности.

В современном обществе проблема отклоняющегося поведения подростков и молодежи является наиболее серьезной, влияющей не только на молодежь, как  на социальный слой, но и на все общество в целом [19].

 Заключение. 
           В заключение важно подчеркнуть одно обстоятельство. Говоря о подростке, мы характеризуем наиболее общие, типичные черты его физического и психологического облика. Между тем есть и проблема индивидуальных различий. Так называемого среднестатистического подростка реально не существует. Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей подростка среды и условий воспитания, но и от особенностей организма и личности. Как бы глубоко и всесторонне мы ни пытались охарактеризовать возрастную группу людей, наша характеристика всегда останется лишь абстрактной моделью, ибо многообразие человеческих типов неимоверно велико. Однако мы попытались дать общую характеристику психологических проблем подросткового возраста,  так как понимание частного невозможно без понимания общего.

Эмоциональные проблемы юношеского возраста имеют разные истоки. Физиологические  изменения, происходящие в организме в этот период, процесс формирования "я", образование самосознания, самооценки, самоуважения подростка, развитие его мышления, обретение чувства взрослости,  изменение социальной активности – всё это ведёт к проявлению подросткового кризиса и возникновению ряда психологических проблем.

Переходный возраст (в  широком понимании этого слова) всегда считался критическим в смысле перехода, перелома, перемены. Насколько  кардинальными и глобальными  оказываются перемены в личности в подростковый период? Разные психические  качества изменяются по-разному: одни - быстро, другие остаются относительно прежними на протяжении всей жизни. Различна и степень возрастной изменчивости личности в целом: одни люди сильно меняются при переходе от детства к юности, а другие - нет. У одних отрочество и юность протекают бурно и болезненно, у других спокойно и плавно. Характер перехода зависит от той совокупности, той композиции, которая сложится на основе развившихся к тому моменту внутренних факторов и наличных условий окружающей среды.

Характерное для современного общества явление аномии, влияние  политических и социо-культурных перемен, рыночной экономики способствуют невротизации подростков и затруднению процесса их социализации. Поэтому очень важно  сохранить связь подросток-родитель,  подросток-педагог, то есть - «подросток - взрослый» для того, чтобы облегчить  вступление подростка во взрослую жизнь, помочь избежать (хотя бы частично) или  облегчить переживание психологических  проблем, присущих подростковому возрасту.

Информация о работе Психология личности подростка