Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 15:02, реферат
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы рассмотреть психологию религии как область научного познания, исследования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Систематизировать и обобщить научные подходы к данной проблеме.
2. Исследовать религию как психологический феномен.
3. На основании теоретического анализа выявить место психологии религии в системе научного знания.
Введение
1. Современная структура исследований. Деление по предмету и методу
1.1 Научное исследование: структура, этапы и уровни
1.2 Религия как психологический феномен
1.3 Психология религии как область научного познания
2. Метод опроса в исследованиях религиозности в России
Заключение
Список используемой литературы
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахский Национальный университет им. Аль-Фараби
СРС № 1
Реферат на тему: «Психология религии как область научного знания»
Выполнила: Молдыбаева Елена 3 курс психология
Проверила: Кунанбаева М. Н.
Алматы
2013
Оглавление
Введение
1. Современная структура исследований. Деление по предмету и методу
1.1 Научное исследование: структура, этапы и уровни
1.2 Религия как психологический феномен
1.3 Психология религии как область научного познания
2. Метод опроса в исследованиях религиозности в России
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Психология религии является одной из самых молодых прикладных отраслей социальной психологии. Предмет и методологические основы психологии религии можно понять, лишь определив ее место в системе научного знания. Как наука она складывалась на стыке философии, социологии, общей психологии, всеобщей истории, лингвистики, этнологии и ряда других наук. В СССР психология религии разрабатывалась преимущественно философами в рамках истории и теории религии и атеизма (т.е. научного атеизма). В настоящее время психология религии занимает междисциплинарный статус. С одной стороны, она разрабатывается как отрасль социальной психологии, а с другой – как раздел комплексной относительно самостоятельной науки – религиоведения. Актуальные проблемы религиозной психологии исследуются также социологами, философами, этнографами и другими учеными в рамках своих наук.
Проблемами изучения изменения и трансформации религии, а также её интеграции в различные сферы человеческой деятельности в разное время занимались многие ученые. Психологический подход к изучению религии оформляется в самостоятельную дисциплину к концу XIX в., в первую очередь, благодаря работам американца У.Джеймса и немца В.Вундта, а затем и З.Фрейда. Ее предмет составляли индивидуальные чувства, связанные с религией (религиозный опыт индивида), и «религиозное общение», обретение веры или переход из одной веры в другую, воздействие религиозной веры на поведение индивидов или групп людей. Религия рассматривается как стержень, основа внутренней духовной жизни личности, а затем и как средство групповой и социальной интеграции (социальная психология).В первой половине XX в. сложились три подхода к объяснению человеческого поведения (в частности религиозного): один из них сводил все к врожденным инстинктам; другой - утверждал, что врожденных стимулов не существует и человеческое поведение является результатом социальных условий; наконец, третий подход был представлен психоанализом, идущим от работ З.Фрейда. Сторонником первого подхода был У.Джеймс в работе «Многообразие религиозного опыта» утверждал, что религия имеет эмоциональную, а не интеллектуальную природу. Религиозность является результатом особенностей психики того или иного человека, корни религии лежат в области индивидуальных чувств и настроений.
Психология религии стремится решить следующие задачи:
- описать
исследуемые объекты, под
- объяснить
на языке психологии
- выяснить влияние этих феноменов на жизнь людей и всего общества.
Однако многие области религии и в настоящее время остаются неисследованными психологией. Хотя религия играют большую роль в жизни многих людей, остаётся невыясненным, почему в одних случаях они ведут к положительным результатам, а в других — к отрицательным. Этим и обусловлена необходимость исследования того, каким образом и в каком направлении религия оказывает влияние на жизнь людей. Таким образом, тема «Современная структура исследований. Деление по предмету и методу» в изучении предмета «Психология религий» по-прежнему является достаточно актуальной.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы рассмотреть психологию религии как область научного познания, исследования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Систематизировать и обобщить научные подходы к данной проблеме.
2. Исследовать религию как психологический феномен.
3. На основании теоретического анализа выявить место психологии религии в системе научного знания.
Методологической основой является анализ теоретической базы взаимоотношений религии и общества, что позволяет осуществить разностороннее изучение объекта, предмета и методов исследования психологии религии.
1. Современная структура исследований. Деление по предмету и методу
Предмет и методологические основы психологии религии можно понять, лишь определив ее место в системе научного знания. Сложность систематизации знаний в такой области, как психология религии, связана прежде всего с тем, что она является структурным подразделением двух наук — психологии и религии. Психология религии представляет собой применение психологических исследовательских методов и интерпретационных моделей к различным религиозным традициям, формам духовности, а также к религиозным и нерелигиозным индивидуумам. Данная наука стремится точно описать детали и происхождение религиозных верований и религиозного поведения, а также связанные с ними обычаи.
В то же время понимание современного этапа развития этой дисциплины с его стремлением к интеграции невозможно без ее научного исследования. Именно исследование является способом научной деятельности, обеспечивающим получение новых знаний. Поэтому, прежде всего, необходимо рассмотреть структуру научно-исследовательской деятельности: из каких компонентов она состоит, какова её динамика и уровни?
К структурным
компонентам научно-
Субъект научной
деятельности функционирует в современном
обществе на трех взаимодействующих
уровнях. На первом из них субъект
выступает как индивид –
Объект научной деятельности становится таковым лишь вследствие активной материально-практической и теоретической деятельности исследователя. Фрагмент реальности, став объектом познания, подвергается, прежде всего, предметно-орудийному воздействию, например в ходе физического эксперимента, а для того чтобы он стал объектом теоретического мышления, его «превращают» в идеальный объект путем представления через сеть научных понятий, специально созданную систему научных абстракций.
Отсюда возникает необходимость введения понятия «предмет науки», которое фиксирует признаки объекта познания, необходимые для его познания в ходе активной познавательной деятельности, в целом общественно-исторической практики субъекта. Один и тот же объект познания может стать основой для формирования предмета ряда наук, например, человек стал предметом исследования нескольких сотен наук, естественных и социально-гуманитарных, то же можно сказать и о таких объектах, как язык, наука, техника и т.д. В дальнейшем может возникнуть необходимость создания общей теории данного объекта, что возможно лишь на основе объединения данных разных наук путем применения принципов системного подхода и ведет к созданию новой научной дисциплины. Так было, и в случае психологии религий.
Средства
научной деятельности включают материально-технические
приборы, инструменты, установки и
т. д., а также различного рода знаковые
средства, в первую очередь язык
– специальный научный и
Рассмотренные компоненты научной деятельности раскрывают ее статическую структуру, тогда как анализ структуры деятельности в динамике предполагает вычленение основных этапов научного исследования. В самом обобщенном виде можно выделить следующие этапы:
- постановку проблемы, вычленение объекта и предмета исследования; эксперимент;
- описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, – создание гипотезы (теории);
- предсказание и проверка полученного знания.
Очевидно, что этапы исследования варьируются в зависимости от специфики науки исследования. Для структурного разграничения целостной системы научного знания и познавательной деятельности в методологии существуют понятия эмпирического и теоретического уровней. Рассмотрим эти понятия. Эмпирическое не сводится к обыденно-практическому знанию, так как является уровнем специализированного научного познания, предполагающего, в отличие от обыденного, целенаправленную систематизированную деятельность на основе специальных методов и системы понятий. По этой же причине нельзя всякую умственную деятельность считать теоретической. Неправомерно также отождествлять эмпирическое и теоретическое с чувственным и логическим. Как стороны единого процесса, чувственное и логическое характеризуют любое познание, непосредственное отношение субъекта к объекту, особенности индивидуальной познавательной деятельности. Деление на чувственность и мышление опирается на данные физиологии высшей нервной деятельности и психологии, тогда как деление на эмпирическое и теоретическое отвлекается от процессов такого рода, относится к научному познанию и классифицирует методы и формы знания, типы исследований. Наконец, что особенно важно подчеркнуть, чувственное и логическое представлено и определенным образом сочетается как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях научного познания.
Эмпирический
и теоретический уровни различаются,
во-первых, по способам и методам
деятельности. В основе эмпирического
уровня лежит предметно-орудийная,
научно-практическая деятельность, благодаря
которой обеспечивается накопление
и первичное обобщение
Относительность
деления научного познания на уровни
проявляется в том, что они
находятся в тесной взаимосвязи,
взаимозависимости. Ни один вид эмпирического
исследования невозможен без теоретических
предпосылок, которые представляют
своего рода исходный «концептуальный
каркас», систему понятий и принципов,
воспроизводящую определенные представления
о предмете исследования. Эта система
координат выступает как
Противопоставление
эмпирического и теоретического
относительно, является видом абстракции,
результатом методологической конструктивной
деятельности, позволяющей структурировать
«по этажам» виды деятельности и
формы знания. При этом всегда имеется
в виду глубокая внутренняя связь, реально
существующая между единичным и
общим, явлением и сущностью, эмпирическими
фактами и их теоретическим объяснением,
что делает возможным эмпирическое,
практическое подтверждение теории.
Соответственно, необходимо иметь в
виду, что абстракции эмпирического
и теоретического уровней достаточно
приблизительны и не отражают в полной
мере структурные компоненты реального
знания. Так, деление на «уровни», по
существу, не учитывает такую важную
составляющую научного познания, как
философско-мировоззренческие
Информация о работе Психология религии как область научного знания