Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 12:48, реферат
Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня (две сферы): 1) религиозную идеологию, т. е. более или менее систематизированное изложение религиозных догм и мифов профессиональными церковниками и богословами; 2) религиозную психологию, т. е. религиозные представления и чувства, свойственные массе рядовых верующих.
Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и по своей структуре, по своим компонентам.
В противоположность религиозной вере вера безрелигиозная имеет в качестве своего объекта те или иные гипотетические положения, которые формулируются на основе обобщения общественной практики, исходят из научно установленных и практически проверенных истин. Являясь основанием дальнейшей деятельности, содержание такой веры либо признается ложным, либо подтверждается в ходе практической, экспериментально научной проверки, приобретая значение научно обоснованного знания. Такая вера выступает как побочный, вспомогательный элемент в процессе развития знания.
Кроме гносеологического аспекта вера имеет еще и психологический аспект, ибо для веры характерно не просто знание о чем-то, а эмоциональное отношение к этому. Следует, видимо, отличать веру от убежденности.
поскольку убежденностью обычно называют уверенность человека в истинности таких идей и представлений, которые могут быть научно доказаны, хотя в данный момент они и не признаны всеми. Иначе говоря, вера и убеждение отличаются по своему объекту, и объектом убеждения обычно является доказуемое положение. С психологической же стороны, т. е. как личная уверенность в истинности данного положения, они проявляются одинаково. Подобное различение веры и убеждения представляется необходимым в связи с тем, что богословы, объявляя веру даром божиим, присущим каждому человеку, называют верой и убежденность ученых, отстаивающих свои теории. В действительности же убежденность, например, Галилея в том, что Земля вращается вокруг Солнца, что Луна является небесным телом, вращающимся вокруг Земли, опиралась на строгие научные формулы, эксперименты и астрономические наблюдения. Это было знание, а не вера, но знание, которое необходимо отстаивать, защищать, и, естественно, поэтому от ученого требовались твердость, личное эмоциональное отношение к этому знанию.
Из всей совокупности
сведений, которыми располагает человек,
объектом веры или убеждения становятся
лишь те, которые имеют значение
для его личной повседневной деятельности.
Круг таких сведений определяется особенностями
самой деятельности человека, его
практическими и духовными
Чем же порождается
такое эмоциональное отношение
к идеям и представлениям, или,
иначе говоря, как объяснить психологический
аспект веры? Богословы уверяют, что
эта способность к вере заложена
в душе человека самим богом при
создании его. И дело, по их представлениям,
заключается лишь в том, в чем
находит удовлетворение эта присущая
человеку жажда веры - в истинной
ли вере в величайшую ценность, в
бога, как у христиан, либо в вере
в те или иные земные и, следовательно,
преходящие ценности. В действительности
же данное явление объясняется
Отличительной особенностью
всей деятельности человека, за исключением
чисто рефлекторных актов, является
то, что она носит целенаправленный
характер. Прежде чем действовать, человек
вначале ставит цель, намечает пути
и средства достижения этой цели. Подобная
особенность человека выработалась
в процессе общественного труда
и постоянно воспроизводится
в трудовом процессе. В процессе
общественной практики, как и в
ходе индивидуальной практической деятельности,
не только подтверждаются те или иные
представления, но перед человеком
возникают новые, не учитываемые
ранее проблемы. Сама практическая
деятельность ставит человека перед
новыми проблемами и требует их разрешения.
Таким образом, человек приступает
к практическому осуществлению
своей цели, испытывая подчас недостаток
информации о путях и средствах
ее достижения. Поскольку сама цель
имеет для человека жизненно важное
значение, как, например, охота для
охотничьих народов или выращивание
урожая для земледельцев, постольку
от него требуется упорство в достижении
цели, уверенность в том, что он
достигнет конечного
Способность эмоционально относиться к своим представлениям и идеям связана, как говорилось выше, и с психофизиологическими особенностями человека. Здесь уместно сослаться на выдвинутую доктором медицинских наук П. В. Симоновым концепцию о природе эмоций. Оставляя в данном случае в стороне проблему физиологических процессов, лежащих в основе эмоций, подчеркнем те стороны его концепции, которые имеют непосредственное значение для нашей проблемы. П. В. Симонов рассматривает эмоции как важный фактор в приспособительных действиях высших животных и человека. Эмоции компенсируют недостаток информации и тем самым помогают человеку (или животному) выстоять перед лицом неизвестных обстоятельств. Эмоция возникает при недостатке или избытке информации -таков основной тезис концепции П В. Симонова. Характерной чертой эмоций является ускорение и усиление реакций, благодаря чему эмоции обеспечивают продолжение действий и при недостатке информации способствуют поискам новой информации.
Поэтому именно те идеи и представления, которые либо не имеют однозначного обоснования, либо подвергаются опровержению и которые одновременно имеют важное значение для данного человека, приобретают эмоциональную окраску, становятся объектом убеждения или веры. В тех же случаях, когда действие совершается на основании точного знания и достижение цели не вызывает сомнений, тогда эмоции не проявляются. Поэтому они не сопровождают и такие представления и идеи, которые являются общепризнанно истинными.
Все это показывает,
что существование
Может, однако, возникнуть следующий вопрос: если наличие веры связано с процессом труда, как указывалось выше, и объектами веры являются идеи и представления, жизненно важные для человека, то каким образом идеи и представления о сверхъестественном, о всемогущем и непознаваемом боге, т. е. идеи, выходящие за пределы повседневных интересов человека, могут превратиться в объект глубокой религиозной веры? Богословы часто ставят этот вопрос, считая, что ответить на него можно только на основе признания божественной природы самой веры.
Современная психология дает вполне материалистическое объяснение подобному факту. Одна из особенностей психического отражения действительности человеком состоит в том, что действительность открывается человеку независимо от отношения к ней человека.
В этом и состоит процесс самого сознания, превращения неосознанного психического отношения в сознаваемое восприятие. В зависимости от конкретных целей и условий действия человеку присуща в каждый данный момент определенная установка на восприятие. Он осознает не все внешние воздейстия на его органы чувств, а лишь некоторые. Приведем пример. Человек, увлеченный беседой со спутником, идет по улице и как бы не замечает окружающей его обстановки, хотя его поведение находится в полном соответствии с происходящим вокруг. Но сознательного образа улицы у него нет. Однако, достигнув нужного дома, он останавливается, осознает, что это и есть нужный ему дом. Теперь и окружающая обстановка отчетливо сознается им.
В сфере мышления можно говорить об аналогичном процессе - человек может иметь, воспринимать многие идеи, но некоторые из них оказываются ему безразличными, другие же приобретают для него личный смысл.
Чтобы привить человеку
идею бога, видимо, необходимо, чтобы
эта идея была тесно связана с
повседневными жизненными потребностями
человека. Установить такую связь
можно только тогда, когда, с одной
стороны, сам человек опытом своей
жизни подготовлен к восприятию
подобной идеи. Как отмечал К. Маркс,
верующий - это человек или не
нашедший себя, или уже потерявший,
т. е. человек, пришедший, в силу определенных
социальных причин, к осознанию своей
слабости в борьбе с окружающими
его и чуждыми ему силами. Тем
самым человек уже
Стремясь веру в
бога сделать основой жизни
Подобные верующие в нашей стране составляют значительное большинство Не случайно один из современных православных богословов признал, что идея бога в умах верующих переместилась из центра к периферии сознания.
Третья группа верующих,
имеющих живую веру, тесно связывает
религиозные идеи со своим повседневным
поведением. Эти люди восприняли идею
личного спасения как главную
цель своей жизни, и во имя обеспечения
спасения они стремятся претворять
религиозные предписания в
Говоря о специфике
религиозной веры и о ее эмоционально-психологическом
аспекте, нельзя не остановиться на эмоциональном
значении веры для самого верующего.
Когда человек, измученный горем, личными
невзгодами, уставший от жизни, обращается
к религии, начинает приобщаться
к жизни религиозной общины и
к религиозным идеям, он получает
утешение. Многие верующие говорят
о том, что религиозная вера дает
им успокоение, приносит чувство удовлетворения.
Вера действительно может дать эмоциональную
разрядку, успокоение, но происходит это
совсем не оттого, что человек якобы
обрел бога, нашел истину, голос,
который звучал в его душе, как
объясняют это явление
Для такого человека
большое значение имеет и общение
с другими верующими, психологический
тон, существующий в общине и созвучный
настроениям личной беспомощности.
В общине это чувство уже не
является только личным, дух человеческой
беспомощности перед
Попадая в религиозную
общину, верующий помимо психологического
воздействия самой общности испытывает
также и влияние выработанных
данной религиозной организацией средств
эмоционального воздействия. Переживания,
вызванные воздействием этих средств,
воспринимаются самими верующими не
в их непосредственности, а связываются
с религиозной идеей. Но кроме
этих средств массового воздействия
религиозные организации
Среди таких средств в первую очередь следует отметить ежедневную молитву.
В молитве происходит
как бы самовнушение, человек вновь
и вновь убеждает себя в существовании
бога. Излагая богу свои невзгоды, просьбы,
человек невольно и сам продумывает
свои заботы, заново осознает их, и уже
от одного этого они перестают
в ряде случаев казаться ему столь
тягостными. Кроме того, надежда, что
часть забот переложена на бога,
в какой-то мере ослабляет эмоциональную
напряженность человека, доставляя
ему облегчение. Сам этот факт воспринимается
верующими как новое
Сходное воздействие
на психику верующих оказывает и
такой обряд, как таинство покаяния
в православии и католицизме.
Этим обрядом человеку предписывается
заново продумать свои поступки, свое
поведение в свете религиозных
предписаний. Многократное повторение
этого обряда приводит к тому, что
у человека вырабатывается устойчивый
религиозный принцип анализа
всех явлений, формируется специфически
религиозная структура
На примере этих некоторых средств укрепления религиозной веры напрашивается вывод, что иррациональная идея бога, недоступная, по признанию самих богословов, логическому обоснованию, в практике религиозных организаций закрепляется тщательно отобранными средствами эмоционального воздействия. Идея бога, получающая эмоциональную окраску, становится объектом религиозной веры.
Таким образом, веру, представляющую один из элементов познавательного процесса, играющую вспомогательную роль, религия превратила в самодовлеющее средство постижения бога, противопоставляя веру подлинно научному познанию как высший дар бога, которым обладает человек. И как бы ни пытались богословы примирить методы научного познания с религией, бесспорным остается положение о том, что для религии процесс реального познания и преобразования мира представляется второстепенной, малосущественной проблемой. Религиозной вере атеизм противопоставляет не безверие, а глубокую убежденность в творческих способностях человечества, веру в возможность построения прекрасного общества на земле. Эта вера имеет в качестве своего основания весь опыт борьбы человечества за свое счастье, она опирается на подтвержденные практикой знания о закономерных путях развития человеческого общества.
Информация о работе Психология религии. Особенности психологического мировоззрения верующих